В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. N 569 "Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе", постановлением Правительства Москвы от 3 августа 2010 г. N 671-ПП "Об утверждении Положения о порядке включения выявленного объекта культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения":
1. Согласиться с заключением (актом) государственной историко-культурной экспертизы, выполненным аттестованными экспертами по проведению государственной историко-культурной экспертизы А.Л. Баталовым, Б.Е. Пастернаком (приказ Министерства культуры Российской Федерации от 24 февраля 2012 г. N 135), Е.Е. Соловьевой (приказ Росохранкультуры от 27 декабря 2010 г. N 458), содержащим:
вывод о необоснованности включения выявленного объекта культурного наследия "Гостиница "Москва", 1935 г., арх. А.В. Щусев, Л.И. Савельев, О.А. Стапран" по адресу: ул. Охотный Ряд, д. 2 в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (памятника или ансамбля);
вывод об отнесении объекта экспертизы по адресу: ул. Охотный Ряд, д. 2 к исторически ценным градоформирующим объектам с наименованием: "Гостиница "Москва", 1935 г., архитекторы А.В. Щусев, Л.И. Савельев, О.А. Стапран (воссоздание 2000-х гг.)", а также описание особенностей объекта экспертизы, послуживших основанием для включения его в Городской реестр недвижимого культурного наследия и подлежащих обязательному сохранению (прилагается к распоряжению).
2. Внести соответствующие изменения в Городской реестр недвижимого культурного наследия и Историко-культурный опорный план города Москвы.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя Департамента культурного наследия города Москвы А.А. Емельянова.
Руководитель |
А.В. Кибовский |
Акт
государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия
"Гостиница "Москва", 1935 г., арх. А.В. Щусев, Л.И. Савельев, О.А. Стапран"
Адрес: г. Москва, Охотный Ряд ул., д. 2
"25 января 2011 г." "г. Москва"
Дата начала проведения экспертизы: 07 декабря 2010 г.
Дата окончания (оформления Заключения) экспертизы: 25 января 2011 г.
Сведения об экспертах
Общество с ограниченной ответственностью "АРТ-Реставрация" (ООО "АРТ-Реставрация"), 125993, Москва, Ленинградский пр-т, д. 37, корп. 9, офис 612, ИНН: 7701745639.
Фамилия, имя, отчество |
Баталов Андрей Леонидович |
Образование |
высшее |
Специальность |
архитектор |
Ученая степень (звание) |
доктор искусствоведения, профессор |
Стаж работы |
33 года |
Место работы и должность |
заместитель генерального директора по науке ФГУ "Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль" |
Реквизиты аттестации |
Приказ Росохранкультуры от 10 декабря 2010 г. N 448; приказ Министерства культуры РФ об утверждении аттестации от 24.02.2012 г. N 135 |
Фамилия, имя, отчество |
Пастернак Борис Евгеньевич |
Образование |
высшее |
Специальность |
архитектор |
Ученая степень (звание) |
- |
Стаж работы |
28 |
Место работы и должность |
Главный архитектор ООО "Центр историко-градостроительных исследований" |
Реквизиты аттестации |
Приказ Росохранкультуры от 10 декабря 2010 г. N 448; приказ Министерства культуры РФ об утверждении аттестации от 24.02.2012 г. N 135 |
Фамилия, имя, отчество |
Соловьева Елена Евгеньевна |
Образование |
высшее |
Специальность |
архитектор |
Ученая степень (звание) |
- |
Стаж работы |
34 года |
Место работы и должность |
Руководитель научно-проектного объединения "Регулирование градостроительной деятельности на исторических территориях и территориях зон охраны объектов культурного наследия" (НПО "Исторические зоны" N 38) ГУП "НИ и ПИ Генплана Москвы" |
Реквизиты аттестации |
Приказ Росохранкультуры об утверждении аттестации от 27.12.2010 г. N 458 |
Сведения о заказчике экспертизы
Департамент культурного наследия города Москвы, 115035, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 19, ОГРН 1027700151170.
Цель экспертизы
Обоснование принятия решения о целесообразности включения, либо отказа от включения рассматриваемого объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия, определение категории его историко-культурного значения.
Объект экспертизы
Выявленный объект культурного наследия: "Гостиница "Москва", 1935 г., арх. А.В. Щусев, Л.И. Савельев, О.А. Стапран, по адресу: г. Москва, Охотный Ряд ул., д. 2.
