1. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция определяет общие требования к устройству и содержанию судоходной сигнализации на железнодорожных мостах, в том числе имеющих разводные пролетные строения.
1.2. Для регламентирования дополнительных требований по устройству и содержанию судоходной сигнализации на железнодорожных мостах должны разрабатываться местные инструкции с учетом конкретных условий.
1.3. Местная инструкция разрабатывается дистанцией пути, согласовывается с соответствующим районом водных путей и линейной инспекцией судоходства. Инструкция утверждается начальником отделения железной дороги.
1.4. Проход судов под мостами разрешается только через пролеты, предназначенные для этой цели и оборудованные соответствующими знаками и огнями.
1.5. Судоходные пролеты моста, предназначенные для прохода судов сверху вниз и снизу вверх, проводки плотовых составов, а также для прохода маломерных судов определяются в соответствии с ГОСТ 266 75-97 Государственным бассейновым управлением водных путей и судоходства и судоходной инспекцией совместно с железной дорогой.
1.6. Судоходная сигнализация на мостах действует в период весеннего ледохода до осеннего ледостава.
1.7. Устройство и содержание знаков и огней судоходной сигнализации на мостах осуществляется владельцами мостов.
1.8. В случае изменения подмостового габарита в период строительства или реконструкции моста сигнализация должна соответствовать его новому значению. Все вопросы, связанные с изменением количества и расположения знаков и огней судоходной сигнализации, а также с организацией пропуска судов через створ моста решаются комиссиями с участием представителей Государственных управлений водных путей и судоходства.
1.9. Конструкция, расположение и использование сигналов судоходной сигнализации должно исключать возможность их восприятия со стороны движения железнодорожного транспорта.
2. Виды и устройства судоходной сигнализации
2.1. Для мостов с неразводными пролетными строениями (неразводных мостов)
2.1.1. Судоходная сигнализация должна отвечать требованиям ГОСТ 26600-85 "Знаки и огни навигационные внутренних водных путей". Общие технические условия.
Постановлением Госстандарта России от 14 декабря 1999 г. N 512-ст взамен ГОСТ 26600-85 с 1 июля 2000 г. введен в действие ГОСТ 26600-98
2.1.2. Навигационные знаки и огни предназначены для указания судоходных пролетов мостов, служащих для прохода судов и проводки плотов.
2.1.3. Судоходные пролеты неразводных мостов должны быть оборудованы указателями оси судового хода, указателями подмостового габарита и кромок судового хода (рис. 1-4. Табл. 1-2).
2.1.4. Форма (размеры) щитов и сигнальные огни указателей оси судового хода зависят от назначения пролета (табл.1-2):
ось пролета, предназначенного для прохода судов и составов сверху, обозначается установленным на ферме квадратным щитом, расположенным в виде ромба, а в ночное время двумя красными постоянными створными огнями, видимыми только с ходовой стороны пролета;
ось пролета, предназначенного для прохода судов и составов снизу, обозначается установленным на ферме квадратным щитом, а в ночное время также двумя створными красными огнями;
ось пролета, предназначенного для прохода плотовых составов, обозначается круглым щитом, а в ночное время двумя зелеными постоянными створными огнями;
Таблица 1
Указатели оси судового хода
Таблица 2
Указатели высоты подмостового габарита и кромок судового хода в судоходных пролетах
ось пролета, предназначенного для прохода маломерных судов, обозначается треугольным щитом (вершиной вниз). В ночное время сигнальные огни не предусмотрены.
2.1.5. В зависимости от требуемой дальности видимости Государственным стандартом установлено три типоразмера квадратных и круглых щитов и два - треугольных (табл. 3).
Цвет щитов указателей оси судового хода - красный для светлого фона и белый - для темного.
Створные огни устанавливают: передний - в центре щита или над ним, задний - на кронштейне под противоположной фермой. Минимальное расстояние по вертикали между этими огнями должно быть не менее 1,5 м.
