В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. N 569 "Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе", постановлением Правительства Москвы от 3 августа 2010 г. N 671-ПП "Об утверждении Положения о порядке включения выявленного объекта культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения":
1. Согласиться с заключением (актом) государственной историко-культурной экспертизы, выполненным аттестованным экспертом по проведению государственной историко-культурной экспертизы Б.Е. Пастернаком (приказ Росохранкультуры от 10 декабря 2010 г. N 448), содержащим вывод об обоснованности включения объекта по адресу: ул. Кузнецкий Мост, д. 12/3 стр. 1 в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения с наименованием "Пассаж К.С. Попова - Джамгаровых, 1873 г., архитектор А.С. Каминский, 1877 г., архитектор А.И. Резанов, 1883 г., архитектор И.Ф. Червенко, 1906 г., архитектор А.Э. Эрихсон", а также с предложениями эксперта по предмету охраны, территории памятника и режиму использования земель в границах его территории (прилагается к распоряжению).
2. Подготовить и внести на утверждение в установленном порядке в Правительство Москвы проект решения о включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя Департамента культурного наследия города Москвы А.А. Емельянова.
Руководитель |
А.В. Кибовский |
Акт
государственной историко-культурной экспертизы объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия
"Пассаж К.С. Попова (первая московская телефонная станция) - пассаж и банк братьев Джамгаровых - Государственная публичная научно-техническая библиотека России, 1873-1877 гг., арх. А.С. Каминский (II), 1877 г., арх. А.И. Резанов, 1883 г., арх. И.Ф. Червенко, 1906 г., арх. А.Э. Эрихсон, 1960-е гг., 1980-е гг.",
г. Москва, Кузнецкий Мост ул., 12/3, стр. 1
26 декабря 2011 г. г. Москва
Дата начала проведения экспертизы: 28 ноября 2011 г.
Дата окончания экспертизы: 26 декабря 2011 г.
Место проведения экспертизы: город Москва
Сведения об эксперте
Фамилия, имя, отчество |
Пастернак Борис Евгеньевич |
Образование |
Высшее |
Специальность |
Архитектор |
Ученая степень (звание) |
Не имеется |
Стаж работы |
27 лет |
Место работы и должность |
Главный архитектор ООО "Центр историко-градостроительных исследований" |
Реквизиты аттестации Министерства культуры РФ |
Приказ Росохранкультуры об утверждении аттестации от 10.12.2010 г. N 448 |
Заказчик экспертизы
Общество с ограниченной ответственностью "Столичный проект-КМ", ООО "Столичный проект-КМ", ОГРН 1087746790944, 127055. г. Москва, ул. Сущевская, д. 27. стр. 1.
Цель экспертизы
Обоснование принятия в установленном порядке органами государственной власти субъекта Российской Федерации решения о включении объекта культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и об определении категории его историко-культурного значения.
Объект экспертизы
Объект, обладающий признаками объекта культурного наследия "Пассаж К.С. Попова (первая московская телефонная станция) - пассаж и банк братьев Джамгаровых - Государственная публичная научно-техническая библиотека России, 1873-1877 гг., арх. А.С. Каминский (II), 1877 г., арх. А.И. Резанов, 1883 г., арх. И.Ф. Червенко, 1906 г., арх. А.Э. Эрихсон, 1960-е гг., 1980-е гг.", г. Москва, Кузнецкий Мост ул., 12/3, стр. 1, и его территория; документы, обосновывающие включение объекта культурного наследия в реестр.
Перечень документов, представленных заявителем
- Историко-культурные исследования здания по адресу: Кузнецкий Мост ул., 12, разработанные НПО-38 НИиПИ Генплана Москвы в 2006 г. (согласование Москомнаследия N 16-01/1088 от 18.07.2006).
Сведения об обстоятельствах, повлиявших на процесс проведения и результаты экспертизы
Обстоятельства, повлиявшие на процесс проведения и результаты экспертизы, отсутствуют.
Сведения о проведенных исследованиях
Были проведены историко-архитектурные, историко-градостроительные, архивные, библиографические, натурные исследования и осмотр здания, включая интерьеры, изучены материалы, предоставленные заказчиком, собраны сведения об объекте, обладающем признаками объекта культурного наследия, в частности, сведения по истории строительства здания, датах основных перестроек. Также был проведен анализ материалов, содержащих информацию о ценности объекта, с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, социальной культуры.
Факты и сведения, выявленные и установленные в результате проведенных исследований
Каменное здание пассажа Попова - Джамгаровых, занимающее большую часть территории сквозного владения, состоит из трех разновременных корпусов: пятиэтажного по Кузнецкому мосту, трехэтажного по Пушечной улице, и соединяющего их дворового трехэтажного корпуса. Уличные корпуса были поставлены по красным линиям во всю ширину владения, дворовый же расположен с отступом от боковых границ. В здании со стороны Пушечной улицы устроены проездные арки вдоль боковых фасадов. Под всем строением расположены подвалы. Участок расположен на землях древней Пушечной слободы, неподалеку от Кузнецкого моста над убранной в первой половине XIX в. в трубу речкой Неглинной. Трапециевидное домовладение расположено в квартале, ограниченном улицами Рождественка, Кузнецкий Мост, Неглинная, и Пушечная. В XIX в. район Кузнецкого моста являлся торгово-деловым центром Москвы.
