В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. N 569 "Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе", постановлением Правительства Москвы от 3 августа 2010 г. N 671-ПП "Об утверждении Положения о порядке включения выявленного объекта культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения":
1. Согласиться с заключением (актом) государственной историко-культурной экспертизы, выполненным аттестованным экспертом по проведению государственной историко-культурной экспертизы А.Л. Баталовым (приказ Росохранкультуры от 10 декабря 2010 г. N 448), содержащим вывод об обоснованности включения объекта по адресу: Хлебный пер., д. 28 стр. 1 в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения с наименованием "Городская усадьба XIX в. - XX в., архитекторы С.А. Елагин, В.А. Мазырин, А.Н. Зелигсон: главный дом, 1815 г., 1887 г., 1891 г., 1909 г., архитекторы С.А. Елагин, В.А. Мазырин, А.Н. Залигсон. Дом, в котором жил, работал и в 1862 г. умер известный композитор и театральный деятель А.Н. Верстовский; ограда, 1891 г.; ограда, 1909 г.", а также с предложениями эксперта по предмету охраны, территории памятника и режиму использования земель в границах его территории (прилагается к распоряжению).
2. Подготовить и внести на утверждение в установленном порядке в Правительство Москвы проект решения о включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя Департамента культурного наследия города Москвы А.А. Емельянова.
Руководитель |
А.В. Кибовский |
Акт
государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия
"Дом, в котором жил, работал и в 1862 г. умер известный композитор и театральный деятель А.Н. Верстовский"
Адрес: Хлебный пер., д. 28 стр. 1
"24 февраля 2011 г." "г. Москва"
Дата начала проведения экспертизы: 07 декабря 2011 г.
Дата окончания (оформления Заключения) экспертизы: 24 февраля 2011 г.
Сведения об эксперте
Общество с ограниченной ответственностью "АРТ-Реставрация" (ООО "АРТ-Реставрация"), 125993, Москва, Ленинградский пр-т, д. 37, корп. 9, офис 612, ИНН: 7701745639.
Фамилия, имя, отчество |
Баталов Андрей Леонидович |
Образование |
высшее |
Специальность |
архитектор |
Ученая степень (звание) |
доктор искусствоведения, профессор |
Стаж работы |
33 года |
Место работы и должность |
заместитель генерального директора по науке ФГУ "Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль" |
Реквизиты аттестации |
Приказ Росохранкультуры от 10 декабря 2010 г. N 448 |
Сведения о заказчике экспертизы
Департамент культурного наследия города Москвы, 115035, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 19, ОГРН 1027700151170
Цель экспертизы
Обоснование принятия решения о целесообразности включения, либо отказа от включения рассматриваемого объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия, определение категории его историко-культурного значения.
Объект экспертизы
Выявленный объект культурного наследия: "Дом, в котором жил, работал и в 1862 г. умер известный композитор и театральный деятель А.Н. Верстовский" по адресу: Хлебный пер., д. 28 стр. 1.
Перечень материалов и документов, представленных заказчиком
1. Историко-культурный опорный план города Москвы - 1 с. в 2 экз.
2. Протокол заседания Комиссии экспертного обеспечения реестра недвижимого культурного наследия при Москомнаследии (Подкомиссия N 2) от 25.08.2010 г. N 30.
3. Приказ Москомнаследия N 356 от 10.09.2010 г. об утверждении решения заседания Комиссии экспертного обеспечения реестра недвижимого культурного наследия при Москомнаследии от 25.08.2010 г. N 30.
Сведения об обстоятельствах, повлиявших на процесс проведения и результаты экспертизы
Обстоятельства, повлиявшие на процесс проведения и результаты экспертизы, отсутствуют.
Факты и сведения, выявленные и установленные в результате проведенных исследований
Исследуемый объект расположен в Пресненском районе Центрального административного округа г. Москвы, в квартале, ограниченном с севера Скатертным пер., с востока - Мерзляковским пер., с запада - Малым Ржевским пер., с юга - Хлебным пер.
Территория за Никитскими и Арбатскими воротами Белого города начала заселяться в конце XV - начале XVI века. Однако при Иване Грозном во второй половине XVI века эта территории вошла в опричнину и стала таким образом государевой собственностью, которой управлял земский двор.
