Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ИРТиСТ" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по сопровождению и развитию комплекса программных средств для ведения бюджетного учета и составления отчетности Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды России (РОСГИДРОМЕТ) (номер извещения 0173100009913000011) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. При размещении разъяснений положений Конкурсной документации от 16.08.2013, от 20.08.2013 на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) Заказчиком не указаны соответствующие предметы запросов. Кроме того, Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлено, что дата окончания срока предоставления участникам размещения заказа разъяснения положений документации - 11.09.2013, при этом срок окончания подачи заявок - 13.09.2013.
2. Заказчиком установлено ограничение подачи участниками размещения заказа заявок на участие в Конкурсе в электронном виде.
3. Заказчиком сокращен минимальный срок подачи заявок на участие в Конкурсе.
4. Заказчиком в Конкурсной документации не установлен порядок оплаты оказанных услуг.
5. Заказчиком не установлен надлежащим образом срок оказания услуг.
6. Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлено требование о наличии в составе заявки на участие в Конкурсе диска, содержащего электронную версию заявки.
7. Заказчиком не установлен срок подписания государственного контракта.
8. Конкурсная документация не содержит инструкции по заполнению заявки на участие в Конкурсе.
9. Заказчиком неправомерно установлено требование об оформлении доверенностей в соответствии с установленными в Конкурсной документацией формами.
10. Заказчиком не установлена значимость критериев оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе. Кроме того, Заказчиком установлен критерий "Срок оказания услуг". Вместе с тем, Конкурсной документацией предусмотрен конкретный срок: с даты заключения контракта по 30 сентября 2014 г.
11. В Конкурсной документации отсутствуют требования к объему оказываемых услуг.
12. В Форме III.3 Конкурсной документации неправомерно предусмотрено указание участниками размещения заказа в заявке на участие в Конкурсе сроков предоставления гарантий качества услуг.
13. Предмет контракта, указанный в извещении о проведении открытого конкурса не соответствует предмету контракта, установленному в проекте государственного контракта.
14. Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлено требование о привлечении к работе по контракту третьих лиц с письменного согласия Заказчика.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на Официальном сайте - 21.08.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 9 544 520 рублей;
3) на участие в Конкурсе подана 1 заявка от участника размещения заказа;
4) к участию в Конкурсе допущен 1 участник размещения заказа;
5) Конкурс признан несостоявшимся.
1. В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа вправе направить в письменной форме заказчику, уполномоченному органу запрос о разъяснении положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней со дня поступления указанного запроса заказчик, уполномоченный орган обязаны направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
При этом в соответствии с частью 2 статьи 24 Закона о размещении заказов в течение одного дня со дня направления разъяснения положений конкурсной документации по запросу участника размещения заказа такое разъяснение должно быть размещено заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что на Официальном сайте указаны предметы поступивших Заказчику запросов о разъяснении положений Конкурсной документации от 16.08.2013, от 20.08.2013, а именно: "Программные платформы для функционирования комплекса программных средств (КПС)", "Используемые программные платформы для подсистем КПС".
Кроме того, представители Заказчика пояснили, что срок окончания приема заявок - 13.09.2013. Следовательно, срок окончания направления запросов о разъяснении положений Конкурсной документации приходится на 08.09.2013. Вместе с тем, указанная дата является выходным днем.
Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно статье 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Следовательно, срок окончания подачи запроса о разъяснении положений Конкурсной документации приходится на 09.09.2013. При этом Заказчик обязан направить разъяснение положений документации в течение двух рабочих дней. Следовательно, дата окончания срока предоставления участникам размещения заказа разъяснения положений Конкурсной документации - 11.09.2013.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком при размещении разъяснений положений Конкурсной документации от 16.08.2013, от 20.08.2013 на Официальном сайте не указаны соответствующие предметы запросов, а также, Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно установлено, что дата окончания срока предоставления участникам размещения заказа разъяснения положений Конкурсной документации - 11.09.2013, не нашел своего подтверждения.