На месте современного здания в конце XVII - начале XVIII вв. находились два дома владения стольника И.М. Вердеревского. К середине XVIII в. участок перешел графу П.Б. Шереметеву, в 1770-х гг. иностранцу И. Тардье, а затем француженке М.Ф. Роже. В начале XIX в. здесь располагались каменный дом и сад строителя Неглинного канала генерал-майора Е.И. Бланкеннагеля. Во время пожара 1812 г. дом уцелел, и через пять лет перешел к падчерице владельца, ставшей впоследствии женой известного просветителя В.Н. Каразина. После смерти Каразина владение унаследовали его дети. Многие годы в здании размещался музыкальный и нотный магазин А. Грессера и магазин семьи Дациаро с 1829 г. торговавший здесь картинами, гравюрами, дагеротипами и фотографией, бумагой и красками для художников. В 1831 г. в части дома размещалось отделение Санкт-Петербургского банкирского дома И.В. Юнкера.
В 1873 г. сквозной участок, расположенный между улицами Кузнецкий Мост и Пушечная, перешел во владение предпринимателя и общественного деятеля, известного чаеторговца Константина Семеновича Попова (1849 - после 1917 г.). Действительный статский советник К.С. Попов, бывший директором и одним из совладельцев Товарищества чайной торговли "К. и С. братья Поповы", в 1877-1880 гг. был Гласным Московской городской думы.
Старая застройка, сформировавшаяся на протяжении первой половины XIX в., была снесена, однако, вероятно, не полностью, и на ее месте было решено построить пассаж - крупное торговое здание с крытым сквозным проходом между Кузнецким мостом и Пушечной улицей.
Первоначальный проект большого торгового комплекса был разработан в 1873 г. известным московским архитектором Александром Степановичем Каминским (1829-1897). Проектом предусматривалось возведение обширного здания, состоявшего из трех примыкавших друг к другу объемов, из которых два трехэтажных уличных корпуса (по Кузнецкому мосту и Пушечной улице) предполагались во всю ширину владения, а двухэтажный дворовый корпус, соединявший уличные корпуса, должен был отступать от боковых границ для формирования небольших внутренних двориков.
Проект А.С. Каминского был реализован лишь частично. К 1877 г. был возведен только один трехэтажный с подвалом торговый корпус по красной линии Пушечной улицы. В оформлении главного фасада здания были использованы мотивы древнерусской архитектуры, что характерно для творчества А.С. Каминского 1870-х гг.
"Русский стиль" присущ и другим постройкам А.С. Каминского, возведенным в 1870-е гг.: доходному дому братьев Третьяковых на Рождественке; Третьяковскому проезду; подворью Иосифо-Волоцкого монастыря на Биржевой площади в Китай-городе; дому С.М. Третьякова на Гоголевском бульваре.
В 1873-1877 гг. внутри двора, у его восточной границы, появилось каменное двух-трехэтажное здание (Кузнецкий Мост ул., 12/3, стр. 2). Корпус, частью жилой, частью хозяйственный, предназначался для обслуживания потребностей домовладения.
В 1877 г. домовладелец К.С. Попов заказал академику архитектуры, ученику и соавтору московских построек К.А. Тона, петербуржцу Александру Ивановичу Резанову (1817-1887) составить новый проект корпуса по Кузнецкому мосту и дворового корпуса. В соответствии с проектными чертежами 1873 и 1877 гг., в основу проекта А.И. Резанова была положена первоначальная конфигурация плана, предложенная А.С. Каминским, однако была увеличена этажность еще не построенных частей комплекса. Главный уличный корпус по Кузнецкому мосту был возведен пятиэтажным, а дворовый корпус стал трехэтажным. Проект А.И. Резанова был реализован не позднее 1880 г. Строительством пассажа руководил московский архитектор С.В. Дмитриев.
Не следует исключать того, что в подвальную часть корпуса по Кузнецкому мосту могли быть включены фрагменты стен подвала главного дома конца XVIII в.
Первоначально пассаж был устроен лишь в корпусах А.И. Резанова. Окончательная реализация замысла относится к 1883 г., когда, по проекту архитектора Ивана Федоровича Червенко (1842-1903), много строившего для семьи купцов Абрикосовых (родственников и деловых партнеров Поповых), сквозная галерея в уровне первого этажа со световым фонарем в дворовом корпусе, проходящая по центральной продольной оси корпусов 1873-1877 гг., была продлена до Пушечной улицы, превратив пассаж Попова в популярную пешеходную зону. При этом была разобрана часть перпендикулярных Пушечной ул. капитальных стен корпуса А.С. Каминского и частично видоизменен его главный фасад.
После постройки в здании разместились многочисленные магазины: меховых изделий С.И. Белкина, ювелирный И. Фульда, юридических книг А. Скорова, ателье фотографии и квартира фотографа-художника Александра Федоровича Эйхенвальда. где вместе с ним жил его сын Александр (1863 -1944), впоследствии физик с мировым именем, дочь Маргарита (1886-1948) с мужем Степаном Евтропьевичем Трезвинским (1860-1942) - солисты оперной труппы Большого театра. В доме жил также артист Малого театра М.А. Решимов (1845-1887).