Перечень материалов и документов, представленных заказчиком
1. Историко-культурный опорный план города Москвы - 2 с. в 2 экз.
2. Адресная схема БТИ - 1 с. в 2 экз.
3. Копия решения органа власти о включении объекта культурного наследия в реестр (протокол Экспертной комиссии N 10 от 10.05.1989 г.).
4. Дополнение к справке по гостинице "Москва" от 08.10.2002 г. составленное Т.А. Раздольской 31.07.2003 г. - 2 с. в 2 экз.
Сведения об обстоятельствах, повлиявших на процесс проведения и результаты экспертизы
Обстоятельства, повлиявшие на процесс проведения и результаты экспертизы, отсутствуют.
Факты и сведения, выявленные и установленные в результате проведенных исследований
Исследуемый участок расположен на территории исторического района Белый город и ограничен с северо-запада ул. Охотный Ряд, с юго-запада - Манежной площадью, с юго-востока и северо-востока - площадью Революции.
На рассматриваемой территории в XVII в. располагался большой московский торг Охотный Ряд, в котором было разрешено торговать дичью, приносимой подмосковными охотниками. В середине XVIII в. все продовольственные ряды (Харчевой, Обжорный, Охотный) перевели за Неглинку по соседству с церковью Параскевы Пятницы. После пожара 1812 г. на месте сгоревших деревянных лавок строятся каменные торговые помещения. Помещения собственно Охотного Ряда находились напротив Благородного собрания, но со временем Охотным Рядом стал называться весь Занеглиненский торг. В 1883 г. на площади Охотного Ряда была возведена чугунная часовня святого Александра Невского в память павших в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.
В 1930-е гг. началась реконструкция исторического центра г. Москвы. Была определена система связей между Охотным Рядом, Театральным проездом, Моховой улицей и площадями - Красной, Новой, Старой, Манежной, Смоленской. Непосредственно в центр Москвы был внесен новый масштаб планировки и застройки.
В 1932 г. началась реконструкция всего прилегающего к Кремлю участка (Охотный Ряд и Моховая ул.): были снесены торговые ряды, лавки, трактиры в южной части Охотного Ряда (преимущественно деревянные строения), а также часовня Александра Невского и церковь Параскевы Пятницы. В результате перед Красной площадью образовалось обширное открытое пространство, на котором были возведены три масштабных здания: Здание Совета труда и обороны, 1932-1936 гг., архитектор А.Н. Лангман (Охотный Ряд ул., д. 4); гостиница "Москва", арх. А.Щусев, Л.Савельев и О.Стапран (Охотный Ряд ул., д. 2); жилой дом, 1934 г., арх. Жолтовский И.В. (Моховая ул., д. 13 стр. 1), выстроенный на месте церкви Георгия Победоносца, что на Красной горке (первоначально данное здание проектировалось и строилось, как жилой дом, однако в дальнейшем в нем размещалось американское посольство и администрация гостиницы "Интурист").
В конце 1960-х - 1970-х гг. велось строительство второй очереди гостиницы "Москва" (авторы проекта - архитекторы Александр Борецкий, Дмитрий Солопов, Игорь Рожин), которая включала 10-этажный и 6-этажный корпуса, выходившие на площадь Революции. Для осуществления проекта понадобилось снести ряд строений, примыкавших к "Москве" с востока, в том числе и старую гостиницу "Гранд-отель". В результате все корпуса гостиницы заняли собой целый квартал.
В 2003 г. здание гостиницы было объявлено аварийным, а в 2004 г. оно было демонтировано. С 2005 г. началось строительство новой гостиницы, проект которой в целом соответствует оригинальному замыслу.
"Гостиница "Москва", 1935 г., арх. А.В. Щусев, Л.И. Савельев, О.А. Стапран"
Выявленный объект культурного наследия - здание гостиницы "Москва" - был выстроен в два строительных периода. В 1930-х гг. был выстроен объем переменной этажности по улице Охотный Ряд, торцевым фасадом выходящий в сторону Манежной площади. В 1960-х - 1970-х гг. вплотную к уже существующему были возведены еще два объема: десяти и шестиэтажный, выходящие на площадь Революции.
