Распоряжение Департамента культурного наследия г. Москвы от 6 июня 2013 г. N 224
"О согласии с заключением (актом) государственной историко-культурной экспертизы"
15 июля 2016 г.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. N 569 "Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе", постановлением Правительства Москвы от 3 августа 2010 г. N 671-ПП "Об утверждении Положения о порядке включения выявленного объекта культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения":
1. Согласиться с заключением (актом) государственной историко-культурной экспертизы, выполненным аттестованным экспертом по проведению государственной историко-культурной экспертизы А.Л. Баталовым (приказ Министерства культуры Российской Федерации от 24 февраля 2012 г. N 135), содержащим вывод об обоснованности включения выявленного объекта культурного наследия "Комплекс зданий Таможенного двора, 1850-1860-е гг., арх. К.А. Тон, Р.А. Желязевич: - Круговое Депо; - Башня водонапорная" по адресам: Комсомольская пл., д. 3/30, стр. 1, пр. Комсомольской площади, д. 12 (часть) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля) с наименованием "Ансамбль зданий Таможенного двора Николаевской железной дороги, 1850-1860-е гг., архитекторы К.А. Тон, Р.А. Желязевич, нач. XX в.: - Круговое депо, 1851 г., архитекторы К.А. Тон, Р.А. Желязевич, 1860-е гг.; - Водонапорная башня 1850-е гг., архитектор Р.А. Желязевич, нач. XX в.", а также предложения по предмету охраны объекта культурного наследия, границе и режиму использования его территории (прилагается к распоряжению).
2. Утратил силу.
См. текст пункта 2
3. Внести соответствующие изменения в Городской реестр недвижимого культурного наследия и Историко-культурный опорный план города Москвы.
4. Признать утратившим силу распоряжение Департамента культурного наследия города Москвы от 1 декабря 2011 г. N 165 "О согласии с заключением (актом) государственной историко-культурной экспертизы".
5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя руководителя Департамента культурного наследия города Москвы А.А. Емельянова.
Руководитель |
А.В. Кибовский |
Акт
государственной историко-культурной экспертизы выявленного объекта культурного наследия
"Комплекс зданий Таможенного двора, 1850-1860-е гг., арх. К.А. Тон, Р.А. Желязевич: - Круговое Депо; - Башня водонапорная"
Адрес: г. Москва, Комсомольская площадь, д. 3/30, стр. 1, пр. Комсомольской площади, д. 12
"25 сентября 2012 г." "г. Москва"
Дата начала экспертизы: 7 декабря 2010 г.
Дата окончания (оформления Заключения) экспертизы: 25 сентября 2012 г.
Сведения об эксперте
Общество с ограниченной ответственностью "АРТ-Реставрация" (ООО "АРТ-Реставрация"), 125993, Москва, Ленинградский пр-т, д. 37, корп. 9, офис 612, ИНН: 7701745639.
Фамилия, имя, отчество |
Баталов Андрей Леонидович |
Образование |
высшее |
Специальность |
архитектор |
Ученая степень (звание) |
Доктор искусствоведения, профессор |
Стаж работы |
33 года |
Место работы и должность |
заместитель генерального директора по науке ФГУ "Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль" |
Реквизиты аттестации |
Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 24 февраля 2012 г. N 135; приказ Росохранкультуры от 10 декабря 2010 г. N 448 |
Сведения о заказчике экспертизы
Департамент культурного наследия города Москвы, 115035, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 19, ОГРН 1027700151170.
Цель экспертизы
Обоснование принятия решения о целесообразности включения данного объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия и определение его историко-культурного значения.
Объект экспертизы
Выявленный объект культурного наследия: "Комплекс зданий Таможенного двора, 1850-1860-е гг., арх. К.А. Тон, Р.А. Желязевич: - Круговое Депо; - Башня водонапорная", по адресу: г. Москва, Комсомольская площадь, д. 1а (д. 3/30, стр. 1), пр. Комсомольской площади, д. 12.
Перечень документов, представленных заказчиком
Исследования объекта, включая материалы фотофиксации, копии архивных материалов, содержащие сведения о дате постройки объекта и о датах его перестройки, об архитекторах и владельцах.
Сведения об обстоятельствах, повлиявших на процесс проведения и результаты экспертизы
Обстоятельства, повлиявшие на процесс проведения и результаты экспертизы, отсутствуют.
Факты и сведения, выявленные и установленные в результате проведенных исследований
Сведения о проведенных исследованиях:
В процессе проведения государственной историко-культурной экспертизы выявленных объектов культурного наследия, были изучены материалы, предоставленные заказчиком, собраны сведения об истории строительства зданий, датах основных изменений (перестроек) и иные сведения по истории владения.
После ознакомления с информацией о ранее принятых решениях по охранному статусу территории и объектов, был проведен натурный осмотр каждого объекта, изучены дополнительные архивные материалы.
Рассматриваемые здания расположены на территории, прилегающей к Ленинградскому (Николаевскому) железнодорожному вокзалу (объект культурного наследия федерального значения), между путями Ленинградского и Ярославского вокзалов, и исторически относятся к комплексу зданий и сооружений Николаевской железной дороги (сейчас - Октябрьская железная дорога).
