Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации сообщает.
1. О расчете фактического уровня средней заработной платы категорий работников, определенных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
Расчет фактического уровня средней заработной платы отдельных категорий работников осуществляется на основе официальной статистической информации о средней заработной плате указанных категорий работников, полученной по результатам организованного в соответствии с приказом Росстата от 30 октября 2012 г. N 574 федерального статистического наблюдения государственных и муниципальных учреждений социальной сферы и науки, итоги которого формируются за I квартал, первое полугодие, 9 месяцев и год (начиная с отчета за I квартал 2013 г.).
Средняя заработная плата по отдельным категориям работников за соответствующий период сопоставляется со средней заработной платой в субъекте Российской Федерации за тот же период. Например, средняя заработная плата социальных работников за 2013 год сопоставляется со средней заработной платой в субъекте Российской Федерации за 2013 год.
Согласно указаниям по заполнению Формы федерального статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" (утв. приказом Росстата от 24 октября 2011 г. N 435) (далее - Указания по заполнению формы П-4) действующая методика расчета средней заработной платы предусматривает расчет средней заработной платы исходя из среднесписочной численности работников.
Среднемесячная заработная плата по субъекту Российской Федерации исчисляется в соответствии с действующим порядком путем деления суммы фонда начисленной заработной платы работников списочного состава и внешних совместителей, фонда начисленной заработной платы работников, заключивших гражданско-правовые договоры, и других работников несписочного состава на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей и лиц, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера) и на количество месяцев в периоде.
При этом, среднемесячная заработная плата по субъекту Российской Федерации формируется Росстатом на основе сведений, предоставленных организациями всех видов экономической деятельности и всех форм собственности.
Таким образом, действующий порядок исчисления средней заработной платы для целей статистических наблюдений установлен приказом Росстата от 24 октября 2011 г. N 435.
При разработке региональных планов мероприятий ("дорожных карт") изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности здравоохранения, образования и науки, культуры и социального обслуживания населения в 2013 - 2018 годах в части расчетов динамики заработной платы отдельных категорий работников используется прогнозируемая среднемесячная заработная плата в субъектах Российской Федерации,
Прогнозируемая среднемесячная заработная плата в субъектах Российской Федерации определяется уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом Методических рекомендаций по разработке прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30 ноября 2009 г. N 492, в том числе на среднесрочный период - учтенной в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий период.
Следует отметить, что данная информация содержится в Приложении N 5 к Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р.
2. О порядке учета изменения прогнозных значений заработной платы в субъекте Российской Федерации в показателях роста заработной платы по категориям, определенным Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
Примерные (индикативные) значения соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы к средней заработной плате в субъектах Российской Федерации в 2012 - 2018 годах предусмотрены Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2190-р.
Динамика данных соотношений обеспечивает достижение показателей заработной платы, установленных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".
Конкретные показатели предусмотрены "дорожной картой" субъектов Российской Федерации.
В случае корректировки мероприятий по повышению оплаты труда работников в рамках бюджетного процесса субъектами Российской Федерации информацию следует направить в соответствующие федеральные органы исполнительной власти в установленном порядке.
Одновременно сообщаем, что в методических рекомендациях Минтруда России, Минздрава России, Минобразования России, Минкультуры России по разработке Планов мероприятий ("дорожных карт") "Повышение эффективности качества услуг в сферах здравоохранения, культуры, образования и науки, социального обслуживания населения на 2013 - 2018 годы" предусмотрен комплекс мер, направленных на повышение эффективности работы государственных (муниципальных) учреждений, а также ряд других мероприятий, которые позволят обеспечить равномерную динамику повышения оплаты труда категорий работников, определенных Указом Президента. Также в случае, если заработная плата работников, определенных Указом, находится на уровне средней заработной платы в субъекте Российской Федерации или превышает его, целесообразно проводить мероприятия по поддержанию достигнутого уровня с равномерным повышением средней заработной платы до прогнозных значений средней заработной платы в регионе в 2013 - 2018 годах.
3. О механизме реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 в части повышения оплаты труда отдельным категориям работников.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (далее - Указ), повышение оплаты труда работников бюджетной сферы обусловлено повышением количества и качества оказываемых услуг.
В этих целях предусмотрено:
а) построение сквозных отраслевых систем показателей эффективности деятельности учреждений при оказании государственных (муниципальных) услуг (выполнении работ) по принципу "Российская Федерация - субъект Российской Федерации - учреждение - работник". Целевые индикаторы развития отрасли при этом устанавливающих государственных программах и "дорожных картах".
б) установление на уровне субъектов Российской Федерации с учетом отраслевых целевых индикаторов соответствующих индикаторов развития образования, науки, культуры, здравоохранения и социального обслуживания населения в каждом субъекте российской Федерации и разработка необходимых мероприятий по их достижению. Категории, показатели и периодичность оценки эффективности деятельности работников учреждений устанавливаются локальными нормативными актами учреждений, коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами и определяются с учетом достижения целей и показателей эффективности деятельности учреждения.
Таким образом, выплаты за достижение установленных показателей следует осуществлять в виде выплат стимулирующего характера.
