В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. N 569 "Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе", постановлением Правительства Москвы от 3 августа 2010 г. N 671-ПП "Об утверждении Положения о порядке включения выявленного объекта культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения":
1. Согласиться с заключением (актом) государственной историко-культурной экспертизы, выполненным аттестованным экспертом по проведению государственной историко-культурной экспертизы А.Л. Баталовым (приказ Министерства культуры Российской Федерации от 24 февраля 2012 г. N 135), содержащим:
вывод о необоснованности включения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, "Доходный дом Малышева с квартирой Бруни, 1914-1915 гг., архитекторы Г.А. Гельрих, С.Ф. Воскресенский" по адресу: ул. Большая Полянка, д. 44/2 в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (памятника или ансамбля);
вывод об отнесении объекта экспертизы по адресу: ул. Большая Полянка, д. 44/2 к исторически ценным градоформирующим объектам с наименованием "Доходный дом Малышева, 1914-1915 гг., архитекторы Г.А. Гельрих, С.Ф. Воскресенский. Здесь в 1930-х гг. проживал художник-авангардист Л.А. Бруни", а также описание особенностей объекта экспертизы, послуживших основанием для включения его в Городской реестр недвижимого культурного наследия и подлежащих обязательному сохранению (прилагается к распоряжению).
2. Внести соответствующие изменения в Городской реестр недвижимого культурного наследия и Историко-культурный опорный план города Москвы.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя Департамента культурного наследия города Москвы А.А. Емельянова.
Руководитель |
А.В. Кибовский |
Акт
государственной историко-культурной экспертизы объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, предложенного (заявленного) к постановке под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия
"Доходный дом Малышева с квартирой Бруни, 1914-1915 гг., архитекторы Г.А. Гельрих, С.Ф. Воскресенский"
Адрес: г. Москва, ул. Большая Полянка, д. 44/2
"15 декабря 2010 г." "г. Москва"
Дата начала проведения экспертизы: 09 ноября 2010 г.
Дата окончания (оформления Заключения) экспертизы: 15 декабря 2010 г.
Сведения об эксперте
Общество с ограниченной ответственностью "АРТ-Реставрация" (ООО "АРТ-Реставрация"), 125993, Москва, Ленинградский пр-т, д. 37, корп. 9, офис 612, ИНН: 7701745639.
Фамилия, имя, отчество |
Баталов Андрей Леонидович |
Образование |
высшее |
Специальность |
архитектор |
Ученая степень (звание) |
доктор искусствоведения, профессор |
Стаж работы |
33 года |
Место работы и должность |
заместитель генерального директора по науке ФГУ "Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль" |
Реквизиты аттестации |
Приказ Росохранкультуры от 10 декабря 2010 г. N 448, приказ Министерства культуры Российской Федерации от 24 февраля 2012 г. N 135 |
Сведения о заказчике экспертизы
Департамент культурного наследия города Москвы, 115035, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 19, ОГРН 1027700151170.
Цель экспертизы
Обоснование принятия решения о целесообразности включения, либо отказа от включения рассматриваемого объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия, определение категории его историко-культурного значения.
Объект экспертизы
Объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, предложенный (заявленный) к постановке под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия: "Доходный дом Малышева с квартирой Бруни, 1914-1915 гг., архитекторы Г.А. Гельрих, С.Ф. Воскресенский" по адресу: г. Москва, ул. Большая Полянка, д. 44/2.
Перечень материалов и документов, представленных заказчиком
1. Материалы и документы заказчиком не предоставлены.
Сведения об обстоятельствах, повлиявших на процесс проведения и результаты экспертизы
Обстоятельства, повлиявшие на процесс проведения и результаты экспертизы, отсутствуют.
Факты и сведения, выявленные и установленные в результате проведенных исследований
Рассматриваемый объект расположен на территории района Якиманка ЦАО г. Москвы. Территория исторического домовладения занимает восточный торец квартала, ограниченного с севера 1-м Спасоналивковским переулком, с востока - улицей Большая Полянка, с юга - 2-м Спасоналивковским переулком, с запада - Казанским переулком. 1-й и 2-й Спасоналивковские переулки имели ранее другие названия - с севера - Большой Спасский, а с юга - Шапошников.
Местность, где располагается квартал, была заселена довольно рано, - так еще в начале XVI в. здесь было одно из древнейших военных поселений - Наливки (Нали), где жили пищальники - телохранители Василия Ш. К концу XVII в. слободы стали утрачивать свою роль, а после стрелецкого бунта в начале XVIII в. стрелецкие полки были упразднены Петром I. Земли этих поселений были проданы или розданы новым владельцам - преимущественно крупным военным чинам и купечеству (главным образом поставщикам армии, например, суконщикам).