Первый конкурс по созданию гостиницы Моссовета (таково было проектное название) проходил в 1931 г. В конкурсе участвовало восемь архитекторов, и ни один из предложенных проектов не был принят. В 1932 г. состоялся второй закрытый конкурс, в результате которого были приняты проекты архитекторов Л.И. Савельева и О.А. Стапрана. Первоначальный проект гостиницы, выполненный этими архитекторами, был решен в стиле конструктивизм и входил в очевидное противоречие со сложившимся историческим обликом района. Аскетизм массивного здания не увязывался с ансамблем Кремля, застройкой Охотного Ряда, Тверской и Моховой улиц. К тому же, в начале 1930-х гг. в советской архитектуре наметился явный поворот в сторону переосмысления классического наследия прошлого, впоследствии приведший к возникновению архитектуры "сталинского ампира". В качестве соавтора, призванного исправить проект, пригласили выдающегося архитектора, оказавшего значительное влияние на формирование архитектурного облика города Москвы, А.В. Щусева. Каркасная коробка здания к тому времени уже достраивалась, и внести значительные изменения не представлялось возможным. Однако Щусеву удалось внести в проект классические элементы, не нарушив при этом конструктивистскую основу проекта здания. Благодаря этим изменениям строение приобрело большую пластичность. Здание гостиницы "Москва" стало менее аскетическим и более величественным. Фасад со стороны Манежной площади украсили две асимметричные башни и монументальный восьмиколонный портик высотой в шесть этажей с открытой террасой, ставший доминантой обширной площади и архитектурным контрапунктом невысокому классицистическому зданию Манежа.
Фасад по Охотному Ряду фланкировали две башни, что определило не только законченность всего здания, но и связь его объемов. Восточная башня была наиболее яркой из четырех угловых доминант комплекса. Она не была отмечена на фасаде вертикальными членениями, а выглядела отдельной смотровой вышкой, поставленной на крышу здания. Ее отличали глубокие лоджии и выигрышное расположение на стыке корпусов.
Благодаря соразмерному трехчленному делению фасада здания по Охотному Ряду, его 10 этажей образовали три органически развивающихся в последовательно убывающем ритме композиционных звена. 1-й и 2-й этажи, облицованные красным гранитом, представляли мощный цоколь для всего сооружения, выложенный из монументальных квадров. Благодаря интенсивности цвета цоколь соответствовал общему композиционному построению фасада. Верхние этажи подразделялись по своей архитектурной обработке на 2 части: 3-5 этажи, облицованные мрамором в части выступающих стеклянных эркеров с балконами между ними, подчеркивали игру фасада, построенную на контрастах; 6-10 этажи не были облицованы мрамором, а оштукатурены мраморной крошкой в соответствии с цветом мрамора 3-5 этажей. И, наконец, все сооружение венчалось карнизом и ажурной колоннадой. Однообразие горизонтального членения фасада здания по ул. Охотный Ряд прерывалось пятикратной композицией в виде групп из двух пар лоджий.
В оформлении здания был использован колоссальный ордер, образованный пилястрами со стилизованными капителями. Многочисленные балконы и лоджии-аркады придавали зданию композиционную живописность. В капителях, кронштейнах, карнизах были использованы восточные мотивы (например, капители верхних галерей).
В начале 1935 г. строительство было завершено, и к работе приступили декораторы под руководством Щусева. Все элементы гостиницы, начиная с оформления стен, мебели и кончая самыми мелкими предметами оборудования, были архитектурно связаны в одну общую композицию.
Главный вестибюль-холл, протяженностью от Охотного Ряда до пл. Революции и высотой в 2 этажа, объединял три входа в гостиницу. Три белых мраморных лестницы и 10 лифтов соединяли этот вестибюль-зал с гостиницей. Стены и колонны вестибюля были облицованы мрамором.
Вместо стандартного жилого номера старых гостиниц, проектировщики стремились создать разнообразный выбор индивидуальных жилых номеров, отличных один от другого как по площади, расположению, так и по архитектурному и цветовому решению. При отделке номеров использовались лепнина, мрамор, бронза, произведения живописи и скульптуры. По проектам архитекторов Щуко, Щусева, Батенина, Эстрина была разработана мебель для гостиничных номеров и холлов. Всего было выполнено 18 комплектов мебели из металла и различных пород дерева - красного дерева, ореха, груши, красного бука, чинары.
Ресторан гостиницы, представляющий собой помещение высотой в 3 этажа, в виду своего большого объема делился на 3 части декоративными колоннадами, связанными с общей богатой внутренней отделкой ресторана в одно архитектурное целое. Основные колонны и пилястры ресторана были обработаны искусственным мрамором под ляпис-лазурь, декоративные - под искусственный малахит. Центральный зал ресторана был расписан художником Е. Лансере.
