• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение Конституционного Суда РФ от 21 ноября 2013 г. N 1817-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Исупова Вячеслава Геннадьевича на нарушение его конституционных прав абзацем вторым пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Оспаривались нормы, касающиеся обложения НДС операций по реализации определенного имущества.

Речь идет о государственном и муниципальном имуществе (не закрепленном за предприятиями и не составляющим соответствующую казну).

Налоговая база в этом случае определяется как сумма дохода от реализации такого имущества с учетом НДС.

При этом налоговыми агентами признаются покупатели (получатели). Именно они обязаны исчислить налог расчетным методом, удержать его из выплачиваемых доходов и внести в бюджет.

По мнению заявителя, положения неконституционны.

Причина - нормы позволяют возлагать на покупателя обязанности налогового агента, несмотря на то, что публично-правовое образование формально не признает плательщиком НДС.

По сути, данный покупатель в итоге вынужден уплачивать налог за счет собственных денег.

КС РФ отклонил такие доводы и разъяснил следующее.

В силу НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации на территории России товаров (работ, услуг).

Взимание налога при реализации публичного имущества обусловлено тем, что при этом появляется объект налогообложения (операция по реализации товаров).

Освобождение таких операций от налогообложения означало бы изъятие из общего правового режима, несовместимое с конституционными принципами экономической нейтральности налогов и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Поэтому законодатель был вправе определить элемент юридического состава НДС, каковым является субъект данного налога (налогоплательщик) подобным образом, как это было сделано.

НК РФ закрепляет понятие налогового агента и устанавливает его права и обязанности.

Из этих положений не следует, что возложение на налоговых агентов обязанности удержать и перечислить в бюджет НДС приводит к увеличению стоимости приобретаемого ими имущества на сумму данного налога.


Определение Конституционного Суда РФ от 21 ноября 2013 г. N 1817-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Исупова Вячеслава Геннадьевича на нарушение его конституционных прав абзацем вторым пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации"


Текст Определения официально опубликован не был