Известно, что в 1812 г. квартал горел и вся застройка владения, будучи исключительно деревянной, вероятно выгорела полностью и на прежнем месте уже не восстанавливалась.
Рассматриваемое домовладение было разделено на три независимых, имевших различных хозяев, и к 1820 г. каждое из них уже было заново застроено. Новая застройка также была по преимуществу деревянной, правда, теперь уже жилые дома имели каменный цокольный этаж и, столь характерные для послепожарной Москвы деревянные мезонины над центральной частью. Такой характер застройки сохранялся во всех трех владениях до 1870-х гг., а в 1880-х гг. у двух южных владений, выходящих в Шапошников переулок, появился новый владелец - купец Битрих. И вскоре вся застройка вдоль переулка приобрела совершенно другой характер. На месте скромной жилой усадьбы (юго-западное владение) и служебного, к тому времени каменного одноэтажного корпуса вдоль переулка здесь строится двухэтажное с полуподвалом каменное фабричное здание. Таким образом, на месте двух небольших патриархальных жилых усадеб в 1880-е гг. возникает одно доходное домовладение, где совмещаются две функции - жилая и промышленная. Это было характерным для застройки Замоскворечье этого периода.
В 1901 г. владельцем участка, выходящего в Шапошников переулок становится г-н Ерохин. Никаких изменений в застройке совершено не было.
Такая ситуация в этих двух (северном и южном) владениях сохранялась до 1913 г., после чего она меняется кардинально. Сначала южное, а затем и северное владение переходят в собственность г-на М.М. Малышева, который заказывает проект большого доходного дома архитектору Г.А. Гельриху. Новый дом строится в несколько этапов на месте снесенной застройки владения. В 1914 г. уже были выстроены 2 секции дома по южной и восточной границам владения вдоль Шапошникова переулка (совр. 2-й Спасоналивковский пер.) и на углу Большой Полянки.
Третья секция дома, продолженная вдоль восточной границы владения, а также по северной границе - Большому Спасскому переулку (совр. 1-й Спасоналивковский пер.), была возведена под руководством архитектора С.Ф. Воскресенского в 1915 г. 4-й этап строительства осуществлен не был.
Большой 6-этажный каменный дом сохранился до настоящего времени, а на месте его недостроенной части по северной границе владения уже в 1970-е гг. со значительным отступом от красной линии переулка возник 3-этажный протяженный вдоль 1-го Спасоналивковского переулка дом, занявший уличный фронт еще двух смежных с запада владений. Приблизительно в то же время был разобран и выстроенный одновременно с большим жилым домом одноэтажный служебный корпус во дворе вдоль западной границы рассматриваемого владения. Таким образом, исторические границы домовладения не сохранились до настоящего времени.
"Доходный дом Малышева с квартирой Бруни, 1914-1915 гг., архитекторы Г.А. Гельрих, С.Ф. Воскресенский"
Рассматриваемый объект представляет собой шестиэтажный "П"-образный в плане доходный дом, возведенный в 1914-1915 гг. по проекту архитектора Г.А. Гельриха. Доходный дом был возведен в несколько строительных этапов. Первоначально 2 секции дома были возведены по южной и восточной границам владения вдоль Шапошникова переулка (совр. 2-й Спасоналивковский пер.) и на углу улицы Большая Полянка. Здесь на первом этаже находился магазин, верхние этажи были заняты просторными квартирами (по 2 на этаже), куда вела парадная лестница с входом из переулка. Из каждой квартиры был еще и выход на черную лестницу, выводящую во двор. Таких лестниц было по 2 на каждую секцию.
Третья секция дома, продолженная вдоль восточной границы владения, а также по северной границе - Большому Спасскому переулку (совр. 1-й Спасоналивковский пер.), была возведена под руководством архитектора С.Ф. Воскресенского в 1915 г. Во двор можно было попасть через проездную арку с улицы Большая Полянка (в настоящее время заложена).
Доходный дом получил декоративное решение в стиле неоклассики н. XX в. Первый этаж дома рустован, на уровне второго этажа облицован каменными плитами. Вертикальность фасадов подчеркивают четырехгранные эркеры, протяженные на пять этажей, а также лестничные окна. Световые окна над входами в здание имеют полуциркульное завершение. Со всех фасадом дом прорезан прямоугольными окнами, на уличных фасадах которые оформлены сандриками, замковыми камнями и скульптурными головами льва. Также главные фасады постройки наполнены классицистическими декоративными элементами - медальонами, картушами, гирляндами, лепным панно на античные темы.
