Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданки И.А. Стрекаловой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка И.А. Стрекалова оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 27 июля 2010 года N 205-ФЗ "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации":
пункта 6 части 2 статьи 10, закрепляющего, что работа сотрудника дипломатической службы в загранучреждении Министерства иностранных дел Российской Федерации может быть прекращена досрочно в случае однократного грубого нарушения им должностных обязанностей, режимных ограничений, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации для загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации и с которыми сотрудник дипломатической службы был ознакомлен в установленном порядке;
положения части 4 указанной статьи, согласно которому при прекращении работы в загранучреждении Министерства иностранных дел Российской Федерации по одному из оснований, предусмотренных частью 2 данной статьи, увольнение сотрудников дипломатической службы, с которыми в соответствии с частью 1 статьи 9 данного Федерального закона был заключен срочный служебный контракт, производится в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (истечение срока действия срочного служебного контракта).
И.А. Стрекалова, уволенная в связи с истечением срока действия срочного служебного контракта за однократное грубое нарушение должностных обязанностей, факт совершения которого установлен судом, полагает, что оспариваемые нормы по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, противоречат статьям 2, 19 (часть 1), 45 и 55 Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют увольнять государственного гражданского служащего, работающего в загранучреждении Министерства иностранных дел Российской Федерации, за совершение дисциплинарного проступка без соблюдения порядка применения дисциплинарного взыскания и проведения служебной проверки, как это предусмотрено статьями 58 и 59 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", что лишает таких государственных гражданских служащих права на объективное разбирательство и ставит их в неравное положение с государственными гражданскими служащими, осуществляющими свою деятельность в иных сферах.
Оспариваемые нормы были применены в деле заявительницы судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные И.А. Стрекаловой материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.
2.1. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель в пределах своих полномочий вправе осуществлять дифференциацию правового регулирования труда с учетом специфики осуществления трудовой деятельности (постановления от 27 декабря 1999 года N 19-П, от 16 июля 2007 года N 12-П, от 27 ноября 2009 года N 18-П). Различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий, основанные на специфических требованиях определенной работы, в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Конвенции МОТ N 111 1958 года относительно дискриминации в области труда и занятий, являющейся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации, не считаются дискриминацией.
Правовое регулирование отношений, связанных с прохождением государственной гражданской службы, осуществляется Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", который закрепляет правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации. При этом установление общих правил организации и функционирования государственной гражданской службы, как это следует из пункта 4 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона, не исключает возможности введения специальных норм, обусловленных спецификой прохождения государственной гражданской службы в различных государственных органах.
2.2. Особенности правового положения федеральных государственных гражданских служащих в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации определены в Федеральном законе "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации", который, в частности, в пункте 6 части 2 статьи 10 предусматривает возможность увольнения государственного гражданского служащего за однократное грубое нарушение им должностных обязанностей.
Законоположение, закрепляющее данное основание увольнения, идентичное предусмотренному Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (пункт 3 части 1 статьи 37), направлено на обеспечение эффективного функционирования органов Министерства иностранных дел Российской Федерации и, в конечном счете, на поддержание авторитета государства на международном уровне, не предполагает произвольного - без учета положений Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и общих принципов привлечения к юридической ответственности - применения и не может рассматриваться как нарушающее права государственных гражданских служащих.
Часть 4 статьи 10 Федерального закона "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации" не предусматривает возможности увольнения государственного гражданского служащего по дискредитирующему основанию и не исключает судебную проверку законности и обоснованности увольнения, в том числе при увольнении по пункту 6 части 2 статьи 10 данного Федерального закона.
Разрешение же вопроса о выборе основания увольнения и соблюдении соответствующей процедуры, равно как и контроль за деятельностью правоприменительных органов к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, закрепленной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относятся.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Стрекаловой Ирины Аркадьевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 24 октября 2013 г. N 1592-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Стрекаловой Ирины Аркадьевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 6 части 2 и частью 4 статьи 10 Федерального закона "Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был