В целях формирования корпоративной системы управления рисками в холдинге "РЖД":
1. Утвердить прилагаемую функциональную стратегию управления рисками в холдинге "РЖД".
2. Признать утратившим силу распоряжение ОАО "РЖД" от 11 января 2007 г. N 13р "Об утверждении функциональной стратегии управления рисками в ОАО "РЖД".
Президент |
В.И. Якунин |
Функциональная стратегия
управления рисками в холдинге "РЖД"
(утв. распоряжением ОАО "РЖД" от 26 июля 2012 г. N 1494р)
I. Роль и место функциональной стратегии управления рисками в системе стратегического управления холдинга "РЖД"
Холдинг "Российские железные дороги" (далее - холдинг "РЖД") является одним из крупнейших субъектов отечественного и мирового транспортных рынков. Рост масштабов и степени взаимодействия холдинга "РЖД" с участниками транспортного и многих других сегментов рынка неизбежно повышает уровень рисков, которые могут создавать угрозу эффективному развитию холдинга "РЖД". Реформирование железнодорожного транспорта, усиление межотраслевой и внутриотраслевой конкуренции, рост спроса на услуги транспорта, ускорение научно-технического прогресса - эти и многие другие факторы создают значительную неопределенность в вопросах долгосрочного развития холдинга "РЖД", что предопределяет необходимость разработки соответствующего комплекса стабилизационных мер для своевременного, адекватного и гибкого реагирования на потенциальные угрозы.
Масштабы и структура деятельности холдинга "РЖД", а также его организационно-правовая форма обусловливают высокую актуальность разработки системы управления рисками холдинга "РЖД". Это связано с тем, что на ОАО "РЖД", головную компанию холдинга "РЖД", акционером-государством возложена ответственность не только за достижение высоких финансовых результатов, но и за обеспечение безопасности перевозок, бесперебойное предоставление качественных транспортных услуг.
С учетом основных положений Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте и Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года была разработана Стратегия развития холдинга "РЖД" на период до 2030 года и основные приоритеты его развития на среднесрочный период до 2015 года (далее - Стратегия развития холдинга "РЖД"). Достижение поставленных в Стратегии развития холдинга "РЖД" целей возможно лишь при условии создания эффективных инструментов управления. Одним из таких инструментов является корпоративная система управления рисками холдинга "РЖД".
Формирование корпоративной системы управления рисками холдинга "РЖД" продиктовано практическими целями получения финансово-экономической выгоды, а также объективной потребностью холдинга "РЖД" в использовании проактивных управленческих инструментов. При этом осознание потребности в оценке и управлении рисками уже само по себе свидетельствует о высоком уровне зрелости процессов принятия текущих и стратегически ориентированных решений.
В масштабах деятельности, сопоставимых с деятельностью холдинга "РЖД", применение широко распространенных в практике компаний среднего и малого бизнеса инструментов и способов снижения неопределенности, а также мер реагирования и предупреждения рисков может иметь гораздо меньший эффект и не соответствовать требованиям поддержки принятия решений, устраняющих комплексные проблемы, характерные для работы железнодорожного транспорта. Поэтому создание системы управления рисками холдинга "РЖД" базируется на формировании собственной корпоративной системы, которая должна быть открытой и давать ответ на главный вопрос: каковы допущения и вероятность отклонений от стратегического курса развития холдинга "РЖД" при влиянии ряда факторов, часто взаимодополняющих и усиливающих друг друга?
Несмотря на отсутствие в настоящее время корпоративной системы управления рисками, говорить о полном отсутствии ее элементов в холдинге "РЖД" нельзя. Более того, обширный массив событийных данных, нормативная база (регламенты проведения плановых ремонтов и различных технических мероприятий, нормативы и инструкции) и, главное, накопленный опыт обеспечивают выявление и предупреждение критических ситуаций, в первую очередь в области обеспечения безопасности перевозок. На базе этого сформирована обширная статистика, которая будет использована для обеспечения аналитической поддержки корпоративной системы управления рисками.
Корпоративная система управления рисками и сформированная в ее рамках аналитическая база позволят обеспечить подготовку обоснованных управленческих решений и возможность более гибкой адаптации холдинга "РЖД" в условиях быстро меняющейся конъюнктуры транспортного и товарного рынков, с одной стороны, и внутренних структурных преобразований в холдинге "РЖД", с другой стороны. Кроме того, управление рисками обеспечит сохранение доверия со стороны частного капитала и крупнейших международных инвесторов при реализации совместных проектов, а также позволит в долгосрочной перспективе сохранить высокий кредитный рейтинг ОАО "РЖД".
