Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 октября 2013 г. N 20-АПГ13-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Н. Пирожкова,
судей Т.И. Ерёменко, О.А. Ксенофонтовой
при секретаре М.И. Паршиной
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Кадиева Р.А. об оспаривании закона Республики Дагестан от 29 апреля 2013 года N 22 "О внесении изменений в Конституцию Республики Дагестан" по апелляционной жалобе Кадиева Р.А. на решение Верховного суда Республики Дагестан от 21 июня 2013 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения Р.А. Кадиева, поддержавшего доводы апелляционной жалобы и представителей по доверенностям Народного собрания Республики Дагестан Г.А. Алиевой, Президента Республики Дагестан О.М. Гасанова, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Н.Ю. Гончаровой, полагавшей решение подлежащим отмене с прекращением производства по делу, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Народным Собранием Республики Дагестан 18 апреля 2013 года принят закон N 22 "О внесении изменений в Конституцию Республики Дагестан", который 29 апреля 2013 года подписан Временно исполняющим обязанности Президента Республики Дагестан и официально опубликован в издании "Дагестанская правда" от 1 мая 2013 года.
Кадиев Р.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании названного Закона, ссылаясь на то, что оспариваемые нормы противоречат положениям ст. 7 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и нарушают его право избирать высшее должностное лицо Республики Дагестан на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Кроме того, он утверждал, что оспариваемый закон не прошел предусмотренную ст. 76 Регламента Народного Собрания Республики Дагестан общественную экспертизу.
В судебном заседании Кадиев Р.А. поддержал заявленные суду требования.
Представитель Народного Собрания Республики Дагестан Алиева Г.А. просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Верховного суда Республики Дагестан от 21 июня 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Кадиев Р.А. просит указанное решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
Как усматривается из материалов дела, оспариваемым в настоящем деле законом внесены изменения в ст. 76 Конституции Республики Дагестан и часть первая ст. 76 изложена в следующей редакции: "Президент Республики Дагестан избирается депутатами Народного Собрания Республики Дагестан в соответствии с федеральным законодательством, настоящей Конституцией и законом Республики Дагестан".
Заявитель оспаривая эту норму указал, что она нарушает его право избирать высшее должностное лицо Республики Дагестан, а кроме того закон принят с нарушением процедуры принятия, предусмотренной как федеральным законодательством, так и нормативными актами субъекта.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый закон принят законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ в пределах предоставленных ему полномочий, противоречий оспариваемых норм положениям федерального законодательства судом не установлено.
Между тем, разрешая заявленные требования, суд не принял во внимание то обстоятельство, что заявителем по существу оспаривается норма Конституции Республики Дагестан, изложенная в новой редакции в связи с принятием Закона Республики Дагестан от 29 апреля 2013 года N 22 "О внесении изменений в Конституцию Республики Дагестан".
Суд также не учел и то обстоятельство, что рассмотрение дел об оспаривании конституций (уставов) субъектов РФ на предмет их соответствия положениям федерального законодательства невозможно без установления его соответствия нормам Конституции Российской Федерации, поскольку конституция и уставы субъектов РФ, в отличие от иных нормативных правовых актов субъектов РФ, находятся в особой связи с Конституцией РФ и не могут считаться разновидностью нормативных правовых актов, контроль за законностью которых производится в порядке гражданского судопроизводства.
Разрешение такого рода вопросов о законности норм конституций (уставов) субъектов РФ влечет за собой необходимость применения процедур конституционного судопроизводства.
Указанное находит подтверждение в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", а также в постановлении Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 года N 13-П.
В соответствии со ст. 220 ГПК Российской Федерации суд прекращает производство по делу, если дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
Руководствуясь статьями 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Дагестан от 21 июня 2013 года отменить.
Производство по делу по заявлению Кадиева Р.А. об оспаривании Закона Республики Дагестан от 29 апреля 2013 года N 22 "О внесении изменений в Конституцию Республики Дагестан" прекратить.
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
Т.И. Ерёменко |
|
О.А. Ксенофонтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 октября 2013 г. N 20-АПГ13-7
Текст определения официально опубликован не был