1. Общие положения
1.1. Настоящая Типовая инструкция по охране труда для работников военизированной охраны Министерства путей сообщения Российской Федерации (далее - Инструкция) устанавливает основные требования безопасности для стрелков, пожарных, машинистов насосных установок пожарных поездов, проводников служебных собак и других работников военизированной охраны (далее - работников) при несении службы по охране искусственных сооружений, грузов и объектов на железнодорожных станциях и в пути следования поездов, а также при проведении оперативно-профилактической работы, тушении пожаров и ликвидации последствий аварий.
1.2. Наряду с настоящей Инструкцией работники обязаны руководствоваться и другими нормативными актами по охране труда.
1.3. К работе в военизированной охране допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие предварительный медицинский осмотр, вводный и первичный инструктаж на рабочем месте.
К несению службы по охране объектов, грузов и обеспечению пожарной безопасности работник допускается только после прохождения вводного, первичного инструктажа, прохождения специальной подготовки и проверки знаний по основным предметам обучения для стрелковых и пожарных подразделений, Правил технической эксплуатации железных дорог Российской федерации (ПТЭ), Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации, настоящей Инструкции, а также прохождения стажировки в качестве дублеров часовых или номеров боевых расчетов на пожарных автомобилях (пожарных поездах).
1.4. Работники, выполняющие задачи по обеспечению сохранности грузов, объектов и пожарной безопасности, обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в сроки, определенные нормативными правовыми актами.
1.5. К управлению пожарным автомобилем и работе со специальными его агрегатами допускаются водители с непрерывным трехлетним стажем работы в качестве водителя соответствующей категории транспортных средств;
К работе на пожарных мотопомпах допускаются работники, имеющие удостоверение на право управления автотранспортным средством.
Указанные работники должны пройти специальную подготовку в учебном Центре службы военизированной охраны, сдать зачеты и получить свидетельство (удостоверение) на право работы со специальными агрегатами (с пожарными мотопомпами), которые выдаются квалификационной комиссией, назначенной приказом по службе военизированной охраны железной дороги.
Продление срока действия свидетельства (удостоверения) на право работы со специальными агрегатами (с пожарными мотопомпами) производится через каждые 2 года со сдачей зачетов.
К работе с транспортными системами комбинированного пожаротушения (далее ТСКП) допускаются работники, прошедшие специальное обучение по работе на данной системе и получившие в установленном порядке свидетельство (удостоверение) на право работы с сосудами высокого давления.
К работе с поездной электростанцией допускаются работники, прошедшие специальное обучение по устройству, уходу, обслуживанию, ремонту электростанций, правилам безопасности и пожарной безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей, получившие удостоверение и квалификационную группу не ниже третьей.
К работе на моторизованных плавучих средствах допускаются работники, прошедшие специальное обучение и получившие свидетельство на право управления данными средствами.
1.6. Работники, включаемые в состав звеньев газодымозащитной службы в пожарных поездах должны иметь допуск врачебной комиссии к работе в средствах индивидуальной защиты органов дыхания (далее - СИЗОД).
1.7. Работники пожарных поездов (стрелково-пожарных команд), привлекаемые к проведению первоочередных аварийно-спасательных работ при ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами должны пройти первоначальное обучение по специальной программе.
1.8. Работники должны соблюдать правила внутреннего распорядка, определенные Наставлением по организации службы в стрелковых и стрелково-пожарных подразделениях военизированной охраны МПС России, Наставлением по организации службы пожарных подразделений военизированной охраны МПС России, Правилами содержания и эксплуатации пожарных поездов на железнодорожном транспорте Российской Федерации.
1.9. Работники должны соблюдать режим труда и отдыха.
1.10. При выполнении работ по охране грузов, объектов, тушении пожаров и обслуживании пожарной техники, проведении оперативно-профилактической работы, работник должен быть одет в специальную одежду и обувь в соответствии с нормами, утвержденными МПС России.
Форменная одежда и спецодежда должны быть исправны и подогнаны по размеру, застегиваться на все пуговицы, не мешать движению и исключать задевание за выступающие части подвижного состава или груза. Головной убор, воротник или капюшон не должны ограничивать обзор и слышимость, обувь должна быть на низком, широком или сплошном, нескользящем каблуке.
Боевая и защитная одежда должна обеспечивать безопасность и удобство работы в условиях высоких и низких температур, а также защиту от воздействия воды и водных растворов огнетушащих веществ.
1.11. Работники пожарных поездов обеспечиваются изолирующими противогазами или аппаратами сжатого воздуха, гопкалитовыми патронами, фильтрующими противогазами - (на каждого работника);
регенеративными патронами, пусковыми брикетами, легкими защитными костюмами - на каждого работника, входящего в звено газодымозащитной службы;
войсковыми приборами химической разведки, радиометрами-рентгенометрами, метеокомплектом, очками защитными, перчатками резиновыми - (на караул);
1.12. Изолирующие противогазы, состоящие на вооружении пожарных подразделений, являются строго индивидуальными приборами и пользование ими разрешается только работникам, прошедшим медицинский осмотр и обучение по программе специальной подготовки.
1.13. При несении службы на работников могут воздействовать следующие основные опасные вредные производственные факторы:
движущийся подвижной состав и транспортные средства;
повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
повышенная запыленность и загазованность воздуха;
опасные факторы пожара и взрыва (пламя, искры, повышенная температура окружающей среды, токсичные продукты горения и термического разложения, дым, пониженная концентрация кислорода, ударная волна, обрушивающиеся конструкции и оборудование, образовавшиеся при взрыве или выделившиеся из поврежденного оборудования вредные вещества);
повышенный уровень ионизирующих излучений;
повышенные уровни шума и вибраций на рабочем месте;
недостаточная освещенность рабочей зоны;
повышенная или пониженная температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;
физические перегрузки во время ликвидации пожаров и последствий аварийных ситуаций; нервно-психические перегрузки;
эмоциональные перегрузки.
1.14. В целях предупреждения нападения служебных собак на работников, несущих службу в нарядах, начальники караулов обязаны информировать работников перед заступлением на службу о наличии на охраняемых объектах и в поездах собак, находящихся на привязи или свободном окарауливании.
2. Требования безопасности перед началом работы
2.1. Для получения оружия работник должен иметь разрешение на право его ношения и знать правила обращения, хранения и применения оружия.
Работник, входящий в служебный наряд, получает оружие непосредственно перед выходом на пост или другие виды наряда.
Заряжание оружия следует производить только в установленном месте, оборудованном пулеулавливателями, по команде и под наблюдением начальника караула.
2.2. При заступлении на дежурство работник обязан проверить исправность закрепленной за ним техники, оборудования, пожарно-технического вооружения, индивидуальных средств защиты и спецодежды, в том числе произвести проверку N 1 изолирующего противогаза в порядке, определенном инструкцией по эксплуатации данного вида противогаза.