Поступательная реализация данных мероприятий, повышение оплаты труда, создают предпосылки увеличения в дальнейшем тарифной части заработной платы.
4. О механизме выделения финансовых средств субъектам Российской Федерации на реализацию указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
В целях обеспечения реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрено оказание в 2013 - 2015 годах субъектам Российской Федерации дополнительной финансовой помощи в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации (далее - дотации) в объеме 100,0 млрд. рублей в 2013 г.
Выделение указанных средств осуществляется в рамках заключенных с Минфином России соглашений об условиях предоставления бюджету субъекта Российской Федерации дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы.
Кроме того, обеспечение равных возможностей регионов по реализации конституционных прав граждан и предоставлению на территории Российской Федерации государственных и муниципальных услуг, относящихся к полномочиям субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, осуществляется путем предоставления из федерального бюджета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
Расчет объема финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 670, на основе показателей индекса налогового потенциала и индекса бюджетных расходов. Показатель налогового потенциала является оценкой доходов, которые могут поступить в бюджет из налоговых источников, закрепленных за соответствующим уровнем бюджетной системы, рассчитываемой на основе данных за период двух отчетных лет до текущего года и на последнюю отчетную дату текущего года, с учетом структуры налоговой базы субъекта Российской Федерации и изменений действующего законодательства Российской Федерации.
Обращаем внимание, что повышение заработной платы работникам бюджетной сферы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 должно осуществляться с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет использования внутренних ресурсов отраслей социальной сферы, в том числе в результате реорганизации неэффективных учреждений.
Сокращение числа малоэффективных учреждений может происходить через:
- реорганизацию, путем слияния в одно или присоединения нескольких учреждений к одному наиболее крупному, эффективно работающему;
- упразднение отделений, оказывающих неэффективные или маловостребованные населением услуги;
- осуществление перевода учреждений на новые формы финансового обеспечения путем изменения типа учреждений, введения механизма подушевого финансирования;
- принятие решения о перепрофилировании учреждений, изменении их структуры.
5. О повышении заработной платы врачей, среднего медицинского (фармацевтического) персонала и младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в части повышения заработной платы отдельных категорий работников предусмотрено повышение к 2018 году средней заработной платы:
врачей до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе,
младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг), среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100% от средней заработной платы в соответствующем регионе.
Данные повышения распространяются на врачей, младший и средний медицинский персонал независимо от того, в какой организации они работают.
6. О сохранении дифференциации в оплате труда младшего и среднего медицинского персонала.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" предусмотрено повышение средней заработной платы по категориям работников. При этом заработная плата конкретного работника в соответствии со статьей 132 Трудового кодекса Российской Федерации зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, и может быть как выше, так и ниже целевого значения средней заработной платы, установленного Указом Президента N 597.
Планом мероприятий ("дорожной картой") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышения эффективности здравоохранения", утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 2599-р, а также "дорожными картами" в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, предусмотрены более высокие соотношения средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации по сравнению с соотношениями средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации ежегодно до 2017 года.
К среднему медицинскому (фармацевтическому) персоналу предусматриваются более высокие требования к квалификации, чем к должностям младшего медицинского персонала. Практически по всем должностям среднего медицинского (фармацевтического) персонала необходимо наличие среднего профессионального образования по различным специальностям и сертификата специалиста.
В то время как по должностям младшего медицинского персонала требуется только наличие среднего (полного) общего образования и дополнительная подготовка по направлению профессиональной деятельности либо наличие среднего (полного) общего образования без дополнительной подготовки.
Кроме того, трудовые функции по должностям среднего медицинского (фармацевтического) персонала значительно сложнее, чем у младшего медицинского персонала, что отражено в разделе "Должностные обязанности" квалификационных характеристик должностей среднего (фармацевтического) медицинского персонала (приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения").
Таким образом, совершенствование систем оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений должно обеспечивать дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности.
7. О разработке раздела "Квалификационные характеристики работников в сфере социального обслуживания" Единого квалификационного справочника должностей руководителей специалистов и служащих.
В рамках выполнения пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" Минтрудом России организована разработка профессиональных стандартов, в том числе для специалистов в области социальной защиты населения. В частности, подготовлены профессиональные стандарты для руководителя организации социального обслуживания, специалиста по социальной работе, социального работника и психолога в социальной сфере, содержащие квалификационные требования к указанным работникам и характеристики их трудовых функций.
Планируется, что данные профессиональные стандарты будут использоваться:
работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
8. О повышении оплаты труда работников учреждений социального обслуживания населения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597.
К категории работников, подпадающих под действие подпункта "е" Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597, относятся социальные работники, по основной работе занятые на должностях социального работника.
Повышение оплаты труда специалистам по социальной работе, специалистам по реабилитации, помощникам воспитателя, младшим воспитателям, культорганизаторам, аккомпаниаторам, библиотекарям учреждений сферы социального обслуживания населения Указом не предусмотрено. Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации, системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений субъектов Российской Федерации регулируются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации были направлены органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендации в целях недопущения возможной социальной напряженности, диспропорций в оплате труда между специалистами внутри учреждения и отрасли, а также оттока квалифицированных кадров, изыскать возможность повышения заработной платы данных категории работников с учетом социально-экономического положения субъекта Российской Федерации (письмо Минтруда России от 3 декабря 2012 г. N 12-3/10/2-3620).
