Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника отдела проверок Управления контроля размещения государственного заказа Марковой Н.В.,
членов комиссии:
заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Абрамова Г.А.,
ведущего консультанта отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Игнатущенко П.П.,
ведущего консультанта правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Киселевой О.В.,
при участии представителей ФКУ "Управление автомобильной магистрали Самара-Уфа-Челябинск Федерального дорожного агентства" Арсланбековой С.С., Чураковой О.А., представители ООО "МК Строй Про", ЗАО "Сбербанк-АСТ" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "МК Строй Про" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Управление автомобильной магистрали Самара-Уфа-Челябинск Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на реконструкцию автомобильной дороги М-7 "Волга" - от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы на участке км 1270+010 - км 1290+838, Республика Башкортостан (II пусковой комплекс) (номер извещения 0301100012713000006) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика.
1. Документация об Аукционе содержит противоречивые требования к товарам, используемым при выполнении работ.
2. Документация об Аукционе не содержит сведений об услугах, на оказание которых размещается заказ, в виде требований к качеству и характеристикам услуг, а именно: не указаны используемые для определения соответствия потребностям Заказчика максимальные и (или) минимальные значения показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при утверждении документации об Аукционе Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) 08.02.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта 1 682 358 009 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 9 заявок от участников размещения заказа;
4) дата окончания срока рассмотрения заявок 07.03.2013.
1. В документации об Аукционе установлено, что "первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения: согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме (приложение N 2а к документации об открытом аукционе в электронной форме), и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара".
В соответствии с разъяснением положений документации об Аукционе от 15.02.2013 N ВР -10/639 "в первой части заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме представляются в соответствии с приложением N2а с учетом требований установленных в приложении N2 "Техническое задание" документации об открытом аукционе в электронной форме".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что приложение N 2 к документации об Аукционе "Техническое задание" (далее - Приложение N 2) содержит расширенные требования к результатам работ, а также показатели используемого при выполнении работ товара, однако, приложение N 2а к документации об Аукционе "Сведения об основных показателях товаров, используемых при выполнении работ по объекту "Реконструкция автомобильной дороги М-7 "Волга" - от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы на участке км 1270+010 - км 1290+838, Республика Башкортостан (II пусковой комплекс)" (далее - Приложение N 2а) содержит конкретизирующие показатели материалов, влияющих на качество конструкций, необходимые для предоставления в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать конкретные показатели используемого товара, установленные только в Приложении N 2а.
На основании изложенного, довод Заявителя о том, что документация об Аукционе содержит противоречивые требования к товарам, используемым при выполнении работ, не нашел своего подтверждения.
2. Пунктом 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе, требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению.
Пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов установлено, что документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта, в том числе, требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
В документации об Аукционе установлено, что "первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения: согласие участника размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме (приложение N 2а к документации об открытом аукционе в электронной форме), и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара".
В Приложении N 2а установлены требования к характеристикам используемых при выполнении работ материалов согласно нормативным требований, техническому заданию, ведомости объемов работ документации об Аукционе.
Например: пунктом 5 Приложения N 2а установлены требования к температуре асфальтобетонной смеси при укладке горячей пористой крупнозернистой асфальтобетонной смеси марки I и II - не ниже 120 °С. При этом пунктом 6.1.6 Приложения N 2 установлено, что показатели для горячей пористой крупнозернистой асфальтобетонной смеси II марки должны соответствовать требованиям ГОСТ 9128-2009. Пунктом 4.2 ГОСТ 9128-2009 "Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия" установлено, что смеси в зависимости от вязкости используемого битума и температуры при укладке подразделяют, в том числе, на горячие, приготовляемые с использованием вязких и жидких нефтяных дорожных битумов и укладываемые с температурой не менее 120 °С. При этом инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе не установлено, определен указанный показатель минимальным значением или значением, которое не может изменяться.