От Никитских ворот шла Волоцкая (Новгородская) дорога на Волоколамск и далее на Новгород, от Арбатских - Смоленская дорога на Смоленск. Между этими дорогами находилась так называемая Поварская (Кормовая) слобода Земляного города, в которой жили повара, пекари, скатертники и другая обслуга царского двора. От нее остались названия переулков: Скатертного, Столового, Ножового, Хлебного, Поварской улицы.
В частности, хлебопеки государева хлебного двора располагались за ручьем Черторый (протекавшим параллельно нынешнему Мерзляковскому переулку). От него местность плавно поднималась к западу. Название Хлебный переулок (ранее - Хлебная улица) известно с XVIII века.
В связи с переносом столицы в Санкт-Петербург царские слободы пришли в упадок, и в XVIII веке на их месте в кварталах, прилегающих к Арбатским и Никитским воротам, стали селиться дворяне и купцы. При пожаре 1812 года деревянные строения кормовых слобод полностью выгорели. С XIX века Хлебный переулок застраивался сначала деревянными, а потом каменными особняками, в конце века - доходными домами высотой 5-6 этажей. Основная часть существующих ныне зданий построена в конце XIX - начале XX веков. Промышленных объектов в переулке не было.
После революции владельцы частных домов и квартир были "уплотнены", что привело к появлению многочисленных коммунальных квартир. После реконструкции 1990-2000-х годов часть зданий стала офисными, часть перепланирована и реконструирована.
Историческое владение, на территории которого был возведен рассматриваемый объект, к настоящему времени разделено на два участка: один по Хлебному переулку, 28, другой - по Скатертному, 25.
На участке по Хлебному переулку, кроме исследуемого объекта - главного дома усадьбы (строение 1) - сохранился флигель (строение 2), ограда по красной линии переулка и внутридворовая ограда.
"Дом, в котором жил, работал и в 1862 г. умер известный композитор и театральный деятель А.Н. Верстовский"
Адрес: Хлебный пер., д. 28 стр. 1
Исследуемый объект - прямоугольный в плане с граненой полуротондой с южного фасада одноэтажный с подвалом каменной жилой дом (главный дом усадьбы), поставленный с отступом от красной линии Хлебного переулка, на которую выходит его ограда. Между зданием и оградой расположен садик.
Дом был возведен в 1815 г. В 1887 г. к зданию с востока был пристроен жилой объем с подвалом по проекту архитектора И. Елагина. В 1891 г. к дому с запада были пристроены парадные сени по проекту архитектора В. Мазырина.
В 1909 г. по проекту архитектора А. Зелигсона к главному (южному) фасаду был пристроен объем зимнего сада, который стал центральным элементом его композиции. В плане этот ризалит напоминает 5-гранную полуротонду с расширенной средней гранью. В это же время были увеличены парадные сени.
После 1917 г. особняк занимали дипломатические представительства: в 1920-х гг. - датская миссия, позднее, до 1941 г., - германское торговое представительство и военный атташе посольства Германии, теперь же особняк арендован посольством Исландии.
К настоящему времени здание сохранило объемно-пространственную композицию и архитектурно-художественное оформление фасадов в редакции 1909 г.
Главный фасад здания не симметричен. По одну сторону ризалита зимнего сада, устроенного по центру первоначального объема 1815 г., расположено 3 прямоугольных оконных проема (в объеме 1815 г.) и 1 арочный входной проем (в объеме сеней 1891 г.), по другую - 6 прямоугольных оконных проемов (3 - в объеме 1815 г., 3 - в объеме пристройки 1887 г.). Оконные проемы оформлены рамочными наличниками и сандриками.
Композиционное решение ризалита зимнего сада апеллирует к классической традиции устройства полуротонды на садовом фасаде палладианского здания. Оконные проемы зимнего сада, арочные, за исключением центрального, фланкированы композитными полуколоннами на высоких пьедесталах, капители полуколонн украшены ниспадающими лепными гирляндами. Расположенное на широкой грани центральное окно - 3-частное, состоит из среднего прямоугольного проема и двух боковых, имеющих четверть-циркульные завершения. Над средним прямоугольным проемом - обильно декорированный лепниной овальный картуш, где в настоящее время на месте герба владельца особняка расположен герб Исландии. По центральной оси ризалита зимнего сада, под широким окном, расположена чаша фонтана, украшенного львиной маской.