Исправность пожарных автомобилей, мотопомп и электростанций проверяется в соответствии с инструкциями по эксплуатации данного вида техники.
Исправность пожарно-технического вооружения проверяется путем внешнего осмотра.
При наличии в пожарном поезде аварийно-спасательного оборудования произвести его осмотр.
2.3. При обнаружении каких-либо неисправностей в состоянии оружия, техники, оборудования, подвижного состава пожарного поезда, средств индивидуальной защиты, технических средств охраны, создающих угрозу безопасности труда, работник обязан немедленно доложить об этом непосредственному начальнику и принять меры к устранению неисправности.
3. Требования безопасности во время работы
3.1. При охране грузов в парках железнодорожных станций:
3.1.1. Работники должны проходить только по междупутью или обочине земляного полотна и вести наблюдение за проходящим подвижным составом; при следовании группой двигаться в колонне по одному на расстоянии 2,5-3 м друг от друга; следить за световыми и звуковыми сигналами;
3.1.2. При приближении поезда необходимо остановиться, убедившись, что соседние пути свободны, немедленно отойти в безопасное место на откос насыпи или за кювет выемки на расстояние не менее 2,5 м от крайнего рельса, а на участке со скоростным движением поездов - не менее 5 м, и, пропуская поезд, следить за наличием негабарита в данном составе, движение продолжать после прохода или остановки поезда;
3.1.3. Переходить железнодорожные пути, не наступая на рельсы, и только под прямым углом, предварительно убедившись в отсутствии приближающегося поезда локомотива, дрезины или скатывающихся с горки вагонов. Обходить стоящие на железнодорожной станции поездные составы не ближе 5 м от последнего вагона или локомотива;
при переходе через железнодорожные пути, занятые вагонами, пользоваться только переходными площадками вагонов, а при их отсутствии обходить стоящие вагоны на расстоянии не ближе 5 метров от них;
не переходить железнодорожные пути на стрелочных переводах;
при выходе на железнодорожный путь из-за стрелочных постов и других сооружений предварительно убедиться в отсутствии движущегося подвижного состава;
если в составе проходящего поезда обнаружены негабаритные грузы и нет возможности отойти в безопасное место, то следует немедленно лечь на середине междупутья головой навстречу идущему поезду, подобрав полы пальто (постовой одежды под себя).
3.1.4. Подъем и спуск с переходных площадок производить только лицом к вагону, держась за поручни. Перед спуском и после него осмотреть место спуска, ближайший участок междупутья и соседний железнодорожный путь. При переходе группой после спуска отступить в сторону вдоль междупутья, освобождая место для спуска следующего работника.
3.1.5. Категорически запрещается:
ездить на подножках вагонов;
находиться в колее железнодорожного пути;
при следовании по междупутью отклоняться от середины и приближаться к предельному столбику;
производить посадку и высадку до полной остановки поезда;
переходить железнодорожные пути перед движущимся составом;
следовать по междупутью бок о бок.
3.1.6. Документы и пропуска лиц, идущих по железнодорожным путям, необходимо проверять, отведя их в сторону от пути на расстояние не менее 2,5 м от крайнего рельса. При этом наряд должен состоять из двух и более человек.
Личный досмотр, а также досмотр вещей задержанных граждан осуществлять на месте задержания разрешается только в тех случаях, когда наряд, производящий задержание, состоит из двух и более человек.
3.2. При охране искусственных сооружений:
3.2.1. До искусственного сооружения работник должен двигаться кратчайшим путем по установленному маршруту (по дорогам, просекам и тропам, а при отсутствии такой возможности - вдоль железнодорожного полотна). При следовании группой более двух человек назначается старший и наблюдатели за подходом поездов с обеих сторон и оповестительной сигнализацией. Двигаться следует в колонне по одному на расстоянии 2-3 м друг от друга;
3.2.2. При проходе по железнодорожному мосту двигаться в колонне по одному на расстоянии 3-5 м друг от друга, придерживаясь ближе к перилам моста. При подходе к мосту поезда немедленно укрыться на мостовых площадках безопасности и только после прохода поезда продолжать движение, при невозможности укрыться на таких площадках, необходимо плотно прижаться к перилам или опорам моста и закрепиться;
для перехода с одной стороны тоннеля на другую следовать по верху тоннеля. Там, где по условиям местности этого сделать нельзя, разрешается проходить по тоннелю. В этом случае наряд следует по обочине пути, держась ближе к стене тоннеля, в колонне по одному на расстоянии 3-5 м друг от друга. При приближении поезда наряд обязан немедленно укрыться в нишах;
при движении в тоннеле не разрешается поднимать воротники верхней одежды, опускать наушники шапок.
3.3. При пользовании плавучими средствами:
3.3.1. При причаливании необходимо пользоваться только специальными причалами для стоянки катеров и лодок, которые должны находиться на привязи и под замком;
3.3.2. Плавучие средства должны быть исправными и оборудованы спасательными кругами и поясами;
на каждом выделенном в наряд катере (лодке) должен быть назначен старший;
посадка и высадка работников с плавучих средств должны производиться с причала под наблюдением старшего по наряду;
нагрузка на катер (лодку) должна распределяться равномерно, не превышая установленной нормы;
не разрешается подплывать близко на катерах (лодках) к идущим судам;
3.3.3. Осмотр плавучих средств, задержанных за различные нарушения в пределах запретной зоны, должен производиться в специально предусмотренных местах.
3.4. При смене часовых на постах:
3.4.1. Смена часовых должна производиться в безопасных местах: в парках железнодорожных станций в стороне от железнодорожных путей или при необходимости на междупутье, где нет движения подвижного состава, на мостах, в тоннелях и других искусственных сооружениях - на постовых площадках;
начальник караула обязан подводить к месту смены часового только одного караульного, а остальных оставлять в безопасном месте. При приеме-сдаче поста начальник караула лично ведет наблюдение за подходом поездов. При смене часовых по сменной постовой марке за подходом поездов с обеих сторон наблюдают часовой и прибывший на смену караульный;
при приближении поезда часовой или другое лицо служебного наряда обязаны зайти в постовую будку, а в парке железнодорожной станции - отойти в безопасное место (прием-сдача поста при этом прекращается).
3.4.2. 3апрещается прислоняться к вагонам, садиться на рельсы, переходить железнодорожные пути перед движущимся составом, подлезать под вагоны, садиться и соскакивать на ходу поезда (маневрового состава), переходить железнодорожные пути между отцепами вагонов, если расстояние между ними менее 10 м.
