Рекомендация Европейской Комиссии 2012/417/ЕС от 17 июля 2012 г.
о доступе к научной информации и ее сохранении*(1)
Комиссия Европейских Сообществ,
Руководствуясь Договором о функционировании Европейского Союза, и, в частности, Статьей 292 Договора,
Принимая во внимание, что:
(1) Сообщение Европейской Комиссии Европа 2020*(2) предлагает в качестве приоритетного направления развитие экономики, основанной на знаниях и инновациях.
(2) Цели, поставленные в стратегии Европа 2020, приведены более детально, в частности, в рамках флагманских инициатив "Цифровая повестка дня для Европы"*(3) и "Инновационный Союз"*(4). Среди действий, которые будут приниматься в рамках "Цифровой повестки дня", должно быть широкое распространение посредством открытого доступа к публикациям научной информации и документам, полученным при проведении исследований, финансируемых государством. Инициатива "Инновационный Союз" призывает Европейское научно-исследовательское пространство (ERA) установить основные принципы для содействия устранению препятствий на пути к мобильности и международному сотрудничеству. Указанная инициатива утверждает, что открытый доступ к публикациям и данным, полученным при проведении финансируемых государством исследований, должен быть повышен, а доступ к публикациям должен стать общим принципом для проектов, финансируемых в рамках исследовательских рамочных программ ЕС.
(3) Четырнадцатого февраля 2007 г. Европейская Комиссия приняла Сообщение о научной информации в цифровую эпоху: доступ, распространение и сохранение*(5), сопровождаемое рядом рабочих документов. Указанное сообщение содержало обзор состояния дел в Европе в отношении научных публикаций и сохранения результатов научных исследований, анализа соответствующих организационных, правовых, технических и финансовых вопросов.
(4) В ноябре 2007 г. на основании указанного Сообщения были приняты Заключения Совета ЕС по научной информации в цифровую эпоху: доступ, распространение и сохранение. В Заключениях Европейской Комиссии было предложено провести эксперимент по предоставлению открытого доступа к научным публикациям, являющимся результатом осуществления проектов, финансируемых в рамках исследовательских рамочных программ ЕС. Заключения содержали ряд действий для принятия государствами-членами ЕС. В ряде областей, рассматриваемых в Заключениях, был достигнут прогресс, однако не все задачи были выполнены, а прогресс был неравномерным в разных государствах-членах ЕС. ЕС необходимо принять меры для достижения наибольшего исследовательского потенциала Европы.
(5) Цель политики открытого доступа - предоставить читателям доступ к рецензируемым научным публикациям и научным данным бесплатно как можно раньше в процессе их распространения, а также сделать возможным использование и вторичное использование результатов научных исследований. Такая политика должна осуществляться с учетом проблемы интеллектуальной собственности.
(6) Политика открытого доступа к результатам научных исследований должна применяться ко всем исследованиям, финансируемым государством. Такая политика позволит улучшить условия для проведения исследований путем уменьшения дублирования усилий и минимизации времени на поиск информации и получение доступа к ней. Это позволит ускорить научный прогресс и облегчить сотрудничество в ЕС и за его пределами. Такая политика будет также отвечать запросам научного сообщества о более широком доступе к научной информации.
(7) Обеспечение взаимодействия представителей общественности в научно-исследовательском цикле улучшает качество, актуальность, приемлемость и устойчивость результатов инноваций путем интеграции общественных ожиданий, требований, интересов и ценностей. Открытый доступ - ключевая особенность политики государств-членов ЕС, ответственных исследований и инноваций, которая делает результаты исследований доступными для всех и стимулирует общественную активность.
(8) Предприятия также извлекут пользу от более широкого доступа к результатам научных исследований. В частности, наличие такого доступа позволит малым и средним предприятиям улучшить их способность к инновациям. Следовательно, в рамках политики в области доступа к научной информации также должен быть облегчен доступ к научной информации для частных компаний.
