Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 октября 2013 г. N 33-АПГ13-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Борисовой Л.В. и Калининой Л.A.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лившица В.И. о признании недействующим в части приказа комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 26 ноября 2012 г. N 160-п "Об установлении тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям муниципальных образований Ленинградской области в 2013 году" по апелляционной жалобе Лившица В.И. на решение Ленинградского областного суда от 24 июля 2013 г., которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителя комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области Тулуповой А.И., возражавшей против отмены судебного акта, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
26 ноября 2012 г. комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - Комитет) издан приказ N 160-п "Об установлении тарифов на тепловую энергию и горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям муниципальных образований Ленинградской области в 2013 году" (с последующими изменениями) (далее - Приказ).
Пунктом 1 Приказа установлены тарифы на тепловую энергию и горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям муниципальных образований Ленинградской области в 2013 году, согласно приложениям N 1-82.
Пунктом 2 Приказа предусмотрено, что тарифы, установленные в п. 1 этого документа, действуют с 1 января 2013 г. по 31 декабря 2013 г.
Приложением N 70 к Приказу установлены тарифы на тепловую энергию и горячую воду, поставляемую открытым акционерным обществом "Тепловые сети" (далее - ОАО "Тепловые сети") потребителям муниципального образования "Приозёрское городское поселение" Приозёрского муниципального района Ленинградской области (далее - Приозёрское городское поселение) в период с 1 июля 2013 г. по 31 декабря 2013 г. Для населения установлен одноставочный тариф на тепловую энергию (горячую воду) в размере 1 759,36 руб./Гкал (с учётом налога на добавленную стоимость).
Лившиц В.И., являющийся жителем г. Приозёрска Ленинградской области и потребителем жилищно-коммунальных услуг, обратился в суд с заявлением о признании недействующим приложения N 70 к Приказу в части установления тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающей организацией населению Приозёрского городского поселения, ссылаясь на его противоречие Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановлению Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", поручению Президента Российской Федерации от 19 февраля 2013 г. N 340-пр о проведении анализа установленных нормативов потребления коммунальных услуг и подготовке предложений о необходимости их пересмотра, поручению Правительства Российской Федерации от 1 марта 2013 г. N ДК-П9-1327 о недопущении роста платы граждан за коммунальные услуги в 2013 году, методическим рекомендациям об ограничении платы граждан за коммунальные услуги в 2013 году, направленных письмом Федеральной службы по тарифам от 6 марта 2013 г. N СН-2164/5, согласно которым не допускается изменение установленных тарифов в сфере теплоснабжения в течение одного финансового года, в 2013 году допустимая величина роста тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям Ленинградской области, не может превышать размер тарифа, действовавшего для теплоснабжающих организаций по состоянию на 31 декабря 2012 г., в период с 1 января 2013 г. по 30 июня 2013 г. - 100%, а с 1 июля 2013 г. по 31 декабря 2013 г. - 112,7%, рост платы граждан за коммунальные услуги в 2013 году не может составлять более 6% в среднегодовом исчислении по сравнению с уровнем коммунальных платежей в декабре 2012 г. В декабре 2012 г. тариф на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Тепловые сети" населению Приозёрского городского поселения, был установлен в размере 1 477,65 руб./Гкал. Установив с 1 июля 2013 г. тариф в размере 1 759 руб./Гкал, Комитет превысил предельно допустимый уровень тарифов на 119,1%, а также способствовал увеличению платы граждан за коммунальные услуги на 124,4%. Тариф, установленный на период с 1 июля по 31 декабря 2013 г., изменялся дважды, сначала был установлен в размере 1 839,33 руб./Гкал, а затем изменён и стал составлять 1759,36 руб./Гкал. Заявитель полагает свои права нарушенными, поскольку в результате повышения тарифов на тепловую энергию происходит рост платы за коммунальные услуги.
