Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Коммед Кардио" (далее - Заявитель) на действия Департамента архитектуры и строительства Томской области (далее - Заказчик), Департамента государственного заказа Томской области (далее - Уполномоченный орган), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом открытого конкурса на право заключения государственного контракта "на поставку комплекса радиологического медицинского оборудования с оказанием услуг по монтажу и наладке (вводу в эксплуатацию), инструктажу медицинского персонала и гарантийному обслуживанию" (номер извещения 0165200003313001088) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Неправомерно объединены в один предмет торгов (один лот) поставка различного по функциональным и техническим характеристикам медицинского оборудования, а именно: систему радиотерапевтическую медицинскую и гамма-терапевтический аппарат, что ограничивает количество участников размещения заказов.
2. Ограничение количества участников размещения заказа путем включения в Конкурсную документацию требований, которым в совокупности соответствует только один производитель.
3. В Конкурсной документации неправомерно установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе копий: лицензии на техническое обслуживание медицинской техники; лицензии на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) с правом оказания услуг по их размещению; лицензии на право обращения с радиоактивными веществами при их транспортировании; лицензии на право эксплуатации радиационных источников (комплексов, в которых содержатся радиоактивные вещества) в части выполнения работ и предоставления услуг эксплуатирующим организациям.
4. В Конкурсной документации указаны заведомо невыполнимые сроки (периоды поставки товаров, оказания услуг), которые ограничивают количество участников размещения заказа.
5. В Конкурсной документации необъективно указаны наиболее важные для оценки заявок подкритерии по критерию "Функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара".
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 01.10.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 245 000 000 рублей;
3) на участие в Конкурсе подано 2 (две) заявки от участников размещения заказа;
4) дата рассмотрения заявок на участие в Конкурсе - 13.11.2013.
1. В соответствии с частью 2.1 статьи 10 Закона о размещении заказов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг.
При этом Закон о размещении заказов не содержит норм, регулирующих порядок формирования Заказчиком предмета торгов (лота).
Техническое задание Конкурсной документации содержит требования к поставке "Комплекса радиологического медицинского оборудования", позволяющего проводить весь комплекс лечебных процедур, связанных с диагностикой и лучевой терапией, а именно: "Системы радиотерапевтической медицинской"; "Информационно-административной системы"; "Системы трехмерного планирования"; "Анализатора дозного поля с принадлежностями"; "Устройств фиксирующих для мобилизации пациента"; "Аппарата гамма-терапевтического для дистанционного облучения с источником Со-60"; "Аппарата гамма-терапевтического для контактного облучения с источником Со-60"; "Рентгенотерапевтического аппарата"; "Установки передвижной рентгенодиагностической".
В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что закупаемое оборудование представляет собой единый связанный комплекс, в котором осуществляется обмен и обработка получаемой информации. Информационная система обязана в этом случае быть единой и тесно связанной со всеми аппаратами. Отделение лучевой терапии должно функционировать как единая технологическая цепочка, которая представляет собой последовательный процесс прохождения пациента от диагностики к непосредственному лучевому лечению: после диагностических исследований и топометрии данные передаются в систему планирования для выбора оптимального режима облучения; после подтверждения правильности выбранного плана, данные передаются на аппарат для облучения по выбранным методикам, и происходит облучение по заданной программа. Неотъемлемой частью технологической цепочки является обеспечение качества процесса облучения, в который входит снятие дозиметрических измерений и подготовка пациента перед сеансом облучения. Соответственно необходима поставка совместимого оборудования с целью создания цельной функционирующей системы в процессе эксплуатации данного комплекса, установленного в одном лечебном учреждении.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлены доказательства того, что объединение в один лот указанного оборудования ограничивает количество участников размещения заказа.
Исходя из вышеизложенного довод Заявителя о неправомерном объединении в один предмет торгов (один лот) поставки различного по функциональным и техническим характеристикам медицинского оборудования, а именно: системы радиотерапевтической медицинской и гамма-терапевтического аппарата, что ограничивает количество участников размещения заказов, не нашел своего подтверждения.
2. По мнению Заявителя, в технической части Конкурсной документации установлены требования к "Аппарату гамма-терапевтическому для контактного облучения с источником Со-60", которым соответствует один аппарат - MultiSource производителя IBt Bebig, являющегося единственным в мире производителем, использующим источник Со-60, в то время как другие производители аналогичных аппаратов используют источник Иридий-192.