3.5. При приеме грузов под охрану и сопровождении их в пути следования:
3.5.1. Осмотр вагонов по прибытии поезда должен производиться после его остановки, закрепления тормозными башмаками и ограждения с обеих сторон. Не разрешается принимать под охрану вагоны с грузом на путях, где ведутся маневровые работы или роспуск вагонов с горки. Во время осмотра следует внимательно следить за звуковыми и визуальными сигналами;
3.5.2. Перед началом приема вагонов с разрядными грузами вне поездов убедиться в их закреплении тормозными башмаками, ограждении, а также в том, что стрелки, ведущие на этот железнодорожный путь, переведены в положение, исключающее несанкционированный заезд подвижного состава;
при осмотре запрещается становиться в колею железнодорожного пути и находиться между торцевыми сторонами вагонов;
начинать осмотр следует с ознакомления с нанесенными на вагон знаками опасности для принятия необходимых мер предосторожности, ближе 10 м от вагонов с разрядными, легковоспламеняющимися грузами не пользоваться переключателями переносных радиостанций и фонарей. Не входить в вагоны с такими грузами с предметами и снаряжением, способными высечь искру, и в вагоны с ядовитыми грузами без защитных средств, не допускать курения и разведения открытого огня;
3.5.3. Для осмотра груза, расположенного на платформе, подниматься на нее следует только с боковой стороны. Прежде чем подняться на платформу, необходимо убедиться в надежности крепления бортов.
Поднявшись на платформу для осмотра груза, прежде всего проверить его закрепление (растяжки, проволочные увязки, упоры под колесами).
При осмотре груза на платформе необходимо держаться за крепление груза; передвигаться по борту платформы запрещается.
3.5.4. Запрещается подниматься на подножки автомашин, погруженных "лесенкой", ("елочкой", уступом), подлезать под них и под машины с ослабленными накачкой шин и креплениями, заходить между машинами, если расстояние между ними менее 0,5 м, а также в полувагоны для осмотра машин, если расстояние от борта полувагона до машины менее 0,5 м или нарушено их крепление;
осмотр и прием под охрану автотракторной техники уплотненной погрузки производить с пола платформы или полувагона, не влезая на кабины и в кузова машин.
3.5.5. На подвижном составе, находящемся под контактной сетью, до отключения и заземления проводов, во избежание попадания в опасную зону (ближе 2 м от токоведущих частей), запрещается:
подниматься и производить какие-либо работы на крышах грузовых, пассажирских вагонов, рефрижераторных секций, контейнеров (осмотр крыш и устройств, находящихся на них и т.п.);
подниматься по вышкам или лестницам и производить с них какие-либо работы на стенах или торцах вагонов вблизи крыш;
открывать люки (крышки) цистерн, изотермических и крытых вагонов или вести какие-либо работы на них;
осматривающий вагоны работник не должен подниматься над крышей (вторым ярусом платформы) выше уровня плеч и приближаться к контактной линии ближе 2 м;
осматривать технику через борт полувагона в сырую погоду (дождь, туман, мокрый снег), даже если расстояние до контактной сети превышает 2 м.
3.5.6. Во время осмотра груза на железнодорожной станции переходить с платформы на платформу разрешается только при открытых и закрепленных бортах. С началом движения или маневровых работ прием и осмотр прекращается до их окончания.
3.5.7. Перед приемом под охрану разрядных, ядовитых, легковоспламеняющихся грузов, ознакомиться с аварийной карточкой, штампами о степени опасности в перевозочных документах и уточнить местонахождение ближайших к данным вагонам средств связи, пожаротушения, первой медицинской помощи, переносных знаков ограждения. Принимая пост, обратить внимание на состояние междупутья, и в случае захламленности, замазученности, зарастания травой немедленно доложить начальнику караула.
3.5.8. Перед сопровождением груза необходимо:
предварительно определить место проезда, выбирая для этого только технически исправные переходные площадки крытых вагонов, кроме груженых разрядными, опасными, ядовитыми и легковоспламеняющимися грузами, или платформы с автотракторной техникой при наличии креплений, за которые можно держаться, или порожний крытый вагон, очищенный от остатков ранее перевозимого груза, в котором двери с обеих сторон должны быть открыты и закреплены, проемы оборудованы надежными страховочными перекладинами;
место проезда должно находиться впереди по ходу поезда от вагонов с разрядными, опасными, ядовитыми и легковоспламеняющимися грузами, гравием, минеральным сырьем и т.п., грузами на открытых платформах или полувагонах и не ближе 3 вагонов от ядовитых грузов; не ближе 1 вагона от платформ и полувагонов с лесом, рельсами, трубами и т.п. предметами;
при сопровождении ядовитых грузов (при наличии таковых в составе поезда, даже если они не являются охраняемыми) необходимо получить средства защиты органов дыхания и при необходимости - кожи;
получить инструктаж по технике безопасности, убедиться в наличии соответствующих штампов и отметок в маршруте караула формы ХУ-2;
поставить в известность о назначенном месте проезда локомотивную бригаду и договориться о порядке связи. Уточнить, где, и через какие промежутки времени машинист локомотива или его помощник будут осматривать состав, чтобы иметь возможность просигналить им "Все в порядке" или подать сигнал остановки.
3.5.9. При следовании на переходной площадке работник может находиться в положении сидя (на откидном сидении) и стоя. Работник, находящийся в положении стоя, должен держаться за поручень ограждения переходной площадки.
3.5.10. Работник должен внимательно следить за визуальными и световыми сигналами. Не подходить к краю переходной площадки при приближении встречного поезда, моста, тоннеля. При проезде через тоннель находиться на середине площадки.
3.5.11. Производить осмотр охраняемых вагонов с края площадки разрешается только при снижении поездом скорости до 15-20 км/час и при перекрытом проеме переходной площадки двумя откидными перемычками между стойками и торцевой стенкой вагона. При этом необходимо держаться руками за оба боковых поручня.
3.5.12. При проезде в порожнем вагоне дверь вагона должна быть надежно зафиксирована в открытом положении. Дверной проем должен быть перекрыт переносной решеткой (щитом). Для подъема в вагон должна быть оборудована специальная лестница.
3.5.13. При проезде работника в нерабочей кабине локомотива он должен быть предварительно проинструктирован машинистом этого локомотива о порядке проезда на локомотиве.
При подъеме на локомотив и сходе с него следует находиться лицом к подножкам и держаться руками за поручни. Выходя из локомотива, необходимо убедиться в отсутствии движущегося по путям подвижного состава. При нахождении в кабине локомотива, запрещается: заходить в машинное отделение локомотива; приводить в действие какие-либо приборы, рычаги, кнопки, курить и использовать открытый огонь; загромождать кабину посторонними предметами; при движении локомотива высовываться из боковых окон кабины за пределы эркера; открывать входные наружные двери и высовываться из них; находиться на лестницах, подножках, площадках и других наружных частях локомотива, подниматься на крышу локомотива для осмотра охраняемого состава.
При подходе поезда к тоннелю необходимо закрыть боковые окна в кабине.
В случае падения контактного провода на локомотив следует оставаться в кабине машиниста. При сходе с локомотива необходимо надеть диэлектрические перчатки. Передвигаться в 5-и метровой зоне от подвижного состава следует небольшими (не более 0,1 м) шагами.