Объем здания завершен венчающим карнизом большого выноса, раскрепованным по колоннам и пилястрам, и ступенчатой аттиковой композицией. В верхней части полуротонды под венчающим карнизом проходит профилированный карниз, поддерживаемый ионическими колоннами. По граням полуротонды венчающий карниз и аттик имеют выделенные по высоте и выступающие вперед небольшие декоративные контрфорсы.
В состав аттиковой композиции, венчающей здание, входят два доминирующих по высоте аттика, один из которых соответствует центральной части объема 1815 г. (его визуально поддерживают расположенные в уровне первого этажа массивные прямоугольные пилястры на пьедесталах), а другой, завершенный лучковым фронтончиком, акцентирует центральную ось объема 1887 г.
Арочный входной проем, ведущий в объем сеней, оформлен филенчатыми пилястрами, поддерживающими раскрепованный профилированный карниз с аттиком.
Здание хорошо сохранило пространственно-планировочную структуру и художественное оформление интерьеров XIX - нач. XX вв.
Основу планировочной структуры составляет первоначальный объем здания 1815 г. с характерной анфиладой парадных покоев, идущих вдоль главного фасада, и большим залом окнами во двор, традиционно отгороженным от нее служебным коридором. В таком виде пространственно-планировочная структура здания, по-видимому, не претерпевшая существенных изменений с момента постройки в 1815 г., зафиксирована на плане 1887 г. На плане обращает на себя внимание наличие колонн в трех проемах - типичный прием оформления интерьеров эпохи ампира. Эта особенность здания была сохранена при перестройках здания в 1887 и 1909 гг. и гармонично вошла в новый образный строй интерьеров дома.
В 1909 г. в объем парадных комнат был включен служебный коридор, а часть анфиладных дверей была заложена. В результате проведенных работ только три помещения полностью сохранили свои первоначальные габариты - входной вестибюль, зал и парадная спальня, замыкавшая бывшую анфиладу.
В элементах отделки интерьера 1909 г. заметно влияние стиля модерн. Камин в кабинете, облицованный муравлеными изразцами, имеет сходство с каминами абрамцевского производства. Холодный блеск крупных изразцов темно-болотного цвета создает выразительный контраст с бронзовыми патинированными дверками топки. В формах модерна выполнены две четырехстворчатые остекленные двери, ведущие из большой гостиной в малую гостиную и зал. В зале, соединенном широким проемом с граненой полуротондой зимнего сада, использованы декоративные и планировочные принципы архитектуры начала XX столетия.
В целом убранство парадных комнат носит эклектичный характер и выполнено с использованием преимущественно элементов классицизма. В сенях и малой гостиной сохранились мраморные камины с зеркалами. Интересен камин малой гостиной с резными консолями и прибором - металлической решеткой в виде балюстрады. Проемы между залом и малой гостиной и между большой гостиной (или столовой) и зимним садом украшены колоннами с ионическими и композитными капителями. Отдельные лепные элементы капителей, баз колонн, архивольта арочного проема и декора мраморных каминов в позднее время были покрыты бронзовой краской. Возможно, эти элементы были украшены легкой позолотой - приемом, распространенным в отделке интерьеров XIX - нач. XX вв.
Колонны были прежде использованы и в оформлении парадной спальни, замыкающей анфиладу с востока. Из архивных документов 1887 года известно, что она имела анфиладный проем с двумя колоннами, аналогичный сохранившемуся проему между залом и малой гостиной. Этот проем, по-видимому, зашит и может быть обнаружен при натурном исследовании. Помещение традиционно делилось декоративной балкой, поддерживаемой двумя колоннами, на две зоны - предспальню и альков. Ныне колонны утрачены, но уцелели соответствующие им пристенные пилястры.
