Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза
2004/54/ЕС от 29 апреля 2004 г.
о минимальных требованиях к безопасности туннелей трансъевропейской дорожной сети*(1)
(текст в редакции Регламента (ЕС) 596/2009 Европейского парламента и Совета ЕС от 18 июня 2009 г.*(2))
Европейский парламент и Совет Европейского Союза,
Руководствуясь Договором об учреждении Европейского Сообщества, и, в частности, Статьей 71 (1) указанного Договора;
Принимая во внимание предложение Европейской Комиссии;
Принимая во внимание заключение Европейского комитета по экономическим и социальным вопросам*(3);
Принимая во внимание заключение Комитета регионов*(4);
Действуя в соответствии с процедурой, установленной Статьей 251 Договора*(5);
Принимая во внимание следующие обстоятельства:
(1) В отчете от 12 сентября 2001 г. "О европейской транспортной политике на 2010 г.: время принимать решения" Европейская Комиссия заявила о своем намерении предложить минимальные требования к безопасности туннелей, входящих в трансъевропейскую дорожную сеть.
(2) Транспортная система, особенно трансъевропейская дорожная сеть, как она определена в Решении 1692/96/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС от 23 июля 1996 г. о руководстве Сообщества по развитию трансъевропейской транспортной сети*(6), имеет первостепенное значение для развития европейской интеграции и обеспечения высокого уровня благосостояния европейских граждан. Европейское сообщество обязано гарантировать высокий, единообразный и постоянный уровень безопасности, обслуживания и удобства трансъевропейской дорожной сети.
(3) Большие туннели длиной более 500 метров являются важными структурами, облегчающими связь между большими районами Европы и играющими решающую роль для функционирования и развития региональной экономики.
(4) Европейский Совет ЕС неоднократно, в частности, на заседаниях 14 и 15 декабря 2001 г. в г. Лаекен, подчеркивал необходимость принятия срочных мер для повышения безопасности туннелей.
(5) Тридцатого ноября 2001 г. в Цюрихе состоялась встреча министров транспорта Австрии, Франции, Германии, Италии и Швейцарии и была принята Общая декларация, рекомендующая единообразное отражение в национальном законодательстве последних гармонизированных требований по повышению безопасности больших туннелей.
(6) Поскольку цель предлагаемых действий, а именно достижение единого, постоянного и высокого уровня безопасности для всех европейских граждан при использовании дорожных туннелей, не может быть на должном уровне достигнута государствами-членами ЕС и может поэтому, по причине необходимого уровня гармонизации, быть эффективнее достигнута на уровне Сообщества, Сообщество может принимать меры в соответствии с принципом субсидиарности, закрепленным в Статье 5 Договора о Европейском Союзе. В соответствии с принципом пропорциональности, установленным в указанной Статье, настоящая Директива не выходит за пределы того, что необходимо для достижения указанной цели.
(7) Недавние аварии в туннелях еще раз демонстрируют их важность с социальной, экономической и культурной точек зрения.
(8) Некоторые туннели в Европе, давно введенные в действие, были спроектированы в период, когда технические возможности и транспортные условия коренным образом отличались от существующих на сегодняшний день. Это приводит к различию в уровнях безопасности, что необходимо скорректировать.
(9) Обеспечение безопасности в туннелях требует принятия ряда мер, связанных, помимо прочего, с геометрическими параметрами туннеля и его проектировкой, оборудованием для обеспечения безопасности, в том числе дорожными знаками, организацией дорожного движения, подготовкой аварийных служб, ликвидацией последствий инцидентов, информированием пользователей о надлежащем поведении в туннелях и совершенствованию процесса обмена информацией между органами власти и аварийными службами, такими как полиция, противопожарная служба, службы спасения.
(10) Как продемонстрировала деятельность Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН), поведение пользователей дорог играет решающую роль для обеспечения безопасности туннелей.
(11) Меры безопасности должны позволять участникам инцидентов принимать меры для спасения, позволять пользователям дорог действовать незамедлительно для предотвращения еще более серьезных последствий, обеспечить возможность эффективного реагирования служб спасения, а также быть направленными на защиту окружающей среды и на уменьшение материального ущерба.
(12) Меры, вводимые настоящей Директивой, улучшат условия безопасности для всех пользователей дорог, в том числе лиц с ограниченными возможностями. Вместе с тем, поскольку лицам с ограниченными возможностями сложнее спастись в случае аварии, необходимо уделить особое внимание вопросу обеспечения безопасности таких лиц.
(13) В целях выработки сбалансированного подхода и в связи с высокой стоимостью мер необходимо определить минимальное оборудование для обеспечения безопасности, учитывая тип и интенсивность движения транспортных средств в каждом туннеле.
(14) Международные организации, такие как Всемирная дорожная ассоциация или ЕЭК ООН, уже давно выступают с неоценимыми рекомендациями для улучшения и гармонизации оборудования по обеспечению безопасности и правил дорожного движения в туннелях. Однако поскольку такие рекомендации не являются обязательными для исполнения, они будут иметь максимальный эффект только в том случае, если заложенные в них требования будут приняты на законодательном уровне и получат статус обязательных.