(9) Интернет принципиально изменил мир науки и исследований. Например, исследовательские сообщества уже экспериментируют с новыми способами регистрации, сертификации, распространения и сохранения научных публикаций. Политика в области исследований и финансирования должна быть адаптирована к указанным новым условиям. Следует рекомендовать государствам-членам ЕС адаптировать к новым условиям и развивать политику открытого доступа к научным публикациям.
(10) Открытый доступ к данным, полученным при проведении научных исследований, улучшает качество данных, снижает необходимость дублирования исследований, способствует ускорению научного прогресса и помогает в борьбе с научным мошенничеством. В своем заключительном отчете "Движение по волнам: каким образом Европа может получить пользу от увеличивающегося потока научных данных"*(6) в октябре 2010 г. Группа экспертов высокого уровня по научным данным подчеркнула критическую важность обмена и сохранения достоверных данных, полученных в ходе научного процесса. Поэтому необходимо безотлагательно ввести политику действий по доступу к данным и рекомендовать ее государствам-членам ЕС.
(11) Сохранение результатов научных исследований проводится в общественных интересах. Традиционно обязанности по сохранению возлагаются на библиотеки, особенно на национальные правовые библиотеки депонированных правовых документов. Объем полученных научно-исследовательских результатов чрезвычайно растет. Должны быть введены в действие механизмы, инфраструктура и программное обеспечение для обеспечения долгосрочного сохранения результатов научных исследований в цифровой форме. Решающее значение для сохранения научной информации имеет устойчивое финансирование, поскольку затраты для оцифрованного контента остаются сравнительно высокими. Учитывая важность сохранения для дальнейшего использования результатов научных исследований, государствам-членам ЕС должно быть рекомендовано установление или укрепление политики в этой области.
(12) Политика в этой области должна определяться государствами-членами ЕС на национальном или субнациональном уровнях в зависимости от конституционной системы и распределения полномочий по определению политики в области исследований.
(13) Единая электронная инфраструктура, лежащая в основе научной информационной системы, будет способствовать улучшению доступа к научной информации и ее долгосрочного сохранения. Этому могут способствовать совместные исследования. Согласно сообщению Европейской Комиссии "ИКТ-инфраструктуры для е-Науки"*(7) электронные инфраструктуры понимаются существующими в "среде, где исследовательские ресурсы (оборудование, программное обеспечение и контент) могут быть легко переданы и получены в случае необходимости, чтобы содействовать лучшему и более эффективному исследованию". Поэтому должно быть рекомендовано дальнейшее развитие таких инфраструктур и их объединение на Европейском уровне.
(14) Движение к открытому доступу к научной информации является всемирным стремлением, о чем свидетельствует "Пересмотренная стратегия о вкладе ЮНЕСКО в продвижение открытого доступа к научной информации и результатам исследований"*(8) и "Декларация OECD о доступе к научным данным, полученным при проведении исследований, финансируемых государством"*(9). Государства-члены ЕС должны принимать участие в этом глобальном стремлении и должны подавать пример путем укрепления открытой совместной исследовательской среды, основанной на принципе взаимодействия.
(15) Учитывая переходное состояние издательского сектора, заинтересованные стороны должны объединиться, чтобы сопровождать процесс перехода и искать устойчивое решение для научно-издательского процесса.
(16) Двенадцатого декабря 2011 г. Европейская Комиссия приняла пакет, состоящий из Сообщения об открытых данных, предложения для Директивы о внесении изменений в Директиву 2003/98/EC Европейского парламента и Совета ЕС от 17 ноября 2003 г. о вторичном использования информации публичного сектора*(10) и новых правил Европейской Комиссии по документам, которые он содержит. В данном пакете документов представлена стратегия Европейской Комиссии по объединению открытых данных в единую согласованную структуру, охватывающую деятельность, указанную в настоящей Рекомендации.
(17) Настоящая Рекомендация сопровождается Сообщением, в котором Европейская Комиссия определяет свою политику и видение открытого доступа к результатам исследований. В нем установлены действия, которые Европейская Комиссия будет предпринимать как орган, обеспечивающий финансирование научных исследований из бюджета Союза.
