В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. N 569 "Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе", постановлением Правительства Москвы от 3 августа 2010 г. N 671-ПП "Об утверждении Положения о порядке включения выявленного объекта культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения":
1. Согласиться с заключением (актом) государственной историко-культурной экспертизы, выполненным аттестованным экспертом по проведению государственной историко-культурной экспертизы А.Л. Баталовым (приказ Министерства культуры Российской Федерации от 24 февраля 2012 г. N 135), содержащим вывод об обоснованности включения объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, "Станция "Кунцево-1", 1912 г." по адресу: Кунцево, Смоленское направление Московской железной дороги в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (памятника) с наименованием "Здание вокзала станции "Кунцево" Московско-Брестской железной дороги, 1899 г., архитектор И.И. Струков", а также предложения по предмету охраны объекта культурного наследия, границе и режиму использования его территории (прилагается к распоряжению).
2. Подготовить и внести на утверждение в установленном порядке в Правительство Москвы проект решения о включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
3. Внести соответствующие изменения в Городской реестр недвижимого культурного наследия и Историко-культурный опорный план города Москвы.
4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя Департамента культурного наследия города Москвы А.А. Емельянова.
Руководитель |
А.В. Кибовский |
Акт
государственной историко-культурной экспертизы объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия,
"Станция "Кунцево-1", 1912 г."
Адрес: г. Москва, Кунцево, Белорусское направление Московской ж/д (Смоленское направление Московской ж/д)
"10 декабря 2010 г." "г. Москва"
Дата начала проведения экспертизы: 20 ноября 2010 г.
Дата окончания (оформления Заключения) экспертизы: 10 декабря 2010 г.
Сведения об эксперте
Общество с ограниченной ответственностью "АРТ-Реставрация" (ООО "АРТ-Реставрация"), 125993, Москва, Ленинградский пр-т, д. 37, корп. 9, офис 612, ИНН: 7701745639.
Фамилия, имя, отчество |
Баталов Андрей Леонидович |
Образование |
высшее |
Специальность |
архитектор |
Ученая степень (звание) |
доктор искусствоведения, профессор |
Стаж работы |
33 года |
Место работы и должность |
заместитель генерального директора по науке ФГУ "Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль" |
Реквизиты аттестации |
Приказ Росохранкультуры от 10 декабря 2010 г. N 448, приказ Министерства культуры Российской Федерации от 24 февраля 2012 г. N 135 |
Сведения о заказчике экспертизы
Департамент культурного наследия города Москвы, 115035, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 19, ОГРН 1027700151170.
Цель экспертизы
Обоснование принятия решения о целесообразности включения, либо отказа от включения рассматриваемого объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия, определение категории его историко-культурного значения.
Объект экспертизы
Объект, обладающий признаками объекта культурного наследия: "Станция "Кунцево-1", 1912 г.", по адресу: г. Москва, Кунцево, Смоленское направление Московской железной дороги.
Перечень материалов и документов, представленных заказчиком
1. Историко-культурный опорный план г. Москвы - 1 с. в 2 экз.
2. Адресная схема БТИ - 1 с. в 2 экз.
Сведения об обстоятельствах, повлиявших на процесс проведения и результаты экспертизы
Обстоятельства, повлиявшие на процесс проведения и результаты экспертизы, отсутствуют.
Факты и сведения, выявленные и установленные в результате проведенных исследований
Рассматриваемый объект расположен в квартале, ограниченном с юга улицей Красных Зорь, с запада - Рублевским шоссе (путепровод Маршала Неделина), с севера - железнодорожным полотом Смоленского направления.
Здание вокзала станции Кунцево было построено в 1899 г. по проекту архитектора И.И. Струкова в стиле историзм с неоготическими реминисценциями.
Здание кирпичное одноэтажное на высоком каменном цоколе, сложной формы в плане.
Фасады здания оштукатурены и окрашены.
Восточной фасад, на котором расположен вход со стороны площади, своим архитектурным решением напоминает средневековый замок. Центральная часть повышена за счет стилизованного под крепостную стену аттика с арочными нишами, имитирующими бойницы. Фланкируют центральную часть рустованные многогранные полуколонны, завершенные зубчатыми стилизованными башенками, которые в плане имеют октагон. Вход также обрамлен рустованными двугранными пилястрами. Боковые части фасада по углам выделены рустом, завершаются многопрофильным карнизом. Венчает фасад скатная кровля со слуховыми окнами.