(15) Поддержание безопасности в туннелях на высоком уровне возможно только при условии надлежащего обслуживания обеспечивающих безопасность объектов в туннелях. Необходимо организовать систематический обмен информацией между государствами-членами ЕС о современных методах обеспечения безопасности и авариях/инцидентах.
(16) Для обеспечения надлежащего исполнения требований настоящей Директивы лицами, отвечающими за управление туннелями, государства-члены ЕС должны назначить один или несколько органов на государственном, региональном или местном уровне и предоставить им полномочия по обеспечению соблюдения всех требований к безопасности туннелей.
(17) Для имплементации настоящей Директивы необходимо установить гибкий поэтапный график. Это позволит организовать проведение наиболее срочных работ, не создавая серьезных помех для работы транспортных систем или значительных затруднений для проведения общественных работ в государствах-членах ЕС.
(18) Стоимость реконструкции существующих туннелей в различных государствах-членах ЕС в значительной степени разнится, что объясняется в первую очередь географическими причинами, так что у государств-членов ЕС должна иметься возможность выполнять работы по реконструкции туннелей в соответствии с настоящей Директивой в течение более длительного срока в том случае, если количество туннелей на их территории значительно превышает среднее количество в ЕС.
(19) В отношении туннелей, уже введенных в эксплуатацию, а также туннелей, проекты которых были одобрены, но которые не были введены в эксплуатацию населением в течение 24 месяцев после вступления в силу настоящей Директивы, государства-члены ЕС должны иметь возможность принимать меры для уменьшения рисков в качестве альтернативы исполнению требований настоящей Директивы, если структурная реконструкция туннеля за разумную стоимость невозможна.
(20) Для улучшения безопасности туннелей по-прежнему необходим дальнейший технический прогресс. Следует предусмотреть процедуру внесения Европейской Комиссией изменений в настоящую Директиву для обеспечения ее соответствия уровню технического прогресса. Следует также использовать эту процедуру для принятия гармонизированного метода анализа рисков.
(21) Меры, необходимые для имплементации настоящей Директивы, должны приниматься в соответствии с Решением 1999/468/ЕС Совета ЕС от 28 июня 1999 г., устанавливающим процедуру осуществления полномочий, которыми наделена Европейская Комиссия*(7).
(22) Государства-члены ЕС должны представить Европейской Комиссии отчет о мерах, которые они планируют принять для имплементации требований настоящей Директивы с целью синхронизации деятельности на уровне Сообщества по сокращению числа дорожных инцидентов.
(23) Если в соответствии с требованиями настоящей Директивы необходимо строительство второго рукава в туннеле, находящемся на стадии разработки или строительства, такой второй рукав будет считаться новым туннелем. Сказанное применяется и в том случае, если необходимо применение новых обязательных процедур планирования, в том числе процедуры получения разрешений по всем связанным мерам.
(24) Необходимо продолжать деятельность на соответствующих форумах для достижения высокого уровня гармонизации символики и обозначений, используемых на различных информационных знаках в туннелях. Следует стимулировать государства-члены ЕС к введению единообразного пользовательского интерфейса для всех туннелей на своей территории.
(25) Следует стимулировать государства-члены ЕС устанавливать сравнимые уровни безопасности для дорожных туннелей, не входящих в трансъевропейскую дорожную сеть и, соответственно, не подпадающих под действие настоящей Директивы.
(26) Следует стимулировать государства-члены ЕС разрабатывать национальные положения, устанавливающие более высокие требования безопасности,
приняли настоящую директиву:
Совершено в Страсбурге 29 апреля 2004 г.
За Европейский парламент
Президент
P. Cox
За Совет ЕС
Президент
M. McDowell
_____________________________
*(1) DIRECTIVE 2004/54/EC OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL of 29 April 2004 on minimum safety requirements for tunnels in the trans-European road network. Опубликована в Официальном Журнале (далее - ОЖ) N L 167, 30.04.2004, стр. 39.
*(2) ОЖ N L 188, 18.07.2009, стр. 14.
*(3) ОЖ N С 220, 16.09.2003, стр. 26.
*(4) ОЖ N С 256, 24.10.2003, стр. 64.
*(5) Заключение Европейского парламента от 9 октября 2003 г. (еще не было опубликовано в ОЖ), Общая позиция Совета ЕС от 26 февраля 2004 г. (ОЖ N С 95 Е от 20.04.2004 стр. 31) и Позиция Европейского парламента от 20 апреля 2004 г. (еще не опубликована в ОЖ)
*(6) ОЖ N L 228, 09.09.1996, стр. 1 Текст в редакции Акта о присоединении 2003 г.
*(7) ОЖ N L 184, 17.07.1999, стр. 23.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2004/54/ЕС от 29 апреля 2004 г. о минимальных требованиях к безопасности туннелей трансъевропейской дорожной сети
Директива адресована государствам-членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является.
Переводчик - А.В. Шураева
Настоящая Директива вступает в силу в день ее опубликования в Официальном Журнале Европейского Союза
Текст перевода официально опубликован не был; текст Директивы на английском языке опубликован в Официальном Журнале, N L 167, 30.04.2004, стр. 39.