Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "СК Мастер" (далее - Заявитель) на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Медпроект" (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (тендерного комитета) (далее - Уполномоченный орган), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта "на выполнение работ по строительству Лечебного корпуса на территории Морозовской детской городской клинической больницы на 500 коек по адресу: г. Москва, 4-й Добрынинский пер., вл. 1/9" (номер извещения 0173200001413001288) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 6.2.3 Технического задания документации об Аукционе неправомерно установлено требование к персоналу о наличии опыта работ не менее 5 лет.
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в статье 9 проекта контракта документации об Аукционе установлены неправомерные требования к привлечению субподрядчика.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 12.11.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 6 855 480 720 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 3 (три) заявки от участников размещения заказа;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 11.12.2013.
1. Согласно пункту 6.2.3 "Требования к подрядной организации" Технического задания документации об Аукционе "Подрядчик должен обеспечить на объекте наличие необходимого для выполнения всех видов и объемов производимых работ количества квалифицированного инженерно-технического персонала и рабочих требуемых специальностей. Требования к персоналу: персонал должен быть обучен технологии выполнения работ; иметь опыт работы не менее 5 лет".
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов. При этом согласно части 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказов не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, требование Заказчика, Уполномоченного органа, установленное в пункте 6.2.3 Технического задания документации об Аукционе о наличии опыта работы у персонала не менее 5 лет, не соответствует части 2.1 статьи 34 Закона о размещении Заказов и нарушает часть 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
2. В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов кроме указанных в частях 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов требований заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Пунктом 33.2.1 Технического задания документации об Аукционе установлено, что "В рамках выполнения строительно-монтажных работ Подрядчик имеет право привлекать субподрядные организации, предварительно согласованные с Заказчиком, с действующими лицензиями и свидетельствами СРО на потребные виды работ".
Согласно проекту контракта документации об Аукционе "Субподрядчик - Обозначает любое лицо, которое Генеральный Подрядчик привлекает при согласовании с Заказчиком-Застройщиком для исполнения своих обязанностей по настоящему Контракту".
В статье 9 "Субподрядчики" проекта контракта документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом установлено следующее:
"9.1 Генеральный Подрядчик будет иметь право, сохраняя при этом полную и эксклюзивную ответственность за совершение всех своих обязательств по настоящему Контракту, включая Строительные работы и услуги, выполненные силами своих Субподрядчиков, нанимать субподрядчиков для выполнения специальных сегментов Строительных работ и соответствующих услуг на условиях и как указано в Статье 9 настоящего Контракта. Оговорено, что Генеральный Подрядчик не должен передавать на субподряд более 70% (семидесяти процентов) Строительных работ и не должен позволять ни одному из своих Субподрядчиков отдавать на субподряд работы полностью или частично, при этом, на этапе общестроительных и отделочных работ, устройству внутренней инженерии основного здания - процентное соотношение рабочих из иностранных государств должно быть не более 50% (пятидесяти процентов) относительно рабочих из РФ и стран СНГ.
9.2 До момента подписания Контракта с субподрядчиком Генеральный подрядчик обязан затребовать у Субподрядчика и передать Заказчику-Застройщику следующие документы в отношении Субподрядчика:
9.2.1. Заверенную субподрядчиком копию Свидетельства о государственной регистрации.
9.2.2. Заверенную субподрядчиком копию Свидетельства о постановке на налоговый учет.
9.2.3. Заверенную субподрядчиком копию письма Госкомстата России.
9.2.4. Заверенную субподрядчиком копию о назначении на должность Единоличного Исполнительного органа.
9.2.5. Оригинал выписки из ЕГРЮЛ, датированной не ранее, чем за 20 дней до даты ее предоставления.
9.2.6. Копию, заверенную Субподрядчиком, Бухгалтерской и налоговой отчетности за полный финансовый год, а также за последний отчетный период (Бухгалтерский баланс, Отчет о Прибылях и убытках, Налоговая декларация по НДС, Налоговая декларация по налогу на прибыль) с отметкой налогового органа о принятии либо с приложением электронного протокола принятия отчетности налоговым органом посредством коммуникационных каналов связи.
9.4 Если по обоснованному мнению Заказчика-Застройщика Субподрядчик не соответствует критериям, указанным в п. 9.2. настоящего Контракта, либо предоставленные согласно п. 9.3. Контракта документы, вызывают у Заказчика-Застройщика мотивированные сомнения в возможности выполнения Субподрядчиком передаваемого ему объема работ, Генеральный Подрядчик, по письменному требованию Заказчика-Застройщика может прекратить - договор субподряда с данным Субподрядчиком, если Заказчик-Застройщик в письменном виде объяснит причины для этого.
Указанные требования не предусмотрены частями 1 - 3 статьи 11 Закона о размещении заказов и, следовательно, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе указанные требования, нарушают часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
3. В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта, в том числе: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
На заседании Комиссии установлено, что в пункте 103 Формы N 2 документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом установлены требования к характеристикам товара - "Отводы изогнутые под углом 45°", использующимся при выполнении работ, связанные с определением соответствия товаров потребностям Заказчика. При этом требования к показателям товара: "предел текучести", "временное сопротивление", "относительное удлинение и сужение" не установлены.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, а также представили письменные возражения на жалобу Заявителя (от 06.12.2013 N 1113), согласно которым "К характеристикам товара "Отводы изогнутые под углом 45°", а именно: по пределу текучести, временному сопротивлению, относительному удлинению и сужению значения не установлены, поскольку данные характеристики не являются в данном случае определяющими для Заказчика и будут зависеть от того, из какой марки стали будет изготовлен тот или иной отвод, предложенный участником размещения заказа в первой части заявки на участие в Аукционе".
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом в нарушение пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов не установлены требования к характеристикам товара - "Отводы изогнутые под углом 45°", использующимся при выполнении работ.
Нарушения Заказчиком, Уполномоченным органом положений Закона о размещении заказа, указанные в пунктах 1, 2, 3 настоящего решения, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "СК Мастер" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 4 статьи 11, части 1, пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. В связи с тем, что Заказчику, Уполномоченному органу выдано предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов по делу от 06.12.2013 N К-2294/13, предписание по делу от 09.12.2013 N К-2304/13 не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по делу от 06.12.2013 N К-2294/13 переданы соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалы по делу от 09.12.2013 N К-2304/13 не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 декабря 2013 г. N К-2304/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов"
Текст решения официально опубликован не был