В целях совершенствования профориентационной работы со школьниками приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об учебно-методическом кабинете профессиональной ориентации учащихся в общеобразовательной школе.
2. Министерствам просвещения союзных республик:
2.1. Довести Положение до органов народного образования и подведомственных им учебных заведений для использования при создании кабинетов профессиональной ориентации учащихся в общеобразовательных школах и организации их работы.
2.2. Совместно о государственными комитетами союзных республик по труду, предприятиями (организациями), учреждениями министерств и ведомств принять меры по повышению качества работы кабинетов профориентации в соответствии с настоящим Положением.
3. Приказ Министерства просвещения СССР от 10.11.83 N 134 "Об утверждении Положения о школьном учебно-методическом кабинете профессиональной ориентации учащихся в средней общеобразовательной школе" считать утратившим силу.
Министр |
С.Г. Щербаков |
Положение
об учебно-методическом кабинете профессиональной ориентации учащихся в общеобразовательной школе
(утв. приказом Минпроса СССР от 24 сентября 1986 г. N 202)
Общие положения
1. Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации* организуется в средней, крупной девятилетней, а также специальной общеобразовательной школе в соответствии с постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 декабря 1977 года N 1111 "О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду" и от 12 апреля 1984 года N 314 "Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда".
2. Кабинет является организационно-методическим и учебным центром профориентационной работы в школе. Ее основными задачами являются подготовка учащихся к выбору профессии с учетом их индивидуальных особенностей и потребностей народного хозяйства в кадрах; формирование у школьников общественно ценных мотивов такого выбора, интересов, способностей. Эта работа должна способствовать формированию у учащихся: к окончанию VII класса готовности к выбору профиля профессионального обучения в VIII-IX классах; IX класса - к обоснованному выбору пути получения среднего образования, профессии, которой они будут овладевать в профессионально-технических, средних специальных учебных заведениях, в Х-ХI (ХII) классах; средней школы - к сознательному выбору пути продолжения образования, места работы в народном хозяйстве.
3. Кабинет содействует руководству школы в координации профориентационной деятельности педагогических и других работников школы, работников базового предприятия, в оказании им организационной и методической помощи. Кабинет используется для коллективной и индивидуальной работы со школьниками и их родителями, проведения занятий с учащимися VIII-IX классов по курсу "Основы производства. Выбор профессии". Особое внимание уделяется учащимся, испытывающим затруднения в выборе профессии или имеющим отклонения в состоянии здоровья.
4. В работе кабинета принимают участие базовое предприятие, его профориентационная служба. Кабинет тесно связан в своей деятельности с кабинетом профориентации межшкольного учебно-производственного комбината, территориальным центром профессиональной ориентации молодежи.
5. Работа кабинета организуется в соответствии с настоящим Положением, Уставом средней общеобразовательной школы, Положением о базовом предприятии средней общеобразовательной школы, нормативными и инструктивно-методическими документами по профориентации.
Организация и содержание работы кабинета
6. Заведование кабинетом возлагается директором школы на одного из учителей, которому в установленном порядке производится дополнительная оплата. В обеспечении работы кабинета принимает участие педагогический работник школы, выполняющий обязанности по организации трудового обучения, профессиональной ориентации, общественно полезного, производительного труда учащихся. К работе с учащимися привлекаются классные руководители, учителя, мастера производственного обучения, медицинский работник и библиотекарь школы, родители учащихся, работники межшкольного учебно-производственного комбината, базового предприятия, территориального центра профессиональной ориентации молодежи, детских внешкольных учреждений, учебных заведений. Из их числа создается актив кабинета. В профориентации учащихся принимают участие комсомольская и пионерская организации, органы ученического самоуправления школы.
7. Основные направления работы с учащимися и их родителями:
информация о потребностях в кадрах базового предприятия, других местных предприятий, о профессиях, путях их приобретения, возможностях трудоустройства, пропаганда наиболее нужных народному хозяйству профессий;
изучение, с привлечением специалистов и с использованием современных методов и средств профдиагностики, психофизиологических качеств школьников;
коллективные и индивидуальные, с участием психологов и медицинских работников, консультации по вопросам выбора профессии, трудоустройства;
организация встреч с работниками предприятий, организаций, хозяйств, передовиками и новаторами производства, ветеранами труда, с учащимися, студентами и преподавателями учебных заведений.
В I-IV классах основное внимание уделяется ознакомлению учащихся с некоторыми доступными для их понимания профессиями. В V-IX классах - формированию у школьников представлений о главных отраслях народного хозяйства, интереса к определенной области трудовой деятельности, стремления получить профессию в средних профессионально-технических училищах, ознакомлению со средними специальными учебными заведениями, направлениями профессионального обучения в VIII-XI (ХII) классах. В X-XI (ХII) классах - закреплению у учащихся интереса к овладеваемой профессии, ознакомлению с путями продолжения образования, с возможностями трудоустройства на базовом предприятии, других, прежде всего местных, предприятиях и в организациях. Выпускникам средней школы оказывается содействие в трудоустройстве.