3.5.14. В пути следования запрещается:
подниматься на переходную площадку или в порожний вагон, выделенный для сопровождающих груз, сходить с них до полной остановки поезда;
сидеть на ступеньке переходной площадки или в проеме двери вагона;
стоять ближе 1 м от борта платформы, держаться за борт и сидеть на борту платформы;
переходить с платформы на платформу или с вагона на вагон по крышам;
стоять ближе 1 м от борта платформы, держаться за борт и сидеть на борту платформы.
3.6. При обращении с оружием:
3.6.1. Работники, находящиеся вне пункта дислокации своего подразделения и имеющие при себе оружие и боеприпасы, на время прекращения своих обязанностей в пункте назначения, обязаны немедленно сдать оружие на хранение начальнику караула местного подразделения военизированной охраны МПС России под запись в книге приема-выдачи оружия и боеприпасов этого подразделения. При отсутствии такого подразделения оружие сдается тем же порядком в дежурную часть ОВДТ или территориальных ОВД.
3.6.2. Получив оружие, работник обязан убедиться в отсутствии патрона в магазине, барабане револьвера, патроннике, в чистоте и исправности оружия, в наличии скобы (кольца) для крепления страховочного ремешка, сверить номера деталей оружия.
3.6.3. Заряжание и разряжание оружия производить только в установленном для этого месте, оборудованном пулеуловителем, по команде и под наблюдением начальника караула. После заряжания, не досылая патрон в патронник, поставить оружие на предохранитель. После разряжания убедиться в отсутствии патрона в патроннике, произвести контрольный спуск в пулеуловитель и поставить оружие на предохранитель.
3.6.4. Зарядив оружие и доложив об этом начальнику караула, присоединить к нему страховочный ремешок и поместить в застегивающуюся кобуру. Ношение оружия допускается только в закрытой надежной кобуре, находящейся на прочном, надежно застегнутом поясном ремне поверх верхней одежды (кроме плаща или тулупа). Поясной ремень должен застегиваться на шпеньки.
3.6.5. Находясь на посту, работник должен иметь оружие в следующем положении:
карабин - на ремне, у ноги, в положении изготовки для стрельбы стоя;
автомат - на груди, на ремне, в положении изготовки для стрельбы стоя;
револьвер (пистолет) - в кобуре на ремне.
При следовании на пост и с поста автомат (карабин) должен находиться на ремне, за правым плечом, стволом вверх.
Руки вооруженного работника должны быть свободны от любых предметов, кроме случаев, когда он обязан держаться за что-либо во исполнение требований техники безопасности.
3.6.6. Категорически запрещается от момента получения до момента сдачи оружия его разряжать, разбирать, вынимать без необходимости из кобуры, снимать с предохранителя, передавать кому-либо, включая лиц, которым работник подчинен, направлять без необходимости на людей, независимо от того, заряжено оружие или нет, и в сторону мест хранения опасных грузов, досылать патрон в патронник (взводить курок револьвера) без необходимости.
3.6.7. Вооруженному работнику запрещается заходить в любые общественные места или следовать общественным транспортом, а также выходить за пределы охраняемых объектов железнодорожного транспорта, кроме случаев, когда это вызвано служебной необходимостью, спать в не установленных для этой цели служебных помещениях военизированной охраны, отклоняться от установленного маршрута движения на пост или с поста.
3.6.8. Запрещается затыкать канал ствола и держать в руках заряженное оружие стволом вниз. Необходимо избегать направления оружия на все, от чего в случае непроизвольного выстрела, может произойти рикошет пули.
3.7. При следовании на пожар, его тушении и работе с пожарно-техническим вооружением
3.7.1. При посадке в пожарный автомобиль работник должен соблюдать порядок, установленный начальником команды. Нельзя пробегать перед автомобилем, выезжающим по тревоге и бросать на путях следования одежду, предметы обихода и т.п. При посадке вне здания гаража выход на площадку работников, входящих в состав караула, допускается только после выезда пожарного автомобиля из гаража.
3.7.2. Движение пожарного автомобиля разрешается только при закрытых дверях кабин и дверцах кузова. Посадка считается законченной тогда, когда караул занял свои места в автомобиле и закрыты двери кабины. При этом запрещается начинать движение пожарного автомобиля до окончания посадки людей и нахождение в автомобиле посторонних лиц. При выезде из гаража и следовании к месту вызова водитель обязан включить специальную звуковую и световую сигнализацию. Воспользоваться приоритетом движения он может только убедившись, что ему уступают дорогу. Во время движения пожарного автомобиля, работникам запрещается открывать двери кабин, стоять на подножках, кроме случаев прокладки рукавной линии, высовываться из кабины, курить и применять открытый огонь. Работники, прибывшие к месту вызова караула, должны выходить из автомобиля только по распоряжению командира отделения или старшего должностного лица, прибывшего во главе караула.
3.7.3. При следовании караула в пожарном поезде запрещается нахождение людей в тамбурах, переходах между вагонами, на площадках цистерн-водохранилищ. Во избежание падения с мостов, под откос, ударов о пикетные столбики и другие предметы запрещается самовольно выходить из вагона без команды начальника караула (начальника поезда, команды). В ночное время место выхода должно быть освещено. Запрещается сбрасывать инструмент и материалы из вагона, не убедившись в том, что ими не будут травмированы проходящие вдоль вагонов люди или допущено попадание этих предметов на соседние пути.
3.7.4. Перед началом разведки работник, входящий в звено газодымозащиты обязан проверить закрепленные СИЗОД в соответствии с инструкцией по эксплуатации данного типа изолирующего противогаза (дыхательного аппарата), а также средства спасания и самоспасания, инструмент для вскрытия и разборки конструкций, приборы освещения и связи, средств тушения пожара. Запрещается входить с открытым огнем в помещение, где хранятся легковоспламеняющиеся жидкости и горючие жидкости.
3.7.5. При проведении боевого развертывания запрещается:
использовать для освещения колодцев пожарных гидрантов, газо- и теплокоммуникаций открытый огонь;
спускаться в колодцы водо-, газо-, теплокоммуникаций без СИЗОД и спасательной веревки;
надевать на себя лямку присоединенного к рукавной линии пожарного ствола при подъеме на высоту и при работе на высоте;
находиться под грузом при его подъеме или спуске на спасательных веревках (инструмента, пожарно-техническое вооружения и др.);
переносить механизированный и электрифицированный инструмент в работающем состоянии, обращенный рабочими поверхностями (режущими, колющими и т.п.) по ходу движения, а поперечные пилы и ножовки - без чехлов;
поднимать на высоту рукавную линию, заполненную водой;
подавать воду в незакрепленные рукава до выхода ствольщиков на исходные позиции или подъема на высоту (вертикальные рукавные линии должны крепиться из расчета не менее одной рукавной задержки на каждый рукав). Подавать воду в рукавные линии следует постепенно, повышая давление, чтобы избежать падения ствольщиков и разрыва рукавов.
