Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя С.П. Маврина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданки Н.М. Гладких вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Н.М. Гладких оспаривает конституционность части 1 статьи 1 Закона Ленинградской области от 15 ноября 2007 года N 164-оз "О ветеранах труда Ленинградской области", устанавливающей условия присвоения звания ветерана труда Ленинградской области, к числу которых относится наличие почетных званий или знаков отличия Ленинградской области.
Как следует из представленных материалов, 29 октября 2012 года заявительница, имеющая трудовой стаж более 35 лет и проживающая на территории Ленинградской области более 30 лет, полагая, что имеет право на присвоение звания "Ветеран труда Ленинградской области", обратилась к губернатору Ленинградской области с соответствующим заявлением. Письмом заместителя председателя Комитета по социальной защите населения Ленинградской области от 26 декабря 2012 года она была извещена о том, что решением комиссии по присвоению звания "Ветеран труда Ленинградской области" от 21 декабря 2012 года на основании части 1 статьи 1 Закона Ленинградской области "О ветеранах труда Ленинградской области" в редакции вступившего в силу с 28 июля 2012 года Закона Ленинградской области от 18 июня 2012 года N 47-оз "О внесении изменений в областной закон "О ветеранах труда Ленинградской области", которым было установлено дополнительное условие присвоения указанного звания - наличие почетного звания Ленинградской области либо награждение знаком отличия Ленинградской области ("За вклад в развитие Ленинградской области" или "За заслуги перед Ленинградской областью") или Почетным дипломом Законодательного собрания Ленинградской области, - в удовлетворении заявления ей было отказано как лицу, не удостоенному почетного звания и не награжденному ни одним из перечисленных знаков отличия.
Правильность такого отказа со ссылкой на оспариваемое положение была подтверждена решением Смольнинского районного суда города Санкт-Петербурга от 12 марта 2013 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 29 мая 2013 года.
По мнению заявительницы, оспариваемое положение в редакции Закона Ленинградской области от 18 июня 2012 года N 47-оз, действие которого правоприменительные органы при разрешении ее дела распространили на правоотношения, возникшие до его вступления в силу, препятствует признанию ее ветераном труда Ленинградской области, чем лишает ее права на обусловленную наличием данного звания меру социальной поддержки в виде ежемесячного денежного вознаграждения, а потому вступает в противоречие с Конституцией Российской Федерации, ее статьями 1 (часть 1), 2, 7, 18, 19 (часть 2), 33, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством (статья 7), относит установление гарантий социальной защиты к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1) и при этом не определяет конкретные способы, условия и объемы предоставления такой защиты тем или иным категориям граждан.
Разграничивая полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социальной защиты, федеральный законодатель отнес к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда (подпункт 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Действуя в рамках предоставленных ему полномочий, законодатель Ленинградской области как субъекта Российской Федерации в целях поощрения граждан за многолетний добросовестный труд на территории Ленинградской области установил звание "Ветеран труда Ленинградской области", определил основания для его присвоения и меру социальной поддержки граждан, которым присвоено это звание.
Законом Ленинградской области от 18 июня 2012 года N 47-оз было введено дополнительное условие присвоения указанного звания, связанное с наличием особых заслуг в развитии Ленинградской области, подтвержденных соответствующими почетными званиями или знаками отличия.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, законодатель вправе изменять ранее установленные условия предоставления социальной защиты, соблюдая при этом принципы справедливости, равенства, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, а также обеспечивая реализацию прав, приобретенных в соответствии с ранее действовавшим регулированием и реализуемых в конкретных правоотношениях (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П и от 5 апреля 2007 года N 5-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 502-О).
Законом Ленинградской области от 18 июня 2012 года N 47-оз были уточнены критерии адресности социальной поддержки, предоставляемой за счет средств областного бюджета в целях поощрения граждан, которые в течение длительного времени добросовестно трудились на территории Ленинградской области и внесли значительный вклад в ее социально-экономическое, научное, культурное развитие.
При этом частями 2 и 3 статьи 2 названного Закона было установлено правило, согласно которому за лицами, удостоенными звания "Ветеран труда Ленинградской области" до вступления в силу данного Закона, указанное звание сохраняется независимо от наличия вновь введенных условий его присвоения, а лицам, имеющим право на получение ежемесячного денежного вознаграждения на дату вступления данного Закона в силу, сохраняется выплата такого вознаграждения.
Таким образом, изменение условий присвоения звания "Ветеран труда Ленинградской области" было осуществлено с учетом необходимости обеспечения реализации прав, приобретенных в соответствии с ранее действовавшим регулированием.
Что же касается Н.М. Гладких, то она обратилась с заявлением о присвоении данного звания в период действия Закона Ленинградской области от 18 июня 2012 года N 47-оз, т.е. на момент его вступления в силу у нее не возникли конкретные правоотношения по установлению права на присвоение звания "Ветеран труда Ленинградской области" и получение обусловленного его наличием ежемесячного денежного вознаграждения.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Гладких Натальи Михайловны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Заместитель Председателя |
С.П. Маврин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 24 сентября 2013 г. N 1411-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Гладких Натальи Михайловны на нарушение ее конституционных прав частью 1 статьи 1 Закона Ленинградской области "О ветеранах труда Ленинградской области"
Текст Определения официально опубликован не был