Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Проектно-Строительная компания "Альфа" (далее - Заявитель) на действия Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении ЗАО "ММВБ - Информационные Технологии" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования федерального значения (номер извещения 0372100041513000186) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком неправомерно установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения контракта только победителем Аукциона или участником Аукциона, с которым заключается контракт в случае уклонения победителя Аукциона от заключения контракта, и не установлена обязанность предоставления обеспечения контракта участнику размещения заказа в случае, если он единственный допущенный к участию в Аукционе или только он принял участие в Аукционе.
2. В нарушение Закона о размещении заказов Заказчиком установлена возможность предоставления обеспечения исполнения контракта в форме договора поручительства.
3. В нарушение Закона о размещении заказов документация об Аукционе не содержит срока выплаты промежуточных платежей и порядка сроков выплаты итогового платежа.
4. Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе неправомерно установлена возможность изменения сроков выполнения работ.
5. Подпункт 3 пункта 1.7.2 документации об Аукционе в нарушение Закона о размещении заказов не содержит перечень документов, который необходимо представить участнику размещения заказа в заявке на участие в Аукционе.
6. Заказчиком неправомерно в приложении N 1.1 к документации об Аукционе (далее - Техническое задание) в ряде показателей, содержащихся в столбце "варианты значений" указан только один вариант значения. Также в техническом задании не определены потребности заказчика по показателю "Зерновой состав. Полный остаток на сите с размером отверстий 70 (80) мм" товара "Щебеночно-песчаная смесь С-5", по показателю "Предел прочности при сжатии при температуре 50°C, 20°C, 0°C" товара "Асфальтобетон плотный мелкозернистый типа А марки I".
7. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование об обязательном согласовании с Заказчиком субподрядчиков, привлекаемых к выполнению работ по контракту.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru 15.10.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта 1 412 018 720 рублей;
3) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника размещения заказа;
4) в соответствии с частью 22 статьи 41.8 закона о размещении заказов Аукцион признан несостоявшимся;
5) вторая часть заявки на участие в Аукционе единственного участника Аукциона признана соответствующей требованиям документации об Аукционе.
1. Согласно части 9 статьи 41.12 Закона о размещении заказов в случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, контракт заключается только после предоставления участником открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, безотзывной банковской гарантии, выданной банком или иной кредитной организацией, или передачи заказчику в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита), в размере обеспечения исполнения контракта, установленном документацией об открытом аукционе в электронной форме. Способ обеспечения исполнения контракта из указанных в настоящей части способов определяется таким участником открытого аукциона в электронной форме самостоятельно. Если участником открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт, является бюджетное учреждение и заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, предоставление обеспечения исполнения контракта не требуется.
Пунктом 11.1 документации об Аукционе установлено, что государственный контракт заключается только после предоставления победителем открытого аукциона в электронной форме или участником открытого аукциона в электронной форме, с которым заключается контракт в случае уклонения победителя открытого аукциона от заключения контракта, обеспечения исполнения контракта.
Согласно пункту 11.2 документации об Аукционе обеспечение исполнения контракта составляет 141 201 872 рублей.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что при заключении контракта Заказчик руководствуется положениями Закона о размещении заказов, в том числе частью 9 статьи 41.12 Закона о размещении заказов, следовательно необходимость предоставления обеспечения контракта установлена для участника Аукциона, с которым заключается контракт, вне зависимости, является он единственным допущенным к участию в Аукционе или только он принял участие в Аукционе, за исключением, если участником Аукциона, с которым заключается контракт, является бюджетное учреждение.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком неправомерно установлена обязанность предоставления обеспечения исполнения контракта только победителем Аукциона или участником Аукциона, с которым заключается контракт в случае уклонения победителя Аукциона от заключения контракта, и не установлена обязанность предоставления обеспечения контракта участнику размещения заказа в случае, если он единственный допущенный к участию в Аукционе или только он принял участие в Аукционе, не нашел своего подтверждения.
2. Пунктами 8.31, 11.5 проекта контракта документации об Аукционе установлена возможность предоставления обеспечения исполнения контракта в форме договора поручительства.
Частью 9 статьи 41.12 Закона о размещении заказов не предусмотрена возможность предоставления участником размещения заказа обеспечения исполнения контракта в форме договора поручительства.
Следовательно, действия Заказчика, установившего в проекте государственного контракта возможность предоставления участником размещения заказа обеспечения исполнения контракта в форме договора поручительства, нарушают часть 9 статьи 41.12 Закона о размещении заказов.
3. В соответствии с частью 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать сведения о форме, сроках и порядке оплаты работ.
Согласно пункта 4.2 проекта контракта документации об Аукционе "оплата выполненных работ по настоящему Контракту производится ежемесячно (промежуточный платеж), после выполнения Подрядчиком работ в соответствии с Календарным графиком производства подрядных работ (Приложение N 1 к Контракту), путем перечисления на расчетный счет Подрядчика средств федерального бюджета. Оплата работ производится на основании подписанных Сторонами актов о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, счета и счета-фактуры".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что оплата выполненных работ производится на основании подписанных сторонами актов о приемке выполненных работ и справок о стоимости выполненных работ и затрат, счета и счета-фактуры ежемесячно до конца календарного месяца.
