Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" (далее - Заявитель) на действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Российский онкологический научный центр имени Н.Н. Блохина" Российской академии медицинских наук (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на строительство НИИ Детской онкологии и гематологии РОНЦ им. Н.Н. Блохина РАМН по адресу: г. Москва, Каширское шоссе, дом 24 (Завершение строительства корпуса "А" с переходом и хранилищем радиоактивных отходов) (номер извещения 0373100094313000498) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно объединены в один лот работы по строительству и поставка немонтируемого оборудования.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 12.11.2013 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы Заявителя рассмотрение жалобы Заявителя перенесено на 13.11.2013.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 29.10.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 4 589 243 730 рублей;
3) дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе - 03.12.2013.
1. В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация не должна содержать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
На заседании Комиссии установлено, что предметом торгов является выполнение работ по завершению строительства объекта капитального строительства.
При осуществлении строительства объекта "под ключ" заказчик вправе предусмотреть в документации о торгах необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
Вместе с тем, приложение 1 к техническому заданию Конкурсной документации содержит перечень медицинского оборудования, в том числе, немонтируемого, например: облучатель бактерицидный, стерилизатор воздушный, койка передвижная, светильник смотровой, дозатор для моющего средства, стол лабораторный, шкаф двухдверный на ножках и пр.
На заседании Комиссии установлено, что указанное медицинское оборудование является немонтируемым оборудованием различного назначения и технологически и функционально не связано с объектом строительства.
Таким образом, объединение в один предмет торгов работ по завершению строительства объекта капитального строительства и поставки и монтажа оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства, влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа, что является нарушением требований части 3 статьи 22 Закона о размещении заказов.
2. Согласно части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в конкурсной документации указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
Частью 4 статьи 19.1 Закона о размещении заказов установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать порядки формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды товаров, работ, услуг для целей включения таких цен в конкурсную документацию, в том числе устанавливать закрытый перечень источников информации о ценах товаров, работ, услуг.
Правила формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования (далее - Правила) установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 N 881.
Согласно пункту 2 Правил указанные Правила применяются заказчиками, уполномоченными органами при формировании начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на поставку медицинского оборудования в соответствии с кодами Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93) 3311225, 3311231 - 3311233, 3311239, 3311241, 3311242, 3311262, 3311265, 3311266, 3311268, 3311269, 3592201, 3592202.
В соответствии с пунктом 6 Правил выбор разных производителей взаимозаменяемого медицинского оборудования осуществляется заказчиком, уполномоченным органом из числа производящих медицинское оборудование, удовлетворяющее потребностям заказчика, в том числе с использованием базы данных зарегистрированных изделий медицинского назначения, размещаемой на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Заказчик, уполномоченный орган выбирают не менее 5 производителей либо всех имеющихся производителей, если их количество менее 5, сведения о которых содержатся в базе данных зарегистрированных изделий медицинского назначения.
Согласно пункту 7 Правил на основе сформированного перечня производителей заказчик, уполномоченный орган одновременно направляют производителям посредством одинаковых средств связи (почтовой и (или) электронной связи) одинаковые по содержанию запросы о цене на медицинское оборудование, удовлетворяющее потребностям заказчика.
Согласно сметной документации в предмет контракта включена, в том числе поставка медицинского оборудования, обоснование начальной (максимальной) цены которого должно осуществляться в соответствии с Правилами. Так, например, согласно пункту 316 локального сметного расчета на оборудование N 25 в предмет контракта включена поставка "рентгенодиагностического аппарата типа "С-дуга", который относим к коду 3311232 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг "Аппараты рентгеновские медицинские диагностические", который включен в Перечень.
При этом Конкурсная документация не содержит информацию о запросах о цене на медицинское оборудование, удовлетворяющее потребностям заказчика, а также о соответствующих коммерческих предложениях.
При этом на заседание Комиссии Заказчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что обоснование начальной (максимальной) цены осуществлено в соответствии с Правилами.
Таким образом, положение документации об Аукционе в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта сформировано с нарушением части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов.
3. Согласно части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта может быть в том числе качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг.
Порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством Российской Федерации. При установлении порядка оценки заявок на участие в конкурсе Правительством Российской Федерации предусматриваются виды критериев из указанных в части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов, их содержание и значимость таких критериев в зависимости от видов товаров, работ, услуг.
Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 722 (далее - Порядок).
Согласно пункту 28 Порядка для определения рейтинга заявки по критерию "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" в конкурсной документации устанавливаются:
а) предмет оценки и исчерпывающий перечень показателей по данному критерию;
б) максимальное значение в баллах для каждого показателя указанного критерия - в случае применения нескольких показателей. При этом сумма максимальных значений всех установленных показателей составляет 100 баллов.
Согласно пункту 32 Порядка при оценке заявок по критерию "качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг" наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим предложением по качеству работ, услуг и (или) квалификации участника конкурса, а в случае если результатом выполнения работ (оказания услуг) является создание товара - лучшему предложению по функциональным характеристикам (потребительским свойствам) или качественным характеристикам создаваемого товара.
В Приложении N 1 к информационной карте Конкурсной документации содержится порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе, согласно которому для оценки заявок по критерию "Квалификация участника" оценивается по показателям: "опыт выполнения работ, оказания услуг (период - последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе)", "наличие производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых ресурсов", "квалификация работников участника конкурса", "общая стоимость всех выполненных участником размещения заказа (с учетом правопреемственности) работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, отнесенных в соответствии со статьей 48.1. Градостроительного кодекса Российской Федерации, к особо опасным объектам".
В ходе проведения внеплановой проверки установлено, что в Конкурсной документации не установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе надлежащим образом.
Согласно Конкурсной документации по показателю "опыт выполнения работ, оказания услуг (период - последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе)" критерия "Квалификация участника" будут оцениваться представленные данные, подтвержденные документами (заверенные копии договоров (контрактов) с предметом, аналогичным предмету торгов, акты выполненных работ, и т.д.). Вместе с тем, Заказчиком не установлено содержание понятия "аналогичные", а именно: в Конкурсной документации не установлены критерии отнесения работ к аналогичным предмету размещаемого заказа.
Кроме того, в Конкурсной документации не установлено, каким образом, в том числе, какими документами должны быть подтверждены сведения об общей стоимости всех выполненных участником размещения заказа (с учетом правопреемственности) работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, а также наличие какого оборудования, производственных мощностей будет оцениваться при осуществлении оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе. Также, из положений Конкурсной документации невозможно установить, квалификацией в какой области должны обладать работники участника размещения заказа, а также необходимо ли представить в составе заявки все документы, подтверждающие такую квалификацию, указанные в Конкурсной документации (свидетельства о повышении квалификации, дипломы, паспорта, и т.д.) или представить некоторые виды документов по выбору участника размещения заказа.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации порядок оценки и сопоставление заявок на участие в Конкурсе, нарушают часть 4 статьи 28 Закона о размещении заказов.
Указанные в пунктах 1, 2, 3 настоящего решения нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу Общероссийской общественной организации содействия защите прав граждан и безопасности общества "Безопасное Отечество" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 19.1, части 3 статьи 22, части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела от 13.11.2013 N К-1995/13 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 13 ноября 2013 г. N К-1995/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов"
Текст решения официально опубликован не был