2.1.6. Указатели подмостового габарита и кромок судового хода устанавливают непосредственно на опорах судоходного пролета, если высотный габарит одинаков по всей его ширине и глубина русла между опорами равна или больше объявленной транзитной (см. рис. 1.а).
При невыполнении этих условий указатели подмостовых габаритов и кромок судового хода устанавливают на консолях, подвешенных к ферме моста с таким расчетом, чтобы каждая из них находилась над соответствующей кромкой судового хода (см. рис. 1.б).
2.1.7. Щиты указателей подмостового габарита имеют форму квадрата. Государственный стандарт предусматривает два типоразмера щитов 60x60 и 100x100 см. Цвет щитов - зеленый на светлом фоне и белый - на темном.
В ночное время в центре щита помещается зеленый огонь (см. табл. 2).
2.1.8. Количество щитов (огней), установленных на каждой стороне моста или консоли, зависит от высоты подмостового габарита: при высоте до 10 м - один щит (огонь); при высоте свыше 10 до 13 м - 2 щита (огня); при высоте свыше 13 до 16 м - 3 щита (огня); при высоте свыше 16 м - 4 щита (огня).
Расстояние между щитами - Указателями подмостового габарита должны быть равны высоте щита (табл. 4).
Таблица 3
Размеры и расчетная дальность видимости указателей оси судового хода в судоходных пролетах мостов
Наименование и тип знака |
Типоразмер |
Форма щита |
Размеры щитов, см |
Расчетная дальность действия, км при |
|||
сторона квадрата |
основание треугольника |
диаметр круга или высота треугольника |
|||||
легкой дымке |
хорошей видимости |
||||||
Тип 1 - знак, указывающий судоходный пролет для прохода судов и составов |
2 |
квадрат |
100 |
- |
- |
0,9 |
1,0 |
4 |
" |
200 |
- |
- |
1,4 |
1,8 |
|
6 |
" |
300 |
- |
- |
1,8 |
2,3 |
|
Тип 3 - знак, указывающий судоходный пролет для проводки плотов |
2 |
круг |
- |
- |
100 |
0,8 |
1,0 |
4 |
" |
- |
- |
200 |
1,3 |
1,7 |
|
5 |
" |
- |
- |
300 |
1,7 |
2,2 |
|
Тип 4 - знак, указывающий судоходный пролет для маломерных судов |
1 |
равнобедренный треуг. |
- |
120 |
110 |
0,8 |
1,0 |
|
2 |
То же |
- |
200 |
160 |
1,0 |
1,3 |
Примечание. Указатели оси судоходных пролетов мостов типоразмера 2 применяют на мостах, имеющих высотный габарит до 13 м. На более высоких мостах следует устанавливать знаки типоразмеров 4, 5 и 6.
Таблица 4
Указатель высоты подмостового габарита и кромок судового хода в судоходных пролетах мостов. Взаимное расположение знаков и огней
2.1.9. Высота указывается от расчетного (высокого) судоходного уровня воды (РСУ). На опорах судоходного пролета владельцами мостов должны быть нанесена белой краской или флюоресцентной эмалью горизонтальная полоса, верхняя кромка которой соответствует этому уровню. Ширина полосы 0,3-0,5 (см. рис. 1).
2.1.10. Опоры судоходного пролета, если они не расположены на берегу, подсвечиваются с внутренней стороны фонарями (одним или несколькими), свет которых должен падать вниз, освещая лишь стенки опоры и не мешать судоводителям (рис. 5).
2.1.11. Другие огни, освещающие мост и сооружения вблизи него, должны иметь защитные устройства, чтобы они не мешали судоводителям и не ухудшали видимость сигнальных огней, установленных на мосту.
2.1.12. Для указания высоты подмостового габарита судоходного пролета моста от расчетного (высокого) судоходного уровня воды (РСУ) служат знаки "Соблюдать надводный габарит!" (см. рис. 1 и 4). Знаки устанавливают на опоре или пролетном строении.
2.1.13. Изготовление, установку и обслуживание знаков "Соблюдать надводный габарит!" производят владельцы мостовых переходов по согласованию с органами, регулирующими судоходство. Щиты этих знаков плоские квадратные. Поле щитов белое, окантовка красная, символы черные (см. рис. 4).
