Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
к заключению об экспертизе приказа
Минсельхозпрода России
от 18 октября 1999 г. N 707
"Об утверждении Порядка реализации
и транспортировки семян
сельскохозяйственных растений"
Свод замечаний и предложений субъектов предпринимательской и иной деятельности по тексту приказа Минсельхозпрода России от 18 октября 1999 г. N 707 "Об утверждении Порядка реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений"
Сокращение |
|
Обозначение |
АНРСК |
|
Ассоциация независимых российских семенных компаний |
"Сингента" |
|
ООО "Сингента" |
РЗС |
|
Российский зерновой союз |
РСПП |
|
Российский союз промышленников и предпринимателей |
"КВС РУС" |
|
ООО "КВС РУС" |
1. Абзац первый Приказа
Действующая редакция |
Предложение |
Инициатор предложения |
Обоснование |
Во исполнение Федерального закона "О семеноводстве" от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 51, ст. 5715) и постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 1998 г. N 1200 "Об утверждении Положения о деятельности государственных инспекторов в области семеноводства сельскохозяйственных растений и Положения о сортовом и семенном контроле сельскохозяйственных растений в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 43, ст. 5352) приказываю: |
Во исполнение Федерального закона "О семеноводстве" от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 51, ст. 5715) приказываю: |
АНРСК |
Государственные семенные инспекции упразднены в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2007 г. N 566-р. |
Финальное предложение:
Действующая редакция |
Во исполнение Федерального закона "О семеноводстве" от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 51, ст. 5715) и постановления Правительства Российской Федерации от 15 октября 1998 г. N 1200 "Об утверждении Положения о деятельности государственных инспекторов в области семеноводства сельскохозяйственных растений и Положения о сортовом и семенном контроле сельскохозяйственных растений в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 43, ст. 5352) приказываю: |
Предлагаемая финальная редакция |
Во исполнение Федерального закона "О семеноводстве" от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 51, ст. 5715) приказываю: |
Комментарии: Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 1998 г. N 1200 определялся порядок деятельности государственных инспекторов в области семеноводства сельскохозяйственных растений. В настоящее время государственных инспекторов в области семеноводства сельскохозяйственных растений не существует.
2. Пункт 2 Приказа
Действующая редакция |
Предложение |
Инициатор предложения |
Обоснование |
Министерствам, управлениям (департаментам) сельского хозяйства и продовольствия субъектов Российской Федерации организовать изготовление необходимого количества ярлыков на контейнеры с семенами для физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области семеноводства сельскохозяйственных растений. |
Пункт 2 Приказа исключить. |
АНРСК |
При необходимости установить требования к ярлыкам, а изготовление ярлыков это дело каждого участника осуществляющего деятельность в области семеноводства сельскохозяйственных растений. Монополия Министерства и департаментов сельского хозяйства субъектов РФ неминуемо приведет к необоснованно высокой стоимости таких ярлыков и в конечном счете к удорожанию конечной продукции. |
Финальное предложение:
Действующая редакция |
2.Министерствам, управлениям (департаментам) сельского хозяйства и продовольствия субъектов Российской Федерации организовать изготовление необходимого количества ярлыков на контейнеры с семенами для физических и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области семеноводства сельскохозяйственных растений. |
Предлагаемая финальная редакция |
Пункт 2 Приказа исключить. |
Комментарии: Монополия Минсельхоза России и с/х департаментов субъектов Российской Федерации на изготовление ярлыков не обоснована и скрывает в себе потенциал для роста стоимости конечной продукции.
3. Пункт 1.3 Порядка
Действующая редакция |
Предложение |
Инициатор предложения |
Обоснование |
Контроль за выполнением настоящего Порядка осуществляется государственными семенными инспекциями. |
Контроль за выполнением настоящего Порядка осуществляется в соответствии со статьей 36 Федерального закона от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ "О семеноводстве". |
АНРСК РСПП РЗС "КВС РУС" |
Государственные семенные инспекции упразднены (распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 мая 2007 г. N 566-р, приказ Минсельхоза России от 29 мая 2007 г. N 288). Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 328 (п. 2), затем повторно постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2006 г. N 164 (п. 2) полномочия федеральных органов исполнительной власти по организации проведения сортового и семенного контроля в отношении посевов и семян сельскохозяйственных растений были признаны избыточными и подлежащими упразднению. |
Финальное предложение:
Действующая редакция |
Контроль за выполнением настоящего Порядка осуществляется государственными семенными инспекциями. |
Предлагаемая финальная редакция |
Контроль за выполнением настоящего Порядка осуществляется в соответствии со статьей 36 Федерального закона от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ "О семеноводстве". |
Комментарии: Приказ противоречит действующему федеральному законодательству.
