Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 октября 2013 г. N 12-АПГ13-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Меркулова В.П.
судей Анишиной В.И. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Республики Марий Эл о признании недействующим пункта 11 Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Марий Эл организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе в 2013 году, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 15 марта 2013 г. N 65 по апелляционным жалобам Правительства Республики Марий Эл и Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл на решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 26 июня 2013 г., которым заявление прокурора удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителя Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл Волкова Д.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
15 марта 2013 г. правительством Республики Марий Эл принято постановление N 65 "Об утверждении порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Марий Эл организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе в 2013 году" (далее - постановление), первоначальный текст которого опубликован 15 марта 2013 г. на официальном интернет-портале Республики Марий Эл http://www.portal.mari.ru.
Пунктом 1 постановления утвержден Порядок предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Марий Эл организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе в 2013 году (далее - Порядок), который устанавливает условия предоставления из республиканского бюджета Республики Марий Эл субсидии организациям воздушного транспорта, осуществляющим внутренние региональные воздушные перевозки пассажиров в Приволжском федеральном округе в 2013 году по специальному тарифу и определенным Федеральным агентством воздушного транспорта в соответствии с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе в 2013 году, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 2013 г. N 1.
Согласно пункту 11 Порядка в случае нарушения авиаперевозчиком условий договора субсидии подлежат возврату в республиканский бюджет Республики Марий Эл в соответствии с действующим законодательством.
Заместитель прокурора Республики Марий Эл обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 11 Порядка, ссылаясь на его противоречие подпункту 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, поскольку он непосредственно не определяет порядок возврата субсидий, процедуру и сроки возврата субсидий в бюджет Республики Марий Эл.
Решением Верховного Суда Республики Марий Эл от 26 июня 2013 г. заявление заместителя прокурора Республики Марий Эл удовлетворено.
В апелляционных жалобах Правительство Республики Марий Эл и Министерство промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл просят решение отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления прокурора.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Статьями 71 и 72 Конституции Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 26.3 Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным транспортом.
16 января 2013 г. Правительством Российской Федерации издано постановление N 1 "Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе в 2013 году", пунктом 1 которого постановлено направить бюджетные ассигнования, предусмотренные по подразделу "Транспорт" раздела "Национальная экономика" классификации расходов бюджетов на государственную поддержку регионального авиасообщения, в размере 450000 тыс. рублей на предоставление в 2013 году субсидий организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе; пунктом 2 утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта в целях обеспечения доступности внутренних региональных перевозок пассажиров воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе в 2013 году (далее - Правила).
Как следует из пункта 1 Правил, они устанавливают порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям воздушного транспорта, осуществляющим внутренние региональные воздушные перевозки пассажиров в Приволжском федеральном округе по специальному тарифу.
При этом, субъектом Российской Федерации, находящимся на территории Приволжского федерального округа в установленном порядке принимается нормативный правовой акт о предоставлении из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии авиаперевозчику за воздушные перевозки, осуществляемые с его территории (пункт 4 Правил).
Подпунктом "в" пункта 8 Правил установлено, что в договоре о предоставлении субсидий предусматривается порядок расторжения договора в случае установления факта нарушения условий, установленных данными Правилами и договором.
При нарушении авиаперевозчиком требований Правил, предоставленные субсидии подлежат возврату в доход федерального бюджета в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации регулируется предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
Так, согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 78 названного Кодекса нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Из правового анализа приведенного законодательства следует, что к полномочию субъекта Российской Федерации отнесено принятие нормативного правового акта о предоставлении из регионального бюджета субсидии организациям, осуществляющим внутренние региональные воздушные перевозки пассажиров, который в том числе должен содержать порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В целях реализации названных полномочий правительством Республики Марий Эл принято Постановление, пункт 11 которого оспаривается прокурором.
Разрешая дело, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления заместителя прокурора Республики Марий Эл, поскольку установил, что оспариваемая норма не согласуется с требованиями правовой определенности, является отсылочной, при этом отсылает не к конкретным статьям нормативного правового акта, а к действующему законодательству в целом. Применимые в случае нарушения условий договора нормы гражданского права устанавливают санкции гражданско-правового характера, предусмотренные договором, что может повлечь как нарушение публичного интереса возврата бюджетных средств, так и различные условия возврата, предусматриваемые различными договорами с различными перевозчиками, что недопустимо с позиций бюджетного законодательства и может повлечь неравные условия возврата для различных перевозчиков по одному и тому же виду субсидий. Следовательно, неопределенность оспариваемой правовой нормы, имеющей отсылочный характер, ведет к неоднозначному ее пониманию и применению, что само по себе является основанием для признания нормы недействующей, как неоднократно отмечал в своих актах Конституционный Суд Российской Федерации.
Мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционных жалобах, Судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Марий Эл от 26 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Республики Марий Эл и Министерства промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.П. Меркулов |
Судьи |
В.И. Анишина |
|
О.А. Ксенофонтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 октября 2013 г. N 12-АПГ13-4
Текст определения официально опубликован не был