II. Основные термины и понятия, используемые в функциональной стратегии управления рисками в холдинге "РЖД"
В настоящей функциональной стратегии используются следующие термины и понятия:
корпоративная система управления рисками холдинга "РЖД" - комплекс взаимосвязанных процедур, методов и соответствующих инструментов управления рисками холдинга "РЖД", реализуемых на основе регламентированного взаимодействия структурных подразделений и подразделений аппарата управления ОАО "РЖД";
риск - потенциально существующая вероятность потери ресурсов или неполучения доходов;
ситуация риска (рисковая ситуация) - совокупность различных обстоятельств и условий, создающих угрозу стабильному функционированию;
внешний риск - риск, возникающий во внешней по отношению к холдингу "РЖД" среде;
внутренний риск - риск, возникающий в рамках холдинга "РЖД" и непосредственно связанный с деятельностью его сотрудников;
анализ риска - систематическое использование имеющейся в холдинге "РЖД" информации (данных) для определения причин возникновения риска, его идентификации и оценки;
индикаторы риска - определенные критерии с заранее заданными параметрами, отклонение от которых позволяет осуществлять выбор объекта контроля;
оценка риска - выявление и определение количественных и временных параметров риска;
риск-менеджмент - процесс выявления и оценки риска, а также выбор методов и инструментов для минимизации риска;
управление риском - элемент риск-менеджмента, представляющий собой процесс принятия решений по управлению выявленным риском и выбор конкретных действий из ряда потенциально возможных;
профилактика риска - превентивное устранение источника возникновения риска;
снижение риска - уменьшение вероятности реализации риска и (или) возможного ущерба;
сохранение риска - сознательное неиспользование противодействующих управленческих решений в случае, когда затраты на профилактику или снижение риска значительно превосходят ущерб при допущении риска;
антирисковые мероприятия - система мер, направленных на предотвращение возникновения риска или на снижение ущерба от воздействия риска;
ранжирование рисков - упорядочение рисков в соответствии с возможной величиной ущерба, зависящей от вероятности возникновения рисковых событий и их последствий;
паспорт риска - совокупность сведений об области риска, индикаторах риска, а также указания о применении необходимых мер по предотвращению или минимизации риска;
карта рисков - инструмент отображения совокупности выявленных рисков и уровня их влияния на деятельность холдинга "РЖД";
матрица рисков - производный от карты рисков инструмент отображения совокупности выявленных рисков и уровня их влияния на деятельность холдинга "РЖД" с использованием более укрупненных по сравнению с картой рисков характеристик величины ущерба и вероятности возникновения рисков;
хеджирование рисков - формирование проектов управленческих решений и процедур по минимизации убытков от возможных рисков.
III. Анализ и оценка действующих в холдинге "РЖД" подходов к выявлению и устранению рисков
Построение эффективной и современной системы управления рисками, ее описание и периодическая актуализация стратегии ее развития являются одними из важнейших задач холдинга "РЖД".
Недостатком существующей системы риск-менеджмента является отсутствие:
качественно структурированного и детального описания действующей системы управления рисками (производственными, финансовыми, правовыми, коммерческими и прочими) в едином документе;
систематизации соответствующей нормативной документации, регламентирующей управление различными видами рисков.
Работа по выявлению и предупреждению рисковых ситуаций в холдинге "РЖД" характеризуется недостаточной скоординированностью, а также обособленностью управления отдельными видами рисков в различных структурных подразделениях холдинга "РЖД". Максимально системно и регулярно работа по выявлению и предотвращению рисков осуществляется в области управления безопасностью движения (что обусловлено спецификой деятельности холдинга "РЖД"), а также в области управления финансами и кадрами.
В холдинге "РЖД" подробно проработана методическая и регламентная база рисков технического характера в области обеспечения безопасности движения.
Базовой методологией системы менеджмента безопасности является риск-менеджмент, поэтому построение эффективной и современной системы управления рисками, ее описание являются одними из важнейших задач для создания эффективной системы обеспечения управления безопасностью движения. Поэтому эти риски учитываются в нормотворческой и контрольно-профилактической деятельности структурных подразделений холдинга "РЖД" и основываются на нормативных документах в области безопасности движения.
К числу используемых нормативных документов, в том числе стандартов, относятся:
ГОСТ Р 51.901.1-2002 "Менеджмент риска. Анализ риска технологических систем";
ГОСТ Р 51.901.11-2005 (МЭК 61882:2001) "Менеджмент риска. Исследование опасности и работоспособности. Прикладное руководство";
ГОСТ Р 51.901.12-2007 (МЭК 60812:2006) "Менеджмент риска. Метод анализа видов и последствий отказов";
ГОСТ Р 51901.13-2005 (МЭК 61025:1990) "Менеджмент риска. Анализ дерева неисправностей";
ГОСТ Р 51901.15-2005 (МЭК 61165:1995) "Менеджмент риска. Применение марковских методов";
ГОСТ Р МЭК 61508-4-2007 "Функциональная безопасность систем электрических, электронных, программируемых электронных, связанных с безопасностью. Часть 4. Термины и определения";
ГОСТ Р 54505-2011 "Безопасность функциональная. Управление рисками на железнодорожном транспорте";
ГОСТ Р 54504-2011 "Безопасность функциональная. Политика, программа обеспечения безопасности. Доказательство безопасности объектов железнодорожного транспорта";
корпоративные стандарты "Порядок идентификации опасностей и рисков", "Общие правила оценки и управления рисками" и "Порядок определения допустимого уровня риска";
методические рекомендации по оценке рисков на инфраструктуре железнодорожного транспорта.
Кроме того, процедуры управления техническими и производственно-технологическими рисками предусмотрены в комплексе стандартов ОАО "РЖД" "Управление ресурсами, рисками и надежностью на этапах жизненного цикла (УРРАН)", а также других методических документах.