9. О повышении оплаты труда педагогических работников учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, а также преподавателей учреждений высшего дополнительного профессионального образования.
Что касается педагогического персонала в детских учреждениях здравоохранения, а также социальных педагогов, педагогов-психологов, учителей-дефектологов, воспитателей в приютах, центрах помощи семье и детям, Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" Правительству Российской Федерации поручено представить предложения о доведении к 2018 году средней заработной платы педагогических работников образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, до 100% от средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Повышение оплаты труда преподавателям высшего дополнительного профессионального образования не предусмотрено. Согласно статье 144 Трудового кодекса Российской Федерации, системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений субъектов Российской Федерации регулируются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
10. Об определении понятия "высококвалифицированный работник".
Приказом Федеральной службы государственной статистики от 21 февраля 2013 г. N 70 утверждена методика расчета показателя "удельный вес численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников в регионе".
Согласно данной методике к высококвалифицированным работникам относятся занятые трудовой деятельностью работники, которым для выполнения своих должностных обязанностей требуется высшее профессиональное образование, относящиеся к следующим группам занятий Общероссийского классификатора занятий (далее - ОКЗ, принят постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. N 298):
1 группа - руководители (представители) органов власти и управления всех уровней, включая руководителей учреждений, организаций и предприятий;
2 группа - специалисты высшего уровня квалификации (химики, физики, математики, инженеры, биологи, врачи, преподаватели и т.п.);
3 группа - специалисты среднего уровня квалификации (техники, механики, фельдшеры, фармацевты и т.п.).
Кроме того, к высококвалифицированным работникам относятся работники 7-й группы ОКЗ (квалифицированные рабочие крупных и мелких промышленных предприятий, строительства, транспорта, связи, геологии и другие), которым для выполнения своих должностных обязанностей требуется высшее или среднее профессиональное образование.
11. О порядке осуществления мониторинга заработной платы работников, заработная плата которых должна быть повышена в 1,4 - 1,5 раза.
Целевые показатели увеличения размеров реальной заработной платы в 1,4 - 1,5 раза к 2018 году в соответствии с вторым абзацем подпункта "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" являются средними по Российской Федерации и затрагивают все сферы деятельности в целом. Таким образом динамика изменения показателя реальной начисленной заработной платы будет отслеживаться федеральными органами государственной статистики в соответствии с ранее утвержденными методиками.
В целях обеспечения единой методологии расчета показателей оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности Росстат приказом от 21 февраля 2013 г. N 70 (приложение N 5) утвердил методику расчета показателя "Темп прироста реальной среднемесячной заработной платы, в процентах к предыдущему году с учетом индекса потребительских цен".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В мае 2012 г. Президент РФ поручил Правительству РФ реализовать ряд мер, направленных на совершенствование государственной социальной политики.
Так, к 2018 г. размер реальной зарплаты должен увеличиться в 1,4-1,5 раза, а средняя зарплата врачей, преподавателей вузов и научных сотрудников должна быть повышена до 200% от средней зарплаты в соответствующем регионе.
В связи с этим разъясняется, как рассчитать уровень средней зарплаты. Для этого необходимо руководствоваться, в частности, статданными по форме N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников". Разъяснено, как рассчитывается среднемесячная зарплата по региону.
Увеличение оплаты труда обусловлено повышением количества и качества оказываемых услуг. В связи с этим предполагается построить сквозные отраслевые системы показателей эффективности деятельности учреждений при предоставлении услуг по принципу "Российская Федерация - субъект Российской Федерации - учреждение - работник". Целесообразно установить индикаторы развития образования, науки, культуры, здравоохранения и соцобслуживания населения в каждом регионе и разработать мероприятия по их достижению.
Отмечено, что повышение зарплаты должно производиться с возможным привлечением на эти цели не менее трети средств, получаемых за счет использования внутренних ресурсов отраслей социальной сферы, в том числе в результате реорганизации неэффективных учреждений.
Президент РФ также обратил внимание на необходимость увеличить к 2020 г. число высококвалифицированных работников. К ним относятся сотрудники, которым для выполнения своих обязанностей требуется высшее профессиональное образование, относящиеся к определенным группам Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ). 1 группа - руководители (представители) органов власти и управления всех уровней, включая руководителей учреждений, организаций и предприятий. 2 группа - специалисты высшего уровня квалификации (химики, физики, математики, инженеры, биологи, врачи, преподаватели и т. п.). 3 группа - специалисты среднего уровня квалификации (техники, механики, фельдшеры, фармацевты и т. п.). Речь также идет о 7 группе. Это квалифицированные рабочие крупных и мелких промышленных предприятий, строительства, транспорта, связи, геологии и др., которым требуется высшее или среднее профобразование.
Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 ноября 2013 г. "Ответы на отдельные вопросы, возникающие в ходе реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики""
Текст информации опубликован в Бюллетене "Официальные документы в образовании", январь 2014 г., N 3, в журнале "Администратор образования", февраль 2014 г., N 3