3.7.6. Подача огнетушащих веществ разрешается только по приказанию начальника караула.
При использовании пожарного гидранта его крышку открывают специальным крючком или ломом. При этом следят за тем, чтобы крышка не упала на ноги.
Ручную пожарную лестницу необходимо устанавливать так, чтобы она не могла быть отрезана огнем, или не оказалась в зоне горения при развитии пожара.
3.7.7. 3апрещается устанавливать пожарный автомобиль поперек проезжей части дороги. Для безопасности в ночное время стоящий пожарный автомобиль должен освещаться бортовыми, габаритными или стояночными огнями.
3.7.8. При ликвидации горения:
в помещениях (на участках), где применяются или могут выделяться (при горении) сильнодействующие отравляющие вещества, работа участников тушения осуществляется только в специальных защитных комплектах, изолирующих противогазах и в специальной резиновой обуви;
для снижения концентрации паров необходимо орошать объемы помещений (участков) распыленной водой. Для индивидуальной защиты от тепловой радиации используются: теплоотражательный костюм, защитная металлическая сетка с орошением, асбестовый или фанерный щитки, прикрепленные к стволам, асбоцементный лист, установленный на земле, ватная одежда с орошением ее распыленной струей и т.д;
участник тушения обязан следить за изменением обстановки, поведением строительных конструкций, состоянием технологического оборудования, и в случае возникновения опасности, немедленно предупредить всех работающих на боевом участке и руководителя тушения пожара;
запрещается использовать грузовые и пассажирские лифты для подъема личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования;
во время работы на покрытии (крыше) и на перекрытиях внутри помещения необходимо следить за состоянием несущих конструкций. В случае угрозы обрушения немедленно отойти в безопасное место;
устанавливаемая при работе на покрытии лестница должна быть надежно закреплена. При работе на высоте следует применять страхующее приспособление;
при этом: работа на ручной пожарной лестнице со стволом (ножницами и др.) допускается только после закрепления работающего поясным карабином за ступеньку лестницы;
работу со стволом на высотах и покрытиях осуществляют не менее двух человек;
запрещается оставлять пожарный ствол без надзора даже после прекращения подачи воды, а также нахождение личного состава на обвисших перекрытиях с признаками горения;
не допускается тушение пламени горючих газов или паров ЛВЖ и ГЖ, выходящих (истекающих) под давлением из аппаратуры и трубопроводов, без согласования с администрацией предприятия;
запрещается применять пенные огнетушители для тушения горящих приборов и оборудования, находящихся под напряжением, а также веществ и материалов, взаимодействие которых с пеной может привести к вскипанию, выбросу, усилению горения. Необходимо постоянно следить за состоянием электрических проводов на позиции ствольщика, при разборке конструкций здания, установке ручных пожарных лестниц, прокладке рукавных линий и своевременно докладывать о нем начальнику караула, а также предупреждать других участников тушения пожара;
при наличии скрытой электропроводки, работы необходимо проводить только после обесточивания всего оборудования;
при наличии фальшполов необходимо определить назначение находящихся там проводов и пролегающих трубопроводов;
водителю при работе на пожаре запрещается без команды перемещать пожарный автомобиль, а также оставлять его без надзора;
3.7.9. При ликвидации горения подвижного состава на электрифицированном участке запрещается приближаться к проводам и другим частям контактной сети и воздушных линий на расстояние менее 2 м, а к оборванным проводам контактной сети и воздушных линий - на расстояние менее 8 м до места их заземления. При этом подача воды и пены допускается только после снятия напряжения с контактной сети и воздушных линий и их заземления установленным порядком.
3.7.10. При ликвидации горения опасных грузов:
при ликвидации горения опасных грузов необходимо действовать в строгом соответствии с указаниями, имеющимися в аварийных карточках, а также в соответствии с аварийными медицинскими карточками на данный вид груза (медицинские карточки являются дополнением к аварийным карточкам на группу опасных веществ);
при ликвидации горения цистерн с ЛВЖ и ГЖ в зоне горения необходимо работать в теплоотражательных защитных костюмах под прикрытием распыленных струй воды. Боевая позиция ствольщика должна быть выбрана с учетом вероятности взрывов (под прикрытием вагонов, расположенных на соседних путях и т.п.);
при ликвидации горения на складах и в вагонах с ядохимикатами (химреактивами, минеральными удобрениями и т.п.) работать только в СИЗОД, подачу огнетушащих веществ осуществлять с наветренной стороны. После работ необходимо пройти медицинское обследование, санитарную обработку и дегазировать технику;
при ликвидации горения на предприятии и в вагонах с радиоактивными веществами работы выполняются только с разрешения ответственных должностных лиц предприятия (железной дороги). Работать разрешается только в СИЗОД с масками (и иными средствами защиты); после работ необходимо пройти диспансеризацию в специализированном медицинском учреждении;
при ликвидации горения на складах или в вагонах с наличием взрывчатых материалов использовать укрытия, подвижную технику для прокладки рукавных линий и защиты позиций ствольщиков; использовать распыленную воду или пену, избегая компактных струй воды;
при ликвидации пожара на складе пиломатериалов позицию ствольщика необходимо выбрать так, чтобы не оказаться в зоне завала.
3.7.11. При работе с пожарным лафетным стволом необходимо выбрать ровную площадку для его установки, убедиться в надежности крепления ствола на лафете, подавать воду в рукавную линию, только убедившись в полной готовности ствольщика.
3.7.12. Ликвидация горения на предприятии или в здании, где находятся установки (сосуды) под высоким давлением производится только после получения информации от администрации о виде установок (сосудов), их содержимом. В ходе тушения пожара необходимо принять меры к предотвращению нагрева установок (сосудов) до опасных пределов;
3.7.13. При ликвидации горения в помещениях с электроустановками, находящимися под высоким напряжением, во взрывоопасных зданиях, запрещается самовольно проводить какие-либо действия по обесточиванию электролиний и электроустановок, а также применять огнетушащие вещества до получения письменного разрешения от администрации предприятия на тушение пожара. При наличии большого количества кабелей и проводов с резиновой изоляцией участники тушения должны работать в СИЗОД;
3.7.14. При нахождении в помещении газовых, теплофикационных, электрических или других коммуникаций и установок, необходимо потребовать их отключения или ограждения от повреждения;
3.7.15 При выполнении специальных работ на пожаре:
работы по вскрытию и разборке строительных конструкций необходимо проводить только под руководством начальника караула (старшего должностного лица), при этом внимательно следить за их состоянием, не допуская нарушения их прочности и ослабления, принимать меры по предотвращению их обрушения;
запрещается сбрасывать конструкции с этажей и крыш без предварительного предупреждения об этом работающих внизу у здания (сооружения), при этом необходимо следить, чтобы они не падали на провода (воздушные линии, балконы, карнизы, крыши соседних зданий), а также на людей, пожарную технику и т.п.;
работы по вскрытию кровли или покрытия должны проводиться группой 2-3 человека, работающие обязаны страховаться спасательными веревками или пожарными поясными карабинами;
не следует скапливаться в одном месте кровли;
отключение электропроводов путем резки допускается в присутствии ответственного должностного лица, при фазном напряжении сети не выше 220 В и только тогда, когда иными способами нельзя обесточить сеть. При этом необходимо обрезать питающие наружные провода только у изоляторов со стороны потребления электроэнергии с расчетом, чтобы падающие (обвисающие) провода не оставались под напряжением. Резку проводов производить, начиная с нижнего ряда.
