Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ИНТЕРДОРСТРОЙ" (далее - Заявитель) на действия единой комиссии ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Харьков Федерального дорожного агентства" (далее - Единая комиссия), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Харьков Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик), ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Р- 92 Калуга - Перемышль - Белев - Орел на участке км 75+ 503 - км 95 + 000, Тульская область (номер извещения 0354100008413000132) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Единой комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представитель Заказчика не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 23.10.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 485 647 013 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников размещения заказа;
4) к участию в Аукционе допущен 1 участник размещения заказа;
5) на основании части 10 статьи 41.9 Закона о размещении заказов Аукцион признан несостоявшимся.
1. В соответствии с частью 3 статьи 41.9 Закона о размещении заказов на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащих сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, участником открытого аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в открытом аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 41.9 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае: 1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, или предоставления недостоверных сведений; 2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
При этом в соответствии с частью 4 статьи 12 Закона о размещении заказов в случае установления недостоверности сведений, содержащихся в документах, представленных участником размещения заказа, заказчик, уполномоченный орган, конкурсная или аукционная комиссия обязаны отстранить такого участника от участия в конкурсе или аукционе на любом этапе их проведения.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе от 18.11.2013 N 0354100008413000132-1 Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с представлением недостоверных сведений.
Пунктом 30 Технического задания документации об Аукционе установлены следующие требования к кислороду техническому: "объемная доля кислорода - не менее 99,7%, объемная доля водяных паров - не более 0,007%, объемная доля водорода - не более 0,3%".
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, представленную представителем Заказчика, Комиссия установила, что заявка содержит следующие сведения: "объемная доля кислорода - 99,7%, объемная доля водяных паров - 0,007%, объемная доля водорода - 0,3%".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Единая комиссия приняла решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе на основании требований документации об Аукционе и в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о размещении заказов в связи с представлением Заявителем недостоверных сведений, а именно: сумма показателей технического кислорода превышает 100%.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в документации об Аукционе не установлена надлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, в том числе инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе не установлено, что сумма показателей технического кислорода должна составлять 100%.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что в документации об Аукционе не установлено, для каких показателей установлены требования, в соответствии с которыми участнику размещения заказа необходимо указать конкретные значения, и для каких показателей установлены требования, в соответствии с которыми участнику размещения заказа необходимо указать значения показателей в виде диапазона. Также из документации об Аукционе невозможно сделать вывод о том, что именно необходимо указать в заявке на участие в Аукционе в случае указания Заказчиком значений показателей с использованием знаков ";", ",","" и иные.
Согласно пункту 3.1.4 документации об Аукционе "в случае, если в Приложении N 3 "Обосновывающие материалы и Локальные сметы сметной документации, входящих в состав проекта "Капитальный ремонт автомобильной дороги Р-92 Калуга-Перемышль-Белев-Орел на участке км75+503-км95+000, Тульская область", утвержденного Распоряжением ФДА Росавтодор от 22.11.2012 N 886-р" к настоящей документации об Аукционе в локальных сметах и (или) в Приложении N 5 "Проектная документация" разработчиком Проекта установлены требования к Товарам, которые не вошли в перечень Технических требований к качеству, техническим и функциональным характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, участник размещения заказа включает в состав первой части заявки сведения о конкретных показателях этих товаров и о их товарных знаках (при их наличии)".
При этом из положений документации об Аукционе невозможно установить, какие именно сведения о показателях каких товаров необходимо указать в заявке на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе нарушают пункт 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
2. В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов Заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа, кроме указанных в частях 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Вместе с тем, пунктом 4.2 документации об Аукционе установлено требование о наличии в составе второй части заявки на участие в Аукционе "копии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к видам работ, которые участник размещения заказа заявляет к выполнению в соответствии с Приложением N 4 к Приложению N 1 "Проект контракта" к настоящей документации об Аукционе, и которые согласно "Перечню видов работ, по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", утвержденного приказом Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 г. N 624 требуют в соответствии с законодательством РФ наличия такого свидетельства, при этом в случае если участник размещения заказа планирует при выполнении работ по Контракту часть работ передать на субподряд, то в этом случае должен представить допуск на выполнение работ по генеральному подряду, а на остальные виды работ, которые участник размещения заказа планирует выполнять лично допуск на эти виды работ".
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Следовательно, условием допуска к участием в торгах на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о торгах в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов, должно являться обязательное наличие у участника размещения заказа исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и является нарушением части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Действия Заказчика, выразившиеся в утверждении документации с нарушениями пункта 1 части 4 статьи 41.6, части 4 статьи 11 Закона о размещении заказов содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ИНТЕРДОРСТРОЙ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 4 статьи 11, пункта 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, Единой комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела от 27.11.2013 N К-2192/13 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 ноября 2013 г. N К-2192/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов"
Текст решения официально опубликован не был