Для окантовки рекомендуется применять дневную флюоресцентную эмаль оранжево-красного цвета.
Государственным стандартом предусмотрено два типоразмера щитов: 150x150 и 200x200 см. Больший типоразмер используют на магистральных водных путях. В ночное время на знаке горят два желтых постоянных огня, расположенных по горизонтали.
2.1.14. При необходимости регулирования пропуска судов под мостами их владельцы, по требованию органов пути речного транспорта, устанавливают семафоры или светофоры и обеспечивают их круглосуточное обслуживание.
2.1.15. Конструкция и крепление сигнальных знаков и огней к элементам мостов должны соответствовать типовым проектным решениям Ленгипротрансмоста (в настоящее время АО "Транспорт") инв. N 674 ("Типовые проектные решения. Судовая сигнализация на железнодорожных мостах". Рабочий проект) и инв. N 1000 ("Дополнительные устройства на мостах под железную дорогу нормальной колеи").
2.2. Для мостов с разводными пролетными строениями (разводных мостов)
2.2.1. Навигационная сигнализация судоходных пролетов разводных мостов должна предусматриваться специальными знаками согласно ГОСТ 26600-85. Расстановка знаков и их оснащенность оборудованием выполняются в соответствии с требованиями органов, регулирующих судоходство на внутренних водных путях.
2.2.2. Навигационная сигнализация для пропуска судов в разводной пролет осуществляется установкой по ходу судов сигналов (светофоров) с расцветкой: красный, зеленый.
2.2.3. Включенные навигационные сигналы разводного пролета во время разводки, а также в разведенном положении моста показывают:
красный - проход судов в разводной пролет запрещен;
зеленый - проход судов в разводной пролет разрешен.
В период между разводками моста навигационные сигналы разводного пролета должны быть выключены (проход судов запрещен).
2.2.4. Когда разводной пролет используется для пропуска водного транспорта как требующего разводку, так и не требующего ее, навигационная сигнализация должна учитывать оба вида движения.
2.2.5. Местонахождение и количество сигналов пропуска судов как в разводной, так и в неподвижные пролеты определяется проектом и должно быть согласовано с бассейновым управлением речного (морского) судоходства.
2.2.6. Огни светофоров, разрешающие пропуск судов при разведенном положении моста, должны быть увязаны определенной зависимостью с механизмами разводки и включаться только при полной разводке пролетного строения до установленного габарита.
2.2.7. В разводных мостах с раздельными пролетными строениями под каждое направление движения включение светофоров, разрешающих пропуск судов в разводной пролет, должно быть возможно только при полной разводке пролетных строений обоих направлений.
2.2.8. Ответственность за организацию безопасности проводки судов возлагается на органы, регулирующие судоходство.
2.2.9. Владельцы мостов несут ответственность за безопасное для судоходства содержание разводных пролетов мостов.
2.2.10. Вахтенные начальники судов, следующих в разводку, обязаны поддерживать постоянную радиосвязь на УКВ с механиком моста. Запрещается движение в разводку при отсутствии надежной связи между диспетчером движения, механиком моста и судами.
3. Требования к конструкции судоходной сигнализации
3.1. В конструкции навигационных знаков должны быть предусмотрены: устройство, обеспечивающее надежное крепление щита, светосигнального оборудования и контейнера (шкафа для источников электропитания, устройства для ремонта знака и обслуживания оборудования, а также приспособительные устройства для подключения источников питания и светосигнального прибора.
3.2. Конструкция знаков должна обеспечивать возможность их обслуживания в любое время суток и доступ ко всем элементам знаков и их оборудования, подлежащим окраске, замене или ремонту, а также к местам электрических соединений.
3.3. Места установки автономных источников электропитания должны быть защищены от воздействия атмосферных осадков и водяных брызг.
3.4. Для изготовления стальных конструкций знаков и их основных элементов следует принять углеродистую сталь, а для изготовления деревянных знаков и их элементов - материалы хвойных пород.
