Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Башировой Д.М.,
членов Комиссии:
заместителя начальника отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Никитиной Е.В.,
главного специалиста-эксперта отдела правоприменительной практики и методологии Управления контроля размещения государственного заказа Набатовой Е.Д.,
при участии представителей Федерального агентства по делам молодежи Мильмана В.С., Васильева В.Н., ООО "РУ. Роботикс" Ланцовой А.Ю., представители ЗАО "Сбербанк-АСТ" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "РУ. Роботикс" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства по делам молодежи (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на создание научно-образовательного центра робототехники на базе одного из ведущих технических ВУЗов московского региона (номер извещения 0173100003513000281) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Установление в документации об Аукционе неправомерных требований об использовании участником размещения заказа необходимого оборудования на праве аренды не соответствует требованиям Закона о размещении заказов.
2. Обоснование начальной (максимальной) цены государственного контракта, установленное Заказчиком в документации об Аукционе, не соответствует требованиям Закона о размещении заказов.
3. Установление в документации об Аукционе неправомерных требований к почасовой оплате труда, количеству человек, привлекаемых к выполнению работ, не соответствует требованиям Закона о размещении заказов.
4. Указание в документации об Аукционе товарных знаков, используемого для оказания услуг товара без сопровождения словами "или эквивалент" не соответствует требованиям Закона о размещении заказов.
5. Установление в документации об Аукционе требования к техническим характеристикам используемого товара, которые ограничивают количество участников размещения заказа, и соответствуют продукции только одного производителя, а именно - "Trossen Robotics", а также установление в документации об Аукционе противоречивых требований к техническим характеристикам поставляемого товара, а именно смартфона Samsung Galaxy Note 3, что не позволяет участнику размещения заказа сформировать заявку на участие в Аукционе и предложение о цене контракта с учетом потребностей Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, 26.09.2013 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы Заявителя, у Заказчика истребованы дополнительные документы и сведения по Аукциону, в связи с чем, рассмотрение жалобы Заявителя перенесено на 27.09.2013.
Представители Заказчика, в представленных на заседание Комиссии письменных возражениях, не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 13.09.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 193 483 рубля;
3) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников размещения заказа;
4) к участию в Аукционе допущено 2 участника размещения заказа;
5) дата проведения Аукциона - 26.09.2013;
6) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
7) в соответствии с протоколом подведения итогов Аукциона от 26.09.2013 N 0173100003513000281-3 победителем Аукциона признан участник размещения заказа с порядковым номером заявки N 4 (5694115) ООО "Лаборатория образовательных проектов" с минимальным предложением о цене контракта 996 558,29 рублей.
1. В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказов не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом о размещении заказов.
В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов кроме указанных в частях 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов требований Заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
В соответствии с пунктами 3 - 21 "Технического задания на выполнение работ (оказание услуг, поставку товара)" приложения к государственному контракту документации об Аукционе Заказчиком установлено, что по видам работ (услуг), связанным с обеспечением места выполнения работ (оказания услуг) специализированным оборудованием, в качестве требований к составу отчетной документации, установлены требования о предоставлении документов, подтверждающих исключительно право аренды оборудования.
Вместе с тем, согласно части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, в том числе используемое при оказании услуг может находиться в пользовании не только на основании договора аренды, но и на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.
Таким образом, установление Заказчиком в документации об Аукционе требования к участникам размещения заказа о предоставлении документов, подтверждающих право аренды оборудования нарушает часть 1 статьи 41.6, часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
2. В соответствии с частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в документации об открытом аукционе в электронной форме указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
При этом если источником информации о ценах на товары, работы, услуги являются полученные от поставщиков сведения о ценах, заказчик указывает в обосновании начальной (максимальной) цены контракта реквизиты полученных от поставщиков ответов на запросы информации о ценах. При этом заказчик вправе не указывать в таком обосновании фирменное наименование (наименование), а также иные сведения об организациях, представивших соответствующую информацию.
