• ДОКУМЕНТ

Приложение. Методические рекомендации по разработке региональной программы по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России

Приложение

 

Методические рекомендации
по разработке региональной программы по укреплению единства российской нации и этнокультурному развитию народов России
(утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 11 октября 2013 г. N 440)

 

I. Паспорт программы

 

Наименование региональной программы   ___________________________________
Дата принятия решения о разработке
региональной программы, дата ее утверждения
(наименование и номер
соответствующего нормативного акта)   ___________________________________
Государственный заказчик
региональной программы              _____________________________________
Государственный заказчик-координатор
региональной программы               ____________________________________
Основные разработчики региональной
программы                            ____________________________________

 

Цели и задачи региональной программы   __________________________________

 

Важнейшие целевые индикаторы
и показатели региональной программы   ___________________________________
Сроки и этапы реализации региональной
программы                             ___________________________________

 

Перечень подпрограмм                  ___________________________________

 

Объемы и источники финансирования     ___________________________________
Ожидаемые конечные результаты
реализации региональной программы
и показатели социально-экономической
эффективности                         ___________________________________

II. Общая характеристика сферы реализации программы

 

В настоящем разделе анализируются следующие проблемы в сфере укрепления единства российской нации и этнокультурного развития народов России:

слабое общероссийское гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность) при увеличении значимости этнической и религиозной самоидентификации;

сложное социокультурное самочувствие русского народа, неудовлетворенность его этнокультурных потребностей;

этнополитический и религиозно-политический радикализм и экстремизм;

рост националистических настроений в среде различных этнических общностей;

рост числа внешних трудовых мигрантов и их низкая социокультурная адаптация к условиям принимающего сообщества;

недостаточное обеспечение развития русского языка в национальных республиках и сохранение (при высоком российском стандарте защиты языковых и культурных прав народов России) неудовлетворенности в среде отдельных народов уровнем обеспечения их культурно-языковых прав;

усиление негативного влияния внутренней миграции на состояние межэтнических и межрелигиозных отношений в субъектах Российской Федерации;

иные проблемы, отражающие особенности субъекта Российской Федерации.

Для характеристики текущего состояния социально-экономического и этнокультурного развития субъекта Российской Федерации приводятся:

национальный состав субъекта Российской Федерации, включая количество мигрантов;

количество и перечень общественных объединений, в том числе национально-культурных автономий, участвующих в реализации государственной национальной политики;

показатели, характеризующие уровень общероссийской гражданской идентичности;

показатели, характеризующие уровень националистических и ксенофобских настроений;

иные характеристики, учитывающие особенности субъекта Российской Федерации.

Дается прогноз изменения ситуации в сфере укрепления единства российской нации и этнокультурного развития народов России с учетом реализации программы.

Приводится анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков реализации программы, в том числе:

риски ошибок при определении размера необходимой финансовой поддержки, а также при оценке конечных результатов реализации программы;

иные риски в соответствии с особенностями субъекта Российской Федерации.

III. Цели, задачи, сроки (этапы) и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач программы

 

Цели программы должны быть соотнесены с основными целями федеральной целевой программы "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 г. N 718 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 35, ст. 4509), и целями (задачами) стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

Цели программы должны соответствовать следующим критериям: достижимость (цели должны быть потенциально достижимы); измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей); привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации программы с определением соответствующих целей).

Целями программы могут являться:

укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации);

обеспечение реализации федеральной целевой программы "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 г. N 718;

Задачи программы должны обеспечивать достижение указанных целей и соответствовать следующим критериям: необходимость и достаточность задач для достижения целей региональной программы;

срок решения задачи не может превышать срок достижения соответствующей цели.

Задачами программы могут являться:

содействие укреплению гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений;

содействие этнокультурному многообразию народов России;

иные задачи, учитывающие особенности субъекта Российской Федерации.

Для проверки и подтверждения достижения, целей и решения задач программы формируются целевые показатели (индикаторы).