В интерьерах дома сохранились все старые филенчатые двери, частично с приборами. Выделяются двупольные остекленные двери зала, имеющие наличники с ушами. Сохранились также оконные заполнения во всем доме, частично с первоначальными приборами. На некоторых окнах (в зале, зимнем саду) между рамами имеются крючки-ограничители. У всех окон старого ядра дома - подоконники со скругленными углами. Окна зимнего сада отличаются тонкостью столярной работы: они имеют изящные ложбинки, характерные для классицистической архитектуры.
Большую ценность представляют наборные паркетные полы с контурными фризами. Особенно интересны паркеты в зале и кабинете, сохранившиеся со следами реставрации. На паркете в углах комнат встречаются латунных продухи с разнообразным орнаментом (сердечки, цветы).
Во всех парадных помещениях имеются потолочные профилированные карнизы и потолочные розетки, относящиеся к 1910-м годам или более позднему времени. В двух комнатах карнизы с падугой (широкой - в большой гостиной, узкой - в кабинете).
Парадные сени, пристроенные к дому в 1891 г., включают глубокое затемненное крыльцо и тамбур с филенчатыми дверями. На входной уличной двери сохранился полный комплект прибора - оригинальная ручка с защелкой, крючок-ограничитель, петли. Внутренняя дверь тамбура имеет наличник с пологим треугольным фронтоном. Напротив входа в торцовой стене располагается мраморный камин с орнаментальной чугунной топкой. Стены узкого длинного помещения парадных сеней обработаны филенками сложной формы. Сохранился первоначальный паркетный пол с контурным фризом; на маленькой площадке перед лестницей - паркет с ромбовидным орнаментом.
В восточной части дома, пристроенной в 1887 г., располагались жилые помещения, коридор со световым фонарем, ванная и туалет. В 1900-х гг. планировка здесь была изменена. Позже интерьеры этой части дома были еще раз перестроены и получили оформление в духе 1920-х гг., в более рациональных формах. Привлекает внимание ограждающая сход в подвал перегородка с остеклением характерного звездчатого рисунка и филенчатыми панелями. В подобной стилистике обработаны и встроенные шкафы в коридоре. В это же время, очевидно, разобрали световой фонарь и включили часть служебного коридора в объем расширенных жилых помещений. В них к настоящему времени сохранилась отделка интерьеров, включающая потолочные профилированные тянутые карнизы, потолочную розетку в угловой комнате, филенчатые двери.
Подвал дома включает несколько первоначальных помещений в восточной части дома. Одно из них перекрыто полуциркульным сводом (служило кладовой), другое имеет угловые печи со скошенным зеркалом. В кирпичной клаке стен цоколя этой части здания встречаются большемерные кирпичи с клеймами "Д", относящимися к концу XVII века, что можно объяснить их вторичным использованием в постройке. В советское время был устроен подвал под остальной частью старого здания, позже его укрепили кирпичными столбами. При этом также были использованы старые кирпичи с клеймами.
Подвал пристройки 1887 г. изначально предназначался для жилья, кухни, кладовой. Со временем его планировка незначительно изменилась. На плане дома 1909 г. в нем был зафиксирован подъемник, сохранившийся до настоящего времени.
Строение 2 - флигель, возведенный по проекту В. Мазырина в 1891 г. и реконструированный в 1990-х гг. с сохранением и реставрацией уличных фасадов.
В настоящее время строение 2 - 1-2-этажное трапециевидное в плане. Его южный торцовый фасад в 3 световые оси выходит на красную линию переулка и является главным. Фасады здания украшают пилястры, подоконный и сложнопрофилированный венчающий карнизы, раскрепованные по пилястрам. Оконные проемы 2-го этажа оформлены простыми наличниками.
Ограда с воротами по Хлебному переулку выстроена в 1891 г. по проекту В. Мазырина и частично перестраивалась в начале XX в.
Ограда представляет собой металлическую решетку на каменном основании с каменными пилонами ворот и калитки. Пилоны калитки рустованы, украшены сложными филенками, карнизом с волютами и навершиями эффектного силуэта.
Внутридворовая ограда, расположенная между калиткой и парадным входом в здание, выстроена в 1909 г. по проекту А. Зелигсона. Ограда состоит из двух рядов пилонов (всего 6) с металлическими заполнениями (частично утрачены). Пилоны имеют редкую и оригинальную скульптурную форму, придающую двору и саду перед особняком неповторимо индивидуальный облик. Ограда представляет большую архитектурно-художественную ценность.