На заседании Комиссии представители Заказчика представили документы и сведения, подтверждающие, что в совокупности всех установленных в техническом задании Конкурсной документации требований к "Аппарату гамма-терапевтическому для контактного облучения с источником Со-60", соответствует оборудование MultiSource производителя IBt Bebig, Flexitron производителя Nucletron, а также Российский АГАТ-ВТ производителя НИИ технической физики и автоматизации.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлены доказательства того, что требованиям к "Аппарату гамма-терапевтическому для контактного облучения с источником Со-60" соответствует один аппарат - MultiSource производителя IBt Bebig, единственного производителя, использующего источник Со-60.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов установлено требование к участникам размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов - соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
Согласно пункту 2.2 "Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товаров, оказание услуг, являющихся предметом конкурса, установленные в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона" Конкурсной документации "Участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся предметом настоящего конкурса, а именно: наличие действующей лицензии на техническое обслуживание медицинской техники; наличие действующей лицензии на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) с правом оказания услуг по их размещению; наличие действующей лицензии на право обращения с радиоактивными веществами при их транспортировании; наличие действующей лицензии на право эксплуатации радиационных источников (комплексов, в которых содержатся радиоактивные вещества) в части выполнения работ и предоставления услуг эксплуатирующим организациям.
Требование установлено в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральным законом от 21.11.1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", Постановлением Правительства РФ от 29.03.2013г. N 280 "О лицензировании деятельности в области использования атомной энергии".
Участник размещения заказа для транспортирования радиоактивных веществ, вправе привлечь за свой счет сторонние организации, имеющие действующую лицензию на право обращения с радиоактивными веществами при их транспортировании".
Частью 17 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) установлено, что деятельность по производству и техническому обслуживанию медицинской техники является лицензируемым видом деятельности.
Вместе с тем, частью 39 статьи 12 Закона о лицензировании установлено, что в том случае, если источники ионизирующего излучения используются в медицинской деятельности, их использование не регулируется указанным законом.
Указанная деятельность регулируется Федеральным законом от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии".
В соответствии с разделом 5 "Обеспечение безопасности при вводе в эксплуатацию и эксплуатации радиационных источников" Федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников" НП-038-11, утвержденных приказом Ростехнадзора от 05.03.2011 N 104 "Об утверждении и введении в действие федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников", пусконаладочные работы, проверки и испытания систем, при вводе аппарата, содержащего радиационный источник, в эксплуатацию, должны проводиться персоналом организации, эксплуатирующей радиационный источник, в том числе аппарат, содержащий радиационный источник, имеющим соответствующую квалификацию и в установленном порядке допущенным к проведению таких работ, или с привлечением персонала специализированных организаций, имеющих разрешения (лицензии) на выполнение соответствующих видов работ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 278 "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности)") лицензирование деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Указанная лицензия включает право на размещение источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Таким образом, выполнение работ по техническому обслуживанию медицинской техники, по вводу в эксплуатацию и работ по эксплуатации медицинской техники, с радиоактивными источниками без соответствующей лицензии является нарушением требований Закона о лицензировании.
Согласно части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов кроме указанных в частях 1 - 3 статьи 11 Закона о размещении заказов требований и установленных в соответствии со статьей 55.3 Закона о размещении заказов требований, Правительство Российской Федерации, заказчик, уполномоченный орган не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
В соответствии с пунктом 6.2.1.7 части 6.2 "Содержание и состав заявки на участие в конкурсе" Конкурсной документации заявка на участие в Конкурсе должна содержать, в том числе: "Копии документов, подтверждающих соответствие участника размещения заказа требованиям, установленным пунктом 2.2 настоящей инструкции: действующая лицензия на техническое обслуживание медицинской техники; действующая лицензия на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) с правом оказания услуг по их размещению; действующая лицензия на право обращения с радиоактивными веществами при их транспортировании*; действующая лицензия на право эксплуатации радиационных источников (комплексов, в которых содержатся радиоактивные вещества) в части выполнения работ и предоставления услуг эксплуатирующим организациям. (*Копия указанной лицензии предоставляется участником размещения заказа в составе заявки в случае самостоятельного транспортирования радиоактивных веществ без привлечения сторонних организаций)".
