Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 17 октября 2013 г. N 03-01-18/43383
Вопрос: У ОАО (далее - Общество, ОАО) заключены договора с взаимозависимыми лицами:
1. На изготовление атомного и нефтехимического оборудования с длительным производственным циклом - более 2-х - 3-х лет (далее - ДЦИ). Поэтапная сдача работ договорами не предусмотрена.
При этом в бухгалтерском и налоговом учете на основании п. 2 ст. 271 НК РФ выручка признается исходя из процента готовности в течение всего времени изготовления в соответствии с утвержденной в Обществе методикой.
Таким образом, в 2012 году общая сумма доходов между ОАО и взаимозависимым контрагентом (с учетом выручки по ДЦИ, признанной по проценту готовности) составила более 3-х млрд руб., без учета выручки по ДЦИ менее 3-х млрд руб. и Общество уведомит налоговые органы о наличии контролируемых сделок, однако у нашего взаимозависимого лица нет сведений о сумме признанной нами выручки по ДЦИ, признанной по проценту готовности. Контрагент признает расходы после перехода права собственности и у него сумма для целей контролируемых сделок по сделкам в 2012 году будет менее 3-х млрд руб.
В последующие годы после реализации в адрес взаимозависимого лица, изготовленного оборудования, может возникнуть ситуация, когда у контрагента будут контролируемые сделки, а у ОАО нет и наоборот (т.к. на момент реализации вся выручка уже признана в предыдущих периодах).
В данной ситуации возникает вопрос: как рассчитывать сумму доходов в целях определения порога контролируемых сделок согласно подпункту 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ - в какой период включать выручку по ДЦИ (по мере признания в учете производителя или после реализации, т.е. перехода права собственности)? Если расчет суммы доходов по сделкам производится по мере признания, то должен ли наш контрагент направлять уведомление в налоговый орган о наличии контролируемых сделок и в каком составе, с учетом того, что операции по расходам на ДЦИ в его учете не отражены?
2.1. Агентские договора, в которых агент действует от своего имени, но за счет принципала:
- на реализацию, в которых агентом является наше взаимозависимое лицо, а конечный покупатель - независимая компания;
- на закупку, в которых агентом является наше взаимозависимое лицо, а продавец - независимая компания.
2.2. Агентские договора, в которых агент действует от имени и за счет принципала:
- на реализацию, в которых агентом является наше взаимозависимое лицо, а конечный покупатель - независимая компания;
- на закупку, в которых агентом является наше взаимозависимое лицо, а продавец - независимая компания.
Правильно ли мы понимаем, что при определении суммы доходов в целях ст. 105.14 НК РФ учитывается только сумма агентского вознаграждения по таким договорам.
3. Также возникает вопрос: принимается ли в расчет для определения суммы доходов по сделкам с взаимозависимым лицом, компенсации, полученные Обществом по возмещению дополнительных расходов, возникающих в результате устранения брака на полуфабрикате, поставленного взаимозависимым лицом по договору купли-продажи?
В случае включения данных компенсаций в сумму доходов по сделкам с взаимозависимым лицом просим дать разъяснения по заполнению разделов 1А и 1Б уведомления о контролируемых сделках.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение ОАО по вопросу применения статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает.
Статьей 105.16 Кодекса налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 Кодекса.
В соответствии со статьей 105.14 Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей).
Так, сделки, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1, подпунктами 1-5 пункта 2 статьи 105.14 Кодекса, признаются контролируемыми в случае, если сумма доходов по таким сделкам в календарном году превышает значение соответствующего суммового критерия.
Согласно пункту 9 статьи 105.14 Кодекса для целей указанной статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 Кодекса.
При определении суммы доходов по сделкам за календарный год для целей статьи 105.14 Кодекса, по мнению Департамента, суммируются доходы по сделкам, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с порядком, установленным главой 25 Кодекса.
Следует отметить, что суммировать следует доходы по сделкам за календарный год, полученные сторонами по этим сделкам. При этом, если у налогоплательщика отсутствует информация о сумме дохода другого участника сделки, то для целей определения суммы доходов по сделкам за календарный год может быть использована расчетная величина суммы дохода этого участника сделки, определяемая с учетом порядка, установленного главой 25 Кодекса, с применением метода начисления.
При определении суммового критерия в целях признания сделок контролируемыми необходимо также учитывать следующее.
Суммы штрафов, пеней и иных санкций за нарушение договорных обязательств (включая суммы возмещения расходов на устранение недостатков товара в случае передачи товара ненадлежащего качества), по мнению Департамента, не учитываются при определении суммового критерия в целях признания сделок контролируемыми, если их установление не связано с искусственным созданием налогоплательщиками условий, при которых сделки не отвечают признакам контролируемой. Иначе в отношении указанных сделок возможно их признание контролируемыми на основании положений пункта 10 статьи 105.14 Кодекса.
Кроме того, обращаем внимание, что согласно пункту 13 статьи 105.3 Кодекса правила, предусмотренные разделом V.1, распространяются на сделки, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по налогам, предусмотренным пунктом 4 указанной статьи.
Таким образом, налогоплательщик обязан уведомить налоговый орган о совершенных им в календарном году контролируемых сделках, осуществление которых влечет необходимость учета хотя бы одной стороной таких сделок доходов, расходов и (или) стоимости добытых полезных ископаемых, что приводит к увеличению и (или) уменьшению налоговой базы по налогам, предусмотренным пунктом 4 статьи 105.3 Кодекса.
Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.