Южный фасад, выходящий на улицу Красных Зорь, представляет собой композицию из разновысотных объемов. Правая часть южного фасада, в одну ось, оформлена аналогично восточному фасаду, исключение составляет ряд прямоугольных ниш над входным порталом. Центральная часть - самая высокая и выступающая, представляет собой два соединенных объема - вытянутый прямоугольный, завершенный высокой теремной кровлей с кованной решеткой, и более широкий, завершенный треугольным фронтоном, по углам которого проходит сквозная стена. Второй объем обрамлен многогранными рустованными полуколоннами. Оба объема в центре прорезаны высокими (почти во всю высоту здания) готическими окнами. В верхней части вытянутый объем декорирован арочным фризом и завершается карнизом большого выноса. Далее (западнее) следует низкий одноэтажный объем с тремя прямоугольными окнами, обрамленными белокаменными наличниками со сдвоенными лучковыми нишами. Он завершен скатной крышей со слуховым окном. За ним (левее) расположен квадратный объем на высоком каменном цоколе с тремя высокими прямоугольными окнами, декорированными белокаменными наличниками с замковыми камнями, и увенчанный зубчатым аттиком с лучковыми нишами, имитирующими бойницы. Вертикально этот объем разделен четырьмя многогранными рустованными полуколоннами, угловая из которых имеет зубчатую капитель.
Западный фасад оформлен аналогично восточному - он фланкирован рустованными многогранными полуколоннами с зубчатыми капителями, и завершен аттиком, что имитируют крепостную стену.
Южный фасад представляет собой трехсоставную композицию объемов - центральный протяженный и по бокам - квадратные. Боковые фасады оформлены также как и восточный. Центральная часть в семь осей, во второй и шестой осях расположены входы в здание, фланкированные многогранными рустованными полуколоннами. Венчает центральную часть многопрофильный венчающий карниз и аттик со сквозными лучковыми проемами.
В настоящее время в здании вокзала располагаются пригородные кассы Смоленского направления Московской железной дороги.
Перечень документов и материалов, использованных при проведении государственной историко-культурной экспертизы, а также использованной для нее специальной, технической и справочной литературы
Альбом "Проведение историко-культурной экспертизы объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, по объекту, обладающему признаками объекта культурного наследия, предложенному (заявленному) к постановке под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия "Станция "Кунцево-1", 1912 г.", по адресу: г. Москва, Кунцево, белорусское направление Московской ж/д", выполненный ООО "АРТ-Реставрация" в 2010 г.
Обоснования выводов экспертизы
Рассматриваемый объект - "Станция "Кунцево-1", 1912 г." расположен вдоль красной линии улицы Красных Зорь, а также примыкает к железнодорожному полотну Смоленского направления Московской железной дороги. Здание вокзала является действующим, в нем располагаются пригородные железнодорожные кассы, также оно служит пунктом пересадки на станцию метро "Кунцевская", которая расположена в 400 метрах к северу.
Здание вокзала станции Кунцево в готических формах было построено в 1899 г. по проекту архитектора И.И. Струкова. Здание напоминает английские коттеджи викторианской эпохи и театральный музей Алексея Бахрушина в Замоскворечье, построенный 3-мя годами ранее.
К настоящему моменту здание сохранило в первоначальную объемно-пространственную композицию и архитектурно-художественное оформление фасадов.
Учитывая градостроительные характеристики здания, сохранность его объемно-пространственной композиции архитектурно-художественного оформления фасадов, государственная историко-культурная экспертиза предлагает включить его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения в качестве памятника с наименованием: "Здание вокзала станции "Кунцево" Московско-Брестской железной дороги, 1899 г., архитектор И.И. Струков".
Границы территории объекта культурного наследия регионального значения (памятника) предлагается установить в границах территории исторического владения.