Также, в документации об Аукционе отсутствуют, в том числе:
- единицы измерения цифр, указанных во втором столбце таблицы, в пунктах 7, 9 Приложения N 2а, например:
N |
Наименование показателя |
Ед. измерения |
Требуемое значение |
7 |
Верхний слой покрытия |
||
|
20 |
% |
90-100 |
|
15 |
% |
75-100 |
|
10 |
% |
62-100 |
9 |
Битум дорожный для приготовления асфальтобетонных смесей |
||
|
Глубина проникания иглы, 0,1 мм: |
|
|
|
- при 25 |
мм |
91-130 |
|
- при 0 |
|
не менее 28 |
- обозначения символов "D", "d" в пункте 4 Приложения N 2а, например:
N |
Наименование показателя |
Ед. измерения |
Требуемое значение |
4. |
Нижний слой основания щебеночное, устраиваемое методом заклинки Основная фракция щебня 40-70 мм Зерновой состав по контрольным ситам |
||
|
D |
% |
до 10 |
|
1,25D |
% |
до 0,5 |
|
0,5(d+D) |
% |
от 30 до 60 |
|
d |
% |
от 90 до 100 |
Также, в соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе не указаны показатели используемых материалов, установленные, в том числе, в четвертом столбце указанных выше таблиц Приложения N 2а, значения которых являются максимальными и (или) минимальными, или значения, которые не могут изменяться.
Требования к характеристикам товаров, установленные в части пунктов Приложения N 2а не позволяют установить, необходимо ли Заказчику только один, либо все указанные виды товара, например: в пункте 1 "Грунт - суглинок песчанистый по ГОСТ 25100-95 твердой, полутвердой консистенции", в пункте 2 "Песок гравелистый, крупный, средний по ГОСТ 25100-95", в пункте 5 "Горячая пористая крупнозернистая асфальтобетонная смесь марки I и II", в пункте 6 "Марка по дробимости из изверженных и метаморфических пород/осадочных пород".
Таким образом, из требований, установленных Заказчиком к используемым материалам в Приложении N 2а, невозможно определить, какие именно показатели определены максимальными и минимальными значениями, и какие показатели определены значениями, которые не могут изменяться. Указанные положения документации об Аукционе нарушают пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу о том, что руководствуясь инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе участнику размещения заказа невозможно определить, в каком пункте Приложения N 2а необходимо указать конкретное значение, а в каком - диапазон значений. Также в части пунктов Приложения N 2а не установлено, необходимо ли участнику размещения заказа указать в первой части заявки на участие в Аукционе только один, либо все указанные виды товара, перечисленные через запятую/дробь.
Таким образом, Заказчик, не установив в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, нарушил пункт 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Согласно части 2.1 статьи 11 Закона о размещении заказов в случае, если при размещении заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства путем проведения аукциона начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) составляет пятьдесят миллионов рублей и более, заказчик, уполномоченный орган вправе установить также участникам размещения заказа требование выполнения ими за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, относящихся к той же группе, подгруппе или одной из нескольких групп, подгрупп работ, на выполнение которых размещается заказ.
В соответствии с Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 7.06.2011 N 273 "Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков" в целях установления участникам размещения заказа требования выполнения ими за последние пять лет работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства в соответствии с частью 2.1 статьи 11 Закона о размещении заказов работы, включенные в группу N 221 "Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, автомобильных дорог общего пользования, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек", следует классифицировать в подгруппы.
В соответствии с извещением о внесении изменений в извещение и документацию об Аукционе от 13.02.2013 N ВР-10/587 "документы, необходимые для подтверждения соответствия участника размещения заказа требованию, установленному частью 2.1 статьи 11 Федерального закона N 94-ФЗ к выполнению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства Извещения изложить в следующей редакции:
"Копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, копия акта приемки объекта капитального строительства, за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, стоимость которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, на право, заключить который проводится аукцион (документация об аукционе в электронной форме)".
Таким образом, в документации об Аукционе Заказчик не установил подгруппу объекта строительства, являющегося предметом Аукциона, опыт строительства, реконструкции, капитальному ремонту, по которым должен подтвердить участник размещения заказа, что нарушает часть 2.1 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Данное нарушение, а также нарушения, указанные в пункте 2 настоящего решения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "МК Строй Про" обоснованной в части неуказания Заказчиком в документации об Аукционе используемых для определения соответствия потребностям Заказчика максимальных и (или) минимальных значений показателей и показателей, значения которых не могут изменяться.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 2.1 статьи 11, пункта 1 части 3, пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела от 05.03.2013 N К-269/13 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Ведущий заседание Комиссии: |
Н.В. Маркова |
Члены Комиссии: |
Г.А. Абрамов |
|
П.П. Игнатущенко |
|
О.В. Киселева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 5 марта 2013 г. N К-269/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов"
Текст решения официально опубликован не был