Целевые индикаторы и показатели являются инструментом объективной оценки достижения целей, выполнения основных задач и ключевых мероприятий программы и должны быть запланированы по годам ее реализации, количественно заданными и измеряемыми. В случае если значения индикаторов и показателей определяются расчетным методом, к программе прилагается методика сбора исходной информации и расчета индикаторов и показателей.

Целевыми показателями (индикаторами) реализации программы могут являться следующие:

доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общем количестве граждан Российской Федерации;

уровень толерантного отношения к представителям другой национальности;

численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России и поддержку языкового многообразия;

иные целевые показатели (индикаторы), учитывающие особенности региональной программы.

Целевые показатели (индикаторы) реализации программы приводятся в Приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

При описании основных ожидаемых конечных результатов реализации программы необходимо дать характеристику планируемых изменений (конечных результатов) в сфере реализации программы. Такая характеристика должна включать также обоснование преимуществ от реализации программы.

На основе последовательного решения задач программы возможно определение этапов ее реализации. Для каждого из этапов необходимо определить промежуточные результаты реализации, индикаторы и показателей по годам, а также условия досрочного прекращения реализации программы.

IV. Основные мероприятия по реализации Программы

 

В настоящем разделе дается обобщенная характеристика основных мероприятий программы, в том числе реализуемых муниципальными образованиями (при необходимости), и описываются меры государственного регулирования.

Мероприятия региональной программы должны содержать следующие сведения:

наименование мероприятия;

сроки реализации (начало и окончание) каждого мероприятия;

ожидаемые результаты мероприятия;

стоимость выполнения мероприятий в ценах соответствующих лет за счет всех источников ресурсного обеспечения;

взаимосвязь мероприятия и ожидаемых результатов с целевыми индикаторами и показателями результативности реализации Программы;

Мероприятия разделяются по возможным направлениям:

поддержка общественных инициатив и мероприятий, направленных на формирование и укрепление гражданского патриотизма и общероссийской гражданской идентичности;

проведение информационной кампании и создание информационных ресурсов, направленных на укрепление гражданского патриотизма и российской гражданской идентичности;

выполнение мероприятий и инициатив, направленных на этнокультурное развитие народов субъекта Российской Федерации;

поддержка языкового многообразия.

Мероприятия программы субъекта могут быть разделены на 2 части: основную и вариативную.

Основная (стандартная) часть рекомендуется для включения во все региональные программы субъектов Российской Федерации. Вариативная часть предполагает учет социокультурных, этнополитических и лингвистических особенностей субъекта Российской Федерации.

 

Основная часть

 

I. Создание и сопровождение системы мониторинга состояния межнациональных отношений и раннего предупреждения межнациональных конфликтов, базирующейся на диверсификации источников информации и предусматривающей возможность оперативного реагирования на конфликтные и предконфликтные ситуации в субъектах Российской Федерации.

1. Создание в структуре органа исполнительной власти колл-центра по приему информации о конфликтных ситуациях и обеспечение его деятельности.

2. Создание и обеспечение деятельности рабочей группы оперативного реагирования на конфликтные и предконфликтные ситуации в субъектах Российской Федерации.

3. Проведение социологических исследований с целью определения состояния и тенденций в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, а также выявления уровня конфликтогенности в субъекте Российской Федерации и конфликтогенных факторов.

II. Реализация комплексной информационной кампании, направленной на укрепление единства российской нации.

1. Оказание государственной поддержки организациям, осуществляющим производство, распространение и тиражирование социально значимых проектов в области электронных средств массовой информации, ориентированных на укрепление единства российской нации, гармонизацию межнациональных отношений, развитие межэтнического взаимопонимания, продвижение идей межнациональной и религиозной толерантности, недопущение проявлений экстремизма на национальной и религиозной почве в соответствии с заявками от заинтересованных организаций.

2. Создание и трансляция специализированных рубрик и тематических передач в программах региональных радиокомпаний, посвященных этнокультурным проблемам.

3. Реализация образовательных мероприятий, направленных на распространение знаний о народах России, формирование гражданского патриотизма, укрепление традиционных духовных и нравственных ценностей, противодействие фальсификации истории.