В июле 1882 г. в пассаже Попова открылась первая в Москве телефонная станция на 800 номеров, для чего на крыше здания была установлена деревянная башня, откуда во все стороны расходились провода. Технический проект станции был разработан бельгийским инженером Армандом Беде. Домовладелец К.С. Попов стал одним из первых ее абонентов. В 1884 г., в связи с необходимостью увеличения емкости, телефонная станция была переведена в соседний дом Захарьина (Кузнецкий Мост ул., д. 14).
В 1885 г. на фасаде здания была установлена первая в городе световая реклама, гирлянды электрических лампочек образовывали слово "Пассажъ". Позднее на крыше здания был установлен ветряной двигатель, осуществлявший подъем воды на верхние этажи в системе водоснабжения здания.
В 1894 году в части помещений Пассажа открылось "Русское фотографическое общество", на заседаниях которого выступали Н.Е. Жуковский, Н.А. Умов, К.А. Тимирязев, Н.Д. Зелинский и другие видные ученые. В распоряжении Общества имелись фотографический павильон, копировальня, комната для увеличения, лаборатории, музей и библиотека. Деятельность Русского фотографического общества освещалась на страницах журнала "Фотографическое обозрение", а с 1908 г. начал выходить журнал "Вестник фотографии", редакция которого также размещалась в этом здании.
Владелец дома К.С. Попов был страстным коллекционером, принадлежавшие ему произведения искусства демонстрировались в залах Пассажа. Здесь же неоднократно устраивали выставки картин И.Г. Айвазовского, Н.А. Ярошенко и других живописцев. В начале 1890-х гг. в Пассаже размещалась редакция иллюстрированного журнала "Царь-колокол", с которым сотрудничали А.В. Амфитеатров, В.И. Немирович-Данченко, Е.А. Салиас и др.
В 1899 г. К.С. Попов продал здание одному из крупнейших московских банков - банкирскому дому братьев Джамгаровых. Его владельцами были Иван, Афанасий, Исаак, Николай и Агаджан Исааковичи Джамгаровы, известные банкиры, благотворители и меценаты армянского происхождения. Для размещения в нем главной конторы кредитно-финансового учреждения пассаж был перегорожен, пространство галереи разделено на этажи, на первом этаже дворового корпуса устроен кассовый зал, возведены дополнительные лестницы, в подвале размещено хранилище. Реконструкцией здания руководил известный московский архитектор Адольф Эрнестович Эрихсон (1862 - после 1917).
Помимо банка, в пассаже Джамгаровых размещалась кондитерская и небольшая кофейня товарищества "Сиу и Ко", залы которой были расписаны в стиле модерн. Здесь же находился магазин Общества распространения полезных книг, издававшего книги "для народного и детского чтения", два нотных магазина, редакция журнала "Русское обозрение", магазины ремесленных изделий и игрушек, ювелирных украшений и драгоценностей.
После октября 1917 г. здание занимали различные учреждения: Госстрах СССР, трест "Электроимпорт" с бюро фирмы "Siemens", райсовет Городского района, Курсы усовершенствования врачей Министерства здравоохранения, несколько научных медицинских обществ. С 1958 г. здесь размещается Государственная публичная научно-техническая библиотека, насчитывающая в своих фондах свыше 10 миллионов книг.
В конце 1980-х гг. в корпусе, построенном А.С. Каминским в 1873 г., по заказу компании "Бурда моден" была осуществлена частичная реставрация с приспособлением под офисные помещения и магазины (архитекторы С. Киселев, В. Коршунов).
В оформлении фасада здания по Пушечной улице использованы характерные черты неорусского стиля. Выделенные креповкой, богато оформленные центральная и боковые части симметричного главного фасада, пластически наиболее выразительные, отмечены широкими рустованными пилястрами и завершены высокими фигурными ступенчатыми щипцами со слуховыми окнами.
Композиция центральной части фасада, дополненная в 1883 г. по проекту И.Ф. Червенко, когда галерея пассажа была продлена до Пушечной улицы, развивает в более насыщенном декором виде пластическую тему, намеченную в архитектурном решении боковых крепованных участков фасадной стены. При переделке центральной части фасада первоначальные окна в уровне трех этажей были заложены и вместо них прорезаны новые оконные проемы, соответствующие особенностям обновленной внутренней планировки. Уровень больших сдвоенных окон второго этажа, пяти узких окон третьего этажа, а также ступенчатого сложного фронтона, был значительно поднят по сравнению с первоначальными решением центральной части фасада, по углам отмеченной сдвоенными лопатками, переходящими в вертикальные элементы фигурного аттика с шпилевидными завершениями. По трем главным осям композиции фасада в уровне первого этажа были устроены большие арки: широкая арка парадного входа галереи пассажа в центральной части и две более узкие арки проезда во двор. В начале XX в. часть арочных окон первого этажа была заменена широкими витринами магазинов. Архитектурное решение фасадов дополняют руст, ниши, филенки и декоративные ширинки, угловые рустованные лопатки, оформление парадного входа с фигурными пилястрами, обрамление проездных арок, аркатурный пояс центральной части, фигурные подоконники с кронштейнами, профилированные лучковое завершения окон второго этажа, архивольты обрамления арочных окон с профилированными пилястрами простенков, лепные скульптурные вставки, орнаментальные филенки с розетками, междуэтажные тяги, венчающий карниз с аркатурным поясом и сухариками, обрамление слуховых окон, фигурный геометрический декор щипца и др.