3.7.16. При проведении технического обслуживания (ТО) пожарной техники:
на пожаре водитель обязан установить пожарный автомобиль на расстояние, безопасное от воздействия огня (теплового излучения) и не ближе 1,5-2,5 м от задней оси до водоисточника и проводить ТО в соответствии с эксплуатационной инструкцией;
ТО пожарных мотопомп должно производиться в помещениях (вагон-насосной пожарного поезда). Помещения должны обеспечиваться естественной и принудительной вентиляцией.
На посту ТО пожарных автомобилей запрещается загромождать ворота, тамбуры, проходы к пожарным кранам и иным водоисточникам, местам расположения пожарного инвентаря и оборудования, держать открытыми отверстия топливных баков автомобиля, мыть детали с помощью ЛВЖ и ГЖ, держать легковоспламеняющиеся и горючие вещества в неметаллической посуде без плотно закрывающихся крышек, заправлять пожарные автомобили горючим, а также ремонтировать их при просачивании топлива из бака без предварительного его слива.
Общая схема мероприятий по безопасности труда при ремонте пожарных автомобилей, мотопомп, поездных электростанций, должна соответствовать требованиям, изложенным в технической документации по эксплуатации пожарной техники и электростанций.
3.7.17. При эксплуатации пожарно-технического вооружения:
при установке выдвижной пожарной лестницы (далее - выдвижной лестницы) необходимо: устанавливать лестницу в 1,5-2 м от стены (угол наклона - 80-83 град.), выдвигать колена лестницы равномерно, без рывков, не допуская накручивания веревки на руки; удерживать выдвижную лестницу при выдвижении за тетивы первого колена; поддерживать равновесие лестницы во время ее выдвижения; проверить механизм фиксации в выдвинутом положении;
при подъеме (спуске) по выдвижной лестнице следует смотреть перед собой, обхватывая ступени пальцами. Не допускается подъем и спуск более одного человека на одно колено выдвижной лестницы, а также на штурмовую и лестницу - палку. Необходимо удерживать лестницу во время подъема по ней или спуска людей, а также при работе на лестнице со стволом или инструментом;
запрещается использовать поврежденные, ветхие, рваные или не установленного образца пожарные защитные костюмы;
перед заступлением на боевое дежурство пояса пожарные необходимо тщательно осмотреть. Пояс снимается с боевого расчета при его повреждениях;
пожарный инструмент и инвентарь (ломы, багры, крюки, лопаты, топоры, пилы) должны проверяться наружным осмотром и испытанием. При осмотре следует обращать внимание на качество насадки инструмента на ручки и чистоту рабочих поверхностей;
топоры, пилы, ножницы для резки металлических решеток должны храниться в чехлах. Запрещается красить деревянные поверхности инструмента и инвентаря;
спасательные веревки, состоящие на вооружении, должны иметь коуши, храниться в чехлах, смотанные в клубок. Веревка не должна иметь местных утолщений и повышенной влажности, порыв отдельных нитей допускаются не более 15 шт. на 200 мм длины веревки;
дыхательными аппаратами на сжатом воздухе могут пользоваться все лица боевого расчета, но только после дезинфекции их лицевых частей (смены масок) или при наличии индивидуальных масок. Каждый газодымозащитник несет личную ответственность за исправность и качество обслуживания закрепленного за ним СИЗОД;
электрозащитные средства (перчатки диэлектрические, галоши (боты) диэлектрические, коврики диэлектрические, ножницы для резки электропроводов, переносные заземлители) осматриваются ежедневно при заступлении на дежурство личным составом караулов, за кем они закреплены. Внешними признаками, определяющими непригодность средств электрической защиты, являются:
для ножниц - повреждение изоляции на рукоятках и отсутствие упорных колец и резиновых втулок на концах рукояток;
для резиновых перчаток, галош, ковриков - проколы, разрывы, наличие отверстий, для переносного заземления - разрушение контактных соединений. Все средства электрической защиты, не прошедшие в установленные сроки испытания, считаются непригодными к использованию;
механизированный инструмент, оборудование для вскрытия и разборки конструкций должны проходить техническое обслуживание и проверку при смене караулов, после каждого применения и ремонта. Меры безопасности при работе с ними должны соответствовать требованиям инструкций по эксплуатации данного инструмента и оборудования;
боевая одежда и снаряжение каждого пожарного укладываются отдельно на специально оборудованные стеллажи с фиксирующимися в открытом положении дверцами или в тумбочки.
3.8. При эксплуатации автомобилей и мотоциклов:
3.8.1. Не допускается эксплуатация автомобилей и мотоциклов, техническое состояние и оборудование которых не соответствует требованиям Правил дорожного движения, правил технической эксплуатации данного вида транспорта и инструкций заводов-изготовителей.
3.8.2. Перевозка людей, как правило, должна производиться на автомобилях и мотоциклах, специально предназначенных для этой цели. Перевозка людей в зимний и переходные периоды года должна осуществляться в крытом автотранспорте, а при температуре ниже -10°С - в автотранспорте, имеющем обогрев салона для пассажиров. Группу людей в кузове грузового автомобиля можно перевозить только при соблюдении требований, определенных Правилами дорожного движения. Посадка и высадка людей разрешаются только при полной остановке автомобиля (мотоцикла) и лишь со стороны тротуара или обочины (в кузов грузового автомобиля - со стороны заднего борта).
3.8.3. Запрещается перевозить людей на сиденье рядом с водителем, в кузове автомобиля и в коляске мотоцикла сверх предусмотренного технической характеристикой количества мест на этот вид транспорта. При следовании на автомобиле (мотоцикле) необходимо поддерживать дисциплину и следить, чтобы скорость движения автомобиля не превышала установленных норм. На стоянке, в том числе при работе на одном месте, автомобиль должен быть надежно закреплен ручным тормозом, а на площадках, имеющих уклон, кроме того, должны быть подставлены подкладки под колеса.
3.9. При работе со служебными собаками:
При движении вожатого (проводника) по путям железнодорожной станции собака должна находиться от него с левой стороны, в наморднике и на коротком поводке. При осмотре грузов ее необходимо оставлять в безопасном месте, на короткой привязи, под наблюдением. При ветеринарном осмотре собак и уходе за ними собаки должны выводиться на поводке, а злобные, кроме того, в намордниках.
