Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Марковой Н.В.,
членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Красильниковой М.А., главного специалиста-эксперта отдела правоприменительной практики и методологии Управления контроля размещения государственного заказа Набатовой Е.Д., при участии представителей Федерального государственного казенного учреждения "4 Центральный научно-исследовательский институт" Министерства обороны Российской Федерации Амбрацумяна Э.Ю., ООО "Офисмэйк" Чулкова С.С., представители ОАО "Единая электронная торговая площадка" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "Офисмэйк" (далее - Заявитель) на действия единой комиссии Федерального государственного казенного учреждения "4 Центральный научно-исследовательский институт" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Единая комиссия), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении Федеральным государственным казенным учреждением "4 Центральный научно-исследовательский институт" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Заказчик), ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку канцелярских товаров и бумажной продукции (номер извещения 0348100060113000030) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены тем, что Единая комиссия неправомерно отказала Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 27.09.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 4 275 647,40 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников размещения заказа;
4) к участию в Аукционе допущено 3 участника размещения заказа;
5) дата проведения Аукциона - 25.10.2013;
6) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
7) победителем Аукциона признано ООО "БИЗНЕС ОФИС" с минимальным предложением о цене контракта 3 890 839,08 рублей.
1. В соответствии с частью 3 статьи 41.9 Закона о размещении заказов на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащих сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, участником открытого аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в открытом аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 41.9 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае:
1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, или предоставления недостоверных сведений;
2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме. Частью 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов установлено, что отказ в допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, не допускается.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для поставки товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 22.10.2013 N 0348100060113000030-1 Заявителю и участнику размещения заказа с порядковым номером "3" отказано в допуске к участию в Аукционе по основанию: "первая часть заявки не соответствует требованиям аукционной документации ст. 41.8 п. 4".
1) представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе по следующим основаниям: в пунктах 24, 84 заявки Заявителя отсутствует указание на товарный знак DVD-R, банковской резинки; в пункте 55 заявки Заявителя отсутствуют сведения о том, что лоток разделен на 5 секций; пункт 91 заявки Заявителя не соответствует требованиям технического задания документации об Аукционе; в пункте 58 заявки Заявителя указано диапазонное значение показателя толщины линии маркера: 4-5 мм.
а) согласно пунктам 24, 84 технического задания документации об Аукционе необходимо поставить DVD-R со следующими характеристиками: 4,7 Гб 16x Verbatim Cake Box 10 шт./уп., а также резинку банковскую - размер 60мм /200гр/ 100 пачек в коробке. При этом в заявке Заявителя на участие в Аукционе к поставке предлагается DVD-R - 4,7 Гб 16x VS Cake Box 10 шт./уп.; резинка банковская - размер 60мм /200гр/ 100 пачек в коробке, товарный знак отсутствует.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представителем Заказчика не представлено доказательств того, что указанные в заявке Заявителя товары имеют товарный знак.
б) в соответствии с частью 4 статьи 41.7 Закона о размещении заказов в течение двух дней со дня поступления от оператора электронной площадки указанного запроса заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация размещают разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме с указанием предмета запроса, но без указания участника размещения заказа, от которого поступил запрос, на официальном сайте. При этом в соответствии с частью 5 статьи 41.7 Закона о размещении заказов разъяснение положений документации об открытом аукционе в электронной форме не должно изменять ее суть.
Пунктом 55 "Лоток вертикальный" технического задания документации об Аукционе установлены характеристики лотка вертикального: "вместительный вертикальный лоток для бумаг, прозрачный пластик "тонированное стекло" - Ширина: 90-93 мм., 6 секций". Вместе с тем, в разъяснениях положений документации об Аукционе, размещенных на Официальном сайте 03.10.2013 указаны характеристики лотка вертикального, в том числе "6 секций, разделены 5-ю перегородками".
В пункте 91 технического задания документации об Аукционе Заказчиком к товару "Скобы к степлеру N 10" установлены следующие требования, а именно: "степлер мощный до 20 листов в металлическом корпусе. В упаковке не менее 500 шт.". Вместе с тем, согласно разъяснениям положений документации об Аукционе, размещенным на Официальном сайте 15.10.2013 пункт 91 изложен в следующей редакции: "Скобы характеристика: изготовленные из высококачественной проволоки, размер N 10, в упаковке не менее 500 шт.".
Таким образом, Комиссией установлено, что в нарушение части 5 статьи 41.7 Закона о размещении заказов Заказчиком на Официальном сайте размещены разъяснения положений документации об Аукционе, изменяющие суть документации об Аукционе, в том числе в части пунктов 55 и 91 технического задания документации об Аукционе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
в) в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об аукционе должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению.
Пунктом 10 "Требования к содержанию и составу заявки" раздела III "Информационная карта аукциона" документации об Аукционе первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать следующие сведения, в том числе:
а) согласие Участника размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, соответствующих требованиям документации, на условиях, предусмотренных документацией;
б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, о размере, об упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, представление которых предусмотрено документацией. Указание таких сведений не требуется в случае, если Участник размещения заказа предлагает для поставки товар, указание, на товарный знак которого содержится в документации, или для использования этого товара при выполнении работ, оказании услуг.
На заседании Комиссии установлено, что заявки допущенных участников размещении заказа к участию в Аукционе, как и заявка Заявителя, содержат, в том числе диапазонные значения показателей, например: в пункте 58 заявки участника размещения заказа N 4 указана толщина линии: от 0,5 до 5 мм., в пункте 65 заявки участника размещения заказа N 2 указан корпус ножа 8-9 мм, ширина лезвия 8-9 мм.