Угол дома между Большой Полянкой и 1-м Спасоналивковским переулком является композиционным акцентом - он скруглен и на уровне 3-5 этажей декорирован пилястрами коринфского ордера, на который опирается стилизованный антаблемент.
В настоящее время рассматриваемое здание в целом сохранило свое архитектурное решение и частично пространственно-планировочную структуру. Здание является примером крупномасштабного доходного строительства 1910-х гг., а также образцом неоклассической постройки.
Рассматриваемое здание обладает мемориальной ценностью - в 1930-х гг. в квартире N 57 проживал художник - авангардист Лев Александрович Бруни со своей семьей.
Информация об архитекторах
Г.А. Гельрих (1878-?) - русский архитектор немецкого происхождения, крупный мастер московского модерна. Окончил Политехнический институт в Ганновере. В 1901 году переехал в Москву, где получил свидетельство ТСК МВД на право производства работ по гражданскому строительству и дорожной части. Оставаясь германским подданным, Гельрих имел обширную частную архитектурную практику в Москве. Член Московского архитектурного общества с 1906 года. В 1908 году представлял свои проекты на Международной художественной выставке в Санкт-Петербурге. Гельрих специализировался на строительстве многосекционных многоэтажных доходных домов каркасных конструкций. Владел собственным доходным домом на Малой Дмитровке. Многие из доходных домов Г.А. Гельриха относятся к лучшим образцам московского модерна. Во время Первой мировой войны архитектурная практика Гельриха прекратилась. Скорее всего, в 1914 году архитектор покинул Россию. Судьба зодчего после 1917 года неизвестна.
С.Ф. Воскресенский (1862-1933) - московский архитектор. Наиболее известные постройки создал в формах упрощенного, рационального модерна и неоклассицизма в 1903-1915 годах. Старший брат архитектора Ф.Ф. Воскресенского.
Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в 1887 получил право производства строительных работ. Служил в благотворительных обществах, с началом XX века был востребован частными заказчиками-застройщиками доходных домов. Наиболее известен его дом на Покровском бульваре, 4 (дом УпДК). Перестраивал церкви; крупнейшая сохранившаяся храмовая постройка - колокольня св. Николая Чудотворца на Долгоруковской улице. В мастерской Воскресенского работал архитектор Н.С. Курдюков.
Также занимался ремонтом Большого и Малого театров. Похоронен в Донском монастыре.
Перечень документов и материалов, использованных при проведении государственной историко-культурной экспертизы, а также использованной для нее специальной, технической и справочной литературы
1. Материалы фотофиксации рассматриваемого объекта, 2010 г.
2. Историко-архитектурное обследование центра г. Москвы "Замоскворечье, квартал N 415. Большая Полянка, д. 44/1/2", выполненное ГУП Моспроект-2, Мастерская-17 в 1995 году.
Обоснования выводов экспертизы
Рассматриваемый объект - "Доходный дом Малышева с квартирой Бруни, 1914-1915 гг., архитекторы Г.А. Гельрих, С.Ф. Воскресенский" расположен в восточной части квартала, ограниченного с севера 1-м Спасоналивковским переулком, с востока - улицей Большая Полянка, с юга -2-м Спасоналивковским переулком, с запада - Казанским переулком. Здание представляет собой "П"-образный в плане шестиэтажный доходный дом, возведенный в 1914-1915 гг. по проекту архитектора Г.А. Гельриха. Строительство здания осуществлялось в несколько строительных этапов. В 1914 г. были возведены 2 секции дома по южной границе вдоль 2-го Спасоналивковского переулка и на углу восточной границы - по улице Большая Полянка. В 1915 г. строительство было продолжено уже под руководством архитектора С.Ф. Воскресенского, когда были возведены последние секции дома, продолженные по улице Большая Полянка и по северной границе - 1-му Спасоналивковскому переулку. Архитектурно-художественное решение доходный дом получил в стиле неоклассики н. XX в.
В настоящее время рассматриваемое здание в целом сохранило свое архитектурно-художественное решение и частично пространственно-планировочную структуру. Здание утратило свою первоначальную жилую функцию. Сейчас здесь располагаются различные учреждения.
Здание является примером крупномасштабного доходного строительства 1910-х гг., а также образцом постройки в стиле неоклассицизма н. XX в.
Рассматриваемый объект обладает важными градостроительными характеристиками, формируя фронт застройки улицы Большая Полянка, и 1-го и 2-го Спасоналивковских переулков.
Исследуемое здание обладает также мемориальной ценностью: в 1930-х гг. в квартире N 57 проживал художник - авангардист Лев Александрович Бруни со своей семьей.