На заседании Комиссии установлено, что обоснование начальной (максимальной) цены контакта, указанное в части "Обоснование начальной (максимальной) цены государственного контракта" Приложения к документации об Аукционе в виде "наименования компаний, подавших коммерческие предложения, в нарушение части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов не содержит реквизитов полученных от поставщиков ответов на запросы информации о ценах. Кроме того, приказ Росмолодежи N 350 от 22.11.2011 "Об утверждении размеров почасовой оплаты труда привлеченных специалистов по мероприятиям в сфере молодежной политики на 2012 год" устанавливает максимальные размеры почасовой оплаты труда привлеченных специалистов сферы молодежной политики в 2012 году.
При этом обоснование начальной (максимальной) цены контакта в части почасовой оплаты привлеченных специалистов не содержит необходимый расчет начальной (максимальной) цены контакта, в соответствии с частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов.
Таким образом, Заказчиком в документации об Аукционе не указано надлежащее обоснование начальной (максимальной) цены контакта, что нарушает часть 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов.
3. В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта, а именно требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Заказчиком в пунктах 1,2 Технического задания на выполнение работ (оказание услуг, поставку товара) документации об Аукционе при описании количественных показателей работ (услуг) установлено количество привлекаемых человек и произведен расчет цены работ (услуг), а именно:
в пункте 1 "Формирование и организация работы орггруппы по созданию научно-образовательного центра робототехники. (С привлечением персонала Исполнителя или сторонних лиц)" итогом является в том числе и организационная группа, в состав которой входят не менее 7 человек, включая руководителя группы, имеющие опыт работы не менее трех лет в области робототехники, мехатроники или научно-технической, инновационной деятельности, которая должна работать в течение 9 дней по 8 часов в день, т.е. во время функционирования научно-образовательного центра. В данном случае количество человек и время их работы является качественным показателем выполнения работ (оказания услуг);
в пункте 2 "Разработка и реализация тренинговой программы обучения робототехники" итогом является тренинговая программа, которая будет проводится по трем разным направлениям по три группы в каждом направлении, для чего необходимо 9 специалистов, которые должны работать в течение 12 дней по 8 часов в день.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в данном Аукционе конечным результатом является "Создание научно-образовательного центра робототехники на базе одного из ведущих технических ВУЗов московского региона", что предполагает проведение семинаров, тренингов и т.д. для молодежи и подростков, и в данном случае требования к квалификации предъявляются не к участнику размещения заказа, а к персоналу, который будет обеспечивать тренинговые занятия, семинары и т.д., что прописано в пункте 1 "Формирование и организация работы орггруппы по созданию научно-образовательного центра робототехники (С привлечением персонала Исполнителя или сторонних лиц)" технического задания на выполнение работ (оказание услуг, поставку товара).
Таким образом, установив требования к количеству привлекаемых при выполнении работ человек и количеству затрачиваемых ими часов на выполнение работ (услуг), Заказчик действовал в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
4. В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 3 статьи 34 Закона о размещении заказов при указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
На заседании Комиссии установлено, что в документации об Аукционе в отношении отдельных товаров, которые необходимо использовать при выполнении работ (оказании услуг), слова "или эквивалент" отсутствуют, в том числе, в п. 3 "Системный блок" с товарным знаком "Intel Core i3".
Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Вместе с тем, установлено, что в п. 5 "Обеспечение МФУ HP LaserJet Pro M1536dnf", п. 15 "Обеспечение датчиком мультиплексора для микрокомпьютера NXT (Hitechnic Sensor Multiplexer", п. 19 "Обеспечение датчиком-компасом из серии Lego Education" "Технического задания на выполнение работ (оказание услуг, поставку товара)" Приложения к государственному контракту документации об Аукционе по видам работ (услуг), связанными с обеспечением места выполнения работ (оказанием услуг) оборудованием указаны конкретные товарные знаки, модели и марки оборудования. При этом для данных товаров показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям Заказчиком не указаны.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в техническом задании документации об Аукционе требования в отношении отдельных товаров, которые необходимо использовать при выполнении работ (оказании услуг), без сопровождения словами "или эквивалент" не соответствуют части 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов и нарушают часть 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, а также неуказание показателей, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика нарушает пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
5. В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказов не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом о размещении заказов.
