Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Балтийская корпорация" (далее - Заявитель) на действия Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Большая Волга" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения контракта на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту автомобильной дороги М-5 "Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск на участке км 975+400 - км 989+000 в Самарской области (номер извещения 0355100004513000310) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе не установлена инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе.
2. Заказчиком для определения требований к качеству выполняемых работ и материалов, используемых при выполнении работ, в приложении N 6 к проекту контракта документации об Аукционе неправомерно указан перечень нормативных актов, которые являются устаревшими и недействующими.
3. Заказчиком в приложении N 4 к документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам товаров, не позволяющих заполнить первую часть заявки на участие в Аукционе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, 03.12.2013 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы Заявителя, рассмотрение перенесено на 04.12.2013.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru 06.11.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта 1 204 022 806 рублей;
3) дата проведения Аукциона 06.12.2013.
1. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению.
Согласно подпункту 21.2.2 пункта 21 "Инструкция по заполнению заявки Участником размещения заказа" документации об Аукционе "первая часть заявки на участие в аукционе должна содержать следующие сведения:
1) согласие участника размещения заказа на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об открытом аукционе в электронной форме;
2) конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара (сведения могут быть представлены по рекомендуемой форме, установленной Приложением N 5 к настоящей документации об открытом аукционе в электронной форме)".
Пунктом 2.4 документации об Аукционе установлено, что "технические характеристики товаров (материалов), применяемых при выполнении работ, должны соответствовать требованиям, установленным Приложением N 4 к настоящей Документации об открытом аукционе в электронной форме".
Приложением N 4 к документации об Аукционе установлены требования к характеристикам товаров, используемых при выполнении работ, в том числе для товара "стабилизирующая добавка, (в составе ЩМА-15)" - содержание волокон длиной от 0,1 мм до 2,0 мм, не менее 80%, для товара "щебень из плотных горных пород с наибольшей крупностью 20 мм (в составе бетонной смеси)" - содержание фракций в крупном заполнителе %, от 5 мм до 10 мм не более 40%, св 10 мм до 20 мм не более 75%.
Вместе с тем, инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе не установлено, какие именно показатели товаров, в том числе, вышеуказанных, необходимо указать в первой части заявки в виде конкретных значений, а по каким показателям необходимо указать диапазон.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов сведениями должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Пунктом 2.1 документации об Аукционе установлено, что работы выполняются в соответствии с условиями, изложенными в проекте государственного контракта и его приложениях.
Приложение N 6 к проекту государственного контракта установлен перечень нормативно-технической документации, обязательной при выполнении дорожных работ (капитальном ремонте).
Согласно доводам жалобы Заявителя, в данном приложении содержатся нормативно-правовые акты, которые являются недействующими, так например - ГОСТ 10180-90 "Бетоны. Методы определения прочности по контрольным образцам", ГОСТ 22733-77 "Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что перечень нормативно-правовых актов установлен Заказчиком на основании утвержденной проектной документации, а также в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком неправомерно указан перечень нормативных актов, которые являются устаревшими и недействующими, не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к товарам, противоречащие ГОСТам, например:
1) товар "Битумы нефтяные дорожные БНД-60/90" должен соответствовать ГОСТ 22245-90 "Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия", в том числе Заказчиком установлено требование к температуре размягчения по кольцу и шару - не ниже 49°С. Вместе с тем, ГОСТ 22245-90 установлено требование к температуре размягчения по кольцу и шару - не ниже 47°С;
2) товар "Битумы нефтяные дорожные БНД 90/130" должен соответствовать ГОСТ 22245-90 "Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия", в том числе Заказчиком установлено требование к температуре хрупкости - не выше -20°С. Вместе с тем, ГОСТ 22245-90 установлено требование к температуре хрупкости - не выше -17°С;
3) товар "Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон (пористый горячий мелкозернистый асфальтобетон марка II)" должен соответствовать ГОСТ 9128-2009 "Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия", в том числе Заказчиком установлено требование к пределу прочности при сжатии при температуре 50° С не менее 0,7 МПа. Вместе с тем, ГОСТ 9128-2009 установлено требование к пределу прочности при сжатии при температуре 50° С не менее 0,5 МПа.