III. Профилактика этнополитического и религиозно-политического экстремизма, ксенофобии и нетерпимости.

IV. Оказание грантовой поддержки общественным инициативам в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений.

V. Повышение квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих, в компетенции которых находятся вопросы в сфере общегражданского единства и гармонизации межнациональных отношений.

1. Разработка, согласование с Минрегионом России и утверждение учебной программы курсов повышения квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих.

2. Организация и проведение курсов повышения квалификации государственных гражданских и муниципальных служащих.

VI. Совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики Российской Федерации.

1. Проведение совещаний работников органов и учреждений культуры (клубов, библиотек, музеев, национальных культурных центров) по предупреждению межнациональных конфликтов.

2. Привлечение к работе в общественных советах, иных экспертно-консультативных органах при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации представителей национальных общественных объединений.

3. Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере реализации государственной национальной политики.

4. Содействие развитию региональной инфраструктуры этнокультурной сферы, включая строительство, реконструкцию и поддержку деятельности центров традиционной русской культуры, домов дружбы, домов национальностей, центров межнационального сотрудничества, центров этнокультурного развития, этнокультурных комплексов.

Вариативная часть

 

I. Этнокультурное развитие народов, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, включая оказание грантовой поддержки общественным инициативам.

1. Содействие проведению торжественных мероприятий, приуроченных к памятным датам в истории народов России.

2. Создание в субъектах Российской Федерации благоприятных условий, соответствующей инфраструктуры для развития паломничества, этнотуризма и экологического туризма, в том числе с участием представителей коренных малочисленных народов Российской Федерации в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности.

3. Организация посещений молодежью городов-героев и городов воинской славы, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

4. Реализация комплекса мероприятий, посвященных Дню русского языка, на 2013-2016 годы, согласно пункту 49 Плана мероприятий по реализации в 2013-2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 г. N 1226-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 30, ст. 4141).

5. Оказание содействия участию представителей этнокультурных, общественных и религиозных объединений в международных мероприятиях для привлечения внимания зарубежной общественности к положительному опыту Российской Федерации в сфере межнациональных и межрелигиозных отношений.

6. Поддержка языкового многообразия на территории Российской Федерации.

II. Содействие развитию российского казачества, его участию в укреплении единства российской нации, гражданского патриотизма на территории субъекта Российской Федерации.

1. Оказание содействия развитию государственной или иной службы российского казачества, в том числе проведение мероприятий по материально-техническому обеспечению деятельности казачьих обществ.

2. Осуществление плана мероприятий по реализации Стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года, утвержденной поручением Президента Российской Федерации от 15 сентября 2012 г. N Пр-2789.

3. Создание казачьих молодежных центров в местах компактного проживания членов казачьих обществ, поддержка и развитие казачьих детских летних лагерей, патриотическое воспитание молодежи на основе исторических и традиционных ценностей российского казачества.

4. Обеспечение развития сети образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих образовательные программы с использованием исторических и традиционных ценностей российского казачества, в том числе общеобразовательных учреждений - казачьих кадетских корпусов, поддержка деятельности данных образовательных учреждений.

5. Издание учебных и учебно-методических пособий по истории российского казачества и духовно-нравственному воспитанию для общеобразовательных учреждений - казачьих кадетских корпусов.

6. Укрепление материально-технической базы творческих казачьих коллективов, поддержка культурных мероприятий в области сохранения и развития казачьей культуры, научное, методическое, кадровое и информационное обеспечение сохранения и развития самобытной казачьей культуры, сохранение культурного наследия казачества, развитие казачьего фестивального движения.

7. Проведение на постоянной основе социологических исследований российского казачества, подготовку и издание учебных пособий по истории российского казачества для общеобразовательных учреждений - казачьих кадетских корпусов, популярной книжной серии по тематике российского казачества (история казачества, православие и казачество, казачья культура и другие).

8. Содействие информационному обеспечению деятельности казачьих обществ.

III. Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации.

1. Диспансеризация граждан Российской Федерации из числа коренных малочисленных народов Российской Федерации.

2. Развитие мобильных форм медицинской помощи и повышение доступности скорой медицинской помощи в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации.

