Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 ноября 2013 г. N 74-АПГ13-32
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пирожкова В.Н., судей Анишиной В.И. и Борисовой Л.В.,
при секретаре Паршиной М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании недействующими п.п. 1.1 и 2.1 Положения о Министерстве спорта Республики Саха (Якутия), утверждённого постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 марта 2013 г. N 76, по апелляционной жалобе Правительства Республики Саха (Якутия) на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 сентября 2013 г., которым заявление прокурора удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения представителя Правительства Республики Саха (Якутия) Петрова А.Ю., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с указанным заявлением по основанию противоречия оспариваемых положений регионального акта федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Верховным Судом Республики Саха (Якутия) постановлено приведённое выше решение, об отмене которого в связи с нарушением норм материального права и норм процессуального права и прекращении производства по делу просит в апелляционной жалобе Правительство Республики Саха (Якутия).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда не подлежащим отмене.
Удовлетворяя заявление прокурора, суд правомерно руководствовался ч. 2 ст. 253 ГПК РФ и исходил из вывода о том, что оспариваемое в части Положение принято Правительством Республики Саха (Якутия) с превышением полномочий, предоставленных федеральным законодательством органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Данный вывод суда мотивирован, основан на анализе действующего законодательства и материалов дела, и оснований для признания его неправильным Судебная коллегия не имеет.
Общие вопросы физической культуры и спорта отнесены п. "е" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Законодательное разграничение полномочий органов государственной власти в указанной сфере закреплено Федеральным законом от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ), Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Подпунктом 30 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ в качестве полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), определено решение вопросов осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта, организации и проведения официальных региональных и межмуниципальных физкультурных, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, обеспечения подготовки спортивных сборных команд субъекта Российской Федерации, в том числе среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также присвоения спортивных разрядов и соответствующих квалификационных категорий спортивных судей в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В п. 1 ст. 21 этого же Федерального закона указано, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации участвует в проведении единой государственной политики в области физической культуры и спорта.
Разработка и реализация государственной политики в области физической культуры и спорта составляет предмет полномочий Российской Федерации, как следует из п. 1 ст. 6 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации таких полномочий не предоставлено, что усматривается из содержания ст. 8 этого же Федерального закона, перечисляющей полномочия субъектов Российской Федерации в указанной сфере.
Таким образом, региональным органам власти не предоставлено полномочий на осуществление нормативного правового регулирования по вопросам разработки (выработки) и реализации государственной политики в области физической культуры и спорта.
Судом установлено, что постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 18 марта 2013 г. N 76 "Об утверждении положений о Министерстве спорта Республики Саха (Якутия) и его коллегии" утверждено Положение о Министерстве спорта Республики Саха (Якутия) (далее - Положение) согласно приложению N 1 к постановлению.
В п.п. 1.1 и 2.1 Положения, отражающих основные задачи и функции указанного органа, отмечено, что Министерство спорта Республики Саха (Якутия) является исполнительным органом государственной власти Республики, осуществляющим полномочия по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта.
Сопоставив содержание оспариваемых прокурором пунктов Положения с федеральными нормами, суд правомерно пришёл к выводу о том, что оспариваемое регулирование осуществлено Правительством Республики Саха (Якутия) с превышением полномочий в нормотворческой сфере, предоставленных ему действующим законодательством. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены лишь отдельными полномочиями в области физической культуры и спорта, в том числе полномочием участвовать в проведении государственной политики в данной области, что не свидетельствует о возможности выработки и реализации государственной политики в указанной сфере в целом.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признаёт нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального права и нормы процессуального права, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Ссылки в апелляционной жалобе Правительства Республики Саха (Якутия) на то, что оспариваемый акт в рассматриваемой части не содержит словосочетание "разработка государственной политики", но содержит словосочетание "выработка государственной политики", которые называют нетождественные понятия, государственная политика, согласно Положению о Министерстве спорта Республики Саха (Якутия), вырабатывается и производится на местах, федеральные структуры не вырабатывают эту политику, а согласно Федеральному закону от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ разрабатывают то, что поступает, исследуют, обрабатывают, делают пригодным для применения то, что выработано на местах, основаны на неправильном толковании норм материального права и не являются основанием для отмены судебного постановления.
Доводы о том, что упомянутый федеральный закон в подп. 1 п. 2 ст. 8 содержит право органов государственной власти субъектов Российской Федерации за счёт средств регионального бюджета участвовать в реализации государственной политики в области физической культуры и спорта, и такое участие происходит только посредством её реализации на местах, и в связи с этим п. 1.1 Положения согласуется с актами большей юридической силы, не влияют на выводы суда, изложенные в решении суда. Участие субъекта Российской Федерации наравне с другими субъектами Российской Федерации в реализации отдельных федеральных мероприятий не отменяет законодательного разграничения полномочий органов государственной власти, закреплённого на федеральном уровне.
Кроме того, в ст. 7 Закона Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2009 г. 696-3 N 327-IV "О физической культуре и спорте в Республике Саха (Якутия)", предусматривающей полномочия данного публично-правового образования в этой сфере, ничего не сказано о возможности органов государственной власти республики участвовать в проведении государственной политики в области физической культуры и спорта.
В силу изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 10 сентября 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Председательствующий |
Пирожков В.Н. |
Судьи |
Анишина В.И. |
|
Борисова Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 ноября 2013 г. N 74-АПГ13-32
Текст определения официально опубликован не был