Перечень поручений Президента Российской Федерации от 4 апреля 2013 г. N Пр-756, пункт 2, подпункты "б", "г"; поручение Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N ДК-П12-2441
Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам встречи Президента Российской Федерации с тренерами, спортсменами и специалистами в области физической культуры и спорта 13 марта 2013 г. Минобрнауки России представляет проект доклада Президенту Российской Федерации о проведении в общеобразовательных организациях занятий по физической культуре с детьми с ограниченными возможностями здоровья с учетом групп здоровья и о мерах по дополнительной мотивации руководителей общеобразовательных организаций, направленных на повышение уровня преподавания предмета "физическая культура" и организацию дополнительных спортивных занятий во внеурочное время.
Первый заместитель министра |
Н.В. Третьяк |
Проект
Президенту
Российской Федерации
В.В. Путину
О проведении занятий по физической культуре с детьми с ограниченными возможностями здоровья и мерах по дополнительной мотивации руководителей общеобразовательных организаций, направленных на повышение уровня преподавания предмета "Физическая культура"
Перечень поручений Президента Российской Федерации от 4 апреля 2013 г. N Пр-756, пункт 2, подпункты "б", "г"
Уважаемый Владимир Владимирович!
Во исполнение перечня поручений по итогам встречи с тренерами, спортсменами и специалистами в области физической культуры и спорта (далее - поручение), состоявшейся 13 марта 2013 г., Правительство Российской Федерации докладывает.
Во исполнение подпункта "б" пункта 2 поручения в целях обеспечения условий для проведения в общеобразовательных организациях Российской Федерации занятий по физической культуре с детьми с ограниченными возможностями здоровья с учетом групп здоровья утверждены:
- примерный перечень и характеристики современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений (письмо Минобрнауки России от 16 мая 2012 г. N МД-520/19);
- рекомендации по совершенствованию преподавания физической культуры и спорта в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (письмо Минобрнауки России от 13 октября 2011 г. N 19-255);
- методические указания по использованию спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы (письма Минспорттуризма России от 13 сентября 2010 г. N ЮН-02-09/4912, Минобрнауки России от 7 сентября 2010 г. N ИК-1374/19);
- федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (приказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. N 986);
- порядок прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них (приказ Минздрава России от 21 декабря 2012 г. N 1346н);
- методические рекомендации "Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья" (письмо Минобрнауки России от 30 мая 2012 г. N МД-583/19), в соответствии с которыми обучающиеся распределяются на четыре медицинские группы: основная, подготовительная, специальная "А" (оздоровительная) и специальная "Б" (реабилитационная).
Распределение обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях проводится в строгом соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189).
Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам, занимаются физической культурой со снижением физической нагрузки. К тестированию физической подготовленности обучающихся допускают только с разрешения медицинского работника.
В базисных учебных планах специальных (коррекционных) образовательных учреждений всех видов для организации физического воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предусмотрены разные формы организации занятий; уроки физической культуры, занятия лечебной физкультурой, музыкально-ритмические занятия, массаж, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, самостоятельные занятия физическими упражнениями по заданию учителя.
Минобрнауки России заключены соглашения о взаимодействии с федерациями художественной гимнастики, бадминтона, фитнес-аэробики, Российским футбольным союзом, в рамках которых рекомендованы для использования в образовательном процессе общеобразовательных учреждений по учебному предмету "физическая культура" следующие программы:
- программа "Физическая культура. Гимнастика" и методическое пособие "Физическая культура. Гармоничное развитие детей средствами гимнастики" (Винер И.А.);
- программа интегративного курса физического воспитания для учащихся начальной школы на основе футбола (Грибачева М.А.);
- программа по физической культуре для обучающихся I-IV классов общеобразовательных школ, отнесенных к специальной медицинской группе (группа - А) (Коданева Л.Н.).
Для обеспечения проведения в общеобразовательных организациях занятий по физической культуре для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом групп здоровья требуются дополнительное техническое оборудование и спортивно-реабилитационный инвентарь, адаптированные для занятий с детьми разных нозологий и возрастов.
В настоящее время 84% специальных (коррекционных) образовательных учреждений страны оснащены спортивными залами. В ряде субъектов Российской Федерации (Астраханская, Белгородская, Кировская, Новгородская, Омская, Тамбовская области, Республика Мордовия, Республика Чувашия) в рамках региональных программ развития образования приобретаются необходимое оборудование и специализированный спортивный инвентарь для нужд специальных (коррекционных) образовательных учреждений для детей с нарушениями интеллекта, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи.
В рамках исполнения поручения Минобрнауки России проведен федеральный мониторинг организации занятий по физической культуре с детьми с ограниченными возможностями здоровья с учетом групп здоровья (далее - мониторинг), в котором приняли участие 49 субъектов Российской Федерации или 59% от их общего количества.
По данным, полученным в ходе мониторинга, для 16,7% учащихся общеобразовательных организаций Российской Федерации занятия по физической культуре должны проводиться с учетом их группы здоровья (2, 3 и 4 группы здоровья).
По состоянию на 25 мая 2013 г. занятиями по физической культуре с учетом групп здоровья охвачено 91,7% учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе: в начальной школе - 96,2%, в основной школе - 96,1%, в старшей школе - 82,8%.
