Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 ноября 2013 г. N 48-АПГ13-12
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Паршиной М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Общероссийской общественной организации "Союз садоводов России" о признании противоречащим закону постановления Правительства Челябинской области от 15 июня 2011 г. N 190-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Челябинской области" по апелляционной жалобе Общероссийской общественной организации "Союз садоводов России" на решение Челябинского областного суда от 15 июля 2013 г., которым заявление оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения представителей Общероссийской общественной организации "Союз садоводов России" по доверенности Козаченко В.А. и Истомина В.Ю., поддержавших доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя Правительства Челябинской области по доверенности Матвеевой Ю.Ю., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Челябинской области от 15 июня 2011 г. N 190-П "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Челябинской области", опубликованным 21 июля 2011 г. в печатном издании "Южноуральская панорама", N 181, (спецвыпуск N 50), утверждены результаты кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Челябинской области, кадастровая стоимость земельных участков в составе земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Челябинской области и средний уровень кадастровой стоимости 1 квадратного метра земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам (городским) округам.
Региональное отделение Челябинской области Общероссийской общественной организации "Союз садоводов России" обратилось в суд с заявлением о признании приведённого постановления противоречащим федеральному законодательству и недействующим, считая, что названный региональный нормативный правовой акт нарушает права членов их общества, так как увеличение размера кадастровой стоимости повышает налоговое бремя, размер арендных платежей, наносит вред репутации организации, обеспечивающей права и законные интересы граждан в области садоводства и огородничества, затрудняет достижение уставных целей и задач.
В обоснование заявленных требований организация ссылалась на необоснованность и недостоверность отчёта об определении кадастровой стоимости земельных участков садоводческих, огороднических и дачных объединений Челябинской области, составленного ООО НПФ "Недра", на его несоответствие пункту 2.1 Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утверждённой приказом Росземкадастра от 26 августа 2002 г. N П/307, на противоречие положениям пунктов 10, 26, 28 Технических указаний по государственной кадастровой оценке земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утверждённых руководителем Росземкадастра 5 июня 2002 г.
Заявитель полагал, что оспариваемое постановление противоречит статьям 61, 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Административному регламенту исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утверждённому приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 215.
Определением Челябинского областного суда от 15 июля 2013 г. производство по делу в части требований Регионального отделения Челябинской области Общероссийской общественной организации "Союз садоводов России", предъявленных в интересах неопределённого круга лиц, прекращено на основании абзаца второго статьи 220, пункта 1 части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Челябинского областного суда от 15 июля 2013 г. заявление Общероссийской общественной организации "Союз садоводов России" оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Общероссийская общественная организация "Союз садоводов России" просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" не явились.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что в силу части 2 статьи 252 названного закона неявка в судебное заседание заявителя, представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришёл к правильному выводу о том, что результаты кадастровой оценки земель утверждены компетентным органом в пределах его полномочий и с соблюдением процедуры, установленной законодательством.
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72, частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральному законодательству.
Из материалов дела усматривается, что непосредственные работы по государственной кадастровой оценке земельных участков проводились обществом с ограниченной ответственностью Научно-производственная фирма "Недра" на основании заключённого 1 июля 2008 г. государственного контракта, предметом которого являлось составление отчёта об определении кадастровой стоимости земель садоводческих, огороднических и дачных объединений в Челябинской области.
Названный отчёт был предметом предварительной проверки Управлением Роснедвижимости по Челябинской области в период с 6 по 8 февраля 2010 г., что подтверждается соответствующим протоколом (т. 2, л.д. 203).
Суд первой инстанции, установив названные фактические обстоятельства, пришёл к правильному заключению, что при рассмотрении заявленных требований необходимо руководствоваться федеральным законодательством, регулирующим общественные отношения в названной сфере, в редакции, действующей до принятия Федерального закона от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Данный вывод согласуется с положениями пункта 1 статьи 5 указанного федерального закона о том, что внесённые им изменения не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования Федерального закона от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ (26 июля 2010 г.) и работы не завершились в названный срок.
В соответствии с пунктом 2 приведённой статьи государственная кадастровая оценка земель, работы по проведению которой не завершились до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования названного федерального закона, осуществляется в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.