Таким образом, довод Заявителя о том, что документация об Аукционе не содержит срока выплаты промежуточных платежей и порядка сроков выплаты итогового платежа, не нашел своего подтверждения.
4. Согласно статье 767 Гражданского кодекса Российской Федерации при уменьшении соответствующими государственными органами или органами местного самоуправления в установленном порядке средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Подрядчик вправе требовать от государственного или муниципального заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков выполнения работ.
Частью 2 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что указанные в договоре подряда начальный, конечный и промежуточные сроки выполнения работы могут быть изменены в случаях и в порядке, предусмотренных договором.
Пунктом 5.2 проекта контракта документации об Аукционе установлено, что объем работ по Контракту должен быть исполнен в соответствии с Календарным графиком производства работ и в пределах годовых лимитов бюджетных обязательств. Подрядчик по письменному согласованию с Заказчиком вправе начать и завершить работы (этапы работ) ранее сроков, предусмотренных настоящим Контрактом.
Учитывая изложенное, довод Заявителя о том, что Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе неправомерно установлена возможность изменения сроков выполнения работ, не нашел своего подтверждения.
5. Согласно подпункту 3 пункта 1.7.2 документации об Аукционе вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе копии документов, подтверждающих соответствие выполняемых работ требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к таким работам. При этом документация об Аукционе не содержит конкретного перечня документов, который необходимо представить участнику размещения заказа в заявке на участие в Аукционе.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что Заказчиком не установлены требования к участникам размещения заказа о необходимости подтверждения соответствия выполняемых работ требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, следовательно, необходимость предоставления участником размещения заказа документов, подтверждающих вышеуказанное соответствие, в составе второй части заявки на участие в Аукционе отсутствует.
Таким образом, довод Заявителя о том, что подпункт 3 пункта 1.7.2 документации об Аукционе в нарушение Закона о размещении заказов не содержит перечень документов, который необходимо представить участнику размещения заказа в заявке на участие в Аукционе, не нашел своего подтверждения.
6. В соответствии с частью 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Согласно пункту 1.10 документации об Аукционе в Техническом задании установлены, в том числе показатели, для которых указаны варианты значений, по которым участник размещения заказа выбирает конкретное значение для показателей, в отношении которых представлены варианты значений.
На заседании Комиссии установлено, что для показателя "Марка щебня по истираемости" товаров "Щебень фракции 10-20 мм", "Щебень фракции 5-10 мм", "Щебень фракции 20-40 мм", показателей "Требуемый тип порошка", "Содержание зерен размером мельче 1,25 мм" товара "Минеральный порошок", показателя "Марка по водостойкости щебня" товара "Щебеночно-песчаная смесь С-5", показателя "Сцепление с минеральной частью" товаров "Асфальтобетон плотный мелкозернистый типа А марки I", "Асфальтобетон крупнозернистый пористый I марки" в столбце "варианты значений" установлен один вариант значения.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что для вышеуказанных показателей участнику размещения заказа необходимо выбрать одно установленное Заказчиком в соответствии с его потребностями значение показателя.
Для показателя "Зерновой состав. Полный остаток на сите с размером отверстий 70 (80) мм" товара "Щебеночно-песчаная смесь С-5" в Техническом задании Заказчиком не установлено значение показателя. На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что по указанному показателю участник размещения заказа вправе не указывать значение показателя, либо указать любое его значение.
На заседании Комиссии установлено, что в Техническом задании документации об Аукционе по показателю "Предел прочности при сжатии при температуре 50°C, 20°C" товара "Асфальтобетон плотный мелкозернистый типа А марки I" Заказчиком установлены только минимальные значения показателей, по показателю "Предел прочности при сжатии при температуре 0°C" товара "Асфальтобетон плотный мелкозернистый типа А марки I" Заказчиком установлено только максимальное значение показателя в соответствии с ГОСТ 9128-2009 "Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия".
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком неправомерно в Техническом задании в ряде показателей, содержащихся в столбце "варианты значений" указан только один вариант значения, также не определены потребности Заказчика по показателю "Зерновой состав. Полный остаток на сите с размером отверстий 70 (80) мм" товара "Щебеночно-песчаная смесь С-5", по показателю "Предел прочности при сжатии при температуре 50°C, 20°C, 0°C" товара "Асфальтобетон плотный мелкозернистый типа А марки I", не нашел своего подтверждения.
7. В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов кроме указанных в частях 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов требований заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Пунктом 8.15 проекта контракта документации об Аукционе установлено, что подрядчик принимает на себя обязательства предоставлять на согласование Заказчику все субподрядные организации с обязательным предоставлением лицензий на выполнение соответствующих работ.
Указанное требование не предусмотрено частями 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов и, следовательно, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе указанное требование, нарушают часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Нарушения, указанные в пунктах 2, 7 содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Проектно-Строительная компания "Альфа" обоснованной в части установления Заказчиком возможности предоставления обеспечения исполнения контракта в форме договора поручительства, требования об обязательном согласовании с Заказчиком субподрядчиков.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 4 статьи 11, части 9 статьи 41.12 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела от 14.11.2013 N К-2034/13 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 ноября 2013 г. N К-2034/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов"
Текст решения официально опубликован не был