Ассоциация российских банков обращается к Вам в связи с разработкой Правительством Российской Федерации проектов федеральных законов "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования банковских операций с драгоценными металлами) и "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроекты), в том числе в связи с проведением в период с 04.10.2013 по 18.10.2013 Министерством экономического развития Российской Федерации публичных консультаций в целях оценки регулирующего воздействия данных законопроектов.
Законопроекты предполагают значительные изменения в части регулирования банковских операций с драгоценными металлами, полностью приравнивая вводимые в Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ) правила о договоре банковского вклада в драгоценных металлах и договоре банковского счета в драгоценных металлах к правилам о вкладах/счетах в рублях и иностранной валюте. При этом условия функционирования денежного, валютного рынков и рынка драгоценных металлов в Российской Федерации существенно различаются, в том числе в связи с многочисленными различиями в регулирующем их законодательстве.
1. В отличие от рублевого и валютного рынков российский рынок драгоценных металлов в физическим виде (в виде слитков) является низколиквидным в связи с ограниченным (в том числе сезонным) производством драгоценных металлов в Российской Федерации и существующими сборами при импорте драгоценных металлов в Российскую Федерацию (налог на добавленную стоимость по ставке 18% и таможенная пошлина по ставке 20 %), делающими экономически нецелесообразным импорт драгоценных металлов в Российскую Федерацию.
В связи с этим распространение предусмотренного в пункте 2 статьи 837 ГК РФ правила о выдаче суммы вклада по первому требованию вкладчика на договор банковского вклада в драгоценных металлах приведет к необходимости хранения кредитными организациями существенных остатков драгоценных металлов различного номинала в хранилище в виде слитков (неработающих активов), что повлечет за собой значительные расходы по хранению и существенное снижение для кредитных организаций экономического смысла открытия и ведения счетов/вкладов в драгоценных металлах, и, как следствие, ухудшение условий обслуживания клиентов.
Более того, в части счетов/вкладов в платине и палладии в связи с невозможностью приобретения кредитными организациями необходимого количества платиноидов, отсутствующих на российском рынке в виде слитков по причине особенностей налогообложения, приводящих к экспорту данных металлов в виде изделий, возможно массовое закрытие кредитными организациями клиентам счетов в платине и палладии.
2. В отличие от денежного рынка процентные ставки по драгоценным металлам на мировом рынке в течение многих лет близки к нулю, спрос на займы в драгоценных металлах со стороны российских юридических лиц отсутствует. Таким образом, кредитные организации лишены источника процентных доходов, которые смогут покрывать расходы в размере страховых взносов по предлагаемому включению вкладов в драгоценных металлах в систему страхования вкладов.
В связи с этим при применении к вкладам драгоценных металлов норм, предусмотренных пунктом 1 статьи 840 ГК РФ, открытие и ведение вкладов в драгоценных металлах станет убыточным для кредитных организаций и приведет либо к массовому закрытию вкладов в драгоценных металлах кредитными организациями, либо к ухудшению условий обслуживания вкладчиков путем взимания с них комиссий за ведение вкладов в драгоценных металлах в размере, покрывающем расходы кредитных организаций на страхование данных вкладов.
3. В отличие от однозначной классификации правоотношений с клиентами по операциям с рублями и иностранной валютой предусмотренные законопроектом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменения законодательства вносят неопределенность в классификацию правоотношений по операциям с драгоценными металлами, приравнивая их по экономической сущности к финансовым активам и распространяя на них правила регулирования, применяемые к банковскому вкладу и банковскому счету, но при этом сохраняя за драгоценными металлами свойства товара, в том числе в целях налогообложения.
3.1. Предусмотренные законопроектом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменения в главы 44 - 45 части второй ГК РФ вводят термины "договор банковского вклада в драгоценных металлах" и "договор банковского счета в драгоценных металлах". Данные договоры должны содержать обязательное указание на пробу драгоценного металла. Помимо этого по договору банковского вклада в драгоценных металлах банк обязан возвратить вкладчику принятое количество драгоценных металлов того же рода и качества. Указание в законе на индивидуальные характеристики драгоценных металлов вносит неопределенность в части того, какие конкретно правоотношения данные договоры будут регулировать: правоотношения по обезличенным металлическим счетам или правоотношения по счетам ответственного хранения.
3.2. В связи с неоднозначными и законодательно неурегулированными статусом и понятием "обезличенный металлический счет", "обезличенный драгоценный металл" по-прежнему остается неоднозначным порядок налогообложения доходов/расходов от операций с обезличенными драгоценными металлами.