Николаевская железная дорога, соединившая Москву и Санкт-Петербург была построена в 1843-1851 гг., регулярное движение по новой дороге было открыто 13 ноября 1851 г. Она стала первой протяженной железнодорожной линией в России, проложенной между двумя крупнейшими городами (до этого существовала Царскосельская железная дорога (протяженностью 25 верст, т.е. 26 км), построенная в 1836-1837 гг., а также железнодорожные ветки на уральских заводах и рудниках).
Указ о строительстве железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой был подписан 1 февраля 1842 г. императором Николаем I. Работы по сооружению дороги начались 27 мая 1843 г. под руководством инспектора строительства архитектора К.А. Желязевича и инженеров П.П. Мельникова и Н.О. Крафта, и велись одновременно с двух сторон - от Санкт-Петербурга до Бологого и от Москвы до Бологого. Дорогу строили по прямому направлению, длина ее в итоге составила 604 версты, т.е. 644 км. Для укладки рельсов вдоль железнодорожного полотна было возведено 278 искусственных сооружений, в том числе 184 моста, 69 каменных и чугунных труб и 19 путепроводов. На линии Санкт-Петербург - Москва было построено 34 станции четырех классов: I класса - Санкт-Петербург, Москва, Малая Вишера, Тверь и Бологое; II класса - Любань, Окуловка, Спирово и Клин; а также 9 станций III класса и 16 станций IV класса. Здания вокзалов в Петербурге и Москве, комплекс зданий Таможенного двора проектировал архитектор К.А. Тон, инспектором строительства был архитектор департамента железных дорог Р.А. Желязевич, автор "образцовых проектов" станционных зданий по пути следования.
В 1855 г., после смерти императора Николая I, железная дорога между Санкт-Петербургом и Москвой получила имя Николаевской. С 1923 г. она носит название Октябрьской железной дороги.
Здание железнодорожной станции (вокзала) в Москве было построено в 1851 г. по проекту архитектора К.А. Тона, по его же проекту рядом было выстроено здание Таможенного двора. Тогда же были возведены железнодорожные пакгаузы, водонапорная башня, а также здание Кругового (круглого) паровозного депо, первого подобного сооружения в Москве.
Паровозные депо Николаевской железной дороги (всего их было 9) строились по типовым проектам, из кирпича, и представляли собой круглые в плане сооружения с внутренним двором. Каждое здание делилось внутренними перегородками на 22 сектора, 18 из которых были тупиковыми и предназначались для ремонта и обслуживания стоящих в них паровозов. Перегородки имели широкие арочные проемы, соединявшие стойла между собой. Оставшиеся 4 сектора имели сквозные проезды в виде тоннелей и служили для выезда паровозов за пределы депо и для проезда в мастерские, пристроенные снаружи. Выезды из депо были сквозными и располагались по обе его стороны, чтобы была возможность подавать паровозы, как в сторону Москвы, так и в сторону Петербурга. Стойла и тоннели перекрывались сводчатым потолком, в котором оставлялись вытяжные отверстия для установки труб, выводящих наружу дым от паровозов. Со стороны, противоположной станционным путям, к основному круглому зданию пристраивался Т-образный в плане корпус, в котором размещались механические мастерские, а также водяные баки для заправки паровозов водой - они устанавливались на уровне 2-го этажа здания на чугунных колоннах. В зависимости от статуса депо корпус с мастерскими был большего или меньшего размера. Проезд в мастерские занимал два смежных стойла с противоположной от станции стороны. Во внутреннем дворе здания располагался поворотный круг, служивший для разворота паровозов и направления их в нужное стойло или на выезд из депо. Для защиты поворотных кругов от погодных воздействий внутренний двор перекрывался легким металлическим куполом. При постройке дороги поворотные круги делались из дерева, впоследствии их заменяли на металлические.
Таким образом, здания паровозных депо являлись сложными техническими сооружениями, и в то же время своими масштабными характеристиками, необычной конфигурацией, архитектурной проработкой деталей и акцентным завершением (высоким куполом со световым фонарем) представляли собой градостроительную доминанту станционных комплексов Николаевской железной дороги.
"Комплекс зданий Таможенного двора, 1850-1860-е гг., арх. К.А. Тон, Р.А. Желязевич: - Круговое Депо" (Комсомольская пл., д. 3/30, стр. 1)
Здание Кругового (круглого) паровозного депо, было выстроено в 1851 г. по проекту архитектора К.А. Тона с отклонением от типового проекта в силу особенностей рельефа места, у берега Красного пруда, поскольку оказалось невозможным пристроить к нему здание мастерских, как это предполагалось по проекту. Таким образом, первоначально здание депо Николаевской (Октябрьской) железной дороги, единственное из всех, представляло собой круглое в плане двухэтажное сооружение из кирпича, перекрытое легким металлическим куполом, с внутренним двором, без каких-либо пристроек (корпус мастерских был построен отдельно).
Отсутствие корпуса для мастерских в комплексе паровозного депо означало и отсутствие необходимости въезда в них. Поэтому на месте путей, предназначенных для въезда в мастерские, были устроены еще два стойла для паровозов,- таким образом, общее число стойл для паровозов в московском депо составило 20 вместе обычных 18 у типовых депо. Здание делилось внутренними перегородками на сектора. Перегородки имели широкие арочные проемы, соединявшие стойла между собой. Четыре сектора имели сквозные проезды в виде тоннелей и служили для выезда паровозов за пределы депо и для проезда в мастерские, построенные снаружи. Выезды из депо были сквозными и располагались по обе его стороны, чтобы была возможность подавать паровозы, как в сторону Москвы, так и в сторону Петербурга. Стойла и тоннели перекрывались сводчатым потолком, в котором оставлялись вытяжные отверстия для установки труб, выводящих наружу дым от паровозов.