Вместе с тем работа по управлению рисками в области обеспечения безопасности движения основана преимущественно на обеспечении безопасности как таковой и зачастую не базируется на экономических принципах.
Работа по выявлению и устранению потенциальных угроз в области управления финансами и инвестициями направлена на достижение финансово-экономической выгоды холдинга "РЖД".
В холдинге "РЖД" выстроена и эффективно функционирует система управления финансовыми рисками, в частности:
распоряжением ОАО "РЖД" от 24 декабря 2010 г. N 2708р утверждена Политика управления финансовыми рисками ОАО "РЖД", определяющая основные принципы функционирования системы управления финансовыми рисками в холдинге "РЖД", распределение обязанностей участников процесса управления рисками, процедуры, политику хеджирования рисков и прочие аспекты финансового риск-менеджмента;
в соответствии с распоряжением ОАО "РЖД" от 29 марта 2010 г. N 640р образована Комиссия по управлению финансовыми рисками ОАО "РЖД";
внедрены регламенты и методики по управлению различными видами финансовых рисков (кредитным, процентным, валютным, имущественным).
В части управления рисками в сфере кадрового потенциала формируются надежные механизмы, которые позволят достичь одну из главных стратегических целей холдинга "РЖД" - обеспечение потребности в квалифицированном персонале и эффективное развитие кадрового потенциала на среднесрочную перспективу.
Однако работа по выявлению и управлению рисками не всегда проводится комплексно и характеризуется недостатком системной взаимосвязи с управленческими решениями, реализуемыми на других направлениях деятельности.
В целом в сложившейся в холдинге "РЖД" системе выявления и реагирования на рисковые ситуации отмечаются следующие негативные характеристики:
обособленность - структурные подразделения управляют рисками исключительно в рамках своих функциональных обязанностей, отсутствует системный подход при принятии управленческих решений в области управления рисками;
ограниченность - работа по выявлению и управлению рисками проводится лишь отдельными подразделениями аппарата управления ОАО "РЖД" и специализированными подразделениями дочерних и зависимых обществ;
эпизодичность - воздействие на риск осуществляется время от времени, без четко установленного регламента и преимущественно направлено на ликвидацию последствий рисковых ситуаций;
фрагментарность - управление распространяется на отдельные виды рисков, отсутствует система прогнозирования возможных рисков на долгосрочный период.
Вместе с тем анализ проводимой в холдинге "РЖД" работы по выявлению и предупреждению рисков показал, что существует проблема единообразного понимания риск-менеджмента. Многие его элементы уже применяются в холдинге "РЖД", однако не рассматриваются как составляющие сферы управления рисками. Например, страхование в рамках корпоративной системы управления рисками может рассматриваться как один из методов передачи риска в управление специализирующимся в конкретной области агентам (страховым компаниям), выполнение планового ремонта активной части производственных фондов - как предупредительные мероприятия для снижения вероятности реализации технических рисков.
Таким образом, необходимость создания и внедрения корпоративной системы управления рисками определяется требованием консолидации процесса управления рисками холдинга "РЖД", потребностью разработки стандартизированных подходов к выявлению и ликвидации рисков холдинга "РЖД" в целом.
IV. Концептуальные основы корпоративной системы управления рисками холдинга "РЖД"
1. Цели и задачи корпоративной системы управления рисками холдинга "РЖД"
Целями создания корпоративной системы управления рисками холдинга "РЖД" являются оптимизация результатов стратегического управления холдингом "РЖД" в условиях действия внешних и внутренних рисков, достижение целевых ориентиров, предусмотренных Стратегией развития холдинга "РЖД", и обеспечение системного подхода при принятии долгосрочных стратегических решений.
Основными задачами, решаемыми в рамках корпоративной системы управления рисками холдинга "РЖД", являются:
выявление потенциальных областей риска и оценка возможности предотвращения или минимизации возникновения рисков;
предупреждение возникновения рисков на основе их систематического прогнозирования и оценки;
создание управленческих инструментов и механизмов, обеспечивающих эффективное управление рисками;
разработка и оценка комплекса мероприятий по предотвращению рисковых ситуаций и минимизации ущерба в случае их наступления;
определение ресурсов, необходимых для проведения работы по устранению или минимизации выявленных рисков, и их оптимальное распределение в соответствии с установленными регламентами;
максимизация дополнительной прибыли, получаемой в результате управления рисками, на основе рационального использования рисковых ситуаций.
2. Требования к корпоративной системе управления рисками холдинга "РЖД"
Внедрение, функционирование и модернизация корпоративной системы управления рисками холдинга "РЖД" будут осуществляться в рамках действующей в данный момент времени структуры управления на основе перераспределения должностных обязанностей и в соответствии с регламентами в области управления рисками. С развитием ОАО "РЖД" как холдинговой структуры принципы и механизмы корпоративной системы управления рисками должны распространяться на созданные и формируемые дочерние и зависимые общества ОАО "РЖД".