В 1968 г. началось строительство второй очереди гостиницы "Москва" (авторы проекта - архитекторы Александр Борецкий, Дмитрий Солопов, Игорь Рожин), которая включала 10-этажный и 6-этажный корпуса, выходившие на площадь Революции. Для осуществления проекта понадобилось снести ряд строений, примыкавших к "Москве" с востока, в том числе и старую гостиницу "Гранд-отель". Вторая очередь гостиницы была сдана в эксплуатацию в 1977 г., к 60-летию Октябрьской революции. Первоначальный проект второй очереди гостиницы, еще выполненный Щусевым в 1935-1938 гг. предполагал фасад, который должен был выходить на площадь в виде монументальной трехчастной арки. Однако при проектировании второй очереди гостиницы в 1970-х гг. было принято решение возвести шестиэтажный корпус, масштаб которого был соизмерим с масштабом остальных построек и не подавлял ансамбль Театральной площади.
На протяжении всего существования гостиницы, в ней останавливались и проживали выдающиеся отечественные и зарубежные деятели. В их числе: советский шахтер, новатор угольной промышленности А.Г. Стаханов, советский летчик-испытатель, Герой Советского Союза В.П. Чкалов, советский писатель и общественный деятель Д. Бедный, писатель и переводчик И.Г. Эренбург, советский военачальник, Маршал Советского Союза, министр обороны СССР Г.К. Жуков, советский военачальник, Маршал Советского Союза, маршал Польши К.К. Рокоссовский, советская актриса театра и кино, народная артистка РСФСР Л.В. Целиковская, советский артист М.И. Жаров, советский эстрадный и театральный актер, Лауреат Ленинской премии А.И. Райкин, французский физик и общественный деятель Фредерик Жолио-Кюри, чилийский поэт, дипломат и политический деятель Пабло Неруда, советский летчик-испытатель, совершивший первый космический полет Ю.А. Гагарин и др.
В 1989 г. протоколом заседания экспертной комиссии N 10 от 10.05.1989 г. корпус гостиницы, выстроенный в 1935 г. по проекту А.В. Щусева, был признан вновь выявленным памятником архитектуры, корпус, возведенный в 1968-1977 гг. считался объектом исторической застройки.
Решением Моссовета N 84 от 30.07.1992 г. под Государственную охрану были приняты объекты монументального искусства, расположенные в корпусе, выстроенном в 1968-1977 гг.:
- Панно мозаичные в новой части гостиницы (4 композиции), 1976 г., художник Г.Г. Дервиз (охранный N 161/иск).
- Рельефы с росписью в интерьере ресторана "Столичный", 1978 г., художники И.И. Лаврова, И.В. Пчельников (охранный N 162/иск).
Протоколом Общественного Совета при Мэре г. Москвы по проблемам формирования градостроительного и архитектурно-художественного облика города N 6 от 28.06.02 г. было констатировано, что здание гостиницы не пригодно к эксплуатации по ряду причин (в том числе отсутствие автостоянок, ненадежность конструкции) и не отвечает современным требованиям комфортного проживания и организации бизнеса в центре города.
29 апреля 2003 г. вышло постановление Правительства г. Москвы N 331-ПП "О мерах реализации инвестиционного проекта воссоздания гостиницы "Москва", предусматривающее строительство нового здания".
План мероприятий по закрытию гостиницы, учету и хранению произведений искусства и ценных элементов интерьера был утвержден В.И. Ресиным и И.И. Орджоникидзе 18.07.2003 г.
Москомархитектура подготовила комплект документов на разборку здания.
Институт "Спецпроектреставрация" провел комплексные исследования по определению ценных элементов интерьера и подготовил предварительный перечень элементов, представляющих архитектурную и художественную ценность, предлагаемых к сохранению и возможному монтажу на новых местах.
В 2004 г. гостиница "Москва" была демонтирована.
Проект нового здания гостиницы, который предполагал воссоздание выявленного объекта культурного наследия, был разработан архитектором ГУП "Моспроект-2 им. М.В. Посохина" В.В. Колосницыным. Открытие новой гостиницы "Москва" планируется в конце 2011 - начале 2012 гг.
Новое здание гостиницы было возведено с учетом оригинального проекта архитектора Щусева, однако в ходе строительства в облик строения были внесены некоторые изменения, которые создали новые композиционные акценты. Территория внутреннего двора была застроена. Помимо этого была частично изменена первоначальная гостиничная функция исследуемого объекта. В настоящий момент планируется разместить в данном здании, помимо гостиничной зоны также торговую, административную, зону отдыха и т.д. Изменение функции строения, соответственно, повлекли за собой и изменение первоначальной пространственно-планировочной структуры интерьеров здания. Несмотря на указанное выше, предполагается частичное воссоздание декоративного оформления, в том числе установка объектов монументального искусства, в настоящее время находящихся на хранении в ГНИМА им. А.В. Щусева.
