Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере размещения заказов (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "СМУ-22" (далее - Заявитель) на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы "Медпроект" (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (тендерного комитета) (далее - Уполномоченный орган), содержащие признаки нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов, при проведении ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта "на выполнение работ по строительству Лечебного корпуса на территории Морозовской детской городской клинической больницы на 500 коек по адресу: г. Москва, 4-й Добрынинский пер., вл. 1/9" (номер извещения 0173200001413001288) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 5 статьи 17 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены неправомерными действиями Заказчика, Уполномоченного органа, выразившимися в не установлении в документации об Аукционе надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе, а именно: не установлены требования к требуемому значению параметров, например: "не должно быть", "должно быть".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о размещении заказов.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 5 статьи 17 Закона о размещении заказов внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при размещении заказа:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 12.11.2013;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 6 855 480 720 рублей;
3) на участие в Аукционе подано 3 (три) заявки от участников размещения заказа;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 11.12.2013.
1. В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать следующие сведения, в том числе: требования к содержанию и составу заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме в соответствии с частями 4 и 6 статьи 41.8 Закона о размещении заказов и инструкцию по ее заполнению.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта, в том числе: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
Согласно пункту 8.20 Информационной карты документации об Аукционе первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать "Согласие, предусмотренное пунктом 1.2, а также конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным заказчиком в графах "Требуемый параметр" и "Требуемое значение" Формы 2 "СВЕДЕНИЯ О КАЧЕСТВЕ, ТЕХНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ ТОВАРА, ЕГО БЗОПАСТНОСТИ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ (ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВАХ) ТОВАРА, РАЗМЕРЕ, УПАКОВКЕ, ОТГРУЗКЕ ТОВАРА И ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ТОВАРЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОТОРЫХ ПРЕДУСМОТРЕНО ДОКУМЕНТАЦИЕЙ ОБ ОТКРЫТОМ АУКЦИОНЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ" части IV "ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗА" документации об открытом аукционе в электронной форме, и товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии) предлагаемого к использованию товара (указание на отсутствие товарного знака, в случае если предлагаемый к поставке товар не имеет товарного знака)".
Согласно Формы 2 "СВЕДЕНИЯ О КАЧЕСТВЕ, ТЕХНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ ТОВАРА, ЕГО БЗОПАСТНОСТИ, ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ (ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВАХ) ТОВАРА, РАЗМЕРЕ, УПАКОВКЕ, ОТГРУЗКЕ ТОВАРА И ИНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ТОВАРЕ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КОТОРЫХПРЕДУСМОТРЕНО ДОКУМЕНТАЦИЕЙ ОБ ОТКРЫТОМ АУКЦИОНЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ" части IV "ОБРАЗЦЫ ФОРМ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ УЧАСТНИКАМИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗА" документации об Аукционе "Инструкция по заполнению заявки: Конкретные показатели, характеристики товара, используемого при выполнении работ, представляются в отношении каждого вида (типа) товара, используемого при выполнении работ по предмету аукциона в электронной форме. В случае перечисления характеристик через запятую означает, что при производстве работ используются товары со всеми перечисленными характеристиками. Перечисление характеристики через "/" означает, что участник должен указать любое значение по своему выбору. В случае перечисления характеристик через точку с запятой означает, что участник должен указать любое значение по своему выбору".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, а также представили письменные возражения на жалобу (исх. от 11.12.2013 N 131), согласно которым "Заказчиком сформирована документация об Аукционе с учетом требований Закона о размещении заказов путем указания на максимальные и минимальные величины. Документация об Аукционе содержит инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе, согласно которой в отношении каждого вида (типа) товара, используемого при выполнении работ необходимо представить конкретные показатели, характеристики товара, используемого при выполнении работ".
Таким образом, довод жалобы Заявителя о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом не установлена в документации об Аукционе надлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, а именно: не установлены требования к требуемому значению параметров, например: "не должно быть", "должно быть", не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 6.2.3 "Требования к подрядной организации" Технического задания документации об Аукционе "Подрядчик должен обеспечить на объекте наличие необходимого для выполнения всех видов и объемов производимых работ количества квалифицированного инженерно-технического персонала и рабочих требуемых специальностей. Требования к персоналу: персонал должен быть обучен технологии выполнения работ; иметь опыт работы не менее 5 лет".
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов. При этом согласно части 2.1 статьи 34 Закона о размещении заказов не допускается включать в документацию об аукционе (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к производителю товара, к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, требование Заказчика, Уполномоченного органа, установленное в пункте 6.2.3 Технического задания документации об Аукционе о наличии опыта работы у персонала не менее 5 лет, не соответствует части 2.1 статьи 34 Закона о размещении Заказов и нарушает часть 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов кроме указанных в частях 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов требований заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Пунктом 33.2.1 Технического задания документации об Аукционе установлено, что "В рамках выполнения строительно-монтажных работ Подрядчик имеет право привлекать субподрядные организации, предварительно согласованные с Заказчиком, с действующими лицензиями и свидетельствами СРО на потребные виды работ".
