Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 октября 2013 г. N 45-АПГ13-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Еременко Т.И. и Ксенофонтовой О.А.,
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Новикова Н.В. на решение Свердловского областного суда от 28 июня 2013 года, которым отказано в удовлетворении заявления Новикова Н.В. о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 18 сентября 2012 года N 150-ПК "Об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, сообщении муниципального образования "город Екатеринбург".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтовой О.А., объяснения представителя Региональной энергетической комиссии Свердловской области Соболя М.Б., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
пунктом 1 постановления Региональной энергетической комиссией Свердловской области от 18 сентября 2012 года N 150-ПК "Об утверждении предельных тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, сообщении муниципального образования "город Екатеринбург" утвержден предельный тариф на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, сообщении муниципального образования "город Екатеринбург" в размере 23 рубля за поездку и за место багажа.
Пунктом 2 постановления предусмотрено, что на настоящий тариф распространяются Разъяснения по применению тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, утвержденных постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 28 мая 2008 года N 75-ПК "Об утверждении предельных тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении на территории Свердловской области"; пунктом 3 постановления признаны утратившими силу позиции 3 и 4 главы 1 предельных тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении, утвержденных постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 28 мая 2008 года N 75-ПК.
Согласно пункту 5 постановления оно вступает в силу с 1 октября 2012 года.
Новиков Н.В. обратился в Свердловский областной суд заявлением о признании недействующим постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 18 сентября 2012 года N 150-ПК, указав, что оно противоречит статьям 1, 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статье 95 областного закона от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ "О правовых актах в Свердловской области", устанавливающей, что исполнительные органы государственной власти Свердловской области принимают нормативные правовые акты Свердловской области в формах и случаях, установленных федеральными законами и законами Свердловской области. Региональная энергетическая комиссия Свердловской области приняла оспариваемое постановление в отсутствие федерального закона или закона Свердловской области, при этом утвержденный тариф может произвольно и постоянно меняться.
По мнению заявителя, оспариваемым постановлением создана угроза нарушения его конституционных прав, свобод и законных интересов, в том числе имущественного характера, так как убытки перевозчиков из-за снижения объемов пассажиропотока были произвольно переложены на пассажиров общественного транспорта в городском сообщении.
Решением Свердловского областного суда от 28 июня 2013 года в удовлетворении заявления Новикова Н.В. отказано.
В апелляционной жалобе Новикова Н.В. ставится вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права и вынесении нового решения об удовлетворении его заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к отмене решение суда.
В соответствии с подпунктом 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится установление подлежащих регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 28 февраля 1995 года N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительству РФ предписано определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", принятым во исполнение названного Указа Президента РФ, утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. К числу таких услуг относятся перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).
Региональная энергетическая комиссии Свердловской области согласно Положению о ней, утвержденному Указом Губернатора Свердловской области от 13 ноября 2010 года N 1067-УГ "Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области", является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов, расценок, наценок, надбавок, индексов, ставок, размеров платы). Ее решения, принятые в пределах полномочий, являются обязательными для исполнения всеми физическими и юридическими лицами на территории Свердловской области. Государственное регулирование цен (тарифов, расценок, наценок, надбавок, индексов, ставок, размеров платы) на услуги, товары и продукцию, на которые государственное регулирование цен (тарифов, расценок, наценок, надбавок, индексов, ставок, размеров платы) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, является основной задачей комиссии. В соответствии с возложенными на нее задачами комиссия устанавливает тарифы на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).
Анализ приведенного выше законодательства свидетельствует о правильности вывода суда о том, что оспариваемое постановление принято Региональной энергетической комиссией Свердловской области в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Суд обоснованно не согласился с доводом заявителя об отсутствии федерального закона или областного закона, предусматривающих полномочие региональной энергетической комиссии на принятие постановления, указав, что субъект Российской Федерации вправе был утвердить предельные тарифы на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, сообщении, реализуя полномочия, переданные ему постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 года N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", принятым во исполнение Указа Президента РФ от 28 февраля 1995 года N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".
Отказывая в удовлетворении заявления, суд проверил соблюдение при принятии оспариваемого постановления порядка, предусмотренного Административным регламентом Региональной энергетической комиссии Свердловской области исполнения государственной функции по рассмотрению расчетных материалов и утверждению цен (тарифов) в соответствии с полномочиями Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утвержденным постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 24 февраля 2011 года N 25-ПК, и установил, что он был соблюден, включая проведение экспертизы расчетных материалов и предложений об установлении цен (тарифов).
Относительно довода заявителя о нарушении его прав в связи с возможностью постоянного изменения тарифов суд правильно указал, что Административным регламентом предусмотрен период действия тарифов - один год.
Судом установлено, что основанием для пересмотра действующих предельных тарифов послужили обращения перевозчиков Екатеринбургских муниципальных унитарных предприятий "Екатеринбургский метрополитен", "Муниципальное объединение автобусных предприятий", "Трамвайно-троллейбусное управление" и администрации муниципального образования "город Екатеринбург", представивших расчетные материалы, обосновывающие изменение тарифа на перевозку пассажиров на 2012 год, в соответствии с Методическими рекомендациями по формированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении на территории Свердловской области, утвержденных постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 20 июля 2009 года N 79-ПК. Поступившие расчетные материалы и предложения об установлении тарифов в размере 24-26 рублей были рассмотрены регулирующим органом - Региональной энергетической комиссией Свердловской области с проведением экспертизы, которой были учтены все необходимые составляющие. Постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 18 сентября 2012 года N 150-ПК соответствует положениям статьи 95 областного закона от 10 марта 1999 года N 4-03 "О правовых актах в Свердловской области".
Учитывая изложенное, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания недействующим оспариваемого постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 18 сентября 2012 года N 150-ПК.
Находя решение суда законным и обоснованным, Судебная коллегия не усматривает оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы, не опровергающим выводов суда.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Свердловского областного суда от 28 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Новикова Н.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Еременко Т.И. |
|
Ксенофонтова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 30 октября 2013 г. N 45-АПГ13-4
Текст определения официально опубликован не был