Над венчающим карнизом между фигурными аттиками сохранилось несколько столбов и фрагменты металлического ограждения кровли.
Трапециевидный в плане корпус 1873 г., обращенный на Пушечную ул. имеет встройку галереи пассажа 1883 г. во всю высоту центральной части. По сторонам галереи пассажа располагались магазины в уровне первого этажа и подсобные помещения в верхних этажах. В подвале частично сохранились первоначальные сводчатые помещения с распалубками. Перекрытия в пассажной части между первым и вторым этажами были установлены в советское время. Сохранились своды Монье в уровне второго и третьего этажей. Две лестницы, устроенные с южной стороны здания, из которых одна выводит на галерею пассажа, а другая ведет из западной проездной арки, осуществляют связь между этажами.
Основу монументальной композиции симметричного главного фасада корпуса по Кузнецкому мосту составляет большой ордер - массивные каннелированные полуколонны с композитными капителями на высоких основаниях, энтазис, которых отмечен декоративным пояском, размещены на уровне 2-4-го этажей. По центральной оси расположен парадный вход в галерею пассажа, над которым устроен балкон с балясником ограждения. Главный вход отмечен порталом с муфтироваными колоннами из черного лабрадора, выполненный в 1906 г. по проекту А.Э. Эрихсона при приспособлении части помещений под банк Джамгаровых; фасад богато украшен лепным орнаментом в духе итальянского ренессанса.
Кроме того, декоративное решение фасада по Кузнецкому мосту составляют рустованные простенки первого этажа, арочные окна и ниши с архивольтами и обрамлением из полуколонн тосканского ордера, развитой крепованный карниз основания балкона с фризом и дентикулами, балкон со столбами и металлическим фигурным ограждением, лепные штукатурные филенки, розетки, замковые камни и фигурные кронштейны с маскаронами, гирлянды, рокайльные элементы в арочных нишах 5-го этажа, междуэтажные и венчающий карнизы, другие фигурные лепные и тянутые штукатурные элементы.
Дворовые неоштукатуренные кирпичные фасады здания, обращенные на узкие дворы-щели, носят утилитарный характер и практически лишены декора, торговые помещения первого и второго этажей отмечены широкими арочными окнами, имеются кирпичные ступенчатые междуэтажные и венчающий карнизы. Углы западного брандмауэрного фасада корпуса по Кузнецкому мосту, возвышающегося над соседней застройкой, обработаны рустом, плоскость фасадной стены оформлена штукатурными филенками и сдвоенными лопатками, междуэтажными и венчающими горизонтальными тягами.
Первоначальная планировочная структура торговых помещений первых трех этажей и жилых помещений четвертого-пятого этажей хорошо прочитывается, несмотря на многочисленные встройки и искажения более позднего времени. Уличный и дворовый корпус, расположенные под прямым углом, объединены сквозной галереей, проходящей по центральной оси, по сторонам которой сгруппированы своеобразные планировочные модули, первоначально предназначенные для сдачи в наем под торговые помещения. Входы с галереи пассажа в торговые ячейки оформлены арочными проемами в первом-втором этажах и широкими прямоугольными проемами на третьем этаже. Заполнения арочных проемов представляли собой композицию из двух витрин с дверью посередине.
Основу сохранившегося развитого архитектурного решения части интерьеров здания составляет декоративно-художественное оформление галереи и парадных помещений пассажа арками, скульптурными лепными элементами, нишами, филенками, рельефами, гирляндами и розетками, профилированными тягами, фигурными кронштейнами, венчающими карнизами и лепными плафонами, колоннами, столбами и пилястрами, архивольтами, дверными порталами и наличниками. В отдельных помещениях сохранились камины, обрамление зеркал, декоративное покрытие полов, в том числе, из полихромной орнаментальной метлахской плитки.
Лестницы, соединяющие этажи, расположены со стороны двора уличного корпуса (две парадные и две черные) и в месте стыка дворового корпуса со строением, выходящим на Пушечную улицу.
Металлические конструкции светового фонаря проходят по балкам, опирающимся на широкие арки, перекинутые через центральную галерею пассажа.
В подвале дворового корпуса первоначальная планировка частично искажена встройкой 1906 г. и устройством обширной лестницы в месте примыкания дворового корпуса к корпусу, расположенному со стороны улицы Кузнецкий Мост. Часть оконных и дверных проемов заложено, встроено несколько перегородок.
9 декабря 2007 г. объект, обладающий признаками объекта культурного наследия "Пассаж К.С. Попова (первая московская телефонная станция) - пассаж и банк братьев Джамгаровых - Государственная публичная научно-техническая библиотека России, 1873-1877 гг., арх. А.С. Каминский (II), 1877 г., арх. А.И. Резанов, 1883 г., арх. И.Ф. Червенко, 1906 г., арх. А.Э. Эрихсон, 1960-е гг., 1980-е гг.", г. Москва, Кузнецкий Мост ул., 12/3, стр. 1 был предложен (заявлен) сотрудником Москомнаследия О.А. Захаровой к постановке под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия.
Территория по адресу: г. Москва, Кузнецкий Мост ул., 12/3, стр. 1, расположена в границах охранной зоны объектов культурного наследия, утвержденной постановлением Правительства Москвы N 881 от 16.12.1997 г., "Об утверждении зон охраны центральной части г. Москвы (в пределах Садового кольца)".