Благодаря тому, что перекрытия над каждым из разделенных большими арками радиальных отсеков выполнены в системе купольных и коробовых сводов, внутреннее пространство превращено в перетекающую арочно-сводчатую систему: сквозная круговая аркада объединила 22 купольные "капеллы" вокруг внутреннего двора. Во внутреннем дворе располагался поворотный круг, служивший для разворота паровозов и направления их в нужное стойло или на выезд из депо. Для защиты поворотных кругов от погодных воздействий внутренний двор перекрывался легким металлическим куполом. Купол состоял из радиальных решетчатых дугообразных ферм, опирающихся на металлическую обвязку, замурованную в толще стены. К верху фермы сужались к стальному кольцу - основанию светового фонаря. Первоначально поворотный круг был из дерева, впоследствии его заменили на металлический.
На планах четко просматривается историческая основа планировочной структуры здания, состоящая из двух концентрических колец стен (внутренней и внешней) и столбов, на которые опираются арки, разделяющие паровозные стойла, перекрытые сводами.
Капитальные стены наружного кольца были прорезаны арочными окнами, а стены внутреннего кольца - широкими арочными проемами выездов из депо. Над полукружиями архивольтов были выложены широкие пояса поребрика из кирпича. Над поясами располагался фриз в виде квадратных ширинок (утопленных профилированных филенок). Карниз был выложен в виде полочек с зубцами. Опоры внутреннего кольца были прямоугольного сечения с декором в виде небольших лопаток.
Архитектурное решение фасадов здания относится к началу т.н. функционального "кирпичного" стиля, напоминающего о северной готике. Колористическое решение, материал и отделка фасадов - белая штукатурка, окраска по красно-кирпичной поверхности.
Проект Кругового депо, разработанный архитектором К.А. Тоном, был высочайше утвержден в 1845 г., строительство было начато в 1846 г. и окончено к 1851 г. Рабочие чертежи были подписаны архитектором Р.А. Желязевичем, под руководством которого и велось строительство.
Таким образом, к 1851 г., к моменту открытия первой в России железной дороги, в Москве сформировался комплекс железнодорожных зданий, выполненных по единому замыслу и проекту, который до настоящего времени сохраняется практически в неизменном виде.
В конце 1860-х гг., в связи с вводом в эксплуатацию новых типов паровозов возникла необходимость в увеличении длины паровозных стойл, в связи с чем была удлинена только часть стойл депо, выходящих к путям Николаевской дороги. Для этого концентрично старой стене была построена наружная стена, а в старой стене пробиты арочные проемы для въезда локомотивов.
В советские годы - начиная с 1930-х гг. депо перестало использоваться по своему прямому назначению, в дальнейшем в нем были устроены склады, позже - завод "Макет". Тогда же были сняты рельсы, ведущие в депо, исчез поворотный круг, позже была разобрана часть пристройки, сделанная в XIX в. для увеличения длины паровозных стойл. В 1950-1960-е гг. был разобран металлический купол, венчающий здание, надстроен 3-й ярус. Надстройка советского период заключалась в установке внешнего аттикового яруса с устройством новой кровли. Позже по внутреннему периметру здания была выстроена открытая металлическая галерея.
"Комплекс зданий Таможенного двора, 1850-1860-е гг., арх. К.А. Тон, Р.А. Желязевич - Башня водонапорная" (пр. Комсомольской площади, д. 12)
Водонапорная башня представляет собой расположенное вдоль линии Ярославской железной дороги кирпичное трехъярусное сооружение середины XIX века с двумя одноэтажными пристройками. Первоначально башня была двухъярусной и являлась градостроительной доминантой окрестностей вокзала. Башня возводилась одновременно со строительством "Круглого депо", образуя с ним единый ансамбль, с характерными мотивами псевдоготического стиля. Рабочий проект башни разрабатывал архитектор Р.А. Желязевич.
В начале XX века башня была надстроена для увеличения напора воды и стала трехъярусной. Архитектурно-художественное решение третьего яруса было адаптировано к стилистике всей башни.
Исследуемое здание в целом сохранило историческое композиционное и архитектурно-художественное решение. Все фасады башни решены единообразно. В облике фасадов сознательно и последовательно использован принцип равнозначности деталей.
В общий рисунок фасадов введены массивные пластические акценты - угловые шестигранные объемы, которые организуют вертикальный ритм, усиленный расположенными в шахматном порядке декоративными нишами-бойницами на их гранях. Горизонтальный ритм образуют лента облицованного камнем цоколя, пояс поребрика между первым и вторым ярусами, аттик второго яруса со сложным кладочным декором и венчающий карниз третьего яруса, а также ленты ширинок и поребриков.