В ряде регионов (Тверская, Ярославская, Волгоградская, Архангельская, Мурманская, Тюменская, Иркутская, Челябинская области, Москва, Республика Марий Эл, Чувашская Республика и других) занятиями по физической культуре с учетом групп здоровья охвачено 100% учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Во всех общеобразовательных организациях Российской Федерации, принявших участие в мониторинге, реализуются мероприятия по обеспечению проведения занятий по физической культуре с детьми с ограниченными возможностями здоровья с учетом групп здоровья, а именно:
- занятия в специальных медицинских группах;
- уроки физической культуры на основе дифференцированного подхода (подбор упражнений осуществляется с учетом формы и тяжести заболевания; обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок; формирование волевых качеств и мотивации к урокам физической культуры);
- индивидуальные образовательные программы с учетом группы здоровья и вида заболевания учащегося (индивидуальные карточки-задания, включающие задания теоретического плана и простейшие упражнения типа зарядки);
- творческие задания (рефераты, проекты, презентации и т.п.) и др.
В рамках внеурочной деятельности организуются:
- индивидуально-групповые занятия по общефизической и здоровьеукрепляющей подготовке с учетом формы и тяжести заболевания;
- занятия ритмической гимнастикой и хореографией, физкультурные праздники, викторины, конкурсы, соревнования;
- занятия с детьми с различными двигательными нарушениями отдельно и совместно со здоровыми детьми, родителями (прогулки и экскурсии, походы, дни здоровья) и др.
По вопросу о кадровом обеспечении Правительство Российской Федерации докладывает.
По данным мониторинга, в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях в работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья задействовано более 30 тысяч работников.
В образовательных организациях высшего профессионального образования обучение по специальности "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)" ведется по очной и заочной формам и уровням образования: бакалавриат, магистратура. Всего в 2013 году прием на обучение по указанной специальности осуществляют 39 вузов, подведомственных Минобрнауки России (26 вузов) и Минспорту России (13 вузов).
Подготовка высококвалифицированных кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) в области физического воспитания осуществляется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС) среднего профессионального образования по специальности 050142 "Адаптивная физическая культура", ФГОС высшего профессионального образования по специальности 022500 "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)" и предусматривает подготовку студентов по трем специализациям: "физическая реабилитация", "лечебная физическая культура", "адаптивная двигательная рекреация".
В динамике прием обучающихся по указанной специальности выглядит следующим образом: в 2010 году - 717 человек; 2011 году - 980 человек; 2012 году - 1006 человек; 2013 году - 780 человек.
Выпуск молодых специалистов в динамике составил: в 2010 году - 871 человек; 2011 году - 917 человек; 2012 году - 1064 человека; 2013 году - нет данных.
Всего обучающихся по специальности "Адаптивная физическая культура" в Российской Федерации (бюджет и внебюджет): в 2010 году - 10 463 человека; 2011 году - 10 701 человек; 2012 году - 10 226 человек; 2013 году - нет данных.
Вместе с тем существует проблема дефицита педагогических работников, имеющих специальность "Адаптивная физическая культура", а существующие объемы подготовки педагогических кадров для работы с детьми с ОВЗ не обеспечивают потребность системы образования страны.
По данным мониторинга, только 9% работников образования, занятых работой с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, имеют специальность "Адаптивная физическая культура".
В целях повышения уровня кадровой обеспеченности системы образования по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в субъектах Российской Федерации проводятся следующие мероприятия:
- курсы повышения квалификации в объеме 72 часа и более (за 2010-2013 годы прошли обучение 32,5% от общего количества педагогов, работающих с учащимися с ОВЗ);
- профессиональная переподготовка в объеме 500 часов и более (за 2010-2013 годы прошли обучение 3,7% от общего количества педагогов, работающих с учащимися с ОВЗ).
По данным, представленным участниками мониторинга, потребность в педагогических кадрах по специальности "Адаптивная физическая культура" составляет 2096 человек. Обучение на курсах повышения квалификации необходимо 9618 педагогам, работающим с учащимися с ОВЗ. В профессиональной переподготовке нуждаются 1385 педагогов, работающих с учащимися с ОВЗ.
Во исполнение подпункта "г" пункта 2 поручения с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработаны меры по дополнительной мотивации руководителей общеобразовательных организаций, направленные на повышение уровня преподавания предмета "физическая культура" и организацию дополнительных спортивных занятий во внеурочное время. По итогам анализа данных, представленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в 36 регионах ведется работа по стимулированию и поддержке руководящих и педагогических работников по следующим основным направлениям:
- профессиональное развитие, повышение квалификации руководящих и педагогических работников по вопросам организации работы с детьми с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), предусматривающие подготовку специалистов по физической реабилитации, лечебной физкультуре, адаптивной двигательной рекреации;
- моральное стимулирование и повышение социального статуса руководящих и педагогических работников (проведение конкурсов профессионального мастерства, в том числе региональных, на лучшее общеобразовательное учреждение, развивающее физическую культуру и спорт);
- материальное стимулирование (включение в показатели эффективности работы руководителя общеобразовательной организации основных направлений деятельности по сохранению здоровья обучающихся [наличие и реализация в учреждении программы здоровья, в том числе системы профилактики заболеваний, негативных зависимостей; обеспечение проведения занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом групп здоровья; использование современных оздоровительных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья с учетом групп здоровья]).
Докладывается в порядке исполнения поручения.
Председатель Правительства |
Д. Медведев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 августа 2013 г. N МОН-П-3191 "О проекте доклада Президенту Российской Федерации"
Текст письма опубликован в журнале "Администратор образования", ноябрь 2013 г., N 21