3.5. Лакокрасочные покрытия, используемые для раскраски сигнальных поверхностей и окраски несущих конструкций знаков, следует выбирать в зависимости от комплекса воздействующих климатических факторов внешней среды по ГОСТ 9.104-79, материала окрашиваемой поверхности и требований нормативно-технической документации на лакокрасочные покрытия.
3.6. Окраску знаков следует возобновлять не реже одного раза в год в зависимости от снижения (ухудшения) видимости цвета раскраски и нанесенных на щитах символов, цифр и букв.
3.7. Надписи на щитах следует выполнять по ГОСТ 10807-78.
3.8. Дальность видимости сигнальных огней указателей оси судового хода и высоты подмостового габарита и кромок судового хода судоходных пролетов мостов в ночное время должна быть не менее 4 км.
3.9. Цвет красного, зеленого и желтого огней при использовании ламп накаливания должен соответствовать ТУ 21 РСФСР 829-82, ТУ 21 РСФСР 397-85.
3.10. Расстояние между сигнальными щитами указателей высоты подмостового габарита и кромок судового хода должны быть равны высоте сигнального щита, расстояния между навигационными огнями - в два раза больше (см. табл. 4).
3.11. Указатели высоты подмостового габарита судоходных пролетов мостов (см. табл. 2) и информационный знак "Соблюдать надводный габарит!" (см. рис. 4) должны обозначать высоту габарита от расчетного (высокого) судоходного уровня воды (РСУ) или от максимального судоходного уровня воды (приложение 1).
Высоту габарита определяют от максимального судоходного уровня воды в случае, если высота от РСУ подмостового судоходного габарита моста старой постройки не удовлетворяет требованиям речного транспорта (эта высота меньше надводной высоты эксплуатируемых на данном участке судов с учетом динамических и других нормативных запасов).
3.12. Монтаж светосигнального оборудования производят с соблюдением следующих основных требований: оборудование должно быть доступным и безопасным для обслуживания, фотоавтоматы и источники питания защищены от прямого воздействия атмосферных осадков и потерь электроэнергии. Необходимо также принимать меры по предотвращению хищения и повреждения оборудования посторонними лицами.
3.13. При питании светосигнальных установок от автономных источников питания сухие батареи и аккумуляторы должны размещаться в специальном ящике, с учетом 30% запаса, для подключения в конце разряда. Ящик устанавливают возможно ближе к светосигнальному прибору, чтобы уменьшить потери напряжения на сопротивление проводов и для лучшей сохранности источников питания. Обычно ящик помещают с обратной стороны щита, чтобы он не искажал формы знака и не был виден с судового хода.
3.14. При питании светосигнальных установок от промышленной сети напряжением 220 В, их ремонт и обслуживание должны производиться лицами, имеющими квалификационную группу по электробезопасности не ниже третьей и проводиться в соответствии с Правилами устройства электроустановок, Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей и Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными Госэнергонадзором.
3.15. Светосигнальные установки не должны иметь открытых токоведущих частей.
3.16. Замену газосветных трубок, люминесцентных и осветительных ламп, а также другие работы при напряжении 220 В разрешается производить только при отключенном питании. Для этого на всех ответвлениях воздушной линии должны быть установлены в специальном запирающемся металлическом шкафу плавкие предохранители и пакетные выключатели, автоматически отключающие напряжение питания навигационного знака, если шкаф будет открыт.
3.17. На охраняемых мостах рекомендуется устанавливать шкаф (ящик) управления в помещении охраны с постоянным контролем эксплуатационного персонала за работой навигационных сигналов.
3.18. Основные проверки технического состояния аппаратуры и системы судоходной сигнализации должны проводиться ежегодно не позднее, чем за один месяц до начала навигации. Все неисправности, выявленные в процессе проверок должны быть устранены до начала навигации.
4. Эксплуатация и текущее содержание судоходной сигнализации
4.1. Включение огней судоходной сигнализации производится с момента захода солнца, а выключение - с его восходом, в случае включения через фотоавтоматы - автоматически. Фотоавтоматы устанавливаются в местах, исключающих попадание света от искусственного освещения.