(18) Вместе с настоящей Рекомендацией и сопровождающим ее Сообщением Европейская Комиссия принимает Сообщение "Укрепленное партнерство Европейского научно-исследовательского пространства для совершенствования и роста", устанавливающее ключевые приоритеты для совершенствования Европейского научно-исследовательского пространства, одним из которых является достижение оптимальной циркуляции, доступа и передачи научных знаний,
настоящим рекомендует государствам - членам ЕС:
Открытый доступ к научным публикациям
1. Установить четкие правила распространения научной информации и предоставления открытого доступа к научным публикациям, являющимся результатом исследований, финансируемых государством. Эти правила должны предусматривать:
- конкретные цели и индикаторы для измерения прогресса;
- планы мероприятий, в том числе распределение обязанностей;
- соответствующее финансовое планирование.
Гарантировать, что в результате принятия этих правил:
- будет предоставлен открытый доступ к публикациям результатов исследований, финансируемых государством, настолько быстро, насколько это возможно, предпочтительно немедленно, но в любом случае не позднее чем через 6 месяцев после даты публикации и 12 месяцев для социальных и гуманитарных наук;
- системы лицензирования будут способствовать предоставлению открытого доступа к научным публикациям, являющимся результатом научных исследований, финансируемых государством в сбалансированном виде, в соответствии с действующим законодательством и без ущерба для действующего законодательства в области авторского права, а также будут способствовать сохранению исследователями своих авторских прав при предоставлении лицензии издателям;
- система академической карьеры будет поддерживать и вознаграждать исследователей, которые участвуют в культуре совместного использования результатов своих исследований, в частности, путем обеспечения открытого доступа к своим публикациям, а также путем разработки, поощрения и использования новых, альтернативных моделей, показателей и индикаторов оценки карьеры;
- будет улучшаться открытость информации, в частности, путем информирования общественности о заключении соглашений на поставку научной информации между государственными организациями или объединениями государственных организаций и издателей. Информирование должно включать соглашения, охватывающие так называемые "крупные сделки", т.е. комплекты подписки на печатные и электронные издания, предлагаемые по цене со скидкой;
- малые и средние предприятия, а также независимые исследователи будут иметь самые широкие и минимально затратные возможности доступа к научным публикациям результатов исследований, получивших государственное финансирование.
2. Гарантировать, что организации, финансирующие исследователей, ответственные за управление государственным финансированием исследователей и высшими учебными заведениями, получающими государственное финансирование, реализуют соответствующую политику путем:
- определения основных правил распространения научных публикаций и предоставления открытого доступа к ним; создания планов реализации указанных правил на уровне указанных учреждений, осуществляющих финансирование;
- осуществления необходимого финансирования, достаточного для распространения научной информации (в том числе для предоставления открытого доступа к ней), позволяющего использовать различные каналы, в том числе цифровые электронные инфраструктуры в соответствующих случаях, а также новые и экспериментальные методы научной коммуникации;
- регулирования рекрутинга исследователей и системы оценки их карьеры, а также системы оценки присуждения исследователям грантов на проведение исследований таким образом, чтобы поощрялись лица, участвующие в культуре совместного использования результатов своих исследований. Усовершенствованные системы должны учитывать результаты исследований, предоставляемые на основе открытого доступа, развивать, поощрять и использовать новые, альтернативные модели, показатели и индикаторы оценки карьеры исследователей;
- выдачи указаний исследователям о порядке выполнения правил открытого доступа, особенно по управлению их правами на интеллектуальную собственность для обеспечения открытого доступа к их публикациям;
- проведения совместных переговоров с издателями в целях получения наилучших возможных условий для доступа к публикациям, включая условия их использования и вторичного использования;
- обеспечения того, чтобы результаты исследований, получающих государственное финансирование, можно было легко идентифицировать посредством соответствующих технических средств, в том числе через метаданные, прикрепленные к электронным версиям научных результатов.
Открытый доступ к научным данным
3. Установить четкие правила распространения научных данных, являющихся результатом исследований, финансируемых государством, и предоставления открытого доступа к ним. Эти правила должны предусматривать:
- конкретные цели и индикаторы для измерения прогресса;
- планы мероприятий, в том числе распределение обязанностей (включая соответствующее лицензирование);
- соответствующее финансовое планирование.