2. Согласно части 2 статьи 25 Закона о размещении заказов участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в письменной форме в запечатанном конверте или в форме электронного документа.
Согласно пункту 3.1.1 Конкурсной документации "участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в письменной форме в запечатанном конверте или в форме электронного документа с электронно-цифровой подписью, удостоверенной удостоверяющим центром, внесенным в единый государственный реестр в соответствии со ст.10 Федерального закона "Об электронной цифровой подписи" от 10.01.2002 N 1-ФЗ".
Заказчиком в пункте 3.1.1 Конкурсной документации указано: "В настоящее время Государственный заказчик не имеет технической возможности обеспечить прием заявок на участие в конкурсе, поданных Участником размещения заказа, в форме электронного документа и осуществить открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе".
Вместе с тем, на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что Конкурсная документация предусматривает возможность подачи заявки в электронном виде, в случае поступления заявки на участие в Конкурсе в форме электронного документа, такая заявка будет принята к рассмотрению.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком установлено ограничение подачи участниками размещения заказа заявок на участие в Конкурсе в электронном виде, не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона о размещении заказов извещение о проведении открытого конкурса размещается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте не менее чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в конкурсе.
Согласно части 3 статьи 24 Закона о размещении заказов заказчик, уполномоченный орган по собственной инициативе или в соответствии с запросом участника размещения заказа вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе. При этом срок подачи заявок на участие в конкурсе должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на официальном сайте внесенных изменений в конкурсную документацию до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе такой срок составлял не менее чем двадцать дней.
На заседании Комиссии установлено, что извещение в редакции N 1 о проведении Конкурса опубликовано на Официальном сайте 14.08.2013. При этом Заказчиком установлено, что дата вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе - 13.09.2013. Следовательно, извещение о проведении Конкурса размещено Заказчиком на Официальном сайте менее, чем за тридцать дней до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в Конкурсе. Указанные действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 21 и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Вместе с тем, Заказчиком 21.08.2013 внесены изменения в Конкурсную документацию. При этом срок с момента внесения изменений в Конкурсную документацию до дня вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в Конкурсе (13.09.2013) составляет более двадцати дней.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты размещения заказа.
4. В соответствии с пунктом 4.2 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать, в том числе, форму, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг.
Пунктом 1.5.2 Информационной карты Конкурсной документации установлено, что оплата оказанных услуг осуществляется в пределах цены, установленной в государственном контракте, после подписания Акта сдачи-приема выполненных работ (оказанных услуг) или этапов выполненных работ (оказанных услуг), что, по мнению Заявителя, не является надлежащим установлением порядка оплаты работ.
Вместе с тем, разделом 2 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлен порядок оплаты работ по контракту. В том числе, пунктом 3.2 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено, что "расчеты за выполненные по настоящему Контракту работы производятся между Заказчиком и Исполнителем после подписания акта сдачи-приемки этапа выполненных работ (оказанных услуг) в течении 5-ти банковских дней, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя".
Таким образом, довод Заявителя, согласно которому Заказчиком не установлен порядок оплаты оказанных услуг, не нашел своего подтверждения.
5. Согласно части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация, в том числе, должна содержать место, условия и сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
Согласно пункту 1.3.2 Информационной карты Конкурсной документации "Срок оказания услуг - с даты заключения государственного контракта по 30 сентября 2014 г.".
Пунктом 1.6 технического задания Конкурсной документации установлено: "Плановые сроки выполнения работ: с даты заключения государственного контракта по сентябрь 2014 года".
Пунктом 2.1 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено: "Срок завершения и сдачи выполнения работ по настоящему Контракту - "30" сентября 2014 г.".
Таким образом, довод Заявителя, согласно которому Заказчиком не установлен надлежащим образом срок оказания услуг не нашел своего подтверждения.