Принимая во внимание градостроительные характеристики здания, частичную сохранность его пространственно-планировочной структуры, его архитектурную ценность, а также мемориальную ценность и авторство архитекторов Г.А. Гельриха и С.Ф. Воскресенского государственная историко-культурная экспертиза предлагает включить рассматриваемый объект в Городской реестр недвижимого культурного наследия в качестве исторически ценного градоформирующего объекта с уточненным наименованием:
"Доходный дом Малышева, 1914-1915 гг., архитекторы Г.А. Гельрих, С.Ф. Воскресенский. Здесь в 1930-х гг. проживал художник-авангардист Л.А. Бруни" по адресу: г. Москва, ул. Большая Полянка, д. 44/2.
Выводы экспертизы
1. Основания для включения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, "Доходный дом Малышева с квартирой Бруни, 1914-1915 гг., архитекторы Г.А. Гельрих, С.Ф. Воскресенский" по адресу: г. Москва, ул. Большая Полянка, д. 44/2 в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (памятника или ансамбля) отсутствуют.
2. Отнести объект экспертизы к исторически ценным градоформирующим объектам с наименованием "Доходный дом Малышева, 1914-1915 гг., архитекторы Г.А. Гельрих, С.Ф. Воскресенский. Здесь в 1930-х гг. проживал художник-авангардист Л.А. Бруни".
3. В соответствии с пунктом 7.2 постановления Правительства Москвы от 17.08.2010 N 719-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 18.07.2006 N 510-ПП" особенности здания, подлежащие обязательному сохранению и послужившие основанием для его включения в Городской реестр недвижимого культурного наследия как исторически ценного градоформирующего объекта определить согласно Приложению 1.
4. Учесть, что объект экспертизы располагается на территории зоны строгого регулирования застройки N 001 и зоны регулируемой застройки N 001, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 07.07.1998 N 545 "Об утверждении зон охраны центральной части г. Москвы (в пределах Камер-Коллежского вала)".
Я, Баталов Андрей Леонидович, в соответствии с законодательством Российской Федерации несу ответственность за достоверность и обоснованность сведений и выводов, изложенных в настоящем акте.
Список приложений
1. Описание особенностей объекта, послуживших основаниями для включения его в Городской реестр недвижимого культурного наследия г. Москвы и подлежащих обязательному сохранению - Приложение 1.
Эксперт |
А.Л. Баталов |
Генеральный директор |
А.Д. Рогулин |
Приложение 1
к акту государственной
историко-культурной экспертизы
Описание
особенностей объекта, послуживших основанием для включения объекта в Городской реестр недвижимого культурного наследия как исторически ценного градоформирующего объекта и подлежащих обязательному сохранению
"Доходный дом Малышева, 1914-1915 гг., архитекторы Г.А. Гельрих, С.Ф. Воскресенский. Здесь в 1930-х гг. проживал художник-авангардист Л.А. Бруни"
Адрес: г. Москва, ул. Большая Полянка, д. 44/2
1. Местоположение и градостроительные характеристики здания, формирующего красные линии улицы Большая Полянка, 1-го и 2-го Спасоналивковских переулков, его роль в композиционно-планировочной структуре квартала.
2. Объемно-пространственная композиция "П"-образного в плане 6-ти этажного со скругленным углом здания 1914-1915 гг., включая аттики, высотные отметки по венчающим карнизам.
3. Крыша XX в., ее конструкция, конфигурация, материал, характер кровельного покрытия, высотные отметки по коньку.
4. Композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов 1914-1915 гг., включая местоположение, форму, размер и оформление оконных и дверных проемов, скульптурный декор, медальоны, лепные панно, филенки, руст, пилястры коринфского ордера, четырехгранные эркеры, профилированные междуэтажные и венчающий карнизы.
5. Материал и характер отделки фасадных поверхностей 1914-1915 гг., (руст, облицовочная плитка, гладкая штукатурка по кирпичной кладке).
6. Колористическое решение фасадов 1914-1915 гг. (уточняется в процессе реставрационных исследований).
7. Пространственно-планировочная структура здания в пределах капитальных стен и перекрытий 1914-1915 гг. (уточняется в процессе натурных и историко-культурных исследований).
8. Лестницы 1914-1915 гг., их местоположение, конструкции, материал и декоративное оформление (уточняется в процессе натурных и историко-культурных исследований).
9. Характер оформления и колористическое решение заполнения дверных и оконных проемов 1914-1915 гг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Департамента культурного наследия г. Москвы от 1 октября 2012 г. N 906 "О согласии с заключением (актом) государственной историко-культурной экспертизы"
Текст распоряжения официально опубликован не был