Мемориальная ценность объекта
Исследуемое строение обладает мемориальной ценностью: в этом доме жил и умер известный русский композитор и театральный деятель Алексей Николаевич Верстовский (1799-1862). Алексей Верстовский родился 18 февраля (1 марта) 1799 г. в имении Растов Сад Тамбовской губернии.
Отец композитора был внебрачным сыном генерала Селиверстова, получившим усеченную фамилию. С девяти лет выступал в концертах в Уфе. В 1816 г. переехал в Санкт-Петербург, брал уроки фортепьяно, скрипки, пения, композиции.
С 1823 г. жил в Москве; инспектор музыки (с 1825), инспектор репертуара императорских московских театров (с 1830), управляющий конторой Дирекции императорских московских театров (1848-1860). Верстовский известен как автор преимущественно музыкально-сценических произведений - опер и опер-водевилей, а также баллад. В течение тридцати пяти лет он был служащим московских Императорских театров - этот период получил в театральном мире название "Эпоха Верстовского". Создал 6 опер - "Пан Твардовский" (1828), "Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев" (1832), "Громобой" (1854, постановка 1857) и другие. Лучшей считается "Аскольдова могила" (1835) по роману М.Н. Загоскина, пользовавшаяся большой популярностью.
Написал более 30 опер-водевилей - "Бабушкины попугаи" (текст Н.И. Хмельницкого, 1819), "Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом" (текст А.С. Грибоедова и П.А. Вяземского, 1824), "Две записки, или Без вины виноват" (совместно с А.А. Алябьевым, текст А.И. Писарева, 1827) и другие.
Он также прославился романсами - "Слыхали ль вы за рощей глас ночной", "Старый муж, грозный муж" (на стихи А.С. Пушкина; последний "цыганский романс" неоднократно исполняла П. Виардо-Гарсиа), кантатами, духовной музыкой. В русской вокальной лирике Верстовский создал новый жанр - балладу, или "драматические кантаты", как он сам называл такие сочинения. Это повествовательно-драматические произведения для солиста с инструментальным сопровождением, написанные в свободной форме. К лучшим балладам относят "Черная шаль" (на стихи А.С. Пушкина), "Бедный певец" и "Ночной смотр" (на стихи В.А. Жуковского), "Три песни скальда" и др.
Перечень документов и материалов, использованных при проведении государственной историко-культурной экспертизы, а также использованной для нее специальной, технической и справочной литературы
1. Альбом "Подготовка комплектов документов, необходимых для принятия решения об отнесении выявленных объектов к объектам культурного наследия и включения их в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации по выявленному объекту культурного наследия "Дом, в котором жил, работал и в 1862 г. умер известный композитор и театральный деятель А.Н. Верстовский", расположенному по адресу: Хлебный пер., д. 28 стр. 1", выполненный ООО "АРТ-Реставрация" в 2011 г.
Обоснования выводов экспертизы
Рассматриваемый объект - главный дом городской усадьбы, одноэтажное с подвалом кирпичное здание. Оно было возведено в несколько строительных периодов. Первоначальный 1-этажный жилой с подвалом объем был сооружен в 1815 г. В 1887 г. к зданию с востока была сделана жилая пристройка с подвалом по проекту архитектора И. Елагина. В 1891 г. к дому с запада были пристроены парадные сени по проекту архитектора В. Мазырина. В 1909 г. по проекту архитектора А. Зелигсона к главному (южному) фасаду был пристроен объем зимнего сада, который стал центральным элементом его композиции, а также были перестроены сени. Таким образом, в архитектурном облике здания сочетаются элементы разных стилей: ампира, эклектики, модерна и неоклассицизма начала XX в.
Здание обладает градоформирующими характеристиками: оно участвует в формировании застройки Хлебного переулка.
В настоящее время здание сохраняет свои градостроительные характеристики, объемно-пространственную композицию, пространственно-планировочную структуру и архитектурно-художественное оформление фасадов, сложившиеся в XIX - нач. XX вв. В доме сохранились первоначальные столярные заполнения оконных и дверных проемов с прибором, включая внутренние двери.
