В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. N 569 "Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе", постановлением Правительства Москвы от 3 августа 2010 г. N 671-ПП "Об утверждении Положения о порядке включения выявленного объекта культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения":
1. Согласиться с заключением (актом) государственной историко-культурной экспертизы, выполненным аттестованным экспертом по проведению государственной историко-культурной экспертизы А.Л. Баталовым (приказ Министерства культуры Российской Федерации от 24 февраля 2012 г. N 135), содержащим вывод о необоснованности включения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, "Школа, 1920-1930 гг." по адресу: Зубовский бульв., д. 5, стр. 1 в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (памятника или ансамбля) в связи с физической утратой объекта (прилагается к распоряжению).
2. Внести соответствующие изменения в Городской реестр недвижимого культурного наследия и Историко-культурный опорный план города Москвы.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя Департамента культурного наследия города Москвы А.А. Емельянова.
Руководитель |
А.В. Кибовский |
Акт
государственной историко-культурной экспертизы объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, предложенного (заявленного) к постановке под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия "Школа 1929-1930 гг."
Адрес: г. Москва, Зубовский бульв., д. 5, стр. 1
"15 февраля 2012 г." |
"г. Москва" |
Дата начала проведения экспертизы: |
28 ноября 2011 г. |
Дата окончания (оформления Заключения) экспертизы: |
15 февраля 2012 г. |
Сведения об эксперте
Общество с ограниченной ответственностью "АРТ-Реставрация" (ООО "АРТ-Реставрация"), 125993, Москва, Ленинградский пр-т, д. 37, корп. 9, офис 612, ИНН: 7701745639.
Фамилия, имя, отчество |
Баталов Андрей Леонидович |
Образование |
высшее |
Специальность |
архитектор |
Ученая степень (звание) |
доктор искусствоведения, профессор |
Стаж работы |
33 года |
Место работы и должность |
заместитель генерального директора по науке ФГУ "Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль" |
Реквизиты аттестации |
Приказ Минкультуры Российской Федерации от 24 февраля 2012 г. N 135. |
Сведения о заказчике экспертизы
Департамент культурного наследия города Москвы, 115035, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 19, ОГРН 1027700151170.
Цель экспертизы
Обоснование принятия решения о целесообразности включения либо отказа от включения рассматриваемого объекта в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия, определение категории его историко-культурного значения.
Объект экспертизы
Объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, предложенный (заявленный) к постановке под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия: "Школа 1929-1930 гг.", по адресу: г. Москва, Зубовский бульв., д. 5, стр. 1.
Перечень материалов и документов, представленных заказчиком
1. Историко-культурный опорный план города Москвы - 2 с. в 1 экз.
2. Адресная схема БТИ - 1 с. в 1 экз.
Сведения об обстоятельствах, повлиявших на процесс проведения и результаты экспертизы
Обстоятельства, повлиявшие на процесс проведения и результаты экспертизы, отсутствуют.
Факты и сведения, выявленные и установленные в результате проведенных исследований
Исследуемое строение расположено в юго-восточной части квартала, ограниченного с северо-востока Зубовским бульваром, с юго-востока - Комсомольским проспектом, с юго-запада - улицей Тимура Фрунзе, с северо-запада - Зубовским проездом. Здание выходит на красную линию Комсомольского проспекта.
Рассматриваемое здание бывшей школы МОНО было выстроено в 1929-1930 гг. по проекту архитектора Федорова и являлось ярким произведением советского конструктивизма.
В 1930-м гг. архитектор А. Мостаков в Журнале "Строительство Москвы" писал:
"Из числа школ, строящихся для МОНО Мосстроем в текущем сезоне, выделяется одно особенно удачное решение. Речь идет о школе на Крымской площади. Участок под застройку представляет собою случайную, приближающуюся к трапеции форму и ограничивается с меньшей стороны Крымской площадью, затем Чудовской улицей и проектируемым проездом. В связи с явно невыгодным положением перед проектировщиком стояла серьезная задача композиционно решить участок, причем так его решить, чтобы не пострадала связь отдельных функций здания.
По генеральному плану здание состоит из нескольких складывающихся в один цельный организм объемов, уменьшающихся в направлении меньшей стороны участка.
Самым большим является объем, в котором сосредоточены все школьные помещения, далее идет общественно-административный сектор, физкультурный и, наконец, лабораторный. Такое сочетание отдельных элементов полностью отвечает, как это видно из аксонометрии, участку и вместе с тем сообщает всей композиции необходимую четкость.
Внешнее оформление, выполненное в простых геометрических формах, дополняет впечатляемость благодаря архитектурно обоснованной игре объемов. Перед зрителем со стороны площади в двух планах раскрывается в порядке возрастания одноэтажный физкультурный зал, затем двухэтажный административно-общественный корпус и 3-этажная школьная часть. Эту игру объемов завершает на площади еще резче очерченный контраст физкультзала и 4-этажного объема лабораторий, разделенных лестничной клеткой, ведущей на астрономическую вышку. В этом же направлении (на площадь и проезд) автор правильно намечает главный вход, подчеркивает его свисающим балконом на столбах и угловой площадочной плитой. Также удачны по массам объемы по Чудовской улице. Сюда выступают торцы школьной и лабораторной групп, соединенных переходной галереей. Фасады рекреационного зала являются единственными недостатками оформления. Автор, вместо того, чтобы подчеркнуть общность помещения зала во 2-м этаже и раздевалок в 1-ом, сплошной лентой света раздробил их отдельными окнами и этим не выявил значимости функций зала".