В настоящее время позиция Минфина России и ФНС России, изложенная в нескольких письмах по разъяснению положений Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), сводится к тому, что отношения по указанным счетам следует классифицировать как сделки купли-продажи имущества. Нормы подпункта 1 пункта 3 статьи 39 НК РФ, предусматривающие в настоящее время обложение налогом на доходы физических лиц операций реализации драгоценных металлов, находящихся на счетах/вкладах в драгоценных металлах в кредитных организациях, делают драгоценные металлы менее привлекательным инвестиционным инструментом по сравнению с иностранной валютой, не облагаемой данным налогом. Кредитная организация в этих отношениях не признается налоговым агентом в части налога на доходы физических лиц. Доходы, полученные налогоплательщиком в качестве доходов от реализации имущества, облагаются налогом на доходы физических лиц в соответствующем порядке, и согласно статье 228 НК РФ исчисление и уплата налога производится налогоплательщиком самостоятельно.
С целью приравнивания операций в драгоценных металлах по счетам/вкладам в драгоценных металлах к аналогичным операциям в рублях и иностранной валюте считаем необходимым внести изменения в подпункт 1 пункта 3 статьи 39 НК РФ, исключив осуществление операций с драгоценными металлами из понятия реализации товаров работ и услуг по аналогии с осуществлением операций, связанных с обращением российской и иностранной валюты (за исключением целей нумизматики).
Кроме того, учитывая, что существующая позиция регуляторов противоречит идеям, заложенным в законопроекте "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования банковских операций с драгоценными металлами), который приравнивает операции с драгоценными металлами к операциям с финансовыми активами, законопроект в этой части требует доработки.
3.3. Законопроектами предусмотрена обязанность кредитных организаций выполнять распоряжение клиентов (физических и юридических лиц) о переводе (перечислении) драгоценных металлов на счета, открытые в других кредитных организациях. При этом в действующей редакции НК РФ налоговый режим по налогу на добавленную стоимость для драгоценных металлов, снимаемых со счета клиента, зависит от формы их первоначального приобретения (наличной или безналичной). В соответствии с действующим законодательством при снятии или закрытии обезличенного металлического счета, открытого без внесения металла в физической форме, у кредитных организаций при классификации данных операций в качестве купли-продажи имущества - драгоценного металла в физической форме возникают обязательства по налогу на добавленную стоимость (статьи 146, 149 НК РФ).
В отсутствие соответствующих изменений в главе 21 НК РФ предлагаемые новации повлекут за собой неоднозначность толкования операций с драгоценными металлами, и, как следствие, налоговые риски по налогу на добавленную стоимость.
В связи с тем, что данная ситуация не отражена в законопроектах, считаем, что они требуют доработки, в том числе в части документального подтверждения клиентами формы приобретения драгоценных металлов.
3.4. При предусмотренной законопроектами классификации отношений по операциям с драгоценными металлами как отношений по банковскому вкладу и банковскому счету в драгоценных металлах не представляется возможным однозначно определить объект обложения налогом на доходы физических лиц по операциям с драгоценными металлами, поскольку соответствующей главой НК РФ (глава 23, статья 214.2, пункт 27 статьи 217) предусмотрен порядок обложения налогом доходов в виде процентов только для рублевых вкладов и вкладов в иностранной валюте. При этом доходы в виде процентов по вкладам в драгоценных металлах как объект налогообложения по налогу на доходы физических лиц в этих статьях отсутствует. Законопроекты также не содержат подобных изменений.
3.5. Аналогичный вопрос для кредитных организаций возникает также в части отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам для целей налога на прибыль в соответствии со статьей 269 НК РФ, поскольку данной статьей предусмотрены, с одной стороны, лимиты признания процентных расходов для долговых обязательств в рублях и в иностранной валюте, а, с другой стороны, без учета лимитов, установленных данной статьей, учитываются только проценты, начисленные по межбанковским кредитам со сроком до 7 дней с учетом норм статьи 292 НК РФ.
В связи с важностью для банковского сообщества вопроса регулирования операций с драгоценными металлами просим Вас учесть позицию Ассоциации российских банков при доработке законопроектов.
Президент |
Г.А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 31 октября 2013 г. N А-01/5-610 "О совершенствовании правового регулирования банковских операций с драгоценными металлами"
Текст письма официально опубликован не был