1. В качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
При осуществлении строительства объекта "под ключ" заказчик вправе предусмотреть в документации о торгах необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства. Объединение в один предмет торгов строительных работ и поставки оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства, приведет к необоснованному ограничению количества участников размещения заказа.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно объединены в один лот работы по строительству и поставка немонтируемого оборудования.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация не должна содержать требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
На заседании Комиссии установлено, что предметом торгов является выполнение работ по завершению строительства объекта капитального строительства. При осуществлении строительства объекта "под ключ" заказчик вправе предусмотреть в документации о торгах необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
Вместе с тем, приложение 1 к техническому заданию Конкурсной документации содержит перечень медицинского оборудования, в том числе, немонтируемого, например: облучатель бактерицидный, стерилизатор воздушный, койка передвижная, светильник смотровой, дозатор для моющего средства, стол лабораторный, шкаф двухдверный на ножках и пр. На заседании Комиссии установлено, что указанное медицинское оборудование является немонтируемым оборудованием различного назначения и технологически и функционально не связано с объектом строительства.
Таким образом, объединение в один предмет торгов работ по завершению строительства объекта капитального строительства и поставки и монтажа оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства, влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа, что является нарушением требований части 3 статьи 22 Закона о размещении заказов.
Согласно части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в конкурсной документации указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания. Частью 4 статьи 19.1 Закона о размещении заказов установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать порядки формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды товаров, работ, услуг для целей включения таких цен в конкурсную документацию, в том числе устанавливать закрытый перечень источников информации о ценах товаров, работ, услуг. Правила формирования начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на отдельные виды медицинского оборудования для целей их включения в документацию о торгах на поставку такого оборудования (далее - Правила) установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2011 N 881.
Согласно пункту 2 Правил указанные Правила применяются заказчиками, уполномоченными органами при формировании начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов) на поставку медицинского оборудования в соответствии с кодами Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93) 3311225, 3311231 - 3311233, 3311239, 3311241, 3311242, 3311262, 3311265, 3311266, 3311268, 3311269, 3592201, 3592202.
В соответствии с пунктом 6 Правил выбор разных производителей взаимозаменяемого медицинского оборудования осуществляется заказчиком, уполномоченным органом из числа производящих медицинское оборудование, удовлетворяющее потребностям заказчика, в том числе с использованием базы данных зарегистрированных изделий медицинского назначения, размещаемой на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Заказчик, уполномоченный орган выбирают не менее 5 производителей либо всех имеющихся производителей, если их количество менее 5, сведения о которых содержатся в базе данных зарегистрированных изделий медицинского назначения. Согласно пункту 7 Правил на основе сформированного перечня производителей заказчик, уполномоченный орган одновременно направляют производителям посредством одинаковых средств связи (почтовой и (или) электронной связи) одинаковые по содержанию запросы о цене на медицинское оборудование, удовлетворяющее потребностям заказчика.
Согласно сметной документации в предмет контракта включена, в том числе поставка медицинского оборудования, обоснование начальной (максимальной) цены которого должно осуществляться в соответствии с Правилами. Так, например, согласно пункту 316 локального сметного расчета на оборудование N 25 в предмет контракта включена поставка "рентгенодиагностического аппарата типа "С-дуга", который относим к коду 3311232 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг "Аппараты рентгеновские медицинские диагностические", который включен в Перечень.
При этом Конкурсная документация не содержит информацию о запросах о цене на медицинское оборудование, удовлетворяющее потребностям заказчика, а также о соответствующих коммерческих предложениях. При этом на заседание Комиссии Заказчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что обоснование начальной (максимальной) цены осуществлено в соответствии с Правилами.
Таким образом, положение документации об Аукционе в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта сформировано с нарушением части 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила признать жалобу обоснованной, признать в действиях Заказчика в том числе нарушение части 2 статьи 19.1, части 3 статьи 22 Закона о размещении заказов, выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов путем внесения изменений в документацию о торгах и приведения ее в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 13.11.2013 N К-1995/13)
2. Требования к техническим характеристикам поставляемого товара, устанавливаемые в документации об Аукционе, не должны ограничивать количество участников размещения заказа.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере размещения заказов рассмотрела жалобу, мотивированную тем, что в совокупности требованиями технического задания соответствует устройство только одного производителя. Однако при рассмотрении жалобы представители Заказчика представили ответы на запросы от поставщиков аналогичного товара, из которых следует, что в совокупности требованиям, установленным Заказчиком в документации об Аукционе, соответствуют товары нескольких производителей,
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в документации об Аукционе требования к техническим характеристикам поставляемого товара, которые ограничивают количество участников размещения заказа, и соответствуют продукции только одного производителя, а именно - сканеру Etuline "SS7030".
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов. В соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с пунктами 2.3 - 2.8 Технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлены следующие требования к планшетному сканеру: "Должен использовать технологию CIS (Contact Image Censor); Должен использовать источник света LED (Light Emitting Diode); Должен поддерживать цветное сканирование с глубиной цвета не менее 24 бит; Время сканирования цветного документа формата А4 при разрешении 300 dpi должна быть не более 3,1 с.; Время сканирования ч/б документа формата А4 при разрешении 300 dpi должна быть не более 3,1 с; Сканер должен иметь дополнительный USB разъем для возможности подключения к нему потокового сканера".