6. Частью 3 статьи 25 Закона о размещении заказов установлены требования к содержанию и составу заявки. При этом частью 4 статьи 25 Закона о размещении заказов установлено, что требовать от участника размещения заказа иное, за исключением предусмотренных подпунктами "а" - "в", "д" и "е" пункта 1, пунктами 2 и 3 части 3 статьи 25 Закона о размещении заказов документов и сведений, не допускается.
Пунктом 3.6.10 Информационной карты Конкурсной документации установлено требование, согласно которому "в конверт с заявкой на участие в конкурсе участник размещения заказа должен дополнительно вложить один СD-диск, содержащий электронную версию заявки на участие в Конкурсе и приложений по формам раздела III Конкурсной документации в формате MicrosoftWord".
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации требование о наличии в составе заявки на участие в Конкурсе СD-диск, содержащий электронную версию заявки на участие в Конкурсе, нарушают часть 4 статьи 25 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, заявка единственного участника размещения заказа признана соответствующей требованиям Конкурсной документации. Следовательно, указанное нарушение не повлияло на результаты размещения заказа.
7. Согласно пункту 16 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать срок со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, в течение которого победитель конкурса должен подписать проект контракта. Указанный срок должен составлять не менее чем десять дней.
Пунктом 8.1 Информационной карты Конкурсной документации установлено, что государственный контракт между победителем конкурса и Заказчиком должен быть подписан не ранее чем через десять дней со дня размещения на Официальном сайте протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе или протокола оценки и сопоставления заявок. При этом государственный контракт подписывается победителем конкурса в течение одиннадцати дней со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявки на участие в Конкурсе.
Таким образом, установление Заказчиком в Конкурсной документации требования о подписании контракта победителем Конкурса в течение одиннадцати дней со дня подписания протокола оценки и сопоставления заявки на участие в Конкурсе, не противоречит требованиям Закона о размещении заказов.
8. В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать в соответствии с частями 2 - 4 статьи 25 Закона о размещении заказов требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, подписанного в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, и инструкцию по ее заполнению.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в Конкурсной документации содержатся требования к составу и содержанию заявки на участие в Конкурсе. Кроме того, разделом III Конкурсной документации установлены формы для заполнения заявки на участие в Конкурсе, из которых следует информация, необходимая для представления в заявке на участие в Конкурсе.
Таким образом, довод Заявителя, согласно которому Конкурсная документация не содержит инструкции по заполнению заявки на участие в Конкурсе, не нашел своего подтверждения.
9. Частью 3 статьи 25 Закона о размещении заказов установлено, что заявка на участие в Конкурсе, в том числе, должна содержать документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа.
В разделе 3 Конкурсной документации установлены формы, в соответствии с которыми должны быть оформлены документы, что, по мнению Заявителя, ведет к ограничению количества участников размещения заказа.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что указанные формы носят рекомендательный характер. Кроме того, в примечании к форме III.4 "ДОВЕРЕННОСТЬ НА УПОЛНОМОЧЕННОЕ ЛИЦО, ИМЕЮЩЕЕ ПРАВО ПОДПИСИ ДОКУМЕНТОВ ОРГАНИЗАЦИИ-УЧАСТНИКА РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗА" указано: "Полномочия представителя Участника размещения заказа подтверждаются доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с Гражданским кодексом, или ее нотариально заверенной копией".
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком неправомерно установлено требование об оформлении доверенностей в соответствии с установленными в Конкурсной документацией формами, не нашел своего подтверждения.
10. Частью 2 статьи 28 Закона о размещении заказов установлено, что оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Совокупная значимость таких критериев должна составлять сто процентов.
Пунктом 7.3.1 Конкурсной документации установлены критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе. При этом в подпункте 4 "Итоговый рейтинг (ИР) i-ой заявки на участие в конкурсе" указанного пункта установлена значимость критериев, а именно:
Т1 (значимость критерия "Цена государственного контракта") = 0,35;
Т2 (значимость критерия "Качество услуг и квалификация участника конкурса") = 0,20;
T3 (значимость критерия "Срок оказания услуг участником конкурса") = 0,45.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что критерий "Срок оказания услуг участником конкурса" оценивается исходя из сроков оказания услуг по отдельным этапам исполнения контракта. При этом при заключении контракта сведения о сроках выполнения этапов работ, указанные в заявке победителя, указываются в календарном плане, являющимся неотъемлемым приложением к контракту.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком не установлена значимость критериев оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе, а также неправомерно установлен критерий оценки "Срок оказания услуг", не нашел своего подтверждения.