Корпоративная система управления рисками холдинга "РЖД" должна соответствовать следующим основным требованиям:
наличие соответствующей многоуровневой иерархической структуры управления рисками, обеспечивающей адекватное распределение полномочий и ответственности;
единство терминологии, используемой в рамках корпоративной системы управления рисками;
наличие единого информационного пространства и обеспечение взаимосвязи информации на всех уровнях управления холдинга "РЖД" (как по вертикали, так и по горизонтали);
унификация подходов к процедурам обработки и анализа информации;
возможность использования различных сочетаний процедур управления рисками, позволяющих учитывать специфику конкретной ситуации;
наличие механизмов обратной связи и возможности гибкого и оперативного реагирования на появление новых рисков;
обеспечение согласованности и регламентированности процедур по оценке и управлению рисками;
интеграция риск-менеджмента и информационной системы управления и наличие системы информационной поддержки процесса управления рисками.
3. Содержание корпоративной системы управления рисками холдинга "РЖД"
Корпоративная система управления рисками холдинга "РЖД" включает три взаимосвязанных этапа, реализация которых основана на принципе обратной связи (рис. 1):
идентификация;
оценка;
управление.
Первые два этапа реализуются в рамках аналитического блока, третий - в рамках блока управленческих решений.
Совокупность потенциальных рисков холдинга "РЖД" выявляется и оценивается в рамках аналитического блока корпоративной системы управления рисками холдинга "РЖД". Оценка и учет масштабов влияния выявленных на данном этапе рисков на деятельность холдинга "РЖД" станут базой для выработки и реализации стратегических направлений совершенствования работы холдинга "РЖД".
Идентификация внешних и внутренних рисков, оказывающих влияние на функционирование холдинга "РЖД" и результаты его деятельности, предполагает качественный анализ рисков холдинга "РЖД", включающий выявление внешних и внутренних рисков холдинга "РЖД", установление зависимости ключевых показателей деятельности от выявленных рисков и установление зависимости и взаимовлияния между рисками, и производится преимущественно экспертными методами. Также при необходимости возможно применение и других процедур, например, логико-вероятностного моделирования ситуаций возникновения рисков, в том числе связанных с отклонением показателей бюджета от плановых показателей.
Далее в ходе количественного анализа проводится определение вероятности наступления каждого риска на заданном временном интервале и оценка степени влияния рисков на ключевые показатели деятельности и целевые параметры развития холдинга "РЖД", определенные Стратегией развития холдинга "РЖД". Количественная оценка вероятности наступления отдельных рисков и степени их возможного воздействия на производственные и финансовые результаты деятельности холдинга "РЖД" позволяет выделить наиболее вероятные по возникновению и значительные по величине потерь риски, которые станут объектом дальнейшего анализа для принятия управленческих решений. Степень влияния рисков характеризуется как относительной величиной - вероятностью наступления, так и абсолютными показателями - отклонениями реальных результатов деятельности холдинга "РЖД" от запланированных.
Возможность корректной оценки конкретного вида риска будет зависеть от того, насколько типичным является анализируемое событие. Такие события, как колебания уровня спроса на услуги железнодорожного транспорта, динамика доли холдинга "РЖД" в высокорентабельных сегментах транспортного рынка, изменение уровня доходов и транспортной подвижности населения, интенсивность развития альтернативных транспортных маршрутов в обход России, уровень производственных мощностей поставщиков продукции для холдинга "РЖД" и т.п., могут прогнозироваться с использованием методов статистического анализа. Прогнозировать наступление нетипичных событий традиционными способами невозможно. Такие риски требуют индивидуального рассмотрения и детального анализа больших объемов информации, поэтому они будут оцениваться прежде всего экспертным методом.
Управление рисками и снижение их негативного влияния на достижение стратегических целей холдинга "РЖД" и в целом на эффективность деятельности холдинга "РЖД" осуществляются в рамках блока управленческих решений. Основными задачами данного этапа являются разработка мероприятий по снижению влияния рисков на эффективность деятельности холдинга "РЖД" и достижение стратегических целей холдинга "РЖД". Решение этих задач будет осуществляться в одном из следующих направлений:
реализация управленческих решений для предотвращения возникновения риска (активное управление рисками). Это направление предусматривает предотвращение возникновения риска путем нейтрализации его источников и эффективно преимущественно в отношении внутренних рисков холдинга "РЖД";
осуществление мероприятий по снижению ущерба от наступления риска без воздействия на вероятность его возникновения (активное управление рисками). Это направление предусматривает разработку группы мероприятий по снижению ущерба в случае наступления неблагоприятных событий и предназначено в первую очередь для управления внешними рисками холдинга "РЖД";
принятие решения о сохранении риска и неиспользование противодействующих управленческих решений (пассивное управление рисками). Это направление целесообразно при условии, что затраты на нейтрализацию риска составляют гораздо большую сумму по сравнению с ущербом при его допущении.
В целом задачей активного управления рисками является минимизация возможного ущерба и вероятности возникновения рисков за счет планомерных воздействий на причины и последствия возникновения рисков, тогда как пассивное управление рисками предполагает, как правило, либо отказ от рискованных проектов, либо сознательное сохранение риска при его низкой вероятности или слабой степени влияния на деятельность холдинга "РЖД".