Перечень документов и материалов, использованных при проведении государственной историко-культурной экспертизы, а также использованной для нее специальной, технической и справочной литературы
Альбом "Подготовка комплектов документов, необходимых для принятия решения об отнесении выявленных объектов культурного наследия к объектам культурного наследия и включение их в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" по выявленному объекту культурного наследия "Гостиница "Москва", 1935 г., арх. А.В. Щусев, Л.И. Савельев, О.А. Стапран", по адресу: г. Москва, Охотный Ряд ул., д. 2", выполненный ООО "АРТ-Реставрация" в 2011 г.
Обоснования выводов экспертизы
Выявленный объект культурного наследия - здание гостиницы "Москва" - было выстроено в два строительных периода. В 1930-х гг. был выстроен объем переменной этажности по улице Охотный Ряд, торцевым фасадом выходящий в сторону Манежной площади. В 1960-х - 1970-х гг. вплотную к уже существующему были возведены еще два объема: десяти и шестиэтажный, выходящие на площадь Революции.
Первоначальный проект гостиницы, выполненный архитекторами Л.И. Савельевым и О.А. Стапраном, был решен в стиле конструктивизм и входил в очевидное противоречие со сложившимся историческим обликом района. В качестве соавтора, призванного исправить проект, пригласили выдающегося архитектора, оказавшего значительное влияние на формирование облика города Москвы, А.В. Щусева, которому удалось внести в проект классические элементы, не нарушив при этом конструктивистскую основу проекта здания.
В оформлении здания был использован колоссальный ордер, образованный пилястрами со стилизованными капителями. Многочисленные балконы и лоджии-аркады придавали зданию композиционную живописность. В капителях, кронштейнах, карнизах были использованы восточные мотивы (например, капители верхних галерей).
В начале 1935 г. строительство было завершено, и к работе приступили декораторы под руководством Щусева. Все элементы гостиницы, начиная с оформления стен, мебели и кончая самыми мелкими предметами оборудования, были архитектурно связаны в одну общую композицию.
В 1968 г. началось строительство второй очереди гостиницы "Москва" (авторы проекта - архитекторы Александр Борецкий, Дмитрий Солопов, Игорь Рожин), которая включала 10-этажный корпус, выходящий на площадь Революции, и 6-этажный, обращенный к Театральной площади. Для осуществления проекта понадобилось снести ряд строений, примыкавших к "Москве" с востока, в том числе и старую гостиницу "Гранд-отель". Вторая очередь гостиницы была сдана в эксплуатацию в 1977 г., к 60-летию Октябрьской революции. Первоначальный проект второй очереди гостиницы, еще выполненный Щусевым в 1935-1938 гг. предполагал фасад, который должен был выходить на площадь в виде монументальной трехчастной арки. Однако при проектировании второй очереди гостиницы в 1970-х гг. было принято решение возвести шестиэтажный корпус, масштаб которого был соизмерим с масштабом остальных построек и не подавлял ансамбль Театральной площади. Оформление интерьеров вновь выстроенного корпуса было выполнено при участии художник Г.Г. Дервиза, создавшего четыре мозаичных панно "Москва, как много в этом звуке...", и художников И.И. Лавровой и И.В. Пчельникова, осуществивших рельефы с росписью в интерьере ресторана "Столичный". Данные объекты монументального искусства впоследствии были приняты под Государственную охрану.
Протоколом Общественного Совета при Мэре г. Москвы по проблемам формирования градостроительного и архитектурно-художественного города N 6 от 28.06.02 г. было констатировано, что здание гостиницы не пригодно к эксплуатации по ряду причин (в том числе отсутствие автостоянок, ненадежность конструкции) и не отвечает современным требованиям комфортного проживания и организации бизнеса в центре города.
29 апреля 2003 г. вышло постановление Правительства г. Москвы N 331-ПП "О мерах реализации инвестиционного проекта воссоздания гостиницы "Москва", предусматривающее строительство нового здания".
В 2004 г. гостиница "Москва" была демонтирована.