11. Согласно пункту 4 части 4 статьи 21 Закона о размещении заказов извещение о проведении конкурса должно содержать предмет контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
В извещении о проведении Конкурса указано: "Количество поставляемого товара, объем выполняемых работ, оказываемых услуг: в соответствии с конкурсной документацией".
На заседании Комиссии установлено, что Конкурсная документация содержит раздел "Техническое задание", в котором установлен объем оказываемых услуг.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что в Конкурсной документации отсутствуют требования к объему оказываемых услуг.
Таким образом, довод Заявителя о том, что в Конкурсной документации отсутствуют требования к объему оказываемых услуг, не нашел своего подтверждения.
12. Согласно пункту 3 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов Конкурсная документация должна содержать требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества товара, работы, услуги, к обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, об обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара. При этом указанные требования устанавливаются заказчиком, уполномоченным органом при необходимости.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что в Конкурсной документации отсутствуют требования о предоставлении гарантий качества услуг.
При этом Форма III.3 Конкурсной документации является рекомендуемой, следовательно указание сроков предоставления гарантий качества услуг не обязательно.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно предусмотрено указание участниками размещения заказа в заявке на участие в Конкурсе сроков предоставления гарантий качества услуг, является несостоятельным.
13. В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 21 Закона о размещении заказов в извещении о проведении конкурса должен быть указан предмет контракта с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг, за исключением случая, если при проведении конкурса на право заключить контракт на выполнение технического обслуживания и (или) ремонта техники, оборудования, оказание услуг связи, юридических услуг невозможно определить необходимое количество запасных частей к технике, к оборудованию, объем работ, услуг.
В извещении о проведении Конкурса указано: "Открытый конкурс на право заключения государственного контракта на оказание услуг по сопровождению и развитию комплекса программных средств для ведения бюджетного учета и составления отчетности Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды России (РОСГИДРОМЕТ)".
Пунктом 1.1 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено: "Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг (далее - Услуги) по теме "Разработка, развитие и сопровождение комплекса программных средств для ведения бюджетного учета и составления отчетности Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (РОСГИДРОМЕТ)".
Вместе с тем, пунктом 1.2 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено, что "работы, выполняемые в рамках настоящего Контракта, должны быть выполнены в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1). При этом Техническое задание Конкурсной документации не содержит требований о разработке комплекса программных средств для ведения бюджетного учета и составления отчетности Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды".
Таким образом, довод Заявителя о том, что предмет контракта, указанный в извещении о проведении Конкурса не соответствует предмету контракта, установленному в проекте государственного контракта Конкурсной документации, не нашел своего подтверждения.
14. В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов кроме указанных в частях 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов требований заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Пунктом 5.1 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено, что исполнитель вправе "привлекать с письменного согласия Заказчика на контрактной основе к выполнению работ настоящего Контракта третьих лиц, далее именуемых соисполнителями".
Указанное требование не предусмотрено частями 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов и, следовательно, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации указанное требование, нарушают часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ИРТиСТ" обоснованной в части нарушения Заказчиком сроков опубликования на Официальном сайте извещения о проведении Конкурса, установления требования о наличии в составе заявки диска, содержащего электронную версию заявки, установления требования о привлечении к работе по контракту третьих лиц с письменного согласия Зказчика.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 4 статьи 11, части 1 статьи 21, части 4 статьи 25 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела от 18.09.2013 N К-1555/13 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 сентября 2013 г. N К-1555/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов"
Текст решения официально опубликован не был