Ленинградским областным судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявления просит в апелляционной жалобе Лившиц В.И., полагая, что судом неполно исследованы доказательства по делу, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствий оснований для отмены судебного постановления.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд пришёл к выводу о том, что Приказ принят уполномоченным органом и соответствует федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Указанный вывод суда мотивирован и основан на анализе действующего законодательства и материалах дела, оснований для признания его неправильным не имеется.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ).
Статьёй 8 названного закона предусмотрено восемь видов цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, подлежащих регулированию, включая тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Установление данного вида тарифа является полномочием органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения (ч. 1 ст. 5, подп. 1 ч. 2 ст. 5, ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ).
Приведённые положения федерального законодательства, а также п. 3.1 Положения о комитете по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, утверждённого постановлением правительства Ленинградской области от 12 ноября 2004 г. N 255, в системном единстве с положениями п. 11 ст. 2, ч. 3 ст. 8, ч.ч. 1 и 2 ст. 9, ч. 2 ст. 10, ч.ч. 1 и 4 ст. 11 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ, предусматривающими, что тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, могут устанавливаться органом регулирования в виде одноставочного или двуставочного тарифа, срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения и (или) их предельных (минимального и максимального) уровней не может быть менее чем один финансовый год, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации, подтверждают правильность выводов суда первой инстанции о том, что оспариваемый Приказ принят Комитетом в пределах компетенции субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных названным Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждёнными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Учитывая данное положение, суд первой инстанции обоснованно проверил соответствие Приказа постановлению Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", утвердившему Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации и Правила государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, а также приказу Федеральной службы по тарифам от 9 октября 2012 г. N 321-э "Об установлении предельных уровней тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 год".
Сопоставив Приказ с названными нормативными правовыми актами, исследовав экспертное заключение по обоснованию уровня тарифа на тепловую энергию, отпускаемую ОАО "Тепловые сети" потребителям Приозёрского городского населения в 2013 году, рассчитанного методом индексации установленных тарифов, протоколы заседания правления Комитета от 23 ноября 2012 г. N 16, от 25 марта 2013 г. N 5, суд высказал верное суждение о соблюдении процедуры принятия Приказа и несостоятельности довода о завышенном размере установленного тарифа. При этом суд отметил, что размер тарифа, установленный с 1 июля 2013 г. (1759,36 руб./Гкал.), меньше тарифа, действовавшего до его принятия (1829,33 руб./Гкал с 1 января 2013 г. по 30 июня 2013 г.).
Принимая во внимание, что в отношении ОАО "Тепловые сети" ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, суд не усмотрел противоречия Приказа положениям ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ, предусматривающим введение тарифов на срок не менее одного года, если иное не установлено федеральными законами, решениями Правительства Российской Федерации, поскольку согласно п. 6 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации данное ограничение, как и требование о введении тарифов с начала очередного года, на решение регулирующих органов об установлении тарифов для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, не распространяется.
Установлено, что законодателем Ленинградской области полномочия в соответствии с ч.ч. 5-8 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ органам местного самоуправления не передавались.
Суд отверг доводы о противоречии приложения N 70 к Приказу положениям Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также методическим указаниям по тем основаниям, что указанный закон регламентирует иные, не являющиеся предметом спора по данному делу отношения, а упомянутые поручения и указания не являются нормативными правовыми актами, на соответствие которым может ставиться вопрос.
Также правомерно не согласился суд с утверждением о том, что региональный орган дважды за финансовый год изменил тарифы на тепловую энергию, отметив, что этот довод опровергается содержанием Приказа и приложения N 70.
Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применён закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.
При рассмотрении дела не допущено нарушений норм материального права и норм процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в апелляционной жалобе Лившица В.И.
В силу изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Ленинградского областного суда от 24 июля 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Лившица В.И. - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Б. Хаменков |
Судьи |
Л.В. Борисова |
|
Л.A. Калинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 октября 2013 г. N 33-АПГ13-2
Текст определения официально опубликован не был