Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 20 июня 2013 г. N 03-01-11/23337
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и по поставленным в этом обращении вопросам применения части первой и второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сообщает следующее.
1. О начислении пеней в случае просрочки исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога, а также об уплате налогоплательщику процентов в случае нарушения срока возврата суммы излишне уплаченного налога.
Возражая против позиции автора рассматриваемого обращения о наличии несоответствий положений статей 75 и 78 Кодекса (о начислении пеней и об уплате процентов в случае нарушения срока возврата суммы излишне уплаченного налога) статьям 8 (часть 2) и 35 (часть 2) Конституции Российской Федерации, представляется необходимым отметить, что Конституцией Российской Федерации закрепляются не только признание и защита в Российской Федерации равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, но также и обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Основываясь на признании всеобщности и равенства налогообложения, законодательством о налогах и сборах предусматривается обязанность налогоплательщиков уплачивать налоги в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
Одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов является взимание пеней (за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога).
Вопрос о конституционности взыскания пеней в случаях уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными сроки неоднократно был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации, которым на основе анализа статьи 75 и других положений Кодекса было указано, что по смыслу статьи 57 Конституции Российской Федерации налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определённый налог, установленный законом, а неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по указанному налогу, полным возмещением ущерба, понесённого государством в результате несвоевременной уплаты налога. Поэтому к сумме собственно не внесённого в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платёж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок. Таким образом, взыскание пеней с налогоплательщика, который не уплатил налог в установленный срок, обусловлено природой налога как обязательного платежа и не противоречит Конституции Российской Федерации.
По своей природе пеня относится к мерам государственного принуждения правовосстановительного характера, направленным на понуждение налогоплательщиков к исполнению их конституционной обязанности по уплате законно установленных налогов.
Обязанность налогоплательщиков платить законно установленные налоги имеет особый публично-правовой характер, а её реализация предполагает субординацию, властное подчинение одной стороны другой; налогоплательщики не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определённых денежных сумм подлежит взносу в казну, и обязаны регулярно перечислять суммы налогов в пользу государства.
Государство, следуя необходимости своевременного и в полном объёме взимания законно установленных налогов как условия надлежащего финансового обеспечения конституционных функций публичной власти и реализуя свой фискальный суверенитет, вправе и обязано использовать эффективные инструменты (включая пени) и механизмы, обеспечивающие надлежащее выполнение налогоплательщиками возложенных на них обязанностей и защиту публичных интересов в случаях неуплаты или несвоевременной уплаты налогов.
Поскольку налогоплательщики должны правильно и своевременно уплачивать налоги, отсутствует обязанность налогоплательщиков уплачивать излишние суммы налогов, представляется необоснованным увеличение процентной ставки (равной в настоящее время ставке рефинансирования Банка России), по которой начисляются в соответствии со статьёй 78 Кодекса проценты на суммы излишне уплаченных налогов.
2. Об уточнении платежей и перерасчёте пеней.
Общие правила об исполнении обязанности налогоплательщиков по уплате налогов установлены статьёй 45 Кодекса.
Согласно пункту 7 статьи 45 Кодекса поручения на перечисление налогов в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства должны заполняться налогоплательщиками в соответствии с установленными правилами заполнения таких поручений.
В силу подпункта 4 пункта 4 указанной статьи обязанность по уплате налога не признается исполненной в случае неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счёта Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счёт Федерального казначейства.
В случае, когда сумма налога перечислена в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счёт Федерального казначейства, при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учёта заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счёт Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.
В указанном случае на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки расчётов по налогам, сборам, пеням и штрафам, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган согласно пункту 7 статьи 45 Кодекса принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счёт Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчёт пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счёт Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.
Кроме того, с 2008 года урегулирован механизм межбюджетных зачетов.
3. Об установлении нового вида налоговых проверок - оперативной проверки.
Предложения об установлении нового вида налоговых проверок - оперативной проверки в Минфине России неоднократно рассматривались и не были поддержаны.
Использование действующих инструментов, налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля достаточно для контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
4. Обложения налогом на доходы физических лиц доходов в натуральной форме, связанных с оплатой проезда к месту работы и обратно.
Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
Глава 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекс не содержит положений, предусматривающих различный порядок налогообложения тех или иных доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме, связанных с оплатой проезда к месту работы и обратно сотрудников организации, в зависимости от организационно-правовой формы работодателя.
Заместитель Директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.