Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию ОАО "Тверьоблгаз" вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации ОАО "Тверьоблгаз" оспаривает конституционность следующих положений Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года N 83:
пункта 1, определяющего, что данные Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения; Правила применяются также в случаях, когда в результате строительства (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения либо оборудования по производству ресурсов требуется подключение к технологически связанным сетям инженерно-технического обеспечения;
пункта 2, определяющего используемые в Правилах понятия;
пункта 15, устанавливающего, что подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора, порядок заключения и исполнения, существенные условия которого, права и обязанности сторон определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации;
пункта 17, предусматривающего, что в случае, если подключение объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям инженерно-технического обеспечения, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое является потребителем соответствующего вида ресурсов (далее - основной абонент), технические условия такого подключения могут быть выданы основным абонентом по согласованию с ресурсоснабжающей организацией, к чьим объектам присоединены принадлежащие основному абоненту сети инженерно-технического обеспечения; по соглашению между ресурсоснабжающей организацией и основным абонентом технические условия может разработать ресурсоснабжающая организация; плата за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения определяется на основании тарифов, установленных органом местного самоуправления для подключения объекта капитального строительства к системам коммунальной инфраструктуры соответствующей ресурсоснабжающей организации; договор о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения заключается с основным абонентом, который должен заключить с ресурсоснабжающей организацией договор о подключении к сетям инженерно-технического обеспечения для получения дополнительной мощности; стороны могут заключить трехсторонний договор о подключении.
ОАО "Тверьоблгаз" оспаривает также конституционность пункта 1 и подпункта 1 пункта 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2007 года N 360, определяющих предмет правового регулирования названных Правил (пункт 1) и порядок определения платы за подключение объекта капитального строительства к сети инженерно-технического обеспечения при наличии инвестиционной программы организации коммунального комплекса (подпункт 1 пункта 14).
Как следует из жалобы и приложенных к ней материалов, Арбитражный суд Тверской области отказал ОАО "Тверьоблгаз" в признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области о нарушении обществом антимонопольного законодательства и предписания антимонопольного органа о прекращении неправомерного взимания платы с граждан за выдачу технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям газоснабжения. Арбитражными судами вышестоящих инстанций данное решение Арбитражного суда Тверской области оставлено без изменения.
По мнению заявителя, оспариваемые им положения в части их распространения на газораспределительные сети и газораспределительные организации приняты Правительством Российской Федерации с нарушением его компетенции и тем самым не соответствуют статьям 4 (часть 2), 10, 15 (части 1 и 2), 19 (часть 1), 55 (часть 3) и 115 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года N 83, принятое во исполнение норм Градостроительного кодекса Российской Федерации (статья 48), направлено на обеспечение и защиту прав и законных интересов как правообладателей земельных участков, осуществляющих строительство (реконструкцию) объектов, так и владельцев (собственников) сетей инженерно-технического обеспечения, обусловленных в том числе необходимостью доступности энергетических ресурсов для потребителей и создания условий для подключения объектов капитального строительства к инженерно-техническим сетям. Оспариваемое положение пункта 1 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения определяет отношения, регулируемые названным постановлением Правительства Российской Федерации, и само по себе не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя.
Проверка же правильности применения оспариваемой заявителем нормы подзаконного нормативного правового акта в конкретном деле с учетом его фактических обстоятельств, равно как и установление соответствия данной нормы федеральному законодательству - на что, по существу, направлена жалоба заявителя - к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, установленной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относятся.
Что касается иных оспариваемых заявителем положений, то в соответствии со статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации и конкретизирующими ее статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод проверяет конституционность закона или отдельных его положений лишь в той части, в какой они были применены судом в деле заявителя и затрагивают его конституционные права и свободы.
Из представленных заявителем судебных решений не следует, что оспариваемые им положения постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2007 года N 360 и положения пунктов 2, 15 и 17 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года N 83, применены в деле с участием заявителя.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Тверьоблгаз", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 21 ноября 2013 г. N 1762-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Тверьоблгаз" на нарушение конституционных прав и свобод отдельными положениями постановлений Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года N 83 и от 9 июня 2007 года N 360"
Текст Определения официально опубликован не был