Сдвоенные арочные окна с полуциркульным завершением зрительно облегчают массив стены и акцентируют центральную ось сооружения. Архивольты окон первого и второго яруса выложены из кирпича поребриком, что соответствует декору ленты поребрика между ярусами. Во втором ярусе над окнами плоскость стены симметрично прорезают небольшие люкарны, которые несколько смещены к краям. Обрамление люкарн также представляет собой кирпичный поребрик, и является логическим продолжением главного декоративного мотива: дуги архивольтов окон во втором ярусе сомкнулись в кольца люкарн. Таким образом, кладочный декор поребрика становится здесь своеобразным лейтмотивом архитектурно-художественного решения фасадов.
Второй ярус первоначально завершался массивным аттиком с карнизом. Надстроенный позднее третий ярус продолжает идею облегчения объемов: его стену прорезают три оконных проема с арочными завершениями, декоративное оформление которых аналогично нижним ярусам. Кладочный узор аттика второго яруса включает в себя зубчатый карниз и ленту профилированных квадратных филенок, которые являются дополнением к основному мотиву (поребрику) декоративного убранства.
В настоящее время трехъярусная башня имеет одноэтажные пристройки с северной и южной сторон. Согласно имеющемуся плану 1850-х гг. первоначально башня была возведена без пристроек. По результатам натурного осмотра выявлено, что северная краснокирпичная пристройка, вероятно, была выстроена во второй половине XIX века: скромное декоративное оформление пристройки (клинчатые перемычки окон, венчающий профилированный карниз с поребриком и лопатки) перекликается с декором самой башни. В настоящее время окна заложены, а сама пристройка находится в тяжелом техническом состоянии. Южная пристройка либо относится к более позднему, советскому периоду, либо была перестроена, так как она не имеет никакого декоративного оформления, ее фасады оштукатурены, а окна, по всей видимости, перебиты. Строение не имеет историко-культурной ценности и диссонирует с архитектурным решением башни.
В стенах самой башни в советское время были беспорядочно прорезаны несколько оконных проемов, а на западной ее стороне установлена металлическая пожарная лестница с прорубленными в стене фасада выходами на площадки.
Перечень документов и материалов, собранных и полученных при проведении экспертизы, а также использованной для нее специальной, технической и справочной литературы
1. Альбом "Подготовка комплектов документов, необходимых для принятия решения об отнесении выявленных объектов культурного наследия к объектам культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации по объекту "Комплекс зданий Таможенного двора, 1850-1860-е гг., арх. К.А. Тон, Р.А. Желязевич: - Круговое Депо; - Башня Водонапорная", адрес: Комсомольская площадь, д. 1а (д. 3/30, стр. 1), д. 12", выполненный ООО "АРТ-Реставрация" в 2011 г.
2. Выкопировки архивных материалов, полученных в архивах г. Москвы: ЦАНТДМ, ЦИАМ, РГИА (ЦИАМ, ф. 284 - Управление Николаевской ж.д. 1892-1918; РГИА ф. 219.).
3. История железнодорожного транспорта России. Т. 1. 1836-1917 гг. СПб-М, 1994.
4. Августынюк А., Гвоздев М. Первая магистраль. М., 1951.
5. Санкт-Петербург-Москва. Путешествие по железной дороге во времени и пространстве. СПб., 2001.
6. Иллюстрированный путеводитель по Николаевской железной дороге. 1851-1914. - Издание Управления дороги. Петроград, 1914.
7. Очерк эксплоатации Николаевской ж.д. Главным Обществом Российских ж.д. 1868-1893. Составлен Управлением дороги. Санкт-Петербург, 1894.
8. Труды ЛИИЖТ, выпуск 143, Л., 1952.
9. Юрасов В.М., Януш Б.В., Воронин М.И. и др. Магистраль имени Октября. М., 1990.
10. Великий Б. Петербург - Москва. Из истории Октябрьской ж.д. ОГИЗ "Государственное издательство "история фабрик и заводов", 1934 г.
Сведения об архитекторе
Тон Константин Андреевич (1794-1881) - выдающийся русский архитектор, крупнейший представитель и создатель т.н. "русско-византийского стиля".
К.А. Тон родился в Петербурге 26 октября 1794 г. в семье обрусевшего немца ювелира Андрея Тона. В 1804 г. в возрасте 9 лет К.А. Тон был определен в Академию художеств, учился у А.Д. Захарова и Тома де Томона. С 1809 г. начал заниматься архитектурой под руководством А.Н. Воронихина. За время обучения в Академии К.А. Тон был удостоен: малой серебряной медали в 1813 г. за проект инвалидного дома, в 1815 г. - большой серебряной медали за разработку проекта монастыря. В 1815 г. Тон получил малую золотую медаль за проект здания Сената. Одновременно ему было присвоено звание художника 1-й степени, что давало право на поездку за границу.
По завершении обучения в Академии К.А. Тон поступил на службу в Комитет строений и гидравлических работ. В 1818 г. выполнил проект ярмарки, получивший высокую оценку специалистов. Благодаря этому успеху К.А. Тону удалось отправиться в пенсионерскую поездку в Италию.
За границей К.А. Тон пробыл почти 10 лет. Исследования античных развалин, предпринятые Тоном, позволили ему разработать проекты реставрации святилища Фортуны в Пренесте и комплекса императорских дворцов на Палатине в Риме.
В 1828 К.А. Тон возвращается в Петербург. Разрабатывает проекты оформления парадных залов Академии художеств. В 1829 г. его проекты удостоились "высочайшего одобрения".
