Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "РАСТРИМ" (далее - Заявитель) на действия Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган), Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, расположенных на территории СВАО города Москвы (номер извещения 0173200001413000952) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Уполномоченного органа, Заказчика:
1. На титульном листе Конкурсной документации отсутствуют информация о согласовании и утверждении Конкурсной документации.
2. Уполномоченный орган в нарушении Закона о размещении заказов не направил Заявителю и не разместил на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) разъяснение положений Конкурсной документации на запрос Заявителя, поданный 10.10.2013.
Представители Уполномоченного органа, Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Уполномоченный орган, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на Официальном сайте 03.10.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта 21 944 367 980,69 рублей;
3) дата вскрытия конвертов с заявками на участие в Конкурсе 08.11.2013.
1. Согласно части 1 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Частью 1 статьи 23 Закона о размещении заказов установлено, что в случае проведения открытого конкурса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация обеспечивают размещение конкурсной документации на официальном сайте в срок, предусмотренный частью 1 статьи 21 Закона о размещении заказов, одновременно с размещением извещения о проведении открытого конкурса. Конкурсная документация должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте без взимания платы.
На заседание Комиссии представители Уполномоченного органа, Заказчика представили утвержденную Уполномоченным органом, Заказчиком Конкурсную документацию.
Вместе с тем, Закон о размещении заказов не содержит требования о размещении на Официальном сайте сведений о должностных лицах, утверждавших Конкурсную документацию, даты согласования и утверждения Конкурсной документации, документах, на основе которых согласована и утверждена Конкурсная документация.
Таким образом, довод Заявителя о том, что на титульном листе Конкурсной документации отсутствует информация о согласовании и утверждении Конкурсной документации, не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о размещении заказов любой участник размещения заказа вправе направить в письменной форме заказчику, уполномоченному органу запрос о разъяснении положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней со дня поступления указанного запроса заказчик, уполномоченный орган обязаны направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику, в уполномоченный орган не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе.
Частью 2 статьи 24 Закона о размещении заказов установлено, что в течение одного дня со дня направления разъяснения положений конкурсной документации по запросу участника размещения заказа такое разъяснение должно быть размещено заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией на официальном сайте с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос. Разъяснение положений конкурсной документации не должно изменять ее суть.
Согласно доводам жалобы Заявителя, запрос на разъяснение положений Конкурсной документации поступил в Уполномоченный орган 10.10.2013. На заседание Комиссии представители Уполномоченного органа представили сведения, согласно которым разъяснение положений Конкурсной документации на запрос Заявителя направлены Заявителю и размещены на Официальном сайте в срок, предусмотренный Законом о размещении заказов.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Уполномоченный орган в нарушение Закона о размещении заказов не направил Заявителю и не разместил на Официальном сайте разъяснение положений Конкурсной документации на запрос Заявителя, поданный 10.10.2013, не нашел своего подтверждения.
3. Согласно части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта. При этом критерием оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта может быть, в том числе сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг.
В соответствии с частью 7 статьи 28 Закона о размещении заказов порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 53 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 N 722 "Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" (далее - Постановление) оценка заявок осуществляется по одному сроку (периоду) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг либо по нескольким срокам (периодам) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг (далее - срок (период) поставки, сроки (периоды) поставки). В рамках указанного критерия оценивается срок (период) поставки либо несколько сроков (периодов) поставки, в течение которых участник конкурса в случае заключения с ним контракта должен поставить товары (выполнить работы, оказать услуги).
Конкурсной документацией установлены критерии оценки заявок на участие в Конкурсе, в том числе критерий - "сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг". "Значимость критерия: 35%. Единица измерения срока (периода) поставки: День. Сроки поставки: Срок перевода всего спецтранспорта Исполнителя на Евро-4 (календарные дни):182 -364".
Вместе с тем, в рамках указанного в Конкурсной документации критерия не оценивается срок, в течение которого участник Конкурса в случае заключения с ним контракта должен оказать услуги. Предметом Конкурса предусмотрено выполнение услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором. Вместе с тем, срок перевода всего спецтранспорта исполнителя на Евро-4 не является сроком оказания услуг, соответственно не может быть оценен в рамках критерия "сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг".
Указанные действия Уполномоченного органа, Заказчика нарушают часть 4 статьи 28 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "РАСТРИМ" необоснованной.
2. Признать в действиях Уполномоченного органа, Заказчика нарушение части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Уполномоченному органу, Заказчику, конкурсной комиссии Уполномоченного органа, Заказчика предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела от 24.10.2013 N К-1821/13 в профильное управление ФАС России для определения соответствия действий Заказчика положениям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
5. Передать материалы дела от 24.10.2013 N К-1821/13 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 октября 2013 г. N К-1821/13 "О нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов"
Текст решения официально опубликован не был