На заседании Комиссии представителями Заказчика даны объяснения и представлены доказательства, а именно ответы на запросы от поставщиков ЗАО "***" (от 08.10.2013 N 205), ООО "***" (от 08.04.2013 N 53), ООО "***" (от 08.04.2013 N 209), из которых следует, что в совокупности требованиям к планшетному сканеру, установленным Заказчиком в документации об Аукционе, соответствуют товары нескольких производителей, а именно - планшетные сканеры Etuline SS7030, Nexscan 1030, Panasonic KV-SS081. Вместе с тем, представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что требования, установленные к планшетному сканеру, влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам поставляемого товара, которые ограничивают количество участников размещения заказа, не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 5 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила признать жалобу необоснованной.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 21.10.2013 N К-1799/13)
3. Если в производстве товара участвуют две страны и более, страной происхождения товара считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товара, отвечающие критериям достаточности переработки
В ФАС России обратился заявитель с жалобой о том, что при заключении с ним контракта, цена предложенная заявителем неправомерно снижена на 15%. При рассмотрении жалобы установлено, что заказчиком предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 % участникам размещения заказа, заявки на участие в торгах которых содержат предложения о поставке товаров российского и (или) белорусского происхождения. При этом заказчик посчитал, что заявителем предложен иностранный товар, в то время как иными участниками торгов товар российского происхождения. Однако, Комиссией ФАС России установлено, что заявки иных участников также содержат предложение о поставке товара иностранного происхождения, в связи с чем заключение контракта с заявителем по цене, сниженной на 15% неправомерно.
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, выразившимися в том, что в проекте государственного контракта цена предложенная Заявителем уменьшена на 15 процентов, таким образом Заказчик неправомерно применил преференции в размере 15 процентов в отношении товаров российского происхождения.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В пункте 5 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.04.2013 N 211 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков" (далее - Приказ) указано, что при размещении заказов на поставки товаров для нужд заказчиков путем проведения аукциона в случае, если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 Приказа от 17.04.2013 N 211, происходящих из иностранных государств, за исключением Республики Беларусь, государственный (муниципальный) контракт, гражданско-правовой договор бюджетного учреждения с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены государственного (муниципального) контракта, гражданско-правового договора бюджетного учреждения.
Согласно пункту 1.5.1 документации об Аукционе участникам размещения заказа, при проведении Аукциона, заявки на участие которых содержат предложения о поставке товаров российского и (или) белорусского происхождения, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.04.2013 N 211 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков".
Представитель Заказчика на заседание Комиссии представил заявки на участие в Аукционе в соответствии с которыми в пункте 4 заявок с порядковыми номерами NN 5711395; 5709108; 5709151 страна происхождения указана как: Индия/ Чешская Республика; Германия/Россия; Германия/Россия соответственно.
Из пояснений представителя Заказчика следует, что из представленных документов в составе заявок с порядковыми номерами NN 5709108; 5709151 предложен лекарственный препарат Сандиммун Неорал
регистрационное удостоверение от 17.11.2013 N 016157/01, завершающие стадии производства данного лекарственного препарата в части его упаковки и введению в гражданский оборот на территории Российской Федерации осуществляется ЗАО "Скопинский фармацевтический завод". Таким образом, страной происхождения лекарственного препарата Сандиммун
Неорал
Заказчик посчитал Россию.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3 приложения Соглашению между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О единых правилах определения страны происхождения товаров" (далее - Правила), если в производстве товара участвуют две страны и более, страной происхождения товара считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товара, отвечающие критериям достаточности переработки, установленными в соответствии с Правилами.
В соответствии с частью 5 Правил не отвечают критериям достаточной переработки операции по подготовке товара к продаже и транспортировке (деление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка) по разборке и сборке упаковки.
Согласно информации из государственного реестра лекарственных средств все стадии производства препарата Сандиммун Неорал
осуществляются на территории Германии, тогда как на территории России осуществляется вторичная/потребительская упаковка.
Таким образом, лекарственные средства предложенные в заявках на участие в Аукционе с порядковыми номерами NN 5709108; 5709151 являются товаром иностранного происхождения.
Учитывая, что всеми участниками размещения заказа были предложены к поставке товары иностранного происхождения, заключение контракта с Заявителем по цене, сниженной на 15% от предложенной им цены, не соответствует положениям Приказа и статьи 13 Закона о размещении заказов.
Таким образом, действия Заказчика нарушают статью 13 Закона о размещении заказов и не соответствуют Приказу.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила признать жалобу обоснованной, признать в действиях Заказчика нарушение статьи 13 Закона о размещении заказов, выдать Заказчику, Оператору электронной площадке предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов о заключении контракта в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
(см. решение Федеральной антимонопольной службы от 16.10.2013 N К-1779/13)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной комиссии, оператора электронной площадки при проведении торгов в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, декабрь 2013)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Гриненко А.В.