Здание отличается уникальной сохранностью интерьеров: в нем сохранились паркетные полы, колонны, пилястры, 2 мраморных камина и камин с изразцами, тянутые карнизы, лепные розетки и подъемник.
Сохранилась также ограда по красной линии Хлебного переулка, сооруженная в 1891 г., и внутридворовая ограда 1909 г., оформляющая проход к зданию от калитки и имеющая значительную художественную ценность.
Рассматриваемое здание является ярким примером главного дома городской усадьбы XIX - нач. XX в., сохранившим богатое декоративное оформление фасадов и интерьеров. Кроме того, оно обладает мемориальной ценностью: в нем провел последние годы жизни и умер в 1862 г. театральный деятель и композитор А.Н. Верстовский.
Историческое владение, на территории которого был возведен рассматриваемый объект, к настоящему времени разделено на два участка: N 28 по Хлебному переулку и N 25 по Скатертному переулку. На участке по Хлебному переулку, кроме рассматриваемого объекта - главного дома усадьбы (строение 1), - сохранился флигель (строение 2), ограда по красной линии переулка и внутридворовая ограда.
Принимая во внимание градостроительные характеристики объекта, его самостоятельную архитектурную и мемориальную ценность, а также учитывая его уникальную сохранность, государственная историко-культурная экспертиза предлагает включить в Единый Государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения рассматриваемый объект с наименованием:
- "Городская усадьба XIX в. - XX в., архитекторы С.А. Елагин, В.А. Мазырин, А.Н. Зелигсон:
- Главный дом, 1815 г., 1887 г., 1891 г., 1909 г., архитекторы С.А. Елагин, В.А. Мазырин, А.Н. Залигсон.
Дом, в котором жил, работал и в 1862 г. умер известный композитор и театральный деятель А.Н. Верстовский.
- Ограда, 1891 г.;
- Ограда, 1909 г." по адресу: Хлебный пер., д. 28 стр. 1.
Границы территории объекта предлагается определить в соответствии с современными границами участка N 28 по Хлебному пер.
Выводы экспертизы
1. Включить в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации рассматриваемый объект в качестве объекта культурного наследия регионального значения с наименованием:
- "Городская усадьба XIX в. - XX в., архитекторы С.А. Елагин, В.А. Мазырин, А.Н. Зелигсон:
- Главный дом, 1815 г., 1887 г., 1891 г., 1909 г., архитекторы С.А. Елагин, В.А. Мазырин, А.Н. Залигсон.
Дом, в котором жил, работал и в 1862 г. умер известный композитор и театральный деятель А.Н. Верстовский
- Ограда, 1891 г.;
- Ограда, 1909 г." по адресу: Хлебный пер., д. 28 стр. 1.
2. Границы территории объекта установить согласно Приложениям 1.1, 1.2;
3. Режим использования земельных участков в границах территории объекта установить согласно Приложению 2;
4. Предмет охраны определить согласно Приложению 3;
5. Учесть, что рассматриваемый объект находится на территории объединенной охранной зоны N 029, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 16.12.1997 N 881 "Об утверждении зон охраны центральной части г. Москвы (в пределах Садового Кольца)", зоны строгого регулирования застройки N 001 и зоны регулируемой застройки N 001, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 07.07.1998 N 545 "Об утверждении зон охраны центральной части г. Москвы (в пределах Камер-Коллежского Вала)".
Я, Баталов Андрей Леонидович, в соответствии с законодательством Российской Федерации несу ответственность за достоверность и обоснованность сведений и выводов, изложенных в настоящем акте.
Список приложений:
Схема границ территории объекта - Приложение 1.1;
Описание границ территории объекта - Приложение 1.2;
Режим использования земельных участков в границах территории объекта - Приложение 2.
Предмет охраны объекта - Приложение 3.