3. Разработка и утверждение комплексов мер по сохранению и пропаганде традиционной культуры, обеспечению традиционного образа жизни, сохранению исконной среды обитания и традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

IV. Содействие адаптации и интеграции мигрантов.

1. Разработка и тиражирование методических рекомендаций для сотрудников правоохранительных органов, органов исполнения наказания по работе с представителями различных этнических общностей, содержащие информацию об их национальных и культурных, психологических особенностях, традициях и быте.

2. Создание и обеспечение деятельности центров адаптации и интеграции мигрантов.

Мероприятия целевой программы должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.

Перечень основных мероприятий программы приводится в отдельном приложении.

Описание мер государственного регулирования предусматривает разработку проектов новых нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и нормативных правовых актов, вносящих изменения в нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принятие которых необходимо для реализации программы. Указанные меры государственного регулирования могут быть направлены на:

создание уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию программы, определение его полномочий и функций;

создание общественного консультативного органа по реализации программы, определение его полномочий и функций, а также порядок осуществления им консультативных мероприятий и общественного контроля;

решение иных вопросов, учитывающих особенности целей и задач, предусмотренных программой.

Перечень нормативных правовых актов, принимаемых субъектом Российской Федерации в целях реализации программы, приводится в отдельном приложении.

V. Механизмы реализации программы

 

Раздел включает в себя механизм управления целевой программой, распределение сфер ответственности и механизм взаимодействия государственных заказчиков программы, положение об управлении реализацией программы, определяющее:

порядок формирования организационно-финансового плана реализации программы;

механизмы корректировки мероприятий программы и их ресурсного обеспечения в ходе реализации программы;

процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях индикаторов и показателей, результатах мониторинга реализации программы, мероприятиях программы и об условиях участия в них исполнителей, а также о проводимых конкурсах и критериях определения победителей.

Реализация программы должна осуществляется на основе государственных (муниципальных) контрактов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а также на основе иных гражданско-правовых договоров.

VI. Объемы ресурсного обеспечения на реализацию программы

 

Настоящий раздел включает в себя финансово-экономическое обоснование мероприятий программы (подпрограмм) с указанием источников финансирования по видам расходов, годам и непосредственным получателям средств.

Обоснование ресурсного обеспечения включает общие размеры средств, необходимые для реализации программы, с распределением по годам реализации, по направлениям "капитальные вложения", "научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы" и "прочие нужды" (в ценах соответствующих лет).

Расчет затрат федерального бюджета и объема финансирования при разработке программы не производится.

Раздел должен включать в себя также обоснование возможности привлечения (помимо средств федерального бюджета) средств внебюджетных источников и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации мероприятий целевой программы и описание механизмов привлечения этих средств.

Объемы финансовых ресурсов на реализацию основных мероприятий программы приводятся в отдельном приложении.

VII. Оценка планируемой эффективности и риски реализации программы

 

Эффективность реализации программы оценивается по степени достижения плановых целевых показателей (индикаторов) и исполнению мероприятий, предусмотренных программой.

Оценка планируемой эффективности реализации программы проводится с учетом объема ресурсов, направленных на ее реализацию, а также возможных рисков и социально-экономических эффектов, оказывающих влияние на изменение соответствующей сферы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

В целях оценки планируемой эффективности реализации программы проводится качественная и количественная оценка факторов рисков реализации программы и описываются меры управления указанными рисками.

Мерами управления указанными рисками являются следующие:

мониторинг в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений;

проведение разъяснительной работы о целях и задачах государственной национальной политики Российской Федерации, о целях и задачах программы;

иные меры.

VIII. Приложения к программе

 

К программе прилагаются:

целевые показатели (индикаторы) реализации программы, предусмотренные отдельным приложением к программе (Приложение N 1);

перечень мероприятий программы, предусмотренный отдельным приложением к программе (Приложение N 2);

перечень нормативных правовых актов, принимаемых субъектом Российской Федерации в целях реализации программы, предусмотренный отдельным приложением к программе (Приложение N 3);

объемы финансовых ресурсов на реализацию мероприятий программы, предусмотренные отдельным приложением к программе (Приложение N 4);