Выбор оптимального направления воздействия на риск (профилактика риска, снижение риска или сохранение риска) осуществляется на основании сравнительной оценки эффективности каждого варианта. С этой целью проводится сопоставление дополнительных затрат на реализацию предложенных мероприятий по каждому направлению с возможным отклонением вследствие наступления риска. На основании этого сопоставления принимается решение об осуществлении антирисковых мероприятий или отказе от них с учетом того, что начиная с определенного уровня затраты на прямое снижение риска растут более быстрыми темпами по сравнению с уровнем снижения риска. В связи с этим дальнейшее снижение уровня риска может быть достигнуто либо путем значительного увеличения затрат на антирисковые мероприятия, либо путем совершенствования методов управления рисками.
4. Система классификации рисков по различным критериям
Для выработки систематизированного подхода и формализации потенциальных угроз осуществляется классификация рисков в соответствии с источниками их возникновения. С целью максимально полного выявления рисков целесообразно классифицировать их по различным критериям.
Классификация по области возникновения рисков
В соответствии с выбранным критерием риски холдинга "РЖД" подразделяются на внешние и внутренние.
К внешним рискам относятся:
макроэкономические риски - риски, связанные с деятельностью холдинга "РЖД" как субъекта глобального рынка, испытывающего влияние со стороны всех отраслей экономики и подверженного воздействию изменения рыночной конъюнктуры;
рыночные риски - риски, обусловленные деятельностью холдинга "РЖД" как субъекта отечественного и мирового транспортных рынков и зависящие от структурных, экономических, тарифных, технико-технологических, экологических и прочих изменений в области железнодорожного транспорта и в транспортной сфере в целом;
финансовые риски - напрямую зависящие от внешних финансово-экономических факторов и включающие в себя риски изменения значений параметров финансового рынка, таких, как процентные ставки, курсы валют, стоимость ценных бумаг или товаров, корреляция и изменчивость этих и других параметров финансовых инструментов, являющихся объектами сделок, заключаемых холдингом "РЖД", а также риски, возникающие в результате того, что контрагент холдинга "РЖД" не исполнит свои обязательства в полной мере или в соответствии с законодательством Российской Федерации он не обязан выполнять свои обязательства;
риски в сфере трудовых ресурсов - риски, обусловленные неблагоприятной демографической ситуацией в стране, дефицитом качественных трудовых ресурсов и усилением диспропорций в структуре трудоспособного населения;
репутационные риски - риски потери деловой репутации холдинга "РЖД" и формирования негативного отношения к взаимодействию с холдингом "РЖД" со стороны потенциальных партнеров и клиентов;
политические риски - риски, связанные с изменением политической обстановки в России и в мире, с изменением режима государственного регулирования отношений собственности, изменением российского и международного законодательств;
риски реформирования - риски, связанные с внешними угрозами функционированию холдинга "РЖД", обусловленными проведением структурной реформы на железнодорожном транспорте;
техногенные и природно-климатические риски - риски, обусловленные возможностью возникновения стихийных бедствий и техногенных катастроф, препятствующих нормальному функционированию холдинга "РЖД";
научно-технические и технологические риски - риски, обусловленные развитием научно-технического прогресса, разработками новых технологий, материалов и внедрением их в производство и управление;
нормативно-правовые риски - риски, связанные с внешними угрозами функционированию холдинга "РЖД", обусловленными неблагоприятным или недостаточным регулированием отношений участников рынка грузовых железнодорожных перевозок.
К внутренним рискам холдинга "РЖД" относятся:
производственно-технологические риски - риски, связанные с организацией перевозочного процесса, обеспечением безопасности перевозок и оказанием транспортных услуг необходимого качества;
технические и ресурсные риски - риски, связанные с техническим, ресурсным и информационным обеспечением холдинга "РЖД";
инвестиционные риски - риски, связанные с выбором и обоснованием выбора объектов инвестирования и обеспечением плановой доходности инвестированных средств;
риски структурных преобразований - риски, связанные с проводимой на железнодорожном транспорте структурной реформой, выделением конкурентных сегментов рынка железнодорожных услуг, созданием и взаимодействием с создаваемыми дочерними и зависимыми обществами;
финансовые риски - риски, связанные с эффективностью использования финансовых ресурсов, обеспечением финансовой устойчивости и независимости холдинга "РЖД";
кадровые риски - риски, связанные с построением качественной и эффективной системы управления персоналом и мотивации работников, обеспечением холдинга "РЖД" необходимым количеством высококвалифицированных трудовых ресурсов, их удержанием, использованием и непрерывным профессиональным развитием;
управленческие риски - риски, обусловленные деятельностью по управлению холдингом "РЖД", обоснованием, принятием и реализацией управленческих решений.
Перечень основных рисков, актуальных в настоящее время для холдинга "РЖД", представлен на рис. 2 и 3.
По мере развития в холдинге "РЖД" системы управления рисками этот перечень будет обновляться и корректироваться.
Кроме того, отдельные риски могут быть детализированы и расширены в рамках соответствующих корпоративных стратегий и программ.
Классификация по уровням управления холдингом "РЖД"
Многоуровневая система управления холдингом "РЖД" и различия в масштабах и сложности задач, реализуемых на каждом из уровней управления, определяют необходимость проведения классификации рисков по уровням управления холдингом "РЖД".
Классификация по временному периоду воздействия рисков
Влияние рисков на деятельность холдинга "РЖД" может быть различным в различные временные периоды. В связи с этим целесообразна классификация по временному критерию проявления рисков, в соответствии с которым выделяются:
риски текущей деятельности - риски, период воздействия которых находится в пределах одного года;
среднесрочные риски - риски, период воздействия которых составляет 1-3 года;
долгосрочные (стратегические) риски - риски с периодом воздействия от 3 до 10 лет.
