Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 октября 2013 г. N 19-АПГ13-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего В.Н. Пирожкова
судей Т.И. Ерёменко, Л.A. Калининой
при секретаре Д.Г. Акулове
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Ставропольского края о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими абзацев 2, 3, 6, 8, 9; абзаца 11 в части, касающейся 2014 года; абзацев 12-18, 26 раздела VI Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 25.12.2012 года N 506-п по апелляционной жалобе Председателя Правительства Ставропольского края Ковалева И.И. на решение Ставропольского краевого суда от 19 июля 2013 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Т.И. Еременко, объяснения представителей по доверенностям Правительства Ставропольского края А.В. Коневой и Министерства здравоохранения Ставропольского края Е.В. Карнауховой, поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Н.Я. Селяниной, полагавшей решение подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Постановлением Правительства Ставропольского края 25 декабря 2012 года N 506-п, официально опубликованным в издании "Ставропольская правда" от 28.02.2013 года, утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.
Первый заместитель прокурора Ставропольского края обратился в суд с заявлением об оспаривании абзацев 2, 3, 6, 8, 9; абзаца 11 в части, касающейся 2014 года; абзацев 12-18, 26 раздела VI Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, ссылаясь на то, что оспариваемые нормы противоречат положениям Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 года N 1074 и нарушают права жителей Ставропольского края на получение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в объеме, установленном Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные суду требования.
Представители Правительства Ставропольского края - Конева А.В., Дорофеева Д.В., Министерства здравоохранения Ставропольского края - Карнаухова Е.В., Телегина О.С. и представитель Ставропольского краевого фонда обязательного медицинского страхования Легкова И.Н. просили суд в удовлетворении заявленных прокурором требований отказать.
Решением Ставропольского краевого суда от 19 июля 2013 года заявленные прокурором требования удовлетворены в части признания противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу абзаца 2; абзаца 3 в части норматива финансовых затрат за счет бюджета Ставропольского края и бюджетов городских округов Ставропольского края в размере 267,2 рублей; абзаца 6 в части норматива финансовых затрат за счет средств соответствующих бюджетов в размере 468,2 рубля; абзаца 9; абзаца 11 в части, касающейся 2014 года; абзацы 12-18; абзац 26 в части подушевых нормативов финансирования в 2013 году - 8052,4 рубля, в 2014 году - 8671,3 рубля, в 2015 году - 10066,7 рубля, в том числе за счет средств ОМС - в 2014 году - 6760,6 рубля, в 2015 году - 8531,3 рубля раздела VI Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 25.12.2012 года N 506-п.
В удовлетворении заявления первого заместителя прокурора Ставропольского края об оспаривании абзаца 3 в части норматива финансовых затрат за счет средств ОМС в размере 267,3 рубля; абзаца 6 в части норматива финансовых затрат за счет средств ОМС в размере 572,5 рубля; абзаца 8; абзаца 26 в части подушевых нормативов финансирования за счет ОМС в 2013 году в размере 6161,2 рубля раздела VI Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 25.12.2012 года N 506-п отказано.
В апелляционной жалобе Председателем Правительства Ставропольского края - Ковалевым И.И. ставится вопрос об отмене указанного судебного решения в части удовлетворения заявленных прокурором требований ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, относится решение вопросов организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания медицинской помощи на территории субъекта РФ в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.
В настоящем деле прокурором оспаривается раздел VI Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов - "Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования, способы оплаты медицинской помощи, порядок формирования и структура тарифов на оплату медицинской помощи".
Так, абзацем 2 предусмотрено, что на 1 вызов скорой медицинской помощи за счет средств ОМС предусмотрен расход в размере 1307, 1 руб.
Абзацем 3 указанного раздела установлен норматив финансовых затрат на 1 посещение с профилактической целью при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями Ставропольского края (их структурными подразделениями) за счет средств бюджета Ставропольского края и бюджетов городских округов Ставропольского края (далее соответствующие бюджеты) - 267,2 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) - 267,3 рубля (при этом, аналогичный норматив финансовых затрат за счет средств ОМС, предусмотренный абзацем 3 раздела VI Программы государственных гарантий, составляет 266,3 рубля, что ниже значения норматива, предусмотренного Территориальной программой).
Абзацем 6 раздела VI Территориальной программы установлен норматив финансовых затрат на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств соответствующих бюджетов - 468,2 рубля, за счет средств ОМС (без учета применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения) - 572,5 рубля (при этом, аналогичный норматив финансовых затрат за счет средств ОМС, предусмотренный абзацем 6 раздела VI Программы государственных гарантий, составляет 570 рублей, что ниже значения норматива, предусмотренного Территориальной программой).