Перечень документов и материалов, собранных и полученных при проведении экспертизы, а также использованной для нее специальной, технической и справочной литературы
- Очерк торговой и общественной деятельности потомственного почетного гражданина коммерции советника К.А. Попова. СПб., 1866.
- Субботин А.П. Чай и чайная торговля в России и других государствах. СПб., 1892.
- Материалы по чайной торговле в связи с проектом введения в России чайной монополии. Пг., 1915.
- Прокофьева И.А., Хайт В.Л. Московский пассажи - вчера, сегодня, завтра. Архитектура и строительство Москвы. М. 2001. N 11.
- Шилова Т.Н. Фотографы Москвы - на память будущему: 1839-1930. Альбом-справочник, М. 2001.
- Золотая книга московского предпринимательства. Год 2000-й, М. 1999.
- Ермолаева И. Немецкий отец электрификации Москвы. Московское наследие. 2010. N 4.
- Кириченко Е.И. Архитектурное наследие А.С. Каминского в Москве. М., 2011.
- Сорокин В.В. Памятные места Рождественки и прилегающих к ней улиц и переулков (левая сторона). Наука и жизнь. 1995, N 1.
- Москва: Архитектурный путеводитель. И.Л. Бусева-Давыдова, М.В. Нащокина, М.И. Астафьева-Длугач. М. 1997.
- Федосюк Ю.А. Москва в кольце Садовых. М. 2009.
- Смирнов И.П. Очерк деятельности товарищества чайной торговли и складов "Братья К. и С. Поповы". Московский архив. Выпуск 4. М., 2006.
- Схема историко-культурного опорного плана города Москвы, Мосгорнаследие, 2011 г.
- Фотографические изображения объекта экспертизы на момент проведения экспертизы.
- Учетная карта объекта, представляющего собой историко-культурную ценность.
Обоснования выводов экспертизы
Пассаж К.С. Попова - братьев Джамгаровых, передовое архитектурное и инженерное сооружение своего времени, был возведен в несколько строительных периодов с 1873 по 1883 гг. Комплекс включает три корпуса, объединенных сквозным проходом пассажа: трехэтажный корпус по Пушечной улице, построенный в 1873 г. по проекту А.С. Каминского, с встроенной в 1883 г. И.Ф. Червенко галереей пассажа; пятиэтажный корпус по Кузнецкому мосту, построенный в 1877 г. А.И. Резановым; его же трехэтажный дворовый корпус со значительными переделками А.Э. Эрихсона 1906 г. в подвале и на первом этаже.
Первоначально "Пассаж Попова" был вдвое выше окружающей застройки, и многие годы являлся композиционной доминантой этой части улицы Кузнецкий мост. Благодаря своему монументальному архитектурному решению здание и сегодня обладает исключительной градостроительной значимостью, формирует фронт застройки улиц Пушечной и Кузнецкий мост, служит важным элементом планировочной и композиционной структуры ансамбля застройки ул. Кузнецкий мост, олицетворяющего расцвет торгового и делового центра города в конце XIX - начале XX вв.
Здание обладает уникальным типологическим своеобразием, представляя собой торговый пассаж. Для московской архитектуры это редкий сохранившийся образец высококлассного торгового и конторского здания, в котором магазины группировались вдоль широкой крытой галереи (со световым фонарем), соединявшей две улицы и служившей, таким образом, внутриквартальным проходом.
Пассаж К.С. Попова построен вблизи от первого московского пассажа (архитектора М.Д. Быковского), соединявшего, в свою очередь, улицы Петровку и Неглинную. По соседству также располагались ныне утраченные знаменитые торговые заведения: Солодовниковский пассаж, Голицинская галерея, Голофтеевский и Лубянский пассажи и др.
Здание пассажа К.С. Попова хорошо сохранило историческую объемно-пространственную конфигурацию корпуса 1873 г. и двух корпусов 1877 г., частично искаженную одноэтажной дворовой пристройкой более позднего времени. В целом сохранилась внутренняя планировочная структура (подвала, трех торговых этажей, объединенных сквозной галереей пассажа, двух верхних жилых этажей), сложившаяся к 1906 г., частично искаженная многочисленными позднейшими перегородками и рядом междуэтажных перекрытий.
Значительную архитектурно-художественную ценность представляет собой полностью сохранившаяся композиционная структура фасадов, насыщенных архитектурным и лепным декором: главного, 1873 г. по Пушечной улице, оформленного в "русском стиле", с переделками и добавлением декора 1883 г.; главного фасада, 1877 г., по Кузнецкому мосту оформленного с использованием элементов палладианской архитектуры, с переделками 1900 г. в уровне первого этажа.
Интерьеры сохранили ценные элементы декоративной отделки: своды с распалубками в подвальных помещениях, своды Монье в подвале и втором этаже, остекление светового фонаря и арочные конструкции галереи пассажа с лепным декором (замковые камни с лепными маскаронами, кессоны с розетками в подпружных арках, рельефы со скульптурными ангелами и грифонами в углах над арками, лепные фризы и т.д.), арочные и прямоугольные проемы галереи пассажа с многочисленным лепными украшениями, тянутые штукатурные карнизы, лепной декор потолка, камины стеновые с зеркалами, парадные лестницы с металлическим ажурным ограждением с литыми деталями, металлические решетки ограждений пассажа, и т.д.