Классификация рисков по данному критерию предполагает соответствующую регулярность пересмотра и обновления выявленных рисков. Пересмотр и оценка каждой из выделенных групп рисков должны производиться с различной периодичностью в соответствии с утвержденными холдингом "РЖД" методиками и регламентами: риски текущей деятельности должны пересматриваться и при необходимости обновляться не реже одного раза в квартал, среднесрочные риски - не реже одного раза в полугодие, долгосрочные риски - не реже одного раза в год.
При проведении работы по управлению рисками указанные классификационные группы могут быть расширены в соответствии с конкретными задачами и актуальными критериями классификации.
5. Принципы функционирования корпоративной системы управления рисками холдинга "РЖД"
Реализация корпоративной системы управления рисками холдинга "РЖД" будет осуществляться в соответствии со следующими основными принципами:
комплексность (системный подход) при осуществлении процедур управления рисками на основе учета системной взаимосвязи рисков, характера их взаимного влияния и возможных последствий их совокупного проявления;
стратегическая направленность деятельности по управлению рисками на основе непосредственной взаимосвязи со стратегическими целями и направлениями развития холдинга "РЖД", предусмотренными Стратегией развития холдинга "РЖД", и интеграции процессов контроля над рисками с системой стратегического планирования;
непрерывность процесса управления рисками на основе мониторинга и регулярного обновления информации, используемой в системе корпоративного риск-менеджмента;
единство управления рисками на основе выработки согласованных и взаимоувязанных подходов к принятию управленческих решений по предотвращению или минимизации рисков на всех уровнях управления холдингом "РЖД";
внедрение процедур управления рисками во все функциональные области деятельности холдинга "РЖД";
обеспечение соответствующего распределения полномочий и ответственности при принятии управленческих решений с выделением в системе управления холдинга "РЖД" управляющего органа, осуществляющего регулярный контроль за соответствием процедур управления рисками утвержденным методикам и регламентам и отвечающего за эффективность системы риск-менеджмента.
V. Основные этапы построения корпоративной системы управления рисками холдинга "РЖД"
1. Формирование реестра типовых рисков холдинга "РЖД", карт рисков (матриц рисков), паспортов рисков и документов, регламентирующих порядок и регулярность их обновления
В целях формализации процесса управления рисками холдинга "РЖД" необходимо создание нормативной базы и построение организационной инфраструктуры риск-менеджмента. Прежде всего, для обеспечения единого методологического подхода к выявлению, оценке и управлению рисками необходимо сформировать реестр типовых рисков холдинга "РЖД". С этой целью составляются полные перечни рисков, факторов их возникновения, степени влияния на деятельность холдинга "РЖД" и основных направлений их предотвращения и минимизации.
На основе полученной информации формируется реестр типовых рисков холдинга "РЖД", который в дальнейшем может дополняться и изменяться (в соответствии с утвержденным регламентом) и использоваться при принятии управленческих решений. Структура реестра типовых рисков холдинга "РЖД" приведена в таблице 1.
Таблица 1
Структура реестра типовых рисков холдинга "РЖД"
Код риска |
Наименование риска |
Причина возникновения |
Категория (в соответствии с разработанной классификацией) |
Описание риска |
|
|
|
|
|
Продолжение табл. 1
Критерии возникновения |
Влияние на холдинг "РЖД" (цели, ущерб) |
Возможность (вероятность) |
Ожидаемое время возникновения |
|
|
|
|
Продолжение табл. 1
Период воздействия риска |
Взаимосвязь с другими типовыми рисками |
План мониторинга |
||
ответственный |
возможные мероприятия |
бюджет мониторинга |
||
|
|
|
|
|
Продолжение табл. 1
План предотвращения |
План реагирования |
||||
ответственный |
возможные мероприятия |
бюджет предотвращения |
ответственный |
возможные мероприятия |
бюджет реагирования |
На основе проведенной идентификации рисков осуществляется ранжирование рисков по вероятности наступления и степени влияния возможных последствий на ключевые показатели деятельности холдинга "РЖД". С этой целью формируются карты рисков и/или матрицы рисков, являющиеся инструментом отображения совокупности выявленных рисков и уровня их влияния на деятельность холдинга "РЖД". Построение карты рисков может производиться как в рамках внедрения корпоративной системы управления рисками, так и в конкретных функциональных областях деятельности.
Процесс составления карт рисков должен являться систематической работой, охватывающей все стороны деятельности холдинга "РЖД", позволяющей выделить, расположить по приоритетам, количественно оценить и сгруппировать риски. Карта рисков обеспечивает лучшее понимание профиля рисков холдинга "РЖД", позволяет выделить наиболее значимые риски, требующие первоочередных мер по снижению и контролю, и является основой для дальнейшего анализа и принятия управленческих решений.
На сформированной карте рисков отмечаются центры ответственности (подразделения аппарата управления), в чьи задачи входит анализ рисков, разработка соответствующих методологических материалов, нормативных документов, контроль. Центры ответственности назначаются исходя из функций подразделений аппарата управления и практической направленности работы.