При работе с собаками специалисты должны соблюдать правила личной гигиены: не позволять собаке лизать лицо, не употреблять личную посуду для ее кормления, дезинфицировать и содержать в чистоте свою одежду, мыть перед едой руки и не курить во время работы с собакой. В случае укуса человека проводник (вожатый) служебной собаки обязан сообщить пострадавшему сведения о ней (кличку, данные о прививках против бешенства и место нахождения команды военизированной охраны, в которой можно получить копию документа о сделанных собаке прививках).
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. Действия работников при возникновении аварийных ситуаций
4.1.1. В случае аварии в сопровождаемом вагоне (вагонах), работник обязан:
доложить о случившемся по рации начальнику караула или машинисту локомотива для принятия мер;
после остановки поезда выйти в безопасное место;
осуществлять охрану вагонов, особенно со взрывчатыми материалами и метанолом;
не допускать к месту происшествия никого, кроме лиц, прибывших для ликвидации его последствий;
не брать самому и запрещать брать другим рассыпавшиеся грузы и разлившиеся жидкости;
в случае обнаружения выпавших из вагона радиационных упаковок совместно с локомотивной бригадой удалить обнаруженные предметы с путей подручными средствами без непосредственного соприкосновения с ним, оградить опасную зону предупредительными знаками и сигналами остановки в радиусе не менее 10 м, не допускать людей в опасную зону;
4.1.2. При сходе подвижного состава с рельс работник действует в соответствии с п. 4.1.1 настоящей Инструкции.
4.1.3. При нападении на работника военизированной охраны он действует в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
4.1.4. При розливе или утечке опасных веществ работник должен сообщить об этом локомотивной бригаде. При появлении резких запахов работник должен использовать индивидуальные средства защиты (противогаз, легкий защитный костюм) и действовать совместно с локомотивной бригадой с учетом мер безопасности, изложенных в аварийных карточках на данный вид груза. В темное время суток для освещения места аварии должны использоваться только аккумуляторные фонари во взрывоопасном исполнении, включение и выключение которых должно производиться только вне места загазованности.
4.1.5. При возникновении в охраняемом вагоне (вагонах) или на других охраняемых объектах пожара работник должен связаться с локомотивной бригадой по радиостанции или непосредственно с целью вызова пожарной помощи (пожарного поезда, территориальных пожарных подразделений) и приступить к тушению очага пожара при помощи первичных средств пожаротушения (огнетушители, песок, кошма, и др.).
В случае остановки поезда и эвакуации из горящего вагона груза работник должен организовать охрану груза, привлекая к этому проводников (сопровождающих).
До снятия напряжения в контактной сети разрешается тушить горящие предметы на расстоянии не менее 2-х метров от контактной сети и высоковольтной линии, находящейся под напряжением. При этом применять углекислотные, углекис-кислотно-бромэтиловые, аэрозольные и порошковые огнетушители.
Тушение горящих предметов, расположенных на расстоянии свыше 7 метров от контактной сети и высоковольтных линий, находящихся под напряжением, допускается любыми огнетушителями.
4.1.6. При обрыве или падении контактного провода в зоне несения караульной службы работник должен немедленно предупредить об этом локомотивную бригаду.
Нельзя приближаться ближе 8 метров к оборванным проводам. Место оборванных проводов необходимо обозначить.
4.2. Действия по оказанию первой (доврачебной) помощи пострадавшим
4.2.1. При ожогах:
при горении одежды, зажигательных веществ, попавших на одежду принять меры к тушению одежды (водой, снегом), вынести пострадавшего из очага пожара (взрыва);
при попадании на кожу химически активных веществ - тщательно промывать их холодной водой в течение 30-40 мин;
наложить асептическую повязку на ожоговые раны;
при ожогах 1 степени (без образования пузырей) обработать обожженную поверхность спиртом, одеколоном или водкой, обеспечить состояние покоя конечностям при глубоких ожогах путем наложения шин или применения других подручных средств;
при большой поверхности поражения - накрыть ожоговую поверхность сухой чистой простыней или пеленкой. Не следует бинтовать или плотно пеленать обожженную часть тела;
обложить наполненными льдом или холодной водой пакетами (бутылками) ожоговую поверхность поверх сухой простыни;
дать пострадавшему 2-3 таблетки анальгина (при условии, что он в сознании);
давать пить соляно-щелочные смеси (1/2 чайной ложки питьевой соды, 1 чайную ложку поваренной соли на 1 литр воды);
при длительном ожидании скорой помощи обеспечить пострадавшего обильным теплым питьем. Не сдирать с поврежденной кожи одежду. Не вскрывать пузыри. Не бинтовать обожженную поверхность и не смазывать ее жиром.
4.2.2. При отравлении газами:
действовать в соответствии с указаниями, изложенными в аварийных карточках на данный вид опасного продукта. В любом случае предварительно вынести пострадавшего на свежий воздух, глаза промыть большим количеством воды;
при ослаблении дыхания дать понюхать нашатырный спирт (на ватке). В случае остановки дыхания немедленно начать проведение искусственного дыхания;
при отсутствии сознания у пораженного уложить его на носилки на бок, с опущенной вниз головой, ослабить стягивающие части одежды.
4.2.3. При кровотечениях:
при любом кровотечении оказывающий помощь должен действовать быстро, решительно и осторожно, как можно скорее, проще и надежнее остановить кровотечение;
при кожных кровотечениях прикладывать тампоны, смоченные перекисью водорода, придать кровоточащей части тела возвышенное положение, наложить давящую повязку или жгут (выше места повреждения), при небольшом артериальном кровотечении достаточно применить плотную давящую повязку. Если это кровотечение обильное (алая кровь бьет непрерывной и сильной струей), нужно без промедления наложить кровоостанавливающий жгут, принять меры к немедленному вызову врача. Жгут должен быть наложен туго, но при этом не следует излишне сдавливать ткани конечности во избежание тяжелых осложнений. К жгуту прикрепить лист бумаги с указанием времени его наложения.
4.2.4 При переломах:
переломанной конечностью ни в коем случае нельзя совершать резких движений, за нее нельзя тянуть или поворачивать, при открытом переломе обломки костей нельзя заталкивать в рану;
открытый перелом сначала обработать как рану, а затем уже как перелом. На место закрытого перелома накладывается компресс с жидкостью Бурова или с препаратом уксуснокислого алюминия. Затем переломанной конечности или же части тела обеспечивают состояние покоя путем наложения шины или других подручных средств;
если пострадавшего мучает жажда, то его следует напоить, лучше минеральной водой.
4.2.5. При обморожении (общем замерзании):
различается три степени обморожения (I - побледнение кожи вплоть до потери чувствительности, II - образование пузырей, III - омертвение (некроз) отмороженных участков тела).