Здание занимает практически всю территорию исторического домовладения, оставляя незастроенными лишь узкие протяженные дворы вдоль межи с соседними участками. В высокоплотной структуре квартала исторические планировочные рубежи обозначены брандмауэрными фасадами соседних зданий.
Особый интерес представляют сохранившиеся с незначительными изменениями конструкции светового фонаря. В отделке интерьеров парадных помещений здания использованы ценные отделочные материалы.
Под позднейшими покрасками в помещениях первого этажа, обращенных на улицы, возможно, сохранились элементы живописного оформления магазинов и помещений общественного назначения, располагавшихся в здании в конце XIX - начале XX вв.
Сохранились отдельные высококачественные столярные заполнения оконных и дверных проемов, внутренние металлические рамы остекления светового фонаря.
Значительную ценность представляют сводчатые подвальные помещения. Учитывая особенности конфигурации сводчатых перекрытий отдельных помещений в процессе реставрационных исследований подвалов уличных корпусов, возможно выявление элементов конструкций построек предшествующего периода.
Здание обладает особой исторической ценностью, оно связано с именами известных предпринимателей, деятелей отечественной науки и культуры; представляет интерес с точки зрения истории науки и техники; олицетворяет собой передовые тенденции развития торгового капитала и банковского дела в России на рубеже XIX-XX в.; является знаковой постройкой в истории московской архитектуры. Информация о здании содержится в большинстве архитектурных путеводителей, включена в монографии о творчестве А.С. Каминского, нашла отражение в публикациях посвященных становлению неоклассицизма и "русского стиля" в архитектуре Москвы во второй половине XIX в.
Вывод экспертизы
Здание было предложено к постановке под государственную охрану с наименованием: "Пассаж К.С. Попова (первая московская телефонная станция) - пассаж и банк братьев Джамгаровых - Государственная публичная научно-техническая библиотека России, 1873-1877 гг., арх. А.С. Каминский (II), 1877 г., арх. А.И. Резанов, 1883 г., арх. И.Ф. Червенко, 1906 г., арх. А.Э. Эрихсон, 1960-е гг., 1980-е гг.", г. Москва, Кузнецкий Мост ул., 12/3, стр. 1. На основе анализа исторических материалов, осуществленного в процессе проведения экспертизы, предлагается уточнить наименование объекта: "Пассаж К.С. Попова - Джамгаровых, 1873, архитектор А.С. Каминский, 1877 г., архитектор А.И. Резанов, 1883 г., архитектор И.Ф. Червенко, 1906 г., архитектор А.Э. Эрихсон", г. Москва, Кузнецкий Мост ул., 12/3, стр. 1.
Экспертиза считает обоснованным включение объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия "Пассаж К.С. Попова-Джамгаровых, 1873, архитектор А.С. Каминский, 1877 г., архитектор А.И. Резанов, 1883 г., архитектор И.Ф. Червенко, 1906 г., архитектор А.Э. Эрихсон", г. Москва, Кузнецкий Мост ул., 12/3, стр. 1 в Единый Государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения; вид объекта культурного наследия - памятник; общая видовая принадлежность - памятник градостроительства и архитектуры.
Территория по адресу: г. Москва, Кузнецкий Мост ул., 12/3, стр. 1 расположена в границах охранной зоны объектов культурного наследия, утвержденной постановлением Правительства Москвы N 881 от 16.12.1997 г., "Об утверждении зон охраны центральной части г. Москвы (в пределах Садового кольца)".
Границы территории объекта культурного наследия предлагается установить согласно приложениям 1 и 2, режим использования земельных участков в границах указанной территории - согласно приложению 3.
Исходя из ценностных характеристик здания, послуживших основанием для экспертного заключения о целесообразности включения его в реестр и подлежащих обязательному сохранению, предлагается установить предмет охраны объекта культурного наследия согласно приложению 4.
Я, Пастернак Борис Евгеньевич, в соответствии с законодательством Российской Федерации несу ответственность за достоверность и обоснованность сведений и выводов, изложенных в настоящем акте государственной историко-культурной экспертизы.
Список приложений
1. Схема границ территории объекта культурного наследия.
2. Описание границ территории объекта культурного наследия.
3. Режим использования земельных участков в границах территории объекта культурного наследия.
4. Предмет охраны объекта культурного наследия.
5. Фотографическое изображение фасадов и интерьеров объекта экспертизы на момент проведения экспертизы.
6. Учетная карта объекта, представляющего собой историко-культурную ценность.