В целях максимальной детализации и учета случаев и масштабов проявления рисков будут сформированы паспорта рисков, содержащие полную информацию о соответствующем риске. Информационной основой паспорта риска являются сведения об указанном риске, содержащиеся в реестре типовых рисков холдинга "РЖД". Помимо этого, паспорт риска должен содержать в хронологическом порядке информацию о причинах его возникновения, нанесенном ущербе, предпринятых действиях по нейтрализации риска или минимизации последствий его воздействия, а также о произведенных стратегических и управленческих изменениях в холдинге "РЖД".
Таким образом, совокупность паспортов рисков будет представлять собой структурированную информационную базу, обобщающую всю информацию о случаях возникновения рисков и содержащую основные направления реагирования на текущие, среднесрочные и долгосрочные риски.
2. Разработка методических документов по управлению рисками для структурных подразделений холдинга "РЖД"
Процесс управления рисками включает в себя систему методов и технологий, необходимых для использования на различных этапах и уровнях управления рисками холдинга "РЖД". В целях установления последовательности процедур по выявлению и анализу рисков, а также проведения оценки эффективности осуществленных антирисковых мероприятий в каждой функциональной области управления рисками должны быть разработаны соответствующие документы, определяющие основные подходы и методологию проведения анализа рисков. Эти документы будут являться элементами корпоративной системы управления рисками как необходимый инструмент выполнения функций соответствующего подразделения в рамках системы риск-менеджмента. Структурными подразделениями, ответственными за выявление и анализ рисков в соответствующих функциональных областях, с использованием соответствующих методик будет осуществляться:
установление количественных критериев оценки рисков и допустимых уровней рисков;
оценка влияния выявленных рисков на достижение целевых параметров развития холдинга "РЖД", определенных Стратегией развития холдинга "РЖД";
проведение ранжирования рисков и оценка приоритетности воздействия на них;
проведение сравнительной оценки эффективности методов воздействия на риски;
определение эффекта от реализации управленческих решений в области управления рисками;
мониторинг динамики уровня рисков и эффективности мероприятий по снижению рисков.
Помимо указанных основных процедур анализа и оценки рисков, обязательным разделом каждой методики должны являться методические указания по оценке влияния анализируемых рисков на возникновение, снижение или увеличение уровня риска в других функциональных областях, что позволит учитывать взаимосвязь между отдельными рисками и выявлять позитивную или негативную зависимость между ними. В совокупности с регламентами взаимодействия структурных подразделений такой подход обеспечит интеграцию действий всех структурных подразделений холдинга "РЖД" в процессе анализа и управления рисками.
3. Создание системы мониторинга и информационной поддержки процесса управления рисками
Своевременность выявления и оперативность реагирования на потенциально возможные риски определяются наличием в системе управления рисками холдинга "РЖД" эффективной системы внутрикорпоративного информационного обмена по основным функциональным задачам управления рисками. С этой целью в рамках корпоративной системы управления рисками холдинга "РЖД" формируется система мониторинга и информационной поддержки процесса управления рисками, представляющая собой регулярный отлаженный процесс сбора и обработки информации о рисках, с которыми сталкивается холдинг "РЖД".
В рамках системы мониторинга и информационной поддержки будет консолидироваться вся корпоративная информация по рискам в целях ее последующего анализа соответствующими структурными подразделениями и представления руководству холдинга "РЖД" отчетных данных о динамике уровня рисков и эффективности осуществленных мероприятий по их снижению.
4. Создание организационной инфраструктуры управления рисками холдинга "РЖД"
Создание корпоративной системы управления рисками холдинга "РЖД" обуславливает необходимость осуществления регулярного и непрерывного риск-менеджмента на всех этапах и уровнях управления. Реализация корпоративной системы управления рисками в холдинге "РЖД" будет осуществляться в соответствии с регламентами в области управления рисками на основе перераспределения должностных обязанностей в рамках действующей структуры управления. Вместе с тем в целях обеспечения непрерывности и регулярности проводимых работ в холдинге "РЖД" будет создана соответствующая организационная инфраструктура, обеспечивающая реализацию всех необходимых функций и процедур управления рисками по каждому функциональному направлению деятельности и в целом по холдингу "РЖД".