Комиссия, изучив документацию об Аукционе, заявки на участие в Аукционе участников размещения заказа, представленных на заседание Комиссия, приходит к выводу о том, что документация об Аукционе не содержит надлежащей инструкции, позволяющей участникам размещения заказа определить, какие именно показатели необходимо указать в первой части заявки на участие в Аукционе в виде конкретных значений, а какие - в диапазоне. Указанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2) на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что заявке участника размещении заказа с номером 3 отказано в допуске по следующим основаниям: в пункте 14 заявки указано неверное наименование факса, в пунктах 24, 62 заявки заменен товарный знак DVD-R, корректирующей жидкости соответственно. Также в заявке не указан перечень документов, которые предоставляются поставщиком Заказчику для осуществления оплаты.
а) пунктом 14 технического задания документации об Аукционе установлено, что необходимо поставить бумагу для факса Panasonic KX-F50 в рулоне. В пункте 14 заявки на участие в Аукционе участника размещении заказа с номером 3 указаны следующие сведения: "бумага для факса Спейс в рулоне". Вместе с тем, факс не является предметом поставки контракта, следовательно, указание наименования факса в заявке на участие Аукционе не является обязательным.
б) в соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 закона о размещении заказов. В соответствии с частью 3 статьи 34 Закона о размещении заказов при указании в документации об аукционе на товарные знаки они должны сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком.
На заседании Комиссии установлено, что техническое задание документации об Аукционе содержит указание на товарные знаки без сопровождения словами "или эквивалент", например: в пункте 10 - бумага для лазерной печати "Mondi Color", в пункте 24 DVD "Verbatim", пункте 35 калькулятор "Citizen", в пункте - 62 "Kores" или корректирующая жидкость Attache. Следовательно, действия Заказчика, указавшего в техническом задании документации об Аукционе товарные знаки без сопровождения словами "или эквивалент", нарушают часть 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
в) согласно пункту 7.4 проекта контракта документации об Аукционе "оплата за поставленный Товар осуществляется Заказчиком в течение 30-ти банковских дней после предоставления Поставщиком Заказчику:
а) счет Поставщика для оплаты поставленного Товара.
б) товарной накладной на каждую партию Товара с отметкой Заказчика о приеме Товара в 3 (трех) экземплярах, с приложением копии доверенности по форме М-2 (форма по ОКУД 0315001);
в) счетов-фактур на каждую партию Товара в 3 (трех) экземпляре;
г) актов приема-передачи каждой партии Товара по форме, установленной Приложением 1 к Контракту в 3 (трех) экземплярах".
На заседании Комиссии установлено, что в заявке участника размещении заказа с номером 3 указано, что "оплата за поставленный Товар осуществляется Заказчиком в течение 30-ти банковских дней после предоставления Поставщиком Заказчику". Вместе с тем, указанное положения заявки не противоречит документации об Аукционе. Кроме того, заявка участника размещении заказа с номером 3 содержит согласие на поставку товара.
Учитывая вышеизложенное, приведенные представителем Заказчика причины для отказа в допуске Заявителю, а также участнику размещения заказа с номером заявки 3 не могут быть положены в основания для принятия решения об отказе в допуске к участию в Аукционе. Следовательно, действия Единой комиссии, принявшей решение об отказе Заявителю и участнику размещения заказа с номером заявки 3 в допуске к участию в Аукционе, нарушают часть 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащей сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, аукционной комиссией оформляется протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе, который ведется аукционной комиссией и подписывается всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком, уполномоченным органом в день окончания рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе. Протокол должен содержать сведения о порядковых номерах заявок на участие в открытом аукционе, решение о допуске участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе с соответствующим порядковым номером, к участию в открытом аукционе в электронной форме и о признании его участником открытого аукциона или об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в открытом аукционе с обоснованием такого решения и с указанием положений документации об открытом аукционе в электронной форме, которым не соответствует заявка на участие в открытом аукционе этого участника размещения заказа, положений заявки на участие в открытом аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об открытом аукционе, сведения о членах аукционной комиссии, принявших решение, сведения о решении каждого члена аукционной комиссии о допуске участника размещения заказа к участию в открытом аукционе или об отказе в допуске к участию в открытом аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе не содержит обоснование решения об отказе в допуске участника размещения заказа к участию в Аукционе с указанием положений документации об открытом аукционе в электронной форме, которым не соответствуют заявка на участие в открытом аукционе участника размещения заказа, положений заявки на участие в открытом аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об Аукционе, что нарушает часть 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов в документации об открытом аукционе в электронной форме указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные Заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
На заседании Комиссии установлено, что в качестве обоснования начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком указано три сайта в сети "Интернет", а именно: www.ofiskopi.ru, www.ofistehnik.ru, www.baskulin.ru". Однако указанные Заказчиком в обоснование начальной (максимальной) цены контракта в документации об Аукционе адреса сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" недоступны для просмотра.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащее обоснование начальной (максимальной) цены контакта, нарушает часть 2 статьи 19.1 Закона о размещении заказов. Действия Заказчика, утвердившего документацию об Аукционе, не соответствующую требованиям Закона о размещении заказов, содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Офисмэйк" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 19.1, пункта 1 части 3 статьи 41.6, части 5 статьи 41.7, части 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Признать в действиях Единой комиссии нарушение части 5 статьи 41.9, части 6 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
4. Выдать Заказчику, Единой комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
5. Передать материалы дела от 01.11.2013 N К-1907/13 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 1 ноября 2013 г. N К-1907/13 "О нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов"
Текст решения официально опубликован не был