Во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 апреля 1984 г. N 313 "О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы", в целях повышения действенности работы родительских комитетов общеобразовательной школы приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о родительском комитете общеобразовательной школы, разработанное в соответствии с Типовым положением о родительском комитете общеобразовательной школы, утвержденным приказом Минпроса СССР от 17.07.86 N 164, и ввести его в действие с 1986/87 учебного года.
2. Считать утратившим силу Инструктивное письмо Минпроса РСФСР от 19 марта 1971 года N 114-M.
Заместитель министра |
З.Г. Новожилова |
Настоящее Положение вводится в действие с 1986/87 учебного года
Положение о родительском комитете общеобразовательной школы РСФСР
(утв. приказом Минпроса РСФСР от 28 октября 1986 г. N 264)
Родительские комитеты создаются в целях содействия школе и семье в осуществлении положений Конституции СССР и Конституции РСФСР, Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы о воспитании сознательных строителей нового общества, подготовки учащихся к самостоятельной жизни, труду и общественной деятельности в условиях ускорения социально-экономического развития страны.
Родительский комитет школы и классные родительские комитеты руководствуются в своей работе Положением о родительском комитете общеобразовательной школы РСФСР, планом работы школы, решениями родительских собраний, рекомендациями педагогического совета, директора школы и классных руководителей.
I. Задачи и содержание работы родительских комитетов
Родительские комитеты призваны:
укреплять связь семьи, школы, трудовых коллективов предприятий и общественности в целях обеспечения единства воспитательного воздействия на детей и повышения его результативности, активно взаимодействовать в этой работе с комиссиями (советами) профсоюзных комитетов по содействию семье и школе в воспитании детей и подростков;
принимать активное участие в деятельности школы по формированию у школьников марксистско-ленинского мировоззрения, внутренней потребности жить и действовать по принципам коммунистической морали и нравственности, знать и соблюдать нормы жизни нашего общества, советского законодательства, воспитывать у школьников уважение ко всем нациям и народностям, сознательную дисциплину, культуру поведения, заботливое отношение к родителям и старшим, способствовать выполнению школьниками "Правил для учащихся школ РСФСР";
оказывать помощь семье в создании необходимых условий для своевременного получения детьми общего среднего образования, помогать школьникам в выборе пути завершения среднего образования; улучшении работы групп продленного дня и интернатов при школах;
помогать школе и семье в воспитании у учащихся ответственного отношения к учебе, привитии навыков учебного труда и самообразования, приобщении их к работе с книгами и другими источниками знаний, обеспечении компьютерной грамотности учащихся;
принимать активное участие в совершенствовании трудового воспитания учащихся в школе и семье, организации их общественно полезного, производительного труда, развитии навыков самообслуживания; оказании помощи учащимся в сознательном выборе профессии и получении первоначальной профессиональной подготовки с учетом потребностей народного хозяйства, интересов и склонностей школьников;
привлекать родительскую общественность к организации внеклассной и внешкольной научно-исследовательской и общественно политической деятельности, общественно полезного, производительного труда, технического и художественного творчества, экскурсионно-туристской и спортивно-массовой работы с учащимися, к реализации комплексных программ "Техническое творчество учащихся общеобразовательных школ РСФСР", "Эстетическое воспитание учащихся общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ РСФСР", "Физическое воспитание школьников РСФСР", а также к воспитательной работе по месту жительства; шире привлекать родителей к созданию клубов по интересам, ведению кружков по электронно-вычислительной технике, технического и художественного творчества, спортивных секций;
привлекать родительскую общественность к активному участию в жизни школы, организации совместного проведения культурных и спортивных мероприятий, содействовать развитию ученического самоуправления, всемерно поддерживать полезные начинания, инициативу и самодеятельность комсомольских и пионерских организаций;
принимать активное участие в повышении педагогической культуры родителей на основе Программы педагогического всеобуча родителей и населения, используя печать, радио и телевидение;
оказывать помощь классным руководителям в изучении и улучшении условий воспитания детей в семье, пропаганде среди родителей положительного опыта семейного воспитания;
повышать ответственность родителей за выполнение ими конституционных обязанностей по воспитанию детей, добиваться искоренения у школьников вредных привычек, курения, употребления спиртных напитков и наркотических средств, аморальных поступков, детской безнадзорности и правонарушений, непримиримого отношения к таким фактам со стороны родителей;
всемерно способствовать охране и укреплению здоровья школьников, помогать школе в организации общественного питания учащихся и участвовать в осуществлении контроля за его качеством.