Однако были и отрицательные отзывы. В 1931-м г. В. Ивановский в Журнале "Строительство Москвы" писал:
"Рассчитаны школы на 1120 школьников, учащихся в две смены. Объем около 28 тысяч кв. м. Стоимость - 565 тысяч.
Принцип, которым руководствовался проектировщик при составлении плана здания школы на Крымской площади, - четко разграничить все части школы с различными функциями - в основе верен. В проекте школа и представлялась некоторым решенной удовлетворительно. Однако эксплуатация школы показывает, что план ее получился очень сложной конфигурации и график движения в ней очень запутан. Вследствие большого количества коридоров, закоулков, лестниц и т.д. в школе приходится держать усиленный наблюдающий за детьми персонал. Не на месте помещен гардероб. Он находится на первом этаже на основной артерии, и все движение из учебного корпуса в лабораторный и физкультурный и в библиотеку и канцелярию проходит сквозь него. О том, что проектировщику никак не удалось правильно увязать весь "свободно накинутый план", указывает и тот факт, что во втором этаже пришлось для связи учебной части с лабораторией перекинуть мост. Крытый переход - мост в таком относительно небольшом здании, ложащийся солидным мертвым капиталом на постройку - совершенно недопустим. Но надо заметить, что этот мостик не только не помог графику движения, но даже ухудшил работу в школе. Получился четырехугольник из коридоров, мостика и рекреационного зала, который как бы специально создан для круговой беготни школьников, что, конечно, тоже затруднило работу персонала. Коридоры в классной части получились очень длинными и в некоторых местах затемненными.
Совсем неверно решено движение в физкультзале. В души и раздевалку можно пройти через физкультзал. Ясно, что следовало сделать как раз наоборот. Удачная деталь - выход из физкультзала непосредственно в сад. С освещением в зале скверно. Руководствуясь чисто архитектурными мотивами, автор проекта дал по всему периметру зала тонкую горизонтальную полоску стекла - для нормального освещения всей площади помещения явно недостаточную.
Главный вход снаружи читается хорошо. Но внутри здания найти его очень трудно. Мы были свидетелями того, как по зданию блуждали посетители, спрашивая всех, как же выйти из школы.
Опыт этой школы показывает, что в школьных зданиях не нужны плоские крыши. Здесь двери на них просто закрыли и детей на крыши не выпускают. Гораздо проще и дешевле иметь при школе сад, который, кстати, при данной школе имеется. В некоторых помещениях (например, учительская) фрамуг нет, а окна расположены из "архитектурных" соображений высоко. Открывать окна приходится с помощью лестниц".
На протяжении своей истории строение несколько раз подвергалось радикальным переменам.
В 1950-е гг. во время строительства метро Парк Культуры Кольцевая часть здания была снесена.
В 2000-е гг. здание школы было выстроено заново.
Перечень документов и материалов, использованных при проведении государственной историко-культурной экспертизы, а также использованной для нее специальной, технической и справочной литературы
Альбом "Проведение государственной историко-культурной экспертизы объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия по объекту, обладающему признаками объекта культурного наследия, предложенному (заявленному) к постановке под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия "Школа 1929-1930 гг.", по адресу: Зубовский бульв., д. 5, стр. 1", выполненный ООО "АРТ-Реставрация" в 2012 г.
Обоснования выводов экспертизы
Рассматриваемый объект представляет собой каменное, переменной этажности, сложной конфигурации в плане строение. Здание бывшей школы МОНО было выстроено в 1920-е гг. по проекту архитектора Федорова и являлось ярким произведением советского конструктивизма. Здание выходит на красную линию Комсомольского проспекта.
На протяжении своей истории строение несколько раз подвергалось радикальным переменам.
В 1950-е гг. во время строительства станции метро "Парк Культуры Кольцевая" часть здания была снесена.
В 2000-е гг. в результате радикальных трансформаций школа была разобрана и фактически отстроена заново.
В настоящее время здание сохраняет свою первоначальную функцию. Первоначальное архитектурно-художественное оформление фасадов и объемно-пространственные характеристики строения утрачены.
Выводы экспертизы
1. Основания для включения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, "Школа, 1920-1930 гг." по адресу: г. Москва, Зубовский бульв., д. 5, стр. 1 в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (памятника или ансамбля) отсутствуют в связи с физической утратой объекта экспертизы.
Я, Баталов Андрей Леонидович, в соответствии с законодательством Российской Федерации несу ответственность за достоверность и обоснованность сведений и выводов, изложенных в настоящем акте.
Эксперт |
А.Л. Баталов |
Генеральный директор |
А.Д. Рогулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Департамента культурного наследия г. Москвы от 10 мая 2012 г. N 523 "О согласии с заключением (актом) государственной историко-культурной экспертизы"
Текст распоряжения официально опубликован не был