Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости), рассмотрев в пределах своей компетенции Ваше обращение, поступившее из Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, сообщает.
В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, а также не уполномочено осуществлять контроль за деятельностью органов местного самоуправления, кадастровых инженеров и давать оценку их действиям.
Информации, изложенной в обращении, недостаточно для подготовки обоснованного ответа (в частности не указаны реквизиты заявления о государственном кадастровом учете, решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета).
Вместе с тем по затронутым в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.
Отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, в том числе ответственность председателя правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и членов его правления и защита прав садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений и их членов, а также порядок предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям регулируются Федеральным законом от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон о садоводстве).
Согласно пункту 3 статьи 28 Закона о садоводстве граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков в этом случае не требуется.
Если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя (пункт 4 статьи 28 Закона о садоводстве). Образование таких земельных участков осуществляется в соответствии с пунктом 4 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации путем раздела земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан.
Согласно пункту 4 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации раздел земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.
Частью 10 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) установлено, что образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Согласно части 1 статьи 38 Закона о кадастре, пункту 22 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412 (далее - Требования), межевой план составляется на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенном земельном участке (кадастровой выписки) и (или) сведений об определенной территории (кадастрового плана территории). При необходимости для подготовки межевого плана могут быть использованы картографические материалы и (или) землеустроительная документация, хранящаяся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются иные предусмотренные пунктом 23 Требований документы, в том числе утвержденные в установленном порядке проекты границ земельных участков, проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 27 Требований если при подготовке межевого плана использованы документы, указанные в подпунктах 4, 5, 7 и 8 пункта 23 Требований, подлинники или копии таких документов включаются в состав приложения к межевому плану. Вместо проектов организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, а также проектов перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения в состав приложения к межевому плану могут быть включены извлечения из данных документов либо копии их отдельных составных частей, в том числе фрагменты графических изображений и так далее.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 27 Закона о кадастре несоответствие формы либо содержания заявления о государственном кадастровом учете или необходимых для государственного кадастрового учета документов требованиям Закона о кадастре является основанием для принятия органом кадастрового учета решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
Учитывая изложенное, по мнению Департамента недвижимости, использование кадастровым инженером при подготовке межевого плана вместо проектов организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан других документов, устанавливающих распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении, либо иных предусмотренных пунктом 23 Требований документов не является причиной для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости.
При этом если выявлены иные основания для приостановления или отказа в осуществлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости, то в соответствующих случаях орган кадастрового учета может в качестве рекомендаций указать кадастровому инженеру на возможность использования при доработке межевого плана проектов организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан.
В дополнение сообщаем, что Минэкономразвития России Росреестру указано на необходимость усиления контроля за деятельностью подведомственных Росреестру государственных бюджетных учреждений и принятия мер к устранению причин и условий, способствующих нарушению прав и охраняемых законом интересов граждан, вызывающих поступление обращений по вопросам, связанным с принимаемыми органами кадастрового учета неправомерными решениями об отказе в осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 11 апреля 2013 г. N ОГ-Д23-2018 "О подготовке межевого плана земельного участка, представленного гражданину для ведения садоводства и дачного хозяйства"
Текст письма официально опубликован не был