За выполненные проекты, а также и за пенсионерские работы, привезенные из Италии, К.А. Тон в 1830 г. был удостоен звания академика. Со следующего года он начал преподавать в архитектурном классе, а еще два года спустя занял в Академии должность "профессора 2-й степени". Преподаванием К.А. Тон занимался до конца жизни, воспитав за это время много молодых мастеров архитектуры.
В 1830-х гг. творческая деятельность К.А. Тона оказалась связанной с романтическим направлением, развивавшимся в русском искусстве. На самые высокие ступени архитектурной иерархической лестницы К.А. Тону помогла подняться слава создателя и лидера официально признанного "русско-византийского стиля" - направления, сумевшего наиболее полно выразить в области зодчества периода господства эклектики идеологическое содержание правительственной программы Николая I, суть которой определила известная триада - "православие, самодержавие, народность".
Наиболее крупные и значительные постройки К.А. Тона были осуществлены в Москве. Кроме храма Христа Спасителя, это комплекс Большого Кремлевского дворца с Оружейной палатой, а также Николаевский вокзал.
В 1830 г. проводился архитектурный конкурс на разработку проекта храма Христа Спасителя в Москве, задуманного как памятник победе России в Отечественной войне 1812 г. В конкурсе наряду с К.А. Тоном приняли участие и другие петербургские и московские архитекторы. В проекте К.А. Тона были переработаны и по новому интерпретированы формы древнерусской национальной архитектуры. 10 апреля 1832 г. Николай I начертал на окончательном варианте проекта К.А. Тона одобряющую резолюцию.
Одновременно с сооружением храма Христа Спасителя К.А. Тоном осуществлялась другая московская стройка тех же лет - возведение грандиозного комплекса Большого Кремлевского дворца и Оружейной палаты, продолжавшееся с 1838 по 1851 г.
В 1854 г. К.А. Тон возглавил Петербургскую Академию художеств, заняв пост ректора "по части архитектуры".
В строительной практике середины и второй половины XIX в. композиционные идеи К.А. Тона нашли широкое применение. Многие культовые и промышленные здания в провинции возводились по "образцовым" проектам столичного мастера, иногда в той или иной степени измененным в зависимости от конкретных обстоятельств. Но некоторые провинциальные храмы проектировались самим Тоном или под его руководством как вполне оригинальные сооружения, также являвшиеся образцами "русско-византийского стиля".
Творческое наследие Константина Тона весьма значительно и очень характерно для своего времени - пограничного между двумя большими архитектурными эпохами - классицизмом и эклектикой.
Основные постройки К.А. Тона
Постройки в стиле классицизма:
1833-1834 Пристань со сфинксами у здания Академии художеств
1839-1849 Инвалидный дом в Измайлове (пристройка к Покровскому собору)
1846-1847 Постамент памятника Державину в Казани
Русско-византийские храмы Петербурга и окрестностей:
1830-1837 Екатерининская церковь близ Калинкина моста
1834-1842 Введенская церковь Семеновского полка
1835-1840 Екатерининский собор в Царском Селе
1836-1839 Петропавловская церковь Уланского полка в Петергофе
1840-1845 Преображенская церковь Гренадерского полка
1842-1849 Благовещенская церковь Конного полка
1849-1855 Мироньевская церковь Егерского полка
Русско-византийские постройки в Москве и провинции:
1835 Колокольня Симонова монастыря
1837-1883 Храм Христа Спасителя
1839-1849 Большой Кремлевский дворец
1844-1851 Оружейная палата
1845-1889 Вознесенский собор в Ельце
1845-1861 Богородице-Рождественский собор (Красноярск)
1855-1866 Собор Боголюбского монастыря
1856 - Казанская церковь, Тивдия
В период с 1840-х по 1860-е годы:
Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Ростов-на-Дону)
Троицкий собор (Яранск)
Боголюбский собор (Мичуринск)
Троицкий собор (Томск)
Святодуховский собор (Петрозаводск)
Собор Задонского монастыря
Собор Богоявленского Угличского монастыря
Казанская церковь (Глебово)
Железнодорожные постройки:
1837 - Царскосельский вокзал в Петербурге (ныне Витебский)
1847-1851 Николаевский вокзал в Петербурге
1845-1852 Николаевский вокзал в Москве
1845-1852 "Круглое" депо и Водонапорная башня в Москве в составе железнодорожного комплекса Николаевского вокзала.
Обоснования вывода экспертизы
На основании проведенных исследований установлено, что рассматриваемый выявленный объект культурного наследия: "Комплекс зданий Таможенного двора, 1850-1860-е гг., арх. К.А. Тон, Р.А. Желязевич. Круговое депо; - Башня водонапорная", расположенные по адресу: Комсомольская пл., д. 3/30 стр. 1, пр. Комсомольской площади, д. 12 является неотъемлемым элементом и композиционной частью комплекса зданий Таможенного двора, построенного по проекту архитекторов К.А. Тона и Р.А. Желязевича в 1850-1860-х гг.