Выводы экспертизы
1. Включить объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, "Станция "Кунцево-1", 1912 г." по адресу: Кунцево, Смоленское направление Московской железной дороги в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (памятника) с наименованием "Здание вокзала станции "Кунцево" Московско-Брестской железной дороги, 1899 г., архитектор И.И. Струков".
2. Границы территории объекта культурного наследия регионального значения (памятника) установить согласно Приложениям 1.1, 1.2.
3. Режим использования земельных участков в границах территории объекта культурного наследия регионального значения (памятника) установить согласно Приложению 2.
4. Предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения (памятника) определить согласно Приложению 3.
Я, Баталов Андрей Леонидович, в соответствии с законодательством Российской Федерации несу ответственность за достоверность и обоснованность сведений и выводов, изложенных в настоящем акте.
Список приложений
1. Схема границ территории объекта культурного наследия регионального значения (памятника) - Приложение 1.1.
2. Описание границ территории объекта культурного наследия регионального значения (памятника) - Приложение 1.2.
3. Режим использования земельных участков в границах территории объекта культурного наследия регионального значения (памятника) - Приложение 2.
4. Предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения (памятника) - Приложение 3.
Эксперт |
А.Л. Баталов |
Генеральный директор |
А.Д. Рогулин |
Приложение 1.1
к акту государственной
историко-культурной экспертизы
Схема
границ территории объекта культурного наследия регионального значения (памятника)
"Здание вокзала станции "Кунцево" Московско-Брестской железной дороги, 1899 г., архитектор И.И. Струков"
Адрес: Кунцево, Смоленское направление Московской железной дороги
Приложение 1.2
к акту государственной
историко-культурной экспертизы
Описание
границ территории объекта культурного наследия регионального значения (памятника)
"Здание вокзала станции "Кунцево" Московско-Брестской железной дороги, 1899 г., архитектор И.И. Струков"
Адрес: Кунцево, Смоленское направление Московской железной дороги
Граница территории объекта культурного наследия регионального значения (памятника) проходит на восток вдоль линии железнодорожного полотна (литеры А-Б), далее идет на юг (литеры Б-В), затем проходит на восток (литеры В-Г), далее поворачивает и идет на юг (литеры Г-Д), затем следует на запад вдоль улицы Красных Зорь (литеры Д-Е), далее идет на север (литеры Е-А).
Координаты характерных точек в местной системе координат (МСК) | |
X |
Y |
-3123.38 |
6646.84 |
-3110.64 |
6647.16 |
-3058.12 |
6650.41 |
-3057.91 |
6647.06 |
-3055.05 |
6640.33 |
-3049.53 |
6640.78 |
-3050.57 |
6617.83 |
-3104.98 |
6612.40 |
-3107.39 |
6611.37 |
-3118.96 |
6611.10 |
-3120.70 |
6613.94 |
-3122.49 |
6631.06 |
-3123.38 |
6646.84 |
Приложение 2
к акту государственной
историко-культурной экспертизы
Режим использования земельных участков в границах территории объекта культурного наследия регионального значения (памятника)
"Здание вокзала станции "Кунцево" Московско-Брестской железной дороги, 1899 г., архитектор И.И. Струков"
Адрес: Кунцево, Смоленское направление Московской железной дороги
- запрещение капитального строительства, искажения традиционных характеристик эволюционно сложившейся композиции застройки исторического владения, изменения характеристик природного ландшафта, композиционно связанного с объектом культурного наследия;
- реставрация объектов культурного наследия, обеспечение неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта (предметом охраны), устранение диссонирующих объектов, озеленение и благоустройство территории в соответствии с согласованным в установленном порядке проектом реставрации и приспособления; обеспечение доступности объектов культурного наследия в целях их экспонирования, обеспечение сохранения традиционного визуального восприятия объекта культурного наследия с основных видовых точек и смотровых площадок; обеспечение мер сохранности объекта культурного наследия, его пожарной безопасности, защиты от динамических воздействий;
- реконструкция инженерных сетей и дорог, не нарушающая целостность объектов культурного наследия и не создающая угрозы их повреждения, разрушения или уничтожения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Департамента культурного наследия г. Москвы от 5 декабря 2012 г. N 1075 "О согласии с заключением (актом) государственной историко-культурной экспертизы"
Текст распоряжения официально опубликован не был