Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 октября 2013 г. N 20-АПГ13-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Н. Пирожкова,
судей Т.И. Ерёменко, О.А. Ксенофонтовой
при секретаре М.И. Паршиной
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Кадиева Р.А. об оспаривании бездействий Избирательной комиссии Республики Дагестан по апелляционной жалобе Кадиева Р.А. на решение Верховного суда Республики Дагестан от 8 июля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения Р.А. Кадиева, поддержавшего доводы апелляционной жалобы и представителей по доверенностям Народного собрания Республики Дагестан Г.А. Алиевой, Президента Республики Дагестан О.М. Гасанова, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной Прокуратуры Российской Федерации Н.Ю. Гончаровой, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Кадиев Р.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия Избирательной комиссии Республики Дагестан, выразившегося в не назначении выборов высшего должностного лица Республики Дагестан - Президента Республики Дагестан, ссылаясь на то, что Указом Президента Российской Федерации 28 января 2013 года Президент Республики Дагестан Магомедов М.М. был досрочно освобожден от занимаемой должности.
Указом Президента Российской Федерации N 44 от 28 января 2013 года временно исполняющим обязанности Президента Республики Дагестан был назначен Абдулатипов Р.Г.
Он также указал, что в нарушение требований ст. 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Народное Собрание Республики Дагестан не назначило выборы Президента Республики Дагестан в установленный законом срок. Обязанность по назначению выборов законодательством, в этом случае возложенная на избирательную комиссию субъекта РФ, также не была выполнена, что нарушает его избирательные права.
В судебном заседании Кадиев Р.А. поддержал заявленные суду требования.
В судебном заседании Избирательная комиссия Республики Дагестан, Народное Собрание Республики Дагестан, представитель Президента Республики Дагестан просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Верховного суда Республики Дагестан от 8 июля 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Кадиев Р.А. просит указанное решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
Президент Республики Дагестан является высшим должностным лицом Республики Дагестан (часть 1 ст. 75 Конституции Республики Дагестан).
Порядок наделения Президента Республики Дагестан полномочиями высшего должностного лица Республики Дагестан определен положениями ст. 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и ст. 76 Конституции Республики Дагестан.
В соответствии с п. 4 ст. 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" досрочное прекращение полномочий высшего должностного лица является основанием для назначения выборов Президента субъекта РФ.
При этом выборы высшего должностного лица субъекта РФ проводятся в ближайшее с учетом сроков назначения выборов, предусмотренных п. 7 названной статьи, т.е. второе воскресенье сентября после досрочного прекращения полномочий.
Решение о назначении выборов органа государственной власти субъекта РФ должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования (п. 7 ст. 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Как видно из дела, Указом Президента Российской Федерации от 28 января 2013 года N 42 "О досрочном прекращении полномочий Президента Республики Дагестан" постановлено принять отставку Президента Республики Дагестан Магомедова М.М. по собственному желанию.
В связи с досрочным прекращением полномочий Президента Республики Дагестан на основании пункта 9 статьи 19 названного Федерального закона Указом Президента Российской Федерации от 28 января 2013 года N 44 "Об исполняющем обязанности Президента Республики Дагестан" Абдулатипов Р.Г. назначен временно исполняющим обязанности Президента Республики Дагестан до вступления в должность лица, избранного Президентом Республики Дагестан.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из положений ст. 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и ст. 76 Конституции Республики Дагестан, согласно которым высшее должностное лицо субъекта РФ - Президент Республики Дагестан, избирается депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Дагестан.
Согласно пункту 3.2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и смыслу статьи 26.3 Федерального закона "О политических партиях" в тех случаях, когда конституциями, уставами и законами этих субъектов предусмотрено избрание высшего должностного лица субъекта Российской Федерации депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, вопрос об избрании высшего должностного лица субъекта Российской Федерации предметом обсуждения в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации становится только после представления Президентом Российской Федерации этому органу трех кандидатов для избрания на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, в отсутствие такого представления Президента Российской Федерации указанный орган не уполномочен обсуждать, рассматривать и разрешать такой вопрос.
При этом инициатива выдвижения кандидатов для избрания на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации при досрочном прекращении его полномочий путем внесения Президенту Российской Федерации соответствующих предложений может исходить от политических партий, а не от органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того, избирательная комиссия не имеет полномочий инициировать выдвижение кандидатов для избирания на должность высшего должностного лица субъекта РФ, а в отсутствие представления Президента РФ не вправе инициировать и назначение даты избрания на должность высшего должностного лица субъекта РФ.
С учетом изложенного суд не установил оснований для признания бездействия избирательной комиссии Республики Дагестан, которая своевременно не назначила выборы Президента Республики Дагестан.
Довод жалобы о том, что суд, применив Федеральный закон от 02.04.2013 года N 30-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты", которым установлена возможность избрания высшего должностного лица субъекта РФ представительным органом субъекта РФ, необоснованно придал этому закону обратную силу применительно к данным обстоятельствам дела, основан на неправильном толковании норм права.
На основании анализа указанного выше законодательства и с учетом обстоятельств дела, суд сделал правильный вывод о том, что оснований для назначения избирательной комиссией выборов Президента Республики Дагестан не имеется, поскольку акт о внесении изменений в Конституцию Республики Дагестан вступил в силу до наступления даты, когда представительный орган Республики Дагестан был бы вправе принять решение о проведении выборов Президента Республики Дагестан.
Федеральным законом от 2 апреля 2013 года N 30-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который согласно пункту 1 статьи 5 этого Федерального закона вступил в силу со дня его официального опубликования в издании - "Российская газета" от 5 апреля 2013 года, в Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" были внесены изменения в статью 18 этого закона, которая дополнена пунктом 3.2, и абзац первый изложен в следующей редакции:
"3.2. Конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) избирается депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ в соответствии с положениями настоящего пункта".
При этом пунктом 3 этой же статьи Федерального закона сохранен и ранее действовавший порядок наделения высшего должностного лица соответствующими полномочиями, а именно, в результате выборов на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Республика Дагестан реализовала предоставленное федеральным законом права путем принятия закона от 29 апреля 2013 года N 22 "О внесении изменений в Конституцию Республики Дагестан", которым предусмотрела избрание Президента Республики Дагестан депутатами Народного Собрания Республики Дагестан, заменив тем самим ранее действовавший порядок наделения Президента Республики Дагестан полномочиями высшего должностного лица Республики на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
В соответствии с пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение о назначении выборов в орган государственной власти субъекта Российской Федерации должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования.
Таким образом, ближайшим, ко дню прекращения полномочий Президента Республики Дагестан Магомедова М.М., вторым воскресеньем сентября 2013 года является 8 сентября 2013 года.
В связи с этим выборы Президента Республики Дагестан на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, в соответствии с названными нормами закона, могли быть назначены в период с 31 мая 2013 года по 10 июня 2013 года, т.е. не ранее, чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до 8 сентября 2013 года.
Поскольку в Конституцию Республики Дагестан внесены изменения до начала указанного срока, в настоящее время ранее предусмотренных порядок выборов высшего должностного лица субъекта РФ не правомерен, поэтому судебной коллегии нет оснований полагать, что суд придал обратную силу закону.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного суда Республики Дагестан от 8 июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Кадиева Р.А. - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
Т.И. Ерёменко |
|
О.А. Ксенофонтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 2 октября 2013 г. N 20-АПГ13-10
Текст определения официально опубликован не был