Круговое депо представляет собой круглое в плане здание бывшего паровозного депо, построенное в 1851 г. одновременно и по единому проекту с Николаевским (Ленинградским) вокзалом и всем комплексом сооружений первой в России железной дороги. По состоянию на настоящий момент утрачен первоначальный металлический купол здания, имеют место легко устранимые временные искажения, часть оконных проемов заложена, по внутреннему периметру здания выстроен аттиковый ярус и металлическая галерея. Однако здание сохранило свою первоначальную объемно-пространственную структуру, систему сводчатых перекрытий и планировочное решение интерьеров. Здание не утратило и своего градостроительного значения в комплексе, сооружений Николаевского (Ленинградского) вокзала, с которыми Круговое депо составляет единый градостроительный и архитектурный ансамбль. Важно также отметить, что здание Кругового паровозного депо является первым и единственным памятником промышленной архитектуры подобного рода в Москве, и представляет собой сложное техническое сооружение. Одновременно своими масштабными характеристиками, необычной конфигурацией, архитектурной проработкой деталей и акцентным завершением (высоким куполом со световым фонарем) Круговое ("Круглое") депо представляло собой градостроительную доминанту станционных комплексов Николаевской (Октябрьской) железной дороги.
Здание "Круглого" депо актуально в контексте мировой истории архитектуры, т.к. демонстрирует начало системного преобразования железнодорожных коммуникаций в России. Первоначальный облик сооружения отличался высоким художественным качеством в сочетании с техническими новациями своего времени.
Водонапорная башня, проект которой разрабатывали архитекторы К.А. Тон и Р.А. Желязевич возводилась одновременно со строительством "Круглого депо", образуя с ним единый ансамбль, с характерными мотивами псевдоготического стиля.
Здание представляло собой кирпичную двухъярусную башню, которая была градостроительной доминантой окрестностей вокзала. В начале XX века башня была надстроена и стала трехъярусной, к этому времени появились одноэтажные пристройки. Архитектурно-художественное решение третьего яруса было адаптировано к стилистике всей башни.
Исследуемое здание в целом сохранило историческое композиционное и архитектурно-художественное решение, а также свое местоположение и объемно-пространственную композицию. При этом признаками объекта культурного наследия обладает лишь часть здания, а именно сама трехъярусная башня. Одноэтажные пристройки, которые согласно адресной схеме МосгорБТИ, также являются частями здания, можно отнести к рядовым объектам историко-градостроительной среды. В связи с изложенным представляется обоснованным постановка под государственную охрану лишь части здания, а именно трехъярусного объема самой башни.
Рассматриваемые объекты представляют собой один из лучших образцов ансамблей промышленной архитектуры середины XIX века.
Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о большом историко-культурном значении рассматриваемых зданий как неотъемлемой части комплекса зданий старейшей в России железной дороги, спроектированного архитектором К.А. Тоном, а также уникальности Кругового депо как единственного сооружения подобного рода в Москве.
Учитывая важную градостроительную роль ансамбля, сохранность его объемно-пространственной композиции и оригинального архитектурно-художественного оформления фасадов, государственная историко-культурная экспертиза предлагает включить в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля) объект с наименованием: "Ансамбль зданий Таможенного двора Николаевской железной дороги, 1850-1860-е гг., архитекторы К.А. Тон, Р.А. Желязевич, нач. XX в.: - Круговое депо, 1851 г., архитекторы К.А. Тон, Р.А. Желязевич, 1860-е гг.; - Водонапорная башня 1850-е гг., архитектор Р.А. Желязевич, нач. XX в.", по адресу: Комсомольская пл., д. 3/30, стр. 1; пр. Комсомольской площади, д. 12 (часть).
Выводы экспертизы
1. Включить выявленный объект культурного наследия "Комплекс зданий Таможенного двора, 1850-1860-е гг., арх. К.А. Тон, Р.А. Желязевич: - Круговое Депо; - Башня водонапорная" по адресу: Комсомольская пл., д. 3/30, стр. 1; пр. Комсомольской площади, д. 12 (часть) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля) с наименованием: "Ансамбль зданий Таможенного двора Николаевской железной дороги, 1850-1860-е гг., архитекторы К.А. Тон, Р.А. Желязевич, нач. XX в.: - Круговое депо, 1851 г., архитекторы К.А. Тон, Р.А. Желязевич, 1860-е гг.; - Водонапорная башня 1850-е гг., архитектор Р.А. Желязевич, нач. XX в.".
2. Границы территории объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля) установить согласно Приложениям 1.1, 1.2.
3. Режим использования земельных участков в границах территории объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля) установить согласно Приложению 2.
4. Предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля) определить согласно Приложению 3.
5. Учесть, что рассматриваемый объект культурного наследия регионального значения (ансамбль) находится на территории объединенной охранной зоны N 180, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 07.07.1998 N 545 "Об утверждении зон охраны центральной части г. Москвы (в пределах Камер-Коллежского Вала)", а также зоны регулирования застройки N 001, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 07.07.1998 N 545 "Об утверждении зон охраны центральной части г. Москвы (в пределах Камер-Коллежского Вала)".
Я, Баталов Андрей Леонидович, в соответствие с законодательством Российской Федерации несу ответственность за достоверность и обоснованность сведений и выводов, изложенных в настоящем акте.
Список приложений
1. Схема границ территории объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля) - Приложение 1.1.
2. Описание границ территории объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля) - Приложение 1.2.