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией предметом контракта является "Поставка комплекса радиологического медицинского оборудования с оказанием услуг по монтажу и наладке (вводу в эксплуатацию), инструктажу медицинского персонала и гарантийному обслуживанию". Данное оборудование является источником ионизирующего излучения (радиационным источником).
Следовательно, поставка радиологического медицинского оборудования с оказанием услуг по монтажу и наладке (вводу в эксплуатацию), могут выполняться лицами, обладающими соответствующей лицензией.
Таким образом, установление в Конкурсной документации требования о предоставлении участником размещения заказа в составе заявки на участие в Конкурсе копий: лицензии на техническое обслуживание медицинской техники; лицензии на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) с правом оказания услуг по их размещению; лицензии на право обращения с радиоактивными веществами при их транспортировании; лицензии на право эксплуатации радиационных источников (комплексов, в которых содержатся радиоактивные вещества) в части выполнения работ и предоставления услуг эксплуатирующим организациям, не противоречит законодательству Российской Федерации о размещении заказов.
Довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. По мнению Заявителя в Конкурсной документации указаны заведомо невыполнимые сроки (периоды поставки товаров, оказания услуг), а именно: минимальный срок - 7 календарных дней с даты заключения контракта; максимальный срок - 10 календарных дней с даты заключения контракта, которые ограничивают количество участников размещения заказа.
Согласно пункту 8.4 "Сроки (периоды) поставки товаров, оказания услуг" Конкурсной документации "срок поставки товара (за исключением источников радиоактивного излучения Со-60) составляет: минимальный срок - 7 календарных дней с даты заключения контракта; максимальный срок - 10 календарных дней с даты заключения контракта. Поставка источников радиоактивного излучения Со-60 производится не позднее 20.06.2014. Монтаж, наладка (ввод в эксплуатацию) товара и инструктаж медицинского персонала получателя осуществляется не позднее 3 месяцев после направления заказчиком уведомления о готовности помещения".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в Конкурсной документации установлен срок поставки товара от 7 до 10 дней исходя из условий финансирования, которое осуществляется в рамках федеральной программы улучшения оказания онкологической помощи населению России в 2013 году, то есть оплата оборудования, закупленного в рамках данной программы должна быть в обязательном порядке осуществлена в текущем году. При этом срок поставки товара не включает в себя срок монтажа оборудования, на монтаж оборудования предусмотрен трехмесячный срок после поставки товара.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлены доказательства, свидетельствующие о невозможности поставить товар в течение срока, установленного в Конкурсной документации, а именно: минимальный срок - 7 календарных дней с даты заключения контракта; максимальный срок - 10 календарных дней с даты заключения контракта.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. По мнению Заявителя, в Конкурсной документации необъективно указаны наиболее важные для оценки заявок подкритерии по критерию "Функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара", а именно, предпочтительными указаны параметры, не имеющие клинически важных значений: Количество лепестков МЛК; высота изоцентра; Расстояние от изоцентра до головки; Равнозначность лепестков между собой по ширине.
В соответствии с пунктами 14, 15 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с частью 4 статьи 28 Закона о размещении заказов, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе.
Согласно части 7 статьи 28 Закона о размещении заказов порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством Российской Федерации. При установлении порядка оценки заявок на участие в конкурсе Правительством Российской Федерации предусматриваются виды критериев из указанных в части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов, их содержание и значимость таких критериев в зависимости от видов товаров, работ, услуг.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что подкритерии по критерию "Функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара", а именно: Количество лепестков МЛК; высота изоцентра; Расстояние от изоцентра до головки; Равнозначность лепестков между собой по ширине, установлены в соответствии с потребностями Заказчика и имеют принципиальное значение.
Вместе с тем, содержание критерия "Функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара", включающее в себя перечень функциональных характеристик (потребительских свойств) или качественных характеристик товара либо одну функциональную характеристику (потребительское свойство) или качественную характеристику товара, определяется в Конкурсной документации в отношении товара, являющегося предметом Конкурса самостоятельно Заказчиком.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "Коммед Кардио" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 8 ноября 2013 г. N К-1969/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов"
Текст решения официально опубликован не был