Статьёй 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей до 26 июля 2010 г., также было закреплено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, определяющие, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами, а органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости - управлений Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и управлениями Роснедвижимости по субъектам Российской Федерации, а также порядок их взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Административный регламент).
Проверка соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, методических и нормативно-технических документов при определении кадастровой стоимости земельных участков, правильности расчётов и полученных результатов является полномочием Роснедвижимости, осуществляемым в процессе проверки отчёта об определении кадастровой стоимости земельных участков на соответствие методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель (пункты 9.8-9.12 Административного регламента).
Проверка отчёта производится Роснедвижимостью до утверждения результатов кадастровой оценки органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом территориальное управление Роснедвижимости представляет органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации для утверждения именно те результаты кадастровой оценки, в отношении которых Роснедвижимостью осуществлена проверка и которые в качестве результатов, согласованных Роснедвижимостью, направлены после проверки в территориальное управление Роснедвижимости для представления в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 9.9 Административного регламента).
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что отчёт об определении кадастровой стоимости земельных участков был проверен Росреестром (правопреемником Роснедвижимости) на соответствие Методике государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утверждённой приказом Росземкадастра от 26 августа 2002 г. N П/307.
По результатам проверки, проведённой в соответствии с Административным регламентом, Росреестром было принято решение в виде акта проверки N 4 о соответствии отчёта приведённой Методике, который сопроводительным письмом от 23 марта 2010 г. направлен в Управление Росреестра по Челябинской области.
После получения указанных сведений и акта проверки Управление Росреестра по Челябинской области представило в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков на утверждение.
Пунктами 11.2, 11.3 Административного регламента предусмотрено, что перед внесением сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации осуществляет проверку соответствия утверждённых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатов государственной кадастровой оценки земель результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным ему на утверждение. По результатам проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации принимает решение о соответствии результатов государственной кадастровой оценки земель, утверждённых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, результатам государственной кадастровой оценки земель, представленным ему на утверждение, либо, в случае наличия каких-либо расхождений между утверждёнными органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации результатами и результатами, представленными на такое утверждение, о несоответствии полностью или частично данных результатов.
Из анализа указанных выше положений федерального законодательства следует, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает только те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена проверка и в отношении которых принято решение о соответствии отчёта установленной Методике.
Принимая во внимание, что судом первой инстанции установлен факт утверждения в оспариваемом нормативном правовом акте кадастровой стоимости земельных участков, определённой в соответствии с требованиями приведённых федеральных положений, Судебная коллегия по административным делам находит правильным вывод о необоснованности требований заявителя.
Довод апелляционной жалобы о незаконности решения суда ввиду того, что не были применены положения Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Судебной коллегией признаётся несостоятельным, поскольку кадастровая оценка проводилась до внесения в названный закон изменений Федеральным законом от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым введена специальная глава III.1 "Государственная кадастровая оценка".
Не влекут отмену судебного акта и ссылки в апелляционной жалобе на нарушения требований процессуального законодательства в связи с отказом в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы на предмет проверки достоверности отчёта о кадастровой стоимости земельных участков.
Судебная коллегия полагает, что у суда отсутствовали основания не принять положительное заключение о соответствии отчёта о кадастровой стоимости земельных участков Методике государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утверждённой приказом Росземкадастра от 26 августа 2002 г. N П/307, представленное после проверки уполномоченного федерального органа исполнительной власти (Росреестра), действия которого не признаны незаконными.
Предметом судебной проверки является нормативный правовой акт, принятый Правительством Челябинской области, которое в силу приведённых законоположений обязано утвердить результаты государственной кадастровой оценки земель, проверенные и признанные Росреестром соответствующими установленным правилам.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, аналогичны позиции заявителя в судебном заседании, которой судом дана надлежащая правовая оценка, подробно изложенная в решении, в связи с чем Судебная коллегия не находит оснований с ней не согласиться.
С учётом того, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применён закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, решение суда является законным и обоснованным и оснований для его отмены не усматривается.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Челябинского областного суда от 15 июля 2013 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Общероссийской общественной организации "Союз садоводов России" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
Е.В. Горчакова |
|
О.А. Ксенофонтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 ноября 2013 г. N 48-АПГ13-12
Текст определения официально опубликован не был