3. Режим использования земельных участков в границах территории объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля) - Приложение 2.
4. Предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля) - Приложение 3.
Эксперт |
А.Л. Баталов |
Генеральный директор |
А.Д. Рогулин |
Приложение 1.1
к акту государственной
историко-культурной экспертизы
Схема
границ территории объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля)
"Ансамбль зданий Таможенного двора Николаевской железной дороги, 1850-1860-е гг., архитекторы К.А. Тон, Р.А. Желязевич, нач. XX в.: - Круговое депо, 1851 г., архитекторы К.А. Тон, Р.А. Желязевич, 1860-е гг.; - Водонапорная башня 1850-е гг., архитектор Р.А. Желязевич, нач. XX в.",
адрес: Комсомольская пл., д. 3/30, стр. 1, пр. Комсомольской площади, д. 12 (часть)
Приложение 1.2
к акту государственной
историко-культурной экспертизы
Описание
границ территории объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля)
"Ансамбль зданий Таможенного двора Николаевской железной дороги, 1850-1860-е гг., архитекторы К.А. Тон, Р.А. Желязевич, нач. XX в.: - Круговое депо, 1851 г., архитекторы К.А. Тон, Р.А. Желязевич, 1860-е гг.; - Водонапорная башня 1850-е гг., архитектор Р.А. Желязевич, нач. XX в.",
адрес: Комсомольская пл., д. 3/30, стр. 1, пр. Комсомольской площади, д. 12 (часть)
Граница территории выявленного объекта культурного наследия проходит на восток по забору и внутридворовой территории (литеры А-Б); далее поворачивает на юг и идет по забору и внутридворовой территории (литеры Б-В); затем идет на восток по отмостке здания по адресу Комсомольская площадь, д. 12 (литеры В-Г); далее поворачивает на юг, идет по отмостке здания по адресу Комсомольская площадь, д. 12 (литеры Г-Д); затем проходит на запад по отмостке здания по адресу Комсомольская площадь, д. 12 (литеры Д-Е); далее идет на юг по забору и внутридворовой территории (литеры Е-Ж); затем идет на запад по забору и внутридворовой территории (литеры Ж-3); далее проходит на север по забору и западному фасаду здания 1а (д. 3/30, стр. 1) по Комсомольской площади (литеры 3-А).
Координаты характерных точек в местной системе координат (МСК) | |
X |
Y |
9754.99 |
12675.84 |
9749.62 |
12677.94 |
9746.38 |
12673.31 |
9743.39 |
12670.25 |
9738.71 |
12666.58 |
9734.83 |
12664.55 |
9727.23 |
12662.01 |
9720.65 |
12661.35 |
9715.75 |
12661.76 |
9710.14 |
12662.85 |
9706.27 |
12664.44 |
9701.66 |
12667.07 |
9697.93 |
12669.69 |
9694.63 |
12672.91 |
9692.26 |
12675.91 |
9689.88 |
12679.84 |
9688.20 |
12684.01 |
9686.98 |
12687.96 |
9686.20 |
12694.70 |
9686.28 |
12698.20 |
9686.98 |
12703.01 |
9683.02 |
12703.99 |
9685.44 |
12711.40 |
9686.79 |
12714.28 |
9690.34 |
12719.89 |
9693.35 |
12722.88 |
9700.53 |
12728.23 |
9697.49 |
12733.54 |
9702.07 |
12747.81 |
9704.82 |
12749.15 |
9705.91 |
12751.87 |
9710.51 |
12753.66 |
9713.60 |
12752.56 |
9714.53 |
12749.28 |
9713.24 |
12747.34 |
9760.22 |
12741.70 |
9769.36 |
12745.02 |
9776.90 |
12724.25 |
9777.52 |
12725.46 |
9779.11 |
12725.84 |
9779.84 |
12725.31 |
9780.44 |
12724.32 |
9780.00 |
12723.23 |
9778.87 |
12722.58 |
9780.78 |
12717.88 |
9783.96 |
12719.10 |
9787.05 |
12711.00 |
9784.42 |
12710.23 |
9783.25 |
12709.95 |
9782.27 |
12710.31 |
9781.60 |
12711.39 |
9776.58 |
12709.23 |
9782.47 |
12692.90 |
9773.76 |
12690.31 |
Приложение 2
к акту государственной
историко-культурной экспертизы
Режим использования земельных участков в границах территории объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля)
"Ансамбль зданий Таможенного двора Николаевской железной дороги, 1850-1860-е гг., архитекторы К.А. Тон, Р.А. Желязевич, нач. XX в.: - Круговое депо, 1851 г., архитекторы К.А. Тон, Р.А. Желязевич, 1860-е гг.; - Водонапорная башня 1850-е гг., архитектор Р.А. Желязевич, нач. XX в.",
адрес: Комсомольская пл., д. 3/30, стр. 1, пр. Комсомольской площади, д. 12 (часть)
- Сохранение объекта культурного наследия посредством проведения направленных на обеспечение его физической сохранности ремонтно-реставрационных работ, в том числе работ по консервации, ремонту, реставрации памятника или ансамбля, приспособлению для современного использования, а также научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, научно-методического руководства, технического и авторского надзора на основании письменного разрешения и задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной органом исполнительной власти, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия. В случае если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности данного объекта культурного наследия, такие работы проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона N 73-ФЗ от 25.06.2002 г. и Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- запрещение или ограничение движения транспортных средств на территории объекта культурного наследия, в случае если движение транспортных средств создает угрозу нарушения его целостности и сохранности;
- консервация и ремонт исторически ценных градоформирующих объектов с применением методов реставрации, направленных на сохранение и восстановление утраченных элементов фасадов и интерьеров;
- снос диссонирующих объектов;
- работы по озеленению и благоустройству территории;
- обеспечение мер пожарной безопасности объекта культурного наследия;
- обеспечение мер экологической безопасности объекта культурного наследия;
- защита объекта культурного наследия от динамических воздействий;
- работы по прокладке и реконструкции дорожных и инженерных коммуникаций, земляные, землеустроительные, мелиоративные и иные работы, не нарушающие целостность объекта культурного наследия и не создающую угрозы его повреждения, разрушения или уничтожения, угрозы пожара, проведение археологических работ.