Абзацем 8 раздела VI Территориальной программы установлен норматив финансовых затрат на 1 койко-день в медицинских организациях Ставропольского края (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов - 1631,8 рубля, за счет средств ОМС - 1844,7 рубля (при этом, аналогичный норматив финансовых затрат за счет средств ОМС, предусмотренный абзацем 8 раздела VI Программы государственных гарантий, составляет 1756,2 рублей, что ниже значения норматива, предусмотренного Территориальной программой).
Абзацем 9 предусмотрено, что на 1 койко-день в медицинских организациях Ставропольского края (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов, предусмотрено 1266, 5 руб.
Заявлением прокурора также предлагается признать недействующими абзац 11 в части, касающейся 2014 года, абзацы 12-18 раздела VI Территориальной программы. Данные абзацы устанавливают нормативы финансовых затрат на 2014 - 2015 годы.
Абзацем 26 определено, что подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Территориальной программой (без учета средств федерального бюджета), составляют в 2013 году - 8052,4 руб., в 2014 году - 8671,3 руб., в 2015 году - 10066,7 руб., в том числе за счет средств ОМС и на финансовое обеспечение дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленные базовой программой ОМС в виде межбюджетных трансфертов в 2013 году - 6161,2 руб., в 2014 году - 6760,6 руб., в 2015 году - 8531,3 руб.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования в части признания недействующими абзаца 2; абзаца 3 в части норматива финансовых затрат за счет бюджета Ставропольского края и бюджетов городских округов Ставропольского края в размере 267,2 рублей; абзаца 6 в части норматива финансовых затрат за счет средств соответствующих бюджетов в размере 468,2 рубля; абзац 9; абзац 11 в части, касающейся 2014 года; абзацы 12-18; абзац 26 в части подушевых нормативов финансирования в 2013 году - 8052,4 рубля, в 2014 году - 8671,3 рубля, в 2015 году - 10066,7 рубля, в том числе за счет средств ОМС - в 2014 году - 6760,6 рубля, в 2015 году - 8531,3 рубля раздела VI Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ставропольского края на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 25.12.2012 года N 506-п суд исходил из того, что положений ст. 16 Федерального закона N 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года "Об основах охраны здоровья граждан в РФ", согласно которой к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относится разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Таким образом, оспариваемое постановление принято Правительством Ставропольского края в пределах предоставленных ему федеральным законодательством полномочий.
Анализируя оспариваемые нормы на предмет их соответствия требования федерального законодательства, краевой суд правильно исходил из того, что утверждение программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи является полномочием Правительства РФ.
Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 - 2015 годов утверждена постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 года N 1074.
С учетом положений этой Программы органы государственной власти субъектов РФ разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов.
При этом орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе за счет доходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов при условии финансового обеспечения территориальной программы с учётом предусмотренных Программой соответствующих нормативов определять в территориальной программе дополнительные условия и объёмы оказания медицинской помощи.
Разделами V и VI Федеральной программы утверждены средние нормативы объёмов медицинской помощи, финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок формирования и структура тарифов на оплату медицинской помощи.
Суд первой инстанции, сопоставив оспариваемые положения Программы с нормами Федеральной программы, сделал правильный вывод об установлении Правительством Ставропольского края перечисленных нормативов в меньшем объёме по сравнению с нормативами, утверждёнными Правительством Российской Федерации, что противоречит требованиям федерального законодательства и является основанием для признания оспариваемых норм недействующими.
Ссылка в жалобе на то, что с 1 января 2012 года Основы законодательства об охране здоровья граждан признаны утратившими силу в связи с принятием Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в РФ" не опровергает выводов суда, поскольку в силу ст. 81 названного закона территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи, при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий.
Таким образом, органы государственной власти субъекта РФ наделены полномочием устанавливать на территории своего субъекта исключительно дополнительные виды и объемы медицинской помощи к установленным на территории РФ средним показателям Федеральной программы.
Доводы жалобы направлены на произвольное толкование норм права и аналогичны доводам, приведенным при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которым дана обоснованная правовая оценка, в связи с чем оснований к отмене постановленного по делу решения не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
Решение Ставропольского краевого суда от 19 июля 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Председателя Правительства Ставропольского края - Ковалева И.И. - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
Т.И. Ерёменко |
|
Л.A. Калинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 октября 2013 г. N 19-АПГ13-3
Текст определения официально опубликован не был