8. Основными направлениями работы с педагогическим коллективом являются:
координация профориентационной работы классных руководителей, учителей-предметников, воспитателей групп продленного дня, руководителей кружков, секций, трудовых объединений школьников, мастеров производственного обучения, работников народного хозяйства, привлекаемых к трудовой подготовке учащихся, оказание им организационной и методической помощи;
содействие укреплению сотрудничества в области профориентации школы с базовым и другими предприятиями, межшкольным учебно-производственным комбинатом, профессиональными учебными заведениями, территориальным центром профориентации молодежи;
организация для учителей встреч с работниками народного хозяйства, профессиональных учебных заведений, экскурсий на производство, ознакомление их с передовым опытом работы по профессиональной ориентации школьников;
участие в подготовке предложений по определению профилей и профессий трудовой подготовки школьников, в комплектовании учебных групп для профессионального обучения учащихся, в подготовке рекомендаций по организации профориентации в процессе общественно полезного, производительного труда, трудового и профессионального обучения, всей учебно-воспитательной работы.
9. Директор школы в соответствии с настоящим Положением определяет функции заведующего кабинетом, обеспечивает создание необходимых условий для проведения профориентационной работы, осуществляет контроль за деятельностью кабинета.
Оборудование кабинета
10. Под кабинет отводится специальное помещение. В отдельных случаях возможно совмещение кабинета профориентации с одним из учебных кабинетов школы. Экспозиция кабинета может быть продолжена в рекреационных помещениях, учебных кабинетах, мастерских школы.
11. В соответствии с Положением о базовом предприятии общеобразовательной школы в создании и организации деятельности кабинета участвует базовое предприятие. В оборудовании и оформлении кабинета принимают участие также другие местные предприятия, организации и учреждения, средние профессионально-технические, высшие и средние специальные учебные заведения, территориальный центр по профессиональной ориентации молодежи и другие профориентационные службы.
12. Кабинет оснащается информационным, учебно-методическим материалом и документами по организации профориентационной работы с учащимися.
Информационный материал:
сведения о средних профессионально-технических училищах, средних специальных и высших учебных заведениях (перечень специальностей и профессий, по которым осуществляется подготовка, условия приема, распределения после окончания обучения и т.д.), о предприятиях и организациях района (города), выпускаемой ими продукции, потребности в кадрах, условиях труда и быта, перспективах их социально-экономического развития;
профессиограммы (характеристики) рабочих профессий, справочная, научно-популярная и другая литература о различных отраслях народного хозяйства, профессиях, учебных заведениях, людях труда и др.;
образцы продукции, выпускаемой местными предприятиями, макеты, муляжи, модели, схемы, таблицы, знакомящие с содержанием работы, технологическими процессами, организацией и экономикой производства.
Учебно-методический материал:
рекомендации органов и учреждений народного образования, по труду, профориентационных служб, методические материалы в помощь учителям, мастерам, специалистам народного хозяйства, работающим с учащимися, руководителям кружков, трудовых объединений школьников;
примерная тематика профориентационных бесед, лекций для учащихся и их родителей, разработки бесед о профессиях, других профориентационных мероприятий;
литература, дидактические и другие материалы для проведения занятий по курсу "Основы производства. Выбор профессии";
материал, используемый в целях изучения интересов, склонностей учащихся, их психофизиологических качеств (анкеты, опросники и др.).
Материал по организации профориентационной работы в школе:
документы директивных органов, органов народного образования, по труду, территориальных центров профориентации молодежи;
планы комплектования средних профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений, X классов средней школы выпускниками IX классов, данные о выполнении этих планов, сведения о поступлении в учебные заведения, трудоустройстве и закреплении выпускников средней школы в народном хозяйстве в соответствии с полученной профессией;
планы профориентационной работы школы, кабинета, графики индивидуальных и групповых консультаций;
сведения об учащихся (их здоровье, интересах и склонностях, успеваемости, прилежании, участии в общественно полезном, производительном труде, во внеклассной и внешкольной работе и др.).
Профориентационный материал кабинета и школы в целом должен систематически обновляться.
13. Кабинет оснащается техническими средствами обучения, учебно-наглядными, аудитивными и аудивизуальными пособиями, оборудованием для хранения литературы, материалов, документации и, по возможности, профдиагностическим оборудованием.
14. Имущественно-материальные ценности кабинета находятся на ответственном хранении у заведующего кабинетом. Он ведет учет этих ценностей и осуществляет их списание в установленном порядке.
______________________________
* Далее именуется - кабинет
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Минпроса СССР от 24 сентября 1986 г. N 202 "Об утверждении Положения об учебно-методическом кабинете профессиональной ориентации учащихся в общеобразовательной школе"
Текст приказа официально опубликован не был