Гарантировать, что в результате принятия этих правил:
- научные данные, являющиеся результатом исследований, финансируемых государством, станут публично доступными, доступными для использования и вторичного использования с помощью цифровых электронных инфраструктур. Будут должным образом учтены вопросы, возникающие, в частности, в отношении неприкосновенности частной жизни, коммерческой тайны, государственной безопасности, законных коммерческих интересов и прав интеллектуальной собственности. Любые данные, ноу-хау и/или информация независимо от их формы или характера, которые принадлежали частным лицам в совместном государственном/частном партнерстве до проведения исследований и были определены как таковые, не будут подпадать под такое обязательство;
- наборы данных станут легко идентифицируемыми и могут быть связаны с другими наборами данных и публикациями посредством соответствующих механизмов, а также с дополнительной информацией, позволяющей их правильно оценивать и использовать;
- учреждения, ответственные за управление организациями, осуществляющими государственное финансирование исследований и высшими учебными заведениями, финансируемыми государством, будут принимать участие в реализации государственной политики посредством введения в действие механизмов, разрешающих и поощряющих совместное использование данных, полученных при проведении исследований;
- будут поддерживаться и/или реализовываться дополнительные программы обучения по новым профессиональным профилям в области технологий обработки данных.
Сохранение и вторичное использование научной информации
4. Усилить сохранение научной информации посредством:
- определения и осуществления правил, включая правила распределения обязанностей по сохранению научной информации наряду с соответствующим финансовым планированием, в целях обеспечения курирования и долгосрочного сохранения результатов научных исследований (данных первичных исследований, а также всех других результатов, в том числе публикаций);
- обеспечения существования на местах эффективной системы хранения электронной научной информации, охватывающей изначально цифровые публикации и, в соответствующих случаях, связанные с ними наборы данных;
- сохранения программного обеспечения и оборудования, необходимого для чтения информации в будущем, или переноса информации на регулярной основе на новое программное обеспечение и оборудование;
- создания заинтересованным сторонам условий для предложения дополнительных услуг, основанных на вторичном использовании научной информации.
Электронные инфраструктуры
5. Осуществлять дальнейшее развитие электронных инфраструктур, лежащее в основе системы распространения научной информации, посредством:
- поддержки инфраструктуры научных данных для распространения знаний, научно-исследовательских учреждений и организаций, финансирующих проведение исследований, осуществляемой на всех этапах жизненного цикла данных. Эти этапы должны включать получение данных, их хранение, формирование метаданных, источник данных, постоянные идентификаторы, авторизацию, идентификацию и обеспечение целостности данных. Необходимо разработать подходы для обеспечения общего стиля для раскрытия данных в различных дисциплинах, сокращая, таким образом, траекторию обучения, необходимого для достижения производительности;
- поддержки развития и обучения нового поколения экспертов в области науки о вычислениях, требующих переработки больших объемов данных и информации, в том числе специалистов по данным, техников и администраторов баз данных;
- усиления и объединения существующих ресурсов для достижения экономической эффективности и внедрения инноваций в области инструментария для анализа, визуализации, поддержки принятия решений, моделей и инструментов моделирования, симуляции, новых алгоритмов и научно-исследовательского программного обеспечения;
- укрепления инфраструктуры для доступа к научной информации и ее сохранения на национальном уровне, а также выделения необходимых средств;
- обеспечения качества и стабильности инфраструктуры, в том числе путем использования механизмов сертификации репозиториев;
- обеспечения взаимодействия между электронными инфраструктурами на национальном и глобальном уровнях.
6. Обеспечить синергию между национальными электронными инфраструктурами на европейском и мировом уровнях посредством:
- содействия функциональной совместимости электронных инфраструктур, в частности, совместимости способов адресации обмена научными данными, с учетом опыта существующих проектов, инфраструктур и программного обеспечения, разработанного на европейском и мировом уровнях;
- поддержки транснациональных совместных усилий, способствующих внедрению и развитию инфраструктуры информационных и коммуникационных технологий в области высшего образования и исследований.