Эксперт |
А.Л. Баталов |
Генеральный директор |
А.Д. Рогулин |
Приложение 1.1
к акту государственной
историко-культурной экспертизы
Граница территории объекта культурного наследия регионального значения "Городская усадьба, XIX в. - XX в., архитекторы С.А. Елагин, В.А. Мазырин, А.Н. Зелигсон"
адрес: Хлебный пер., д. 28, стр. 1
Приложение 1.2
к акту государственной
историко-культурной экспертизы
Описание
границ территории объекта культурного наследия регионального значения
- "Городская усадьба XIX в. - XX в., архитекторы С.А. Елагин, В.А. Мазырин, А.Н. Зелигсон:
- Главный дом, 1815 г., 1887 г., 1891 г., 1909 г., архитекторы С.А. Елагин, В.А. Мазырин, А.Н. Залигсон.
Дом, в котором жил, работал и в 1862 г. умер известный композитор и театральный деятель А.Н. Верстовский
- Ограда, 1891 г.;
- Ограда, 1909 г." по адресу: Хлебный пер., д. 28 стр. 1.
Граница территории выявленного объекта культурного наследия проходит на северо-восток по боковому фасаду здания 28 стр. 2 по Хлебному переулку (литеры А-Б), далее идет на восток по забору и заднему фасаду здания 25 по Скатертному переулку (литеры Б-В), затем поворачивает на юг и идет по заднему фасаду здания 25 по Скатертному переулку (литеры В-Г), далее идет на юго-восток по боковому фасаду здания 25 по Скатертному переулку (литеры Г-Д), затем проходит на юго-запад по боковому фасаду здания 28 стр. 1 по Хлебному переулку и боковому фасаду здания 26 по Хлебному переулку (литеры Д-Е), далее идет на северо-запад вдоль Хлебного переулка по ограде с воротами и фасаду здания 28 стр. 2 по Хлебному переулку (литеры Е-А).
Координаты характерных точек в местной системе координат (МСК) | |
X |
Y |
5797.47 |
9963.77 |
5800.74 |
9969.97 |
5807.94 |
9983.58 |
5810.12 |
9987.64 |
5810.37 |
9988.18 |
5829.43 |
9983.41 |
5830.00 |
9984.62 |
5831.10 |
9984.14 |
5832.19 |
9983.65 |
5834.19 |
9982.76 |
5846.07 |
9977.47 |
5843.29 |
9971.20 |
5850.29 |
9967.95 |
5847.90 |
9961.89 |
5846.22 |
9957.63 |
5845.04 |
9954.96 |
5840.16 |
9943.86 |
5813.85 |
9956.22 |
5812.07 |
9957.05 |
5810.89 |
9957.61 |
5806.67 |
9959.59 |
Приложение 2
к акту государственной
историко-культурной экспертизы
Режим использования земельных участков в границах территории объекта культурного наследия регионального значения
- "Городская усадьба XIX в. - XX в., архитекторы С.А. Елагин, В.А. Мазырин, А.Н. Зелигсон:
- Главный дом, 1815 г., 1887 г., 1891 г., 1909 г., архитекторы С.А. Елагин, В.А. Мазырин, А.Н. Залигсон.
Дом, в котором жил, работал и в 1862 г. умер известный композитор и театральный деятель Л.Н. Верстовский
- Ограда, 1891 г.;
- Ограда, 1909 г." по адресу: Хлебный пер., д. 28 стр. 1.
- запрещение капитального строительства, искажения традиционных характеристик эволюционно сложившейся композиции застройки исторического владения, изменения характеристик природного ландшафта, композиционно связанного с объектом культурного наследия;
- реставрация объектов культурного наследия, обеспечение неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта (предметом охраны), устранение диссонирующих объектов, озеленение и благоустройство территории в соответствии с согласованным в установленном порядке проектом реставрации и приспособления; обеспечение доступности объектов культурного наследия в целях их экспонирования, обеспечение сохранения традиционного визуального восприятия объекта культурного наследия с основных видовых точек и смотровых площадок; обеспечение мер сохранности объекта культурного наследия, его пожарной безопасности, защиты от динамических воздействий;
- реконструкция инженерных сетей и дорог, не нарушающая целостность объектов культурного наследия и не создающая угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
Приложение 3
к акту государственной
историко-культурной экспертизы
Предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения
- "Городская усадьба XIX в. - XX в., архитекторы С.А. Елагин, В.А. Мазырин, А.Н. Зелигсон:
- Главный дом, 1815 г., 1887 г., 1891 г., 1909 г., архитекторы С.А. Елагин, В.А. Мазырин, А.Н. Залигсон.