- освоение подземного пространства и его допустимые параметры определяются проектом приспособления объекта культурного наследия к современному использованию при условии отсутствия негативного влияния на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде, а также отсутствия опасности для жизни или здоровья человека и окружающей среды.
В рамках данного режима запрещается размещение рекламы, временных построек, киосков, проч.
Приложение 3
к акту государственной
историко-культурной экспертизы
Предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения (ансамбля)
"Ансамбль зданий Таможенного двора Николаевской железной дороги, 1850-1860-е гг., архитекторы К.А. Тон, Р.А. Желязевич, нач. XX в.: - Круговое депо, 1851 г., архитекторы К.А. Тон, Р.А. Желязевич, 1860-е гг.; - Водонапорная башня 1850-е гг., архитектор Р.А. Желязевич, нач. XX в.",
адрес: Комсомольская пл., д. 3/30, стр. 1, пр. Комсомольской площади, д. 12 (часть)
1) Местоположение ансамбля, его роль в композиционно-планировочной структуре квартала и владения;
2) пространственно-планировочная композиция ансамбля, включая местоположение зданий, их высотные и силуэтные характеристики, а также соотношение застроенных и незастроенных пространств.
"Ансамбль зданий Таможенного двора Николаевской железной дороги, 1850-1860-е гг., архитекторы К.А. Тон, Р.А. Желязевич, нач. XX в.: - Круговое депо, 1851 г., архитекторы К.А. Тон, Р.А. Желязевич, 1860-е гг."
1. Местоположение и градостроительные характеристики здания 1850-1860-е гг., его роль в композиционно-планировочной структуре застройки железнодорожного комплекса.
2. Объемно-пространственная композиция круглого в плане, с внутренним двором, здания 1850-1860-е гг., в том числе высотные отметки по венчающему карнизу.
3. Композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов 1850-1860-е гг., в том числе местоположение, форма, размер, оформление оконных и дверных проемов, въездных ворот, поребрики, лопатки, филенки, зубцы, пинакли.
4. Материал и характер отделки фасадных поверхностей 1850-1860-е гг., в том числе белокаменный цоколь, штукатурка по кирпичной кладке, красный кирпич.
5. Колористическое решение фасадов здания 1850-1860-е гг. (уточняется в процессе реставрационных исследований).
6. Пространственно-планировочная структура интерьеров здания сер. XIX в. в пределах капитальных стен и сводчатых перекрытий.
7. Капитальные стены и сводчатые перекрытия сер. XIX в., их конструкция и материал.
8. Характер и рисунок оконных заполнений сер. XIX в.
"Ансамбль зданий Таможенного двора Николаевской железной дороги, 1850-1860-е гг., архитекторы К.А. Тон, Р.А. Желязевич, нач. XX в.: - Водонапорная башня, 1850-е гг., архитектор Р.А. Желязевич, нач. XX в."
1. Местоположение и градостроительные характеристики здания, его роль в композиционно-планировочной структуре комплекса зданий Таможенного двора.
2. Объемно-пространственная композиция квадратной в плане, трехъярусной башни XIX - нач. XX вв., включая высотные отметки по венчающему карнизу.
3. Композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов XIX - нач. XX вв., включая местоположение, размер, форму, оформление оконных и дверных проемов, архивольты, выложенные поребриком в кирпиче, полуциркульные арочные проемы, подоконные доски, декор венчающего и междуэтажного карнизов (ряды поребрика, зубчатого бегунца, профилированных квадратных филенок - шашек).
4. Материал и характер отделки фасадов XIX - нач. XX вв., в том числе неоштукатуренные краснокирпичные стены.
5. Колористическое решение фасадов XIX - нач. XX вв. (уточняется в процессе реставрационных исследований).
6. Пространственно-планировочная структура интерьеров здания XIX - нач. XX вв. в пределах капитальных стен.
7. Капитальные стены XIX - нач. XX вв., их конструкция и материал.
8. Характер и рисунок оконных заполнений XIX - нач. XX вв.
Предмет охраны может быть дополнен при проведении натурных реставрационных исследований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Департамента культурного наследия г. Москвы от 6 июня 2013 г. N 224 "О согласии с заключением (актом) государственной историко-культурной экспертизы"
Текст распоряжения официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Департамента культурного наследия г. Москвы от 15 июля 2016 г. N 567