Многосторонний диалог на национальном, европейском и международном уровне
7. Принимать участие в многосторонних диалогах о способах стимулирования открытого доступа к научной информации и ее сохранения, проводимых на национальном, европейском и/или международном уровнях. Участники этих диалогов должны, в частности, рассматривать:
- способы организации связи публикаций с базовыми данными;
- пути совершенствования доступа к научной информации и осуществления контроля над расходами, например, посредством проведения совместных переговоров с издателями;
- новые индикаторы исследований и библиометрию, охватывающую научные публикации, наборы данных и другие виды продукции научно-исследовательских учреждений, а также индивидуальные работы исследователей;
- новые системы и схемы поощрений;
- продвижение принципов открытого доступа к научной информации и осуществление их на международном уровне, особенно в контексте инициатив двустороннего, многостороннего и международного сотрудничества.
Структурная координация государств-членов ЕС на уровне ЕС и последующие Рекомендации
8. Обозначить конец года государственной контрольной точкой, задачей которой будет:
- координация мер, перечисленных в настоящей Рекомендации;
- действие в качестве посредника с Европейской Комиссией по вопросам, касающимся доступа и сохранения научной информации, в частности, более четкого определения общих принципов и стандартов, осуществления мер и новых способов распространения и совместного использования результатов исследований на Европейском научно-исследовательском пространстве;
- представление отчетности по итогам выполнения настоящей Рекомендации.
Пересмотр и представление отчета
9. Информировать Европейскую Комиссию в течение 18 месяцев со дня публикации настоящей Рекомендации в Официальном Журнале Европейского Союза, а впоследствии - каждые два года, о действиях, предпринятых во исполнение различных положений настоящей Рекомендации, в соответствии со специальными процедурами, которые должны быть определены и согласованы. Исходя из этого Европейская Комиссия даст оценку прогрессу, достигнутому в рамках ЕС, чтобы оценить необходимость дальнейших действий для достижения целей, изложенных в настоящей Рекомендации.
Совершено в Брюсселе 17 июля 2012 г.
От имени Европейской Комиссии
Neelie KROES
Вице-председатель Европейской Комиссии
_____________________________
*(1) Commission Recommendation of 17 July 2012 on access to and preservation of scientific information (2012/417/EU). Опубликована в Официальном Журнале (далее - ОЖ) N L 194 от 21.7.2012, стр. 39.
*(2) COM(2010) 2020 в окончательной редакции от 3.3.2010 доступна на сайте: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2010:2020:FIN: EN:PDF.
*(3) COM(2010) 245 в окончательной редакции от 26.8.2010 доступна на сайте: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=COM:2010:0245:FIN: EN:PDF.
*(4) COM(2010) 546 в окончательной редакции от 6.10.2010 доступна на сайте: http://ec.europa.eu/ research/innovation-union/pdf/innovation-union-communication_en. pdf#view =fit&pagemode=none.
*(5) COM(2007) 56 в окончательной редакции от 14.2.2007 доступна на сайте: http://eur-lex.europa. eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CELEX:52007DC0056: EN:NOT.
*(6) http://cordis.europa.eu/fp7/ict/e-infrastructure/docs/hlg-sdi-report.pdf
*(7) COM(2009) 108 в окончательной редакции.
*(8) http://www.unesco.org/new/fileadmin/MULTIMEDIA/HQ/CI/CI/ images/GOAP/OAF2011/213342e.pdf.
*(9) http://www.oecd.org/dataoecd/9/61/38500813.pdf.
*(10) ОЖ N L 345, 31.12.2003, стр. 90.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендация Европейской Комиссии 2012/417/ЕС от 17 июля 2012 г. о доступе к научной информации и ее сохранении
Переводчик - Мироненкова Л.В.
Текст перевода официально опубликован не был; текст Рекомендации на английском языке опубликован в Официальном Журнале N L 194 от 21.7.2012, стр. 39.