Проект нового здания гостиницы, который предполагал воссоздание выявленного объекта культурного наследия, был разработан архитектором ГУП "Моспроект-2 им. М.В. Посохина" В.В. Колосницыным. Открытие новой гостиницы "Москва" планируется в конце 2011 - начале 2012 гг.
Новое здание гостиницы было возведено с учетом оригинального проекта архитектора Щусева, однако в ходе строительства в облик строения были внесены изменения, которые создали новые композиционные акценты строения. Территория внутреннего двора была застроена. Помимо этого была частично изменена первоначальная гостиничная функция исследуемого объекта. В настоящий момент планируется разместить в данном здании, помимо гостиничной зоны также торговую, административную, зону отдыха и т.д. Изменения функции строения, соответственно, повлекли за собой и изменение первоначальной пространственно-планировочной структуры интерьеров здания.
Принимая во внимание градостроительные характеристики здания, государственная историко-культурная экспертиза предлагает включить его в Городской реестр недвижимого культурного наследия в качестве исторически-ценного градоформирующего объекта с наименованием:
"Гостиница "Москва", 1935 г., архитекторы А.В. Щусев, Л.И. Савельев, О.А. Стапран (воссоздание 2000-х гг.)".
Выводы экспертизы
1. Основания для включения выявленного объекта культурного наследия "Гостиница "Москва", 1935 г., арх. А.В. Щусев, Л.И. Савельев, О.А. Стапран" по адресу: ул. Охотный Ряд, д. 2 в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (памятника или ансамбля) отсутствуют.
2. Отнести объект экспертизы к исторически ценным градоформирующим объектам с наименованием: "Гостиница "Москва", 1935 г., архитекторы А.В. Щусев, Л.И. Савельев, О.А. Стапран (воссоздание 2000-х гг.)".
3. В соответствии с пунктом 7.2 постановления Правительства Москвы от 17.08.2010 N 719-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 18.07.2006 N 510-ПП" особенности зданий, подлежащие обязательному сохранению и послужившие основанием для их включения в Городской реестр недвижимого культурного наследия как исторически ценных градоформирующих объектов определить согласно Приложению 1.
4. Учесть, что рассматриваемый исторически-ценный градоформирующий объект находится на территории объединенной охранной зоны N 37, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 16 декабря 1997 г. N 881 "Об утверждении зон охраны центральной части г. Москвы (в пределах Садового кольца)", а также в границах территории зоны строгого регулирования застройки и зоны регулируемой застройки N 001, утвержденных постановлением Правительства Москвы от 7 июля 1998 г. N 545 "Об утверждении зон охраны центральной части г. Москвы (в пределах Камер-Коллежского Вала)".
Мы, Баталов Андрей Леонидович, Пастернак Борис Евгеньевич и Соловьева Елена Евгеньевна в соответствии с законодательством Российской Федерации несем ответственность за достоверность и обоснованность сведений и выводов, изложенных в настоящем акте.
Список приложений
1. Описание особенностей объекта, послуживших основанием для включения объекта в Городской реестр недвижимого культурного наследия как исторически-ценного градоформирующего объекта и подлежащих обязательному сохранению - Приложение 1.
Председатель экспертной комиссии |
А.Л. Баталов |
Ответственный секретарь |
Б.Е. Пастернак |
Эксперт |
Е.Е. Соловьева |
Генеральный директор |
А.Д. Рогулин |
Приложение 1
к акту государственной
историко-культурной экспертизы
Описание
особенностей объекта, послуживших основанием для включения объекта в Городской реестр недвижимого культурного наследия как исторически-ценного градоформирующего объекта и подлежащих обязательному сохранению
"Гостиница "Москва", 1935 г., архитекторы А.В. Щусев, Л.И. Савельев, О.А. Стапран (воссоздание 2000-х гг.)"
Адрес: г. Москва, Охотный Ряд ул., д. 2
- Местоположение и градостроительные характеристики здания, формирующего фронт застройки улицы Охотный Ряд, площади Революции, Манежной и Театральной площадей, его роль в композиционно-планировочной структуре застройки квартала и района;
- объемно-пространственная композиция здания переменной этажности 1930-1970-х гг. (по результатам воссоздания 2000-х гг.);
- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов 1930-1970-х гг. (по результатам воссоздания 2000-х гг.);
- колористическое решение фасадов (по результатам воссоздания 2000-х гг.).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Департамента культурного наследия г. Москвы от 1 октября 2012 г. N 916 "О согласии с заключением (актом) государственной историко-культурной экспертизы"
Текст распоряжения официально опубликован не был