II. Организация работы родительских комитетов
Родительский комитет школы избирается общешкольным родительским собранием (конференцией) сроком на один учебный год. Количество его членов устанавливается решением родительского собрания (конференции) родителей с учетом представительства коллективов родителей учащихся каждого класса. Из состава комитета выбираются председатель и секретарь.
В школах, имеющих более 20 классов, может избираться президиум родительского комитета, выполняющий его функции в период между родительскими собраниями.
Родительские комитеты составляют план работы на учебный год. Его содержание определяется задачами, стоящими перед данной школой и конкретными условиями ее работы. Родительский комитет класса согласовывает план работы с классным руководителем, общешкольный - с директором школы.
Родительские комитеты принимают свои решения простым большинством голосов при наличии на заседании не менее половины членов комитета.
Общешкольный родительский комитет созывает собрания (конференции) родителей учащихся школы не реже 2 раз в год. Количество делегатов на конференцию от каждого класса устанавливается общешкольным родительским комитетом. Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть.
В работе классных родительских собраний принимают участие классный руководитель, учителя, воспитатели, руководители кружков и секций, общешкольных - директор школы, классные руководители, учителя, представители базовых предприятий, педагоги-организаторы, работники внешкольных учреждений. На отдельные родительские собрания могут приглашаться представители органов ученического самоуправления.
Под руководством членов общешкольного родительского комитета в школе могут создаваться постоянные и временные комиссии по отдельным разделам работы: осуществлению общего среднего образования, педагогического всеобуча родителей, трудовому воспитанию и организации общественно полезного, производительного труда школьников, внеклассной и внешкольной воспитательной работе, хозяйственной работе и др. Состав комиссий определяется общешкольным родительским комитетом. Комиссии в своей повседневной работе опираются на родительский актив, общественность базового предприятия и микрорайона школы.
Родительский комитет школы отчитывается об итогах работы и выполнении принятых решений перед общешкольным собранием (конференцией) родителей, а классный комитет - перед собранием родителей учащихся класса и перед родительским комитетом школы.
Родительские комитеты ведут протоколы своих заседаний и родительских собраний, которые хранятся в делах школы, класса.
В случае несогласия директора школы с решением родительского комитета спорный вопрос разрешается районным (городским) отделом (управлением) народного образования.
Отделы (управления) народного образования при инспектировании школ знакомятся с работой родительских комитетов и принимают меры к повышению эффективности их деятельности.
III. Права родительских комитетов
Родительские комитеты имеют право:
обращаться совместно с администрацией школы в советские органы, общественные организации, базовые и другие предприятия и учреждения по вопросам оказания помощи школе;
вносить на рассмотрение директора и педагогического совета школы, классных руководителей предложения по совершенствованию учебно-воспитательной работы, организации общественно полезного, производительного труда и досуга учащихся, работы педагогического коллектива с родителями. Директор школы и педагогический совет обязаны внимательно рассматривать предложения родительского комитета и информировать его о принятых решениях;
заслушивать сообщения директора школы и классных руководителей о состоянии и перспективах работы школы, сообщения родителей о воспитании учащихся в семье;
вносить предложения на рассмотрение педагогического совета школы и ходатайствовать по месту работы родителей перед администрацией и общественными организациями учреждений (предприятий) о поощрении родителей за успехи в воспитании детей, за активную помощь школе в коммунистическом воспитании учащихся, а также добиваться общественного воздействия на родителей, нерадиво относящихся к воспитанию детей, строго спрашивать с них за изъяны и недоработки в семейном воспитании;
принимать участие в распределении средств фонда всеобуча.
Председатель общешкольного родительского комитета является членом педагогического совета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минпроса РСФСР от 28 октября 1986 г. N 264 "Об утверждении Положения о родительском комитете общеобразовательной школы"
Текст приказа официально опубликован не был