Согласно проекту контракта документации об Аукционе "Субподрядчик - Обозначает любое лицо, которое Генеральный Подрядчик привлекает при согласовании с Заказчиком-Застройщиком для исполнения своих обязанностей по настоящему Контракту".
В статье 9 "Субподрядчики" проекта контракта документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом установлено следующее:
"9.1 Генеральный Подрядчик будет иметь право, сохраняя при этом полную и эксклюзивную ответственность за совершение всех своих обязательств по настоящему Контракту, включая Строительные работы и услуги, выполненные силами своих Субподрядчиков, нанимать субподрядчиков для выполнения специальных сегментов Строительных работ и соответствующих услуг на условиях и как указано в Статье 9 настоящего Контракта. Оговорено, что Генеральный Подрядчик не должен передавать на субподряд более 70% (семидесяти процентов) Строительных работ и не должен позволять ни одному из своих Субподрядчиков отдавать на субподряд работы полностью или частично, при этом, на этапе общестроительных и отделочных работ, устройству внутренней инженерии основного здания - процентное соотношение рабочих из иностранных государств должно быть не более 50% (пятидесяти процентов) относительно рабочих из РФ и стран СНГ.
9.2 До момента подписания Контракта с субподрядчиком Генеральный подрядчик обязан затребовать у Субподрядчика и передать Заказчику-Застройщику следующие документы в отношении Субподрядчика:
9.2.1. Заверенную субподрядчиком копию Свидетельства о государственной регистрации.
9.2.2. Заверенную субподрядчиком копию Свидетельства о постановке на налоговый учет.
9.2.3. Заверенную субподрядчиком копию письма Госкомстата России.
9.2.4. Заверенную субподрядчиком копию о назначении на должность Единоличного Исполнительного органа.
9.2.5. Оригинал выписки из ЕГРЮЛ, датированной не ранее, чем за 20 дней до даты ее предоставления.
9.2.6. Копию, заверенную Субподрядчиком, Бухгалтерской и налоговой отчетности за полный финансовый год, а также за последний отчетный период (Бухгалтерский баланс, Отчет о Прибылях и убытках, Налоговая декларация по НДС, Налоговая декларация по налогу на прибыль) с отметкой налогового органа о принятии либо с приложением электронного протокола принятия отчетности налоговым органом посредством коммуникационных каналов связи.
9.4 Если по обоснованному мнению Заказчика-Застройщика Субподрядчик не соответствует критериям, указанным в п. 9.2. настоящего Контракта, либо предоставленные согласно п. 9.3. Контракта документы, вызывают у Заказчика-Застройщика мотивированные сомнения в возможности выполнения Субподрядчиком передаваемого ему объема работ, Генеральный Подрядчик, по письменному требованию Заказчика-Застройщика может прекратить - договор субподряда с данным Субподрядчиком, если Заказчик-Застройщик в письменном виде объяснит причины для этого.
Указанные требования не предусмотрены частями 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов и, следовательно, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе указанные требования, нарушают часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
4. В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме наряду с предусмотренными частью 3 настоящей статьи сведениями должна содержать следующие сведения о товарах, работах, об услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта, в том числе: требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. При этом должны быть указаны используемые для определения соответствия потребностям заказчика или эквивалентности предлагаемого к поставке или к использованию при выполнении работ, оказании услуг товара максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и показатели, значения которых не могут изменяться.
На заседании Комиссии установлено, что в пункте 103 Формы N 2 документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом установлены требования к характеристикам товара - "Отводы изогнутые под углом 45°", использующимся при выполнении работ, связанные с определением соответствия товаров потребностям Заказчика. При этом требования к показателям товара: "предел текучести", "временное сопротивление", "относительное удлинение и сужение" не установлены.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, а также представили письменные возражения на жалобу Заявителя (от 06.12.2013 N 1113), согласно которым "К характеристикам товара "Отводы изогнутые под углом 45°", а именно: по пределу текучести, временному сопротивлению, относительному удлинению и сужению значения не установлены, поскольку данные характеристики не являются в данном случае определяющими для Заказчика и будут зависеть от того, из какой марки стали будет изготовлен тот или иной отвод, предложенный участником размещения заказа в первой части заявки на участие в Аукционе".
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом в нарушение пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов не установлены требования к характеристикам товара - "Отводы изогнутые под углом 45°", использующимся при выполнении работ.
Нарушения Заказчиком, Уполномоченным органом положений Закона о размещении заказа, указанные в пунктах 2,3,4 настоящего решения, содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частями 5, 9 статьи 17, частью 6 статьи 60 Закона о размещении заказов, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 24.07.2012 N 498, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "СМУ-22" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 4 статьи 11, части 1, пункта 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
3. В связи с тем, что Заказчику, Уполномоченному органу выдано предписание об устранении нарушений Закона о размещении заказов по делу от 06.12.2013 N К-2294/13, предписание по делу от 11.12.2013 N К-2356/13 не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по делу от 06.12.2013 N К-2294/13 переданы соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, материалы по делу от 11.12.2013 N К-2356/13 не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 11 декабря 2013 г. N К-2356/13 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов"
Текст решения официально опубликован не был