На заседании Комиссии установлено, что, в том числе указанные Заказчиком в документации об Аукционе требования к товарам не противоречат требуемым Заказчиком ГОСТам, так как входят в диапазоны значений показателей, содержащихся в указанных ГОСТах.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе не определены требования к значению показателя "зерновой состав" товаров, указанных в пунктах 4, 5, 28, 29, 30 приложения N 4 к документации об Аукционе, а также показателя "тип цемента" товара, указанного в пункте 23 приложения N 4 к документации об Аукционе.
Учитывая изложенное, у участника размещения заказа отсутствует необходимость указания в заявке на участие в Аукционе значений перечисленных выше показателей.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в пунктах 24-26 приложения N 4 к документации об Аукционе не установлено, к какому нормативно-техническому документу относится марка блока бетонного.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в пунктах 24-26 приложения N 4 к документации об Аукционе установлены параметры соответствия поставляемых товаров потребностям Заказчика, указание нормативно-технического документа, которому должны соответствовать товары, указанные в пунктах 24-26 приложения N 4 к документации об Аукционе, не является обязательным.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в пункте 12 приложения N 4 к документации об Аукционе не установлена единица измерения показателя сдвигоустойчивость: сцепление при сдвиге при температуре 50°С, не менее 0,18, также в пункте 31 приложения N 4 к документации об Аукционе установлен показатель минимальной длины конечного участка ограждений, вместо концевого участка ограждений.
На заседании Комиссии установлено, что ГОСТР 52607-2006 "Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие для автомобилей. Общие технические требования", указание на соответствие которому содержится в пункте 31 приложения N 4 к документации об Аукционе, содержит параметр минимальной длины концевого участка ограждений, а не конечного.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе показатель минимальной длины конечного участка ограждений, не установившего единицу измерения показателя сдвигоустойчивость: сцепление при сдвиге при температуре 50°С, нарушают пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, указанное нарушение не повлияло на результаты размещения заказа, так как Аукционная комиссия не принимала решения об отказе в допуске к участию в Аукционе участникам размещения заказа за несоответствие сведений вышеуказанным показателям.
4. В соответствии с частью 3 статьи 41.9 Закона о размещении заказов на основании результатов рассмотрения первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме, содержащих сведения, предусмотренные частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, аукционной комиссией принимается решение о допуске к участию в открытом аукционе в электронной форме участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе, участником открытого аукциона или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в открытом аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 41.9 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов участник размещения заказа не допускается к участию в открытом аукционе в электронной форме в случае: 1) непредоставления сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, или предоставления недостоверных сведений; 2) несоответствия сведений, предусмотренных частью 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, требованиям документации об открытом аукционе в электронной форме.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг, для выполнения, оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 4 статьи 41.8 Закона о размещении заказов, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об открытом аукционе в электронной форме, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого для использования товара при условии отсутствия в документации об открытом аукционе в электронной форме указания на товарный знак используемого товара.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе участнику размещения заказа с номером заявки 2 отказано в допуске к участию в Аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, а именно: "бетон тяжелый, класс В 20 - Предел прочности при сжатии (282 ) не соответствует ГОСТ 26633-91 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия". (Таблица N 6)".
Пунктом 21 приложения N 4 к документации об Аукционе установлен показатель товара "бетон тяжелый класса В 20": предел прочности при сжатии - более 261 . Также установлено, что бетон тяжелый класса В 20 должен соответствовать ГОСТ 26633-91 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия".
Вместе с тем, ГОСТ 26633-91 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" устанавливает требование к средней прочности бетона класса В 20, предел прочности при сжатии данным ГОСТ не установлен.
Комиссия, изучив заявку участника размещения заказа с номером заявки 2, представленную представителями Заказчика на заседании Комиссии установила, что в заявке указан предел прочности при сжатии - 282 , что соответствует требованиям документации об Аукционе и не противоречит требованиям ГОСТ 26633-91 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия".
Таким образом, действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе в допуске к участию в Аукционе участнику размещения заказа с номером заявки 2 по вышеуказанному основанию, нарушают часть 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Балтийская корпорация" обоснованной в части неустановления инструкции по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, установления требований к техническим характеристикам товаров, не позволяющих заполнить первую часть заявки на участие в Аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 3, пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов, в действиях Аукционной комиссии нарушение пункта 5 статьи 41.9 Закона о размещении заказов.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов.
4. Передать материалы дела от 04.12.2013 N К-2257/13 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 4 декабря 2013 г. N К-2257/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов"
Текст решения официально опубликован не был