Время восхода и захода солнца для конкретной местности определяется геофизической станцией службы пути железной дороги.
4.2. Вопросы текущего содержания и ремонта сигнальных знаков, конструкций крепления сигнальных огней, смотровых приспособлений, бесперебойного электроснабжения, содержания и ремонта электросети и линии связи, замены электроламп, включение и выключение огней судоходной сигнализации, контроль за их горением определяется местной инструкцией по устройству и надзору за судоходной сигнализацией.
4.3. О включении и выключении огней судоходной сигнализации на мосту делается специальная запись в журнале работы и осмотра судоходной сигнализации (приложение 2).
4.4. Для контроля за горением огней может устанавливаться специальный пульт, дублирующий показания основных судоходных сигналов.
4.5. Для оперативной связи с энергодиспетчером и диспетчером района водных путей должна быть установлена телефонная связь (УКВ радиосвязь).
4.6. В местной инструкции по устройству и надзору за судоходной сигнализацией должен быть определен четкий порядок, очередность и конкретные исполнители устранения неисправностей.
Причины, время устранения и фамилия, устраняющего неисправность, записываются в журнал работы и осмотра судоходной сигнализации (см. приложение 2).
К местной Инструкции должны быть приложены:
а) схема судоходных пролетов моста с указанием абсолютных отметок низа конструкций и расположения сигналов судоходной сигнализации;
б) таблица времени восхода и захода солнца;
в) журнал работы и осмотра судоходной сигнализации.
В местной Инструкции должны быть установлены требования безопасности при монтаже и эксплуатации навигационных знаков и огней, в том числе периодичность осмотров их технического состояния.
5. Надзор за судоходной сигнализацией
5.1. Для проверки технического состояния судоходной сигнализации ежегодно должен проводиться специальный осмотр комиссией, возглавляемой заместителем начальника отделения железной дороги с участием представителей дистанции пути, других технических служб железной дороги и судоходной инспекции.
Результаты осмотра оформляются актом с указанием выявленных неисправностей, сроков и ответственных за их устранение.
5.2. Заместители начальников железных дорог, начальники служб пути и их заместители, руководители отделов пути, отделений железных дорог и дистанций пути при проведении периодических осмотров должны проверять состояние и работу судоходной сигнализации и ее устройств, обеспечивает своевременное выявление и устранение недостатков с записью результатов в Книгу искусственных сооружений.
5.3. Запрещается установка, изменение и использование навигационных знаков без согласования с органами, регулирующими судоходство на внутренних водных путях.
Ответственность за надлежащее содержание и надежность действия навигационных знаков, а также установленного на них оборудования несут организации и предприятия, установившие данные знаки.
Оснащенность знаков светосигнальным и другим оборудованием устанавливают органы, регулирующие судоходство на внутренних водных путях, с учетом реальных условий участка водного пути и вида (исполнения) конкретных знаков.
Список литературы
1. Временная инструкция по устройству и содержанию судоходной сигнализации на железнодорожных мостах, 1985.
2. ГОСТ 19179-73. Гидрология суши.
3. ГОСТ 19185-73. Гидротехника. Основные понятия.
4. ГОСТ 23903-79. Пути водные внутренние и их навигационное оборудование.
5. ГОСТ 26600-85. Знаки и огни навигационные внутренних водных путей.
Взамен ГОСТ 26600-85 постановлением Госстандарта России от 14 декабря 1999 г. N 512-ст с 1 июля 2000 г. введен в действие ГОСТ 26600-98 "Знаки навигационные внутренних судоходных путей. Общие технические условия"
6. ГОСТ 26775-97. Габариты подмостовые судоходных пролетов на внутренних водных путях. Нормы и технические требования.
7. Зернов А.В. Методические указания по выполнению практической работы N 1 "определение подмостового габарита". С.-Петербургский Гос. университет водных коммуникаций. С.-П., 1994, 19 с.