Приложение N 1
к Акту государственной
историко-культурной экспертизы
Границы территории объекта культурного наследия регионального значения
"Пассаж К.С. Попова - Джамгаровых, 1873 г., архитектор А.С. Каминский, 1877 г., архитектор А.И. Резанов, 1883 г., архитектор И.Ф. Червенко, 1906 г., архитектор А.Э. Эрихсон",
г. Москва, Кузнецкий Мост ул., д. 12/3, стр. 1
Приложение N 2
к Акту государственной
историко-культурной экспертизы
Описание
границ территории объекта культурного наследия регионального значения
"Пассаж К.С. Попова - Джамгаровых, 1873 г., архитектор А.С. Каминский, 1877 г., архитектор А.И. Резанов, 1883 г., архитектор И.Ф. Червенко, 1906 г., архитектор А.Э. Эрихсон",
г. Москва, Кузнецкий Мост ул., д. 12/3, стр. 1
Граница территории объекта культурного наследия проходит с запада на северо-восток по линии застройки улицы Кузнецкий Мост, включая главный северный фасад здания (литеры А-Б), далее у дома N 14 поворачивает на юго-восток и идет по восточной внутриквартальной меже владения, включая торцевой фасад объекта культурного наследия и далее расположенное по восточной границе здание, по адресу: Кузнецкий Мост ул., д. 12/3, строение 2, до соединения с внутриквартальной границей владения 5 по Пушечной улице (литеры Б-В-Г-Д-Е-Ж), далее поворачивает на север и идет до Пушечной ул., включая торцевой фасад с проездной аркой части здания д. 3/12 выходящего на Пушечную улицу (литеры Ж-3), далее от дома N 5 по Пушечной ул. поворачивает на запад, проходит по линии застройки Пушечной ул., включая уличный южный фасад здания (литеры 3-И), где у д. 8/1 по Неглинной ул. поворачивает на север и идет вдоль его дворового фасада по западной внутриквартальной меже владения (литеры И-А).
Приложение N 3
к Акту государственной
историко-культурной экспертизы
Режим использования земельных участков, расположенных в границах территории объекта культурного наследия регионального значения
"Пассаж К.С. Попова - Джамгаровых, 1873 г., архитектор А.С. Каминский, 1877 г., архитектор А.И. Резанов, 1883 г., архитектор И.Ф. Червенко, 1906 г., архитектор А.Э. Эрихсон",
г. Москва, Кузнецкий Мост ул., д. 12/3, стр. 1
- запрещение капитального строительства, искажения традиционных характеристик эволюционно сложившейся композиции застройки исторического владения, изменения характеристик природного ландшафта, композиционно связанного с объектом культурного наследия;
- реставрация объекта культурного наследия, обеспечение неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта (предметом охраны), устранение диссонирующих объектов, озеленение и благоустройство территории в соответствии с согласованным в установленном порядке проектом реставрации и приспособления;
- обеспечение доступности объекта культурного наследия в целях его экспонирования, обеспечение сохранения традиционного визуального восприятия объекта культурного наследия с основных видовых точек и смотровых площадок;
- обеспечение мер сохранности объекта культурного наследия, его пожарной безопасности, защиты от динамических воздействий;
- реконструкция инженерных сетей и дорог, не нарушающая целостность объекта культурного наследия и не создающая угрозы его повреждения, разрушения или уничтожения.
Приложение N 4
к Акту государственной
историко-культурной экспертизы
Предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения
"Пассаж К.С. Попова - Джамгаровых, 1873 г., архитектор А.С. Каминский, 1877 г., архитектор А.И. Резанов, 1883 г., архитектор И.Ф. Червенко, 1906 г., архитектор А.Э. Эрихсон",
г. Москва, Кузнецкий Мост ул., д. 12/3, стр. 1
- Местоположение и градостроительные характеристики здания, участвующего в формировании фронта застройки улицы Кузнецкий Мост и Пушечной улицы, его роль в композиционно-планировочной структуре квартала и домовладения;
- Объемно-пространственная композиция здания с трехъярусным пассажем на 1906 г., включая пятиэтажный объем по ул. Кузнецкий мост, трехэтажный - по Пушечной ул., и соединяющий их дворовый корпус, высотные отметки венчающих карнизов и парапетов ограждения кровли уличных фасадов, а также щипец, фигурные аттики со слуховыми окнами и шпилями фасада по Пушечной ул.;
- Световой фонарь двойного остекления пассажа 1883 г. его конфигурация и высотные отметки;
- Композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов 1906 г., в том числе местоположение, форма, размер и оформление оконных, дверных проемов. Включая фасад по Кузнецкому мосту в эклектическом стиле: рустованные простенки первого этажа, портал входа с муфтироваными колоннами, балкон с балясником над входом, каннелированные полуколонны 2-го-4-го этажей композитного ордера с основаниями, капителями и пояском на уровне 2-го этажа, арочные окна и ниши с архивольтами и обрамлением из полуколонн тосканского ордера, развитой крепованный карниз основания балкона с фризом и дендикулами, балкон со столбами и металлическим фигурным ограждением, лепные штукатурные филенки, розетки, замковые камни и фигурные кронштейны с маскаронами, гирлянды, рокальные элементы в арочных нишах 5-го этажа, междуэтажные и венчающий карнизы, другие фигурные лепные и тянутые штукатурные элементы; фасад по Пушечной ул. в неорусском стиле, включая руст, ниши, филенки и декоративные ширинки, угловые рустованные лопатки, оформление парадного входа с фигурными пилястрами, обрамление проездных арок, сдвоенные пилястры входного ризалита, аркатурный пояс центральной части, фигурные подоконники с кронштейнами, профилированные лучковое завершения окон второго этажа, архивольты обрамления арочных окон с профилированными пилястрами простенков, лепные скульптурные вставки, орнаментальные филенки с розетками, междуэтажные тяги, венчающий карниз с аркатурным поясом и сухариками, обрамление и слуховых окон, фигурный геометрический декор щипца, (с учетом реставрации 1998 г.); арочные окна первого и второго этажа дворовых фасадов, междуэтажные карнизы; брандмауэрный фасад корпуса по Кузнецкому мосту с рустованными углами, штукатурными филенками и сдвоенными лопатками, междуэтажными и венчающими горизонтальными тягами;
- Материал и характер отделки фасадных поверхностей 1906 г., в том числе каменный цоколь и ступени входа, декоративная штукатурка фасадов, портал входа из лабрадора, материал и отделка дворовых фасадов;
- Колористическое решение фасадов (уточняется в процессе реставрационных исследований);
- Пространственно-планировочная структура интерьеров здания в пределах капитальных стен и перекрытий 1883 г.;
- Капитальные стены и перекрытия на 1883 г., их конструкция и материалы, включая сводчатые перекрытия подвальных помещений;
- Парадная лестница 1906 г., ее местоположение; конструкция, материал, архитектурно-художественное оформление лестничной клетки, ступени, косоуры, металлическое кованное с литыми фигурными накладками ограждение с деревянным поручнем;
- Декоративное оформление парадных интерьеров 1883-1906 гг., включая декоративно-художественное оформление галереи и парадных помещений пассажа, арки со скульптурными лепными элементами, ниши, филенки, рельефы, гирлянды, розетки, профилированные тяги, фигурные кронштейны, венчающие карнизы, лепные элементы плафонов, колонны, столбы, пилястры, архивольты, дверные наличники и порталы, камины, обрамление зеркал, покрытие полов, в том числе из полихромной орнаментальной метлахской плитки и др.