В пункте 2 Технического задании документации об Аукционе установлено требование к привлеченным участником размещения заказа специалистам тренерам - возраст более 24 лет.
При проведении внеплановой проверки установлено, что требование к возрасту привлекаемых специалистов не может быть отнесено к описанию качества выполнения работ (оказания услуг) и необоснованно ограничивает количество участников размещения заказа в возможности предложить в составе заявки на участие в Аукционе специалистов, возраст которых 24 года и моложе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в техническом задании документации об Аукционе требование в отношении необходимого возраста привлекаемых участником размещения заказа тренеров, не соответствуют части 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказов и является нарушением части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Указанные выше нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. В соответствии с частью 1 статьи 41.6, частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования ограничивают количество участников размещения заказа.
Согласно доводу Заявителя, указанные в пунктах 20, 21 Технического задания документации об Аукционе требованиям к Комплекту робототехнического конструктора "Рука-манипулятор" и Комплекту робототехнического конструктора "Гексапод" соответствует только единственно возможные комплекты оборудования производителя - "Trossen Robotics"
В соответствии с пунктами 20, 21 Технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлены следующие требования к Комплекту робототехнического конструктора "Рука-манипулятор" [WidowX Robot Arm Kit] Сервоприводы MX-64 Dynamixel: 1, Сервоприводы MX-28 Dynamixel: 3, Сервоприводы AX-12A Dynamixel: 2, Система управления: ArbotiX Robocontroller, а также Комплекту робототехнического конструктора "Гексапод" [PhantomX AX Hexapod Comprehensive Kit] Набор сборки: PhantomX Hexapod Hardware & Body Kit, Сервоприводы AX-12A или AX-18A Dynamixel: 18, Система управления: ArbotiX Robocontroller.
При этом, на заседание Комиссии представителем Заявителя не представлены доказательства, из которых следует, что в совокупности требованиям к Комплекту робототехнического конструктора "Рука-манипулятор" и Комплекту робототехнического конструктора "Гексапод", установленным Заказчиком в документации об Аукционе, соответствует только единственно возможные комплекты оборудования производителя - "Trossen Robotics".
Кроме того, согласно доводу Заявителя, указанные в п. 7 Технического задания документации об Аукционе технические характеристики смартфона "Samsung Galaxy Note 3" содержат противоречивые требования к размеру экрана и его разрешения, а именно дисплей "Super AMOLED, 5.7" FullHD, экран 10.1, 1280*800, емкостной, мультитач" соответствуют размеру экрана 5.7 дюймов с разрешением экрана 1920 * 1080, а также по состоянию на момент проведения аукционных процедур указанный смартфон не реализуется на территории России и на данную модель доступен лишь предзаказ, что не дает возможность участнику размещения заказа предоставить Заказчику данное оборудование и ограничивает количество участников размещения заказа.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в требованиях к экрану допущена техническая ошибка и значения "10.1" и "1280Ч800" не являются параметрами экрана. Данные требования к экрану следует читать как "экран емкостный, мультитач".
При этом, на заседание Комиссии представителем Заявителя не представлены доказательства, из которых следует, что смартфон "Samsung Galaxy Note 3" не реализуется на территории России и на данную модель доступен лишь предзаказ и ее не представляется возможным предоставить Заказчику в установленные требованиями документации об Аукционе сроки.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам используемого для оказания услуг товара, которые ограничивают количество участников размещения заказа, не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "РУ. Роботикс" обоснованной в части установления Заказчиком обоснования начальной (максимальной) цены контракта и утверждения документации об Аукционе, не соответствующей требованиям Закона о размещении заказов, установления Заказчиком в документации об Аукционе требования к участникам размещения заказа о предоставлении документов, подтверждающих право аренды оборудования, установления требования в отношении отдельных товаров без сопровождения словами "или эквивалент", неуказания показателей, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 11, части 2 статьи 19.1, части 1, пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, Единой комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела от 27.09.2013 N К- 1636/13 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
Д.М. Баширова |
Члены Комиссии: |
Е.В. Никитина |
|
Е.Д. Набатова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 сентября 2013 г. N К-1636/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов"
Текст решения официально опубликован не был