8. Инструкция по содержанию навигационного оборудования внутренних водных путей\Главное управление водных путей и гидросооружений Минречфлота РСФСР. М., Транспорт, 1988, 104 с.
9. Инструкция по содержанию искусственных сооружений. Главное управление пути ЦП\4363. МПС, М., Транспорт, 1987, 65 с.
10. Правила плавания по внутренним водным путям РСФСР, М., Транспорт, 1988, 127 с.
11. Удачин B.C., Шереметьев Ю.Н. Навигационные знаки и огни. Судовая сигнализация. Справочное пособие, М., Транспорт, 1993, 255 с.
12. Шмерлинг Е.И. и др. Навигационное оборудование внутренних водных путей. М., Транспорт, 1984., 247 с.
Заместитель Министра |
В.Т. Семенов |
Согласовано:
Заместитель Руководителя |
А.Б. Разгуляев |
27 октября 1998 г.
Заместитель руководителя |
|
22 октября 1998 г.
Рецензия
на инструкцию по содержанию судоходной сигнализации на железнодорожных мостах
Настоящая инструкция предусматривает создание безопасных условий плавания судов и обеспечение сохранности железнодорожных мостов. Инструкция определяет состав навигационных знаков, цвет и характер навигационных огней и период их действия. В инструкции изложены требования к конструкции навигационных знаков, правила эксплуатации и содержания судоходной сигнализации.
Инструкция по содержанию судоходной сигнализации на железнодорожных мостах составлена с учетом действующих нормативных документов, состав навигационных знаков и огней в судоходных пролетах мостов соответствует ГОСТу 26600-85 "Знаки и огни навигационные внутренних водных путей", "Инструкции по содержанию навигационного оборудования внутренних водных путей", "Правилам плавания по внутренним водным путям РСФСР". Предусмотренные инструкцией навигационные знаки и огни на судоходных пролетах мостов обеспечивают круглосуточно безопасные условия плавания для судов.
Инструкция по содержанию судоходной сигнализации на железнодорожных мостах может быть рекомендована к утверждению и изданию.
Доцент кафедры Управления судном, |
А.В. Зернов |
30 июня 1995 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена инструкция по устройству и содержанию судоходной сигнализации на железнодорожных мостах.
Инструкция определяет общие требования к устройству и содержанию судоходной сигнализации на железнодорожных мостах, в том числе имеющих разводные пролетные строения.
Определены виды и устройства судоходной сигнализации, требования к конструкции, эксплуатация, текущее содержание и надзор за ней.
Инструкция по устройству и содержанию судоходной сигнализации на железнодорожных мостах (утв. МПС РФ 22 декабря 1998 г. N ЦП-623)
Текст инструкции приводится по изданию МПС РФ (Москва, 1998 г.)
Инструкция по устройству и содержанию судоходной сигнализации на железнодорожных мостах разработана Нормативно-технологической станцией по инженерным сооружениям и пути МПС России (Цомиров В.Э.) и Научно-исследовательским институтом мостов ПГУПСа (Иванова А.А., Манилова Р.З., Ярохно В.И.) при участии отдела инженерных сооружений Департамента пути и сооружений МПС России (Батюня В.В.) и Департамента внутренних водных путей Минтранса России (Кудрешов А.И., Харькин В.П.)
Настоящая Инструкция предусматривает создание безопасных условий плавания судов и обеспечение сохранности железнодорожных мостов, определяет состав навигационных знаков, цвет и характер навигационных огней и период их действия. В ней изложены требования к конструкции навигационных знаков, правила эксплуатации и содержания судоходной сигнализации
Инструкция составлена с учетом действующих нормативных документов, состав навигационных знаков и огней в судоходных пролетах мостов соответствует ГОСТу 26600-85 "Знаки и огни навигационные внутренних водных путей", "Инструкции по содержанию навигационного оборудования внутренних водных путей", "Правилам плавания по внутренним водным путям РСФСР". Предусмотренные инструкцией навигационные знаки и огни на судоходных пролетах мостов обеспечивают круглосуточно безопасные условия плавания для судов