- Колористическое решение, материал и характер отделки интерьеров 1883 г. (уточняется в процессе реставрационных исследований);
- Столярные оконные и дверные заполнения 1906 г., с филенчатыми деревянными и металлическими клепанными дверями со скобяными приборами, столярные заполнения арок галереи пассажа с витринами и дверями, откидные оконные заполнения светового фонаря, характер их оформления, рисунок, материал и колористическое решение.
Предмет охраны может быть уточнен при проведении натурных реставрационных исследований.
Приложение N 6
к Акту государственной
историко-культурной экспертизы
/---------------------\
| | | | | | | | | | | |
\---------------------/
Регистрационный номер учетной карты
Учетная карта
объекта, представляющего собой
историко-культурную ценность
I. Наименование объекта
Пассаж К.С. Попова - Джамгаровых, 1873 г., архитектор А.С. Каминский, 1877 г., архитектор А.И. Резанов, 1883 г., архитектор И.Ф. Червенко, 1906 г., архитектор А.Э. Эрихсон. |
II. Время создания (возникновения) объекта и (или) дата связанного с ним исторического события |
1873 г., архитектор А.С. Каминский, 1877 г., архитектор А.И. Резанов, 1883 г., архитектор И.Ф. Червенко, 1906 г., архитектор А.Э. Эрихсон |
III. Адрес (местонахождение) объекта
г. Москва, Кузнецкий Мост ул., д. 12/3, стр. 1 |
IV. Вид объекта
Памятник |
Ансамбль |
Достопримечательное место |
+ |
|
|
V. Общая видовая принадлежность объекта
Памятник археологии |
Памятник истории |
Памятник градостроительства и архитектуры |
Памятник монументального искусства |
|
|
+ |
|
VI. Общее описание объекта
и выводы об его историко-культурной ценности
Здание, формирующее фронт застройки ул. Кузнецкий мост и Пушечной ул., состоит из трех корпусов, объединенных сквозным пассажем: трехэтажного корпуса по Пушечной ул., построенного в 1873 г. по проекту архитектора А.С. Каминского, с встроенной в 1883 г. архитектором И.Ф. Червенко галереей пассажа; пятиэтажного корпуса по Кузнецкому мосту трехэтажного дворового корпуса, возведенных в 1877 г. архитектором А.И. Резановым, и реконструированных в 1906 г. архитектором А.Э. Эрихсоном. Здание обладает историко-мемориальной ценностью, связанно с именами известных предпринимателей, деятелей отечественной науки и культуры, является знаковой постройкой в истории московской архитектуры вт. пол. ХIХ в. |
VII. Использование объекта культурного наследия или пользователь
Музеи, архивы, библиотеки |
+ |
Организации науки и образования |
|
Театрально-зрелищные организации |
|
Органы власти и управления |
|
Воинские части |
|
Религиозные организации |
|
Организации здравоохранения |
|
Организации транспорта |
|
Организации общественного питания |
|
Гостиницы, отели |
|
Офисные помещения |
|
Жилье |
|
Парки, сады |
|
Некрополи, захоронения |
|
Не используется |
|
Иное |
|
Примечания
|
VIII. Сведения
о дате и обстоятельствах выявления (обнаружения) объекта
|
Составитель учетной карты
Государственный эксперт по проведению государственной историко-культурной экспертизы |
|
Б.Е. Пастернак |
должность |
Подпись |
Инициалы, фамилия |
Уполномоченное должностное лицо органа охраны объектов культурного
наследия
|
|
|
должность |
Подпись |
инициалы, фамилия |
М.П.
______________________________
Дата составления учетной карты
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Департамента культурного наследия г. Москвы от 6 февраля 2012 г. N 43 "О согласии с заключением (актом) государственной историко-культурной экспертизы"
Текст распоряжения официально опубликован не был