Постановление Верховного Суда РФ от 28 ноября 2013 г. N 11-АД13-26
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,
рассмотрев надзорную жалобу ... ЗАО "Ф.О.Н." Хохлова И.В. на постановление мирового судьи судебного участка N 1 Ново-Савинского района г. Казани от 22 октября 2012 г., решение судьи Ново-Савинского районного суда г. Казани от 17 декабря 2012 г. и постановление заместителя Председателя Верховного Суда Республики Татарстан от 28 февраля 2013 г., вынесенные в отношении ЗАО "Ф.О.Н." по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Ново-Савинского района г. Казани от 22 октября 2012 г., оставленным без изменения решением судьи Ново-Савинского районного суда г. Казани от 17 декабря 2012 г. и постановлением заместителя Председателя Верховного Суда Республики Татарстан от 28 февраля 2013 г., ЗАО "Ф.О.Н." признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
В надзорной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ... ЗАО "Ф.О.Н." Хохлов И.В. просит отменить постановление мирового судьи судебного участка N 1 Ново-Савинского района г. Казани от 22 октября 2012 г., решение судьи Ново-Савинского районного суда г. Казани от 17 декабря 2012 г. и постановление заместителя Председателя Верховного Суда Республики Татарстан от 28 февраля 2013 г., вынесенные в отношении ЗАО "Ф.О.Н." по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считая их незаконными.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы ... ЗАО "Ф.О.Н." Хохлова И.В. свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения данной жалобы.
Основанием для вынесения в отношении ЗАО "Ф.О.Н." постановления о назначении административного наказания послужил тот факт, что в ходе плановой выездной проверки, проведенной МИФНС России N 5 по Республике Татарстан в период с 17 по 24 июля 2012 г. в пункте приёма ставок действующего на основании лицензии от 26 июня 2009 г. N ... Казанского филиала ЗАО "Ф.О.Н." по адресу: г. Казань, ул. Адоратского, д. 42а, ЗАО "Ф.О.Н." по требованию МИФНС России N 5 по Республике Татарстан не представило документы по учёту принятых ставок и выплаченных сумм выигрышей, в представленных отчётах кассира за 6, 9 и 17 июля 2012 г. по расходным кассовым ордерам отсутствует документальное подтверждение сдачи наличных средств в кредитную организацию, приходные кассовые ордера за 6, 13 и 17 июля 2012 г. не оформлены соответствующим образом (отсутствует печать организации), что является нарушением лицензионных требований, установленных подпунктами "г" и "з" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. N 1130.
С таким решением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне с нарушением условий, предусмотренных разрешением на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, а равно осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечёт назначение административного наказания.
Требования к соискателю лицензии (лицензиату) при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах определены в Положении о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах.
Нарушение именно этих требований образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Подпунктами "г" и "з" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах предусмотрено, что лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии (лицензиату) при осуществлении лицензируемого вида деятельности, являются обеспечение соискателем лицензии (лицензиатом) выполнения требований статьи 15 и пунктов 1, 11-13 и 15-17 части 2 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", а также соблюдение лицензиатом Правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2007 г. N 441.
Статьёй 15 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" определены требования к месту размещения букмекерских контор, тотализаторов, пунктов приёма ставок букмекерских контор и тотализаторов.
В силу части 2 статьи 16 названного выше Федерального закона игорные заведения должны отвечать следующим требованиям:
игорные заведения могут располагаться только в зданиях, строениях, сооружениях, являющихся объектами капитального строительства, занимать указанные объекты полностью или располагаться в единой обособленной их части (пункт 1),
в зоне обслуживания участников азартных игр в пункте приёма ставок букмекерской конторы должна находиться касса букмекерской конторы (пункт 11),
организатор азартных игр в букмекерской конторе при помощи специального оборудования, установленного в процессинговом центре букмекерской конторы, обязан обеспечить единый учёт, обработку ставок, фиксирование результатов азартных игр и расчёт сумм выигрышей, подлежащих выплате (пункт 12),
организатор азартных игр в букмекерской конторе вправе самостоятельно определять событие, от которого зависит исход пари, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 13),
в зоне обслуживания участников азартных игр в пункте приёма ставок тотализатора должна находиться касса тотализатора (пункт 15),
организатор азартных игр в тотализаторе при помощи специального оборудования, установленного в процессинговом центре тотализатора, обязан обеспечить единый учёт, обработку ставок, фиксирование результатов азартных игр и расчёт сумм выигрышей, подлежащих выплате (пункт 16),
организатор азартных игр в тотализаторе обязан обеспечить участникам азартных игр возможность наблюдать развитие и исход события, от которого зависит результат пари, в том числе при помощи специального оборудования (пункт 17).
Непредставление ЗАО "Ф.О.Н." документов по учёту принятых ставок и выплаченных сумм выигрышей, явившееся основанием для привлечения общества к административной ответственность по части 3 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не образует объективную сторону состава данного административного правонарушения.
Несоблюдение порядка оформления расходных кассовых и приходных кассовых ордеров является нарушением Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации от 12 октября 2011 г. 373-П, утверждённого Банком России и, следовательно, Правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2007 г. N 441, то есть может повлечь административную ответственность по части 3 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет три месяца.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в представленных отчётах кассира за 6, 9 и 17 июля 2012 г. по расходным кассовым ордерам отсутствует документальное подтверждение сдачи наличных средств в кредитную организацию, приходные кассовые ордера за 6, 13 и 17 июля 2012 г. не оформлены соответствующим образом (отсутствует печать организации) (т. 1, л.д. 27-33).
Следовательно, трёхмесячный срок давности привлечения ЗАО "Ф.О.Н." к административной ответственности по части 3 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за данные нарушения истёк 17 октября 2012 г.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка N 1 Ново-Савинского района г. Казани от 22 октября 2012 г., решение судьи Ново-Савинского районного суда г. Казани от 17 декабря 2012 г. и постановление заместителя Председателя Верховного Суда Республики Татарстан от 28 февраля 2013 г., вынесенные в отношении ЗАО "Ф.О.Н." по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, а производство по настоящему делу - прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
надзорную жалобу ... ЗАО "Ф.О.Н." Хохлова И.В. удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка N 1 Ново-Савинского района г. Казани от 22 октября 2012 г., решение судьи Ново-Савинского районного суда г. Казани от 17 декабря 2012 г. и постановление заместителя Председателя Верховного Суда Республики Татарстан от 28 февраля 2013 г., вынесенные в отношении ЗАО "Ф.О.Н." по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 28 ноября 2013 г. N 11-АД13-26
Текст постановления официально опубликован не был