Организационная инфраструктура управления рисками будет включать в себя:
корпоративную систему развития и обучения работников в области управления рисками в рамках системы дополнительного профессионального и бизнес-образования для соответствующих категорий работников;
подготовленный и обученный персонал, осуществляющий на регулярной основе выявление и оценку потенциальных рисков в соответствии с утвержденными методиками, а также подготовку предложений по реализации антирисковых мероприятий;
на уровне руководства ОАО "РЖД" - комитет по управлению рисками, определяющий общую политику в области управления рисками, утверждающий допустимый и критический уровни совокупного риска (в финансовом выражении), осуществляющий регулярный контроль соответствия процедур управления рисками утвержденным методикам и корпоративному регламенту управления рисками холдинга "РЖД" и отвечающий за эффективность корпоративной системы управления рисками;
на уровне аппарата управления ОАО "РЖД" - рабочие группы, находящиеся в подчинении указанного комитета, осуществляющие текущий контроль и управление рисками холдинга "РЖД";
организационные документы корпоративной системы управления рисками холдинга "РЖД":
а) корпоративный регламент управления рисками холдинга "РЖД" (далее - Регламент), определяющий порядок взаимодействия подразделений аппарата управления ОАО "РЖД" и структурных подразделений холдинга "РЖД" в процессе управления рисками (с учетом вероятности возникновения системных (взаимоналагающихся) рисков, когда оптимальное решение по управлению одним риском может негативно отразиться на его проявлении в смежной функциональной области) и распределение полномочий и ответственности при принятии и реализации управленческих решений в области управления рисками;
б) положения о структурных подразделениях холдинга "РЖД" (в том числе аппарата управления ОАО "РЖД", управлений, филиалов, дочерних и зависимых обществ), определяющие реализацию в каждом структурном подразделении задач и функций по управлению рисками в соответствии с указанным в Регламенте распределением функций, полномочий и ответственности в области управления рисками;
в) должностные инструкции работников, определяющие, в том числе, их основные функции и обязанности по осуществлению процедур управления рисками в соответствующих структурных подразделениях;
г) методологические и нормативные документы в области рисков и риск-менеджмента подразделений аппарата управления;
д) автоматизированную информационную поддержку принятия управленческих решений в области управления рисками.
5. Формирование регламентирующих документов о порядке взаимодействия подразделений холдинга "РЖД" в процессе управления рисками
Управление рисками должно осуществляться в масштабах всего холдинга "РЖД" и охватывать:
все категории корпоративных рисков;
все направления бизнеса холдинга "РЖД";
все подразделения аппарата управления, структурные подразделения, филиалы, дочерние и зависимые общества ОАО "РЖД".
Таким образом, управление рисками в холдинге "РЖД" будет осуществляться практически во всех направлениях его деятельности.
Для обеспечения согласованной деятельности всех подразделений холдинга "РЖД" в процессе управления рисками будут сформированы регламентирующие документы о порядке взаимодействия подразделений холдинга "РЖД" при осуществлении процедур управления рисками. Базовым документом, определяющим основы организации внутреннего взаимодействия при организации корпоративного риск-менеджмента, будет являться Регламент, определяющий:
порядок реализации процедур по выявлению и снижению воздействия рисков;
структуру и принципы взаимодействия подразделений холдинга "РЖД" при осуществлении риск-менеджмента;
систему отчетности и контроля рисков;
задачи и принципы использования информационных технологий при организации риск-менеджмента;
прочие направления реализации корпоративной системы управления.
Порядок взаимодействия подразделений холдинга "РЖД" в случае возникновения кризисных ситуаций обеспечит единство их действий в процессе управления рисками.
VI. Целевое состояние корпоративной системы управления рисками и эффект от реализации функциональной стратегии управления рисками в холдинге "РЖД"
Целевое состояние корпоративной системы управления рисками холдинга "РЖД" будет соответствовать следующим характеристикам:
корпоративная система управления рисками интегрирована в корпоративную систему управления холдингом "РЖД" и является одним из инструментов, обеспечивающих поддержку процесса принятия управленческих решений на всех уровнях управления;
процесс управления рисками в холдинге "РЖД" осуществляется непрерывно в соответствии с утвержденными методиками и Регламентом;
реализуемые в системе корпоративного риск-менеджмента процедуры выявления, анализа и управления рисками носят системный характер и осуществляются комплексно и взаимосвязанно по всем функциональным направлениям деятельности холдинга "РЖД";
принятие управленческих решений в системе риск-менеджмента основано на технологии ситуационного управления с использованием информационно-аналитических автоматизированных систем и регулярно обновляемого информационного хранилища по рискам;
корпоративная система управления рисками ориентирована на достижение холдингом "РЖД" целей, определенных Стратегией развития холдинга "РЖД";
результаты, формируемые в корпоративной системе управления рисками холдинга "РЖД", обязательны для учета в процессе стратегического планирования и принятия долгосрочных управленческих решений.
Реализация настоящей функциональной стратегии позволит:
обеспечить бесперебойное и устойчивое функционирование холдинга "РЖД" на стратегическом и оперативном уровнях;
достигать целевых ориентиров, определенных стратегической программой развития холдинга "РЖД", за счет заблаговременного выявления и нейтрализации внешних и внутренних рисков;
повысить доверие и лояльность потребителей услуг холдинга "РЖД" за счет своевременного выявления и ликвидации рисков, которые могут оказать влияние на безопасность перевозки, сохранность и соблюдение сроков доставки грузов, качество оказываемых услуг, и обеспечение на этой основе максимально полного удовлетворения требований потребителей;
своевременно предотвращать риски в области корпоративного строительства и управления при совершенствовании структуры управления холдинга "РЖД":
максимизировать дополнительную прибыль, получаемую в результате управления рисками;
эффективнее распределять капитал внутри холдинга "РЖД" и перераспределять ресурсы на приоритетные направления работы за счет отказа от неэффективных процедур и проектов;
снижать стоимость привлечения капитала за счет повышения кредитного рейтинга и деловой репутации холдинга "РЖД".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение ОАО "РЖД" от 26 июля 2012 г. N 1494р "Об утверждении функциональной стратегии управления рисками в холдинге "РЖД"
Текст распоряжения официально опубликован не был