прежде всего необходимо быстро восстановить кровообращение. При обморожении первой степени рекомендуется делать водяные ванны комнатной температуры или же легкий массаж чистыми руками пораженных участков тела до их согревания. Обмороженные участки тела нельзя растирать снегом или шерстью, чтобы не повредить кожу. После согревания обмороженных участков на них накладывается повязка с борной мазью;
при обморожениях второй и третьей степеней первую помощь пострадавшему оказывают в умеренно теплом помещении. Обмороженные участки тела обливают водой комнатной температуры, затем на них накладывают марлю, смоченную в воде, которую постепенно нагревают. Пострадавший при этом должен двигать конечностями. После восстановления кровообращения пораженный участок покрывают чистой марлей и перевязывают. Пострадавшему дают пить теплые напитки;
при общем замерзании:
замерзшего человека укладывают в слабо натопленном помещении, затем его переносят в ванну с водой комнатной температуры. Если нет такой возможности, тело пострадавшего обливают водой сначала холодной, а затем все более высокой температуры. Одновременно приступают к оживлению. После того, как пострадавший придет в сознание, его следует напоить чаем или черным кофе, укутать теплым одеялом.
4.2.6. При растяжении связок и вывихе:
при каждом растяжении связок необходимо оказать легкую помощь, задачей которой является уменьшение боли. Прежде всего раненому суставу необходимо создать покой путем применения эластичного бинта. Если есть жидкость Бурова, ее можно использовать для приготовления компресса;
при наличии вывиха (определяется по изменению внешнего вида сустава и по искривлению, опухоли сустава) вывихнутая конечность требует очень осторожного обращения. Конечности создают покой в том положении, какое она приняла после травмы. На вывихнутый сустав накладывают компресс с жидкостью Бурова. Нельзя самим предпринимать каких-либо попыток к вправлению вывихнутой конечности во избежание причинения сильной боли или перелома кости.
4.2.7. При сдавливании конечностей:
при извлечении пострадавших из-под обломков техники и завалов обложить придавленную конечность пакетами со льдом, снегом или холодной водой;
дать принять 2-3 таблетки анальгина и обильное теплое питье;
наложить защитные жгуты на сдавленные конечности до их освобождения;
сразу же после освобождения произвести тугое бинтование поврежденной поверхности и наложить импровизированные шины;
повторно приложить холод к поврежденным конечностям;
продолжать давать обильное теплое питье до прибытия врачей.
4.2.8. При поражении электрическим током:
Обесточить пострадавшего, обеспечивая собственную безопасность. Не допускается прикасаться к пострадавшему без предварительного обесточивания, приближаться к проводу, лежащему на земле возле пострадавшего, бегом или большими шагами;
если пострадавший находится в состоянии комы (без сознания) - повернуть его на бок или живот;
при кровотечениях - наложить кровоостанавливающие жгуты и давящие повязки;
при электрических ожогах и ранах - наложить стерильные повязки;
при переломах костей конечностей - наложить шины;
при внезапной остановке сердца - провести непрямой массаж сердца. Для этого повернуть пострадавшего на спину на ровной, твердой поверхности, освободить от одежды грудину пострадавшего, наложить ладонь на грудину на 2-3 см выше мечевидного отростка так, чтобы большой палец спасателя был направлен либо на подбородок, либо на живот пострадавшего, произвести 10-15 толчкообразных надавливаний на грудину, если помощь оказывается одним спасателем и 5 надавливаний - при участии группы спасателей;
начать следующее надавливание на грудину можно только после того, как она полностью вернется в исходное положение (ладонь спасателя не должна расставаться с кожей грудины пострадавшего). Непрямой массаж сердца проводится только прямыми руками. Глубина продавливания должна быть не менее 2-3 см.
4.2.9. При проведении искусственного дыхания:
перед проведением искусственного дыхания пострадавшего нужно уложить на твердую поверхность, освободить область шеи и груди от одежды, обнажить область живота.
При способе "изо рта в рот" необходимо оказывающему помощь, выполнив прием разгибания пострадавшему головы и открытия дыхательных путей, после глубокого вдоха широко открытым ртом закрыть его рот и произвести форсированное вдувание воздуха в его легкие. При этом щекой или пальцем он должен закрыть носовые ходы больного для создания полной герметичности. Первые 3-5 вдуваний надо сделать в быстром темпе, а последующие - с частотой 12-14 в минуту. Объем вдоха должен составлять примерно 600-700 куб. см для взрослого человека.
После окончания вдувания воздуха оказывающий помощь отводит голову в сторону, у пострадавшего происходит пассивный вдох. При каждом вдувании грудная клетка должна подниматься, а при выдохе опускаться. Если во время вдувания воздуха в дыхательных путях отмечается какое-либо сопротивление или воздух уходит в желудок, необходимо более интенсивно выполнить прием разгибания головы.
В гигиенических целях рот пострадавшего должен быть прикрыт чистой салфеткой или носовым платком.
4.2.10. При укусе служебной собакой:
Работник, пострадавший от укуса служебной собаки, обязан после обработки окружности вокруг раны йодом наложить стерильную повязку и обратиться в медицинское учреждение.
5. Требования безопасности после окончания работы
5.1. При обращении с оружием:
При прекращении исполнения служебных обязанностей (независимо, на какое время они прекращены) необходимо:
разрядить оружие в специально установленном месте, оборудованном пылеулавливателями;
убедиться в отсутствии патронов в патроннике;
поставить оружие на предохранитель;
сдать оружие начальнику караула на хранение.
5.2. При работе с пожарной техникой:
По возвращении с пожара (учения) водитель (машинист насосных установок) обязан произвести техническое обслуживание пожарных автомобилей (пожарных мотопомп) согласно инструкции по эксплуатации данной марки автомобиля (мотопомпы), а также произвести внешний осмотр их для выявления повреждений.
Пожарная техника, участвовавшая в ликвидации последствий аварий с опасными грузами, должна быть подвергнута обмывке и обезвреживанию.
Пожарно-техническое вооружение должно быть осмотрено с целью выявления повреждений.
После работ по тушению пожаров и ликвидации последствий аварий с опасными грузами специальная одежда, обувь, индивидуальные средства защиты следует очистить (промыть) и обезвредить.
Заместитель Министра |
Ю.М. Герасимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Типовая инструкция по охране труда для работников военизированной охраны МПС России устанавливает основные требования безопасности для стрелков, пожарных, машинистов насосных установок пожарных поездов, проводников служебных собак и других работников военизированной охраны при несении службы по охране искусственных сооружений, грузов и объектов на ж/д станциях и в пути следования поездов.
Инструкцией установлены требования безопасности перед началом работы, во время работы, при возникновении аварийных ситуаций, а также после окончания работы.
Типовая инструкция по охране труда для работников военизированной охраны Министерства путей сообщения Российской Федерации ТОИ 32-ЦУО-99 (утв. МПС РФ 1 февраля 1999 г. N ЦУО-634)
Текст инструкции приводится по изданию МПС РФ (Москва, 1999 г.)