Дом, в котором жил, работал и в 1862 г. умер известный композитор и театральный деятель Л.Н. Верстовский
- Ограда, 1891 г.;
- Ограда, 1909 г." по адресу: Хлебный пер., д. 28 стр. 1.
- местоположение и градостроительные характеристики ансамбля, формирующего фронт застройки Хлебного переулка, его роль в композиционно-планировочной структуре застройки квартала;
- пространственно-планировочная структура ансамбля XIX - начала XX вв., включая местоположение, габариты и высотные отметки зданий, соотношение застроенных и не застроенных пространств, озелененных и неозелененных территорий.
Главный дом, 1815 г., 1887 г., 1891 г., 1909 г., архитекторы С.А. Елагин, В.А. Мазырин. А.Н. Залигсон.
- местоположение и градостроительные характеристики здания, участвующего в формировании застройки Хлебного переулка, его роль в композиционно-планировочной структуре ансамбля;
- объемно-пространственная композиция двухэтажного с подвалом прямоугольного в плане здания XIX - начала XX вв., включая портал главного входа, ризалит зимнего сада, высотные отметки по венчающим карнизам;
- крыша XIX - начала XX вв., ее конструкция, конфигурация, материал и характер кровельного покрытия, чердачные окна, печные трубы, высотные отметки по конькам;
- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов XIX - начала XX вв., включая местоположение, размер, форму и оформление оконных и дверных проемов, лепные и штукатурные элементы: пилястры, полуколонны с композитными капиталями, лопатки с рустовкой или филенчатой отделкой, ступенчатый аттик завершения, тяги, карниз, наличники окон, фонтан с маской льва и грифонами, лепные гирлянды, картуш, герб;
- материал и характер отделки фасадных поверхностей XIX - начала XX вв. (штукатурка);
- колористическое решение фасадов (уточняется в процессе реставрационных исследований);
- пространственно-планировочная структура здания XIX - начала XX вв., в пределах капитальных стен, перегородок, перекрытий, дверных и иных проемов;
- конструкция и материал капитальных стен, перегородок и перекрытий, в том числе сводчатых, XIX - начала XX вв.;
- архитектурно-художественное оформление интерьеров конца XIX - начала XX вв., в том числе колонны (в двух гостиных), пилястры, два мраморных камина с зеркалами, камин изразцовый, тянутые профилированные карнизы потолков, лепные розетки потолков, наборный паркет, деревянные филенчатые двери со скобяными приборами и подъемник (уточняется по инвентарной описи интерьеров);
- наружные и внутренние дверные и оконные столярные заполнения конца XIX - начала XX вв., со скобяным прибором, материал, характер оформления и расстекловки, колористическое решение;
- лестницы XIX - начала XX вв. (деревянная лестница в парадных сенях и служебная деревянная лестница в подвал), их местоположение, конструкция и художественное оформление;
- печи и камины, в том числе печь-камин с облицовкой из керамической зеленой плитки и декоративной растительной отделкой в стиле "модерн";
- осветительные приборы конца XIX - начала XX вв.;
- колористическое решение интерьеров конца XIX - начала XX вв. (уточняется в процессе реставрационных исследований).
Ограда, 1891 г.
- градостроительные характеристики ограды и ворот, участвующих в формировании фронта Хлебного переулка;
- композиция и архитектурно-художественное решение ограды и ворот по Хлебному переулку, включая кирпичный штукатурный цоколь, кирпичные пилоны ограды, ворот и калитки, лепное декоративное оформление пилонов калитки, кованые металлические решетки ограды, металлические полотна ворот и калитки;
Ограда, 1909 г.
- архитектурно-художественное решение ограды палисадника, включая кирпичный цоколь, столбики из гранита и металлические решетки,
- характер исторического озеленения (садик перед домом).
Рекомендуется выполнить инвентарную опись интерьеров. Предмет охраны может быть дополнен при проведении натурных реставрационных исследований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Департамента культурного наследия г. Москвы от 31 января 2012 г. N 37 "О согласии с заключением (актом) государственной историко-культурной экспертизы"
Текст распоряжения официально опубликован не был