Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Лобова А.Ю.,
членов Комиссии:
заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Куст И.Ю.,
ведущего консультанта отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Нестеренко А.В.,
при участии представителей Министерства обороны Российской Федерации Котенко А.М., ООО "Группа Компаний "БТК" Гизатуллина Д.И., представители ООО "РТС-тендер" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Группа Компаний "БТК" (далее - Заявитель) на действия Министерства обороны Российской Федерации (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку индивидуальных рационов питания для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2014 году (номер извещения 0173100004513002847) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего а документации об Аукционе дополнительные требования к участникам размещения заказа о наличии у них соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом заказа без согласования с Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной службой по оборонному заказу.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 18.09.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта 6 582 784 000 рублей;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе 25.10.2013.
1. В соответствии с частью 3 статьи 11 Закона о размещении заказов Правительство Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные требования к участникам размещения заказа при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства о наличии у таких участников размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом заказа.
Постановлением Правительства РФ от 28.12.2006 N 813 "О дополнительных требованиях к участникам размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства" установлено, что дополнительными требованиями к участникам размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства путем проведения торгов являются наличие у них соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом заказа. Перечни товаров, работ и услуг для нужд обороны страны и безопасности государства определяются государственными заказчиками по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой по оборонному заказу.
Документацией об Аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе "копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, о наличии производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых и финансовых ресурсов:
- выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (выданной Федеральной регистрационной службой не ранее, чем за 90 дней до момента окончания подачи заявок на участие в аукционе), подтверждающей право собственности или долгосрочного пользования соответствующими производственными помещениями (имущественным комплексом) у участника размещения заказа;
- договора, подтверждающие наличие в собственности, аренде (лизинге) технологического оборудования, необходимого для производства (поставки) продукции, являющейся предметом аукциона;
- санитарно-эпидемиологического заключения Роспотребнадзора на вид деятельности, выданного поставщику - участнику размещения заказа;
- нормативно-технической документации (технические условия) на выпускаемую продукцию с отметкой регистрирующего органа о регистрации при поставке продукции по нормативно-технической документации производителя;
- документов, подтверждающие наличие договорной связи с непосредственным производителем продукции, если участник размещения заказа является управляющей компанией (головной организацией, торговым агентом и др.) по отношению к непосредственному производителю продукции, в дополнение к указанным выше документам на непосредственного производителя продукции.
Срок владения (пользования) соответствующими производственным помещением (имущественным комплексом), технологическим оборудованием, находящимся в собственности, аренде (лизинге) у участника размещения заказа, и срок действия запрашиваемой у участника размещения заказа документации должен соответствовать сроку, необходимому для выполнения государственного контракта.
Представление участником размещения заказа копий договоров (копий выписок из соответствующих договоров, заверенных сторонами соответствующих договоров), допускается без раскрытия информации, не относящейся к подтверждению договорной связи с непосредственным производителем продукции или к подтверждению наличия необходимого оборудования на срок, необходимый для выполнения государственного контракта.
- копии подписанной руководителем и главным бухгалтером документации бухгалтерской отчетности (форма 1 "Бухгалтерский баланс", форма 2 "Отчет о прибылях и убытках, форма 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу") за отчетный год или год, предшествующий отчетному (в случае размещения заказа до срока подготовки отчетности за последний год), с отметкой налогового органа о принятии.
В случае если предприятие работает меньше года, представляется квартальная отчетность.
Предприятие, перешедшее на систему упрощенного налогообложения, вместо копий бухгалтерской отчетности, представляют соответствующие документы о применении на предприятии упрощенной системы налогообложения.
Участник размещения заказа, являющийся управляющей компанией (головной организацией, торговым агентом и др.) по отношению к непосредственному производителю продукции, представляет копии указанных документов на себя и на непосредственного производителя продукции".
На заседание Комиссии представитель Заказчика представил согласованный с Министерством экономического развития Российской Федерации и Федеральной службой по оборонному заказу перечень товаров, работ, услуг (тылового обеспечения) для нужд обороны страны и безопасности государства, на которые участникам размещения заказа необходимо предоставлять дополнительные требования в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.12.2006 N 813 "О дополнительных требованиях к участникам размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства", который включает, в том числе рационы питания. Также представителем Заказчика представлен согласованный с Министерством экономического развития Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации перечень дополнительной информации, запрашиваемый у участников размещения заказов при проведении открытого аукциона в электронной форме, подтверждающей наличие у них соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых для поставки продовольствия для нужд Минобороны России, содержащий требуемую Заказчиком в составе второй части заявки на участие в Аукционе информацию.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчик установил в документации об Аукционе дополнительные требования к участникам размещения заказа о наличии у них соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом заказа без согласования с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой по оборонному заказу, не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению.
Документацией об Аукционе установлено, что "участник размещения заказа в первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме представляет сведения о товаре, являющимся предметом поставки, по следующим условиям заполнения:
сведения по физико-химическим показателям, по микробиологическим показателям, показателям по пищевой и энергетической ценности товара указываются конкретными, в соответствии с требованиями заказчика;
значения физико-химических показателей, микробиологических показателей, показателей по пищевой и энергетической ценности товара с приставкой слов "от", "до", "не менее", "не более", "не ниже", "не выше",- являются неконкретными, они должны соответствовать требованиям заказчика. Указание двух или нескольких вариантов показателей со словом "или", также является неконкретным показателем и указывается в соответствии с требованиями заказчика.
значения показателей пищевой и энергетической ценности товара, по которым настоящей документацией не определены конкретные (фиксированные) числовые показатели, и прописаны по тексту указанной документации с приставкой слов "не менее", "не более", - в заявке указываются конкретно.
показатели значений с параметрами эквивалентности, особо не оговоренных в данной инструкции, указываются в виде конкретных показателей в пределах установленных требований вариативности.
все показатели значений товара указываются в единицах измерения, установленных заказчиком".
Указанная инструкция содержит противоречивые сведения в части определения, каким образом участнику размещения необходимо указывать физико-химические, микробиологические показатели, показатели по пищевой и энергетической ценности товара, что не позволяет однозначно определить, какие показатели в заявке на участие в Аукционе необходимо указывать конкретными, а какие в диапазоне конкретных значений.
Таким образом, действия Заказчика, установившего вышеуказанную инструкцию в документации об Аукционе, нарушают пункт 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Группа Компаний "БТК" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела от 02.10.2013 N К-1660/13 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 2 октября 2013 г. N К-1660/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов"
Текст решения официально опубликован не был