4. Пункт 2.1 Порядка
Действующая редакция |
Предложение |
Инициатор предложения |
Обоснование |
Реализация семян сортов, включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию (далее - Реестр), осуществляется при наличии документа, удостоверяющего их сортовые и посевные качества, и фитосанитарного сертификата. Семена, реализуемые оптовыми партиями для розничной торговли, сопровождаются свидетельством на семена. |
Допускается реализация партий семян сельскохозяйственных растений, сорта которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию. Семена, реализуемые оптовыми партиями для розничной торговли, сопровождаются свидетельством на семена, выдаваемым продавцом. |
АНРСК РСПП РЗС "КВС РУС" |
Требование наличия документа, удостоверяющего сортовые и посевные качества семян, и фитосанитарного сертификата устарело и противоречит Федеральному закону от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ "О семеноводстве". В статье 30 Федерального закона от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ "О семеноводстве" указывается, что допускается реализация партий семян сельскохозяйственных растений, сорта которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию. Подтверждающим документом, удостоверяющим сортовые и посевные качества партии семян сортов, включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, является сертификат. В то же время статья 28 Федерального закона от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ "О семеноводстве" устанавливает, что подтверждение соответствия партий семян осуществляется добровольно, по инициативе заявителя. На реализуемые партии семян должны представляться результаты сортовой и семенной экспертизы, которые являются инструментом регулирования защиты прав потребителей. Семена - особый товар, качественные характеристики которого проявляются в течении определенного промежутка времени (с момента покупки до выявления их потребительских свойств проходит более полугода). По внешним признакам кондиционные и некондиционные семена могут не иметь различий, но в процессе реализации своих свойств они необратимо меняются, и при отсутствии документов, подтверждающих результаты сортовой и семенной экспертизы покупателю невозможно предъявить претензии к продавцу по качеству приобретенных партий семян. В отношении требования фитосанитарного сертификата: Фитосанитарный сертификат - это документ международного образца, сопровождающий подкарантинную продукцию и выдаваемый уполномоченным органом государства страны - экспортера по форме, установленной Международной конвенцией по карантину и защите растений (Рим, 1951 год, в редакции 1997 года) и удостоверяющий фитосанитарное состояние подкарантинной продукции. А значит может быть только у импортных семян и то 15 дней (срок его действия). (Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе таможенного союза утвержденное решением Комиссии Таможенного Союза от 18 июня 2010 г. N 318). Не должно являться предметом регулирования приказа наличие фитосанитарного сертификата при реализации семян, так как карантинная фитосанитарная сертификация подкарантинной продукции предусмотрена Федеральным законом от 15 июля 2000 г. N 99-ФЗ "О карантине растений". В отношении требования о наличии свидетельства на семена: Законодательством Российской Федерации форма такого свидетельства не утверждена. И, соответственно, на практике производители семян используют либо протокол испытаний, который является промежуточным документом при получении сертификата качества, либо произвольную форму свидетельства, заверенную печатью продавца, что в дальнейшем приводит к применению штрафных санкций контролирующими органами. |
Финальное предложение:
Действующая редакция |
Реализация семян сортов, включенных в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию (далее - Реестр), осуществляется при наличии документа, удостоверяющего их сортовые и посевные качества, и фитосанитарного сертификата. Семена, реализуемые оптовыми партиями для розничной торговли, сопровождаются свидетельством на семена. |
Предлагаемая финальная редакция |
Допускается реализация партий семян сельскохозяйственных растений, сорта которых включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию. Семена, реализуемые оптовыми партиями для розничной торговли, сопровождаются свидетельством на семена, выдаваемом продавцом. |
Комментарии: Предложения вносятся с целью устранения противоречий с действующим российским законодательством.
5. Пункт 3.4 Порядка
Действующая редакция |
Предложение |
Инициатор предложения |
Обоснование |
Каждый контейнер с семенами опечатывается таким образом, чтобы его невозможно было вскрыть, не оставив видимых следов, указывающих на возможность подмены или изменения содержимого контейнера: мешок (тканевый, бумажный) - зашивается машинным или ручным способом шпагатом по ГОСТ 17308 или нитками по ГОСТ 14961, опечатывается ярлыком или пломбируется; пакеты бумажные, фольгированные и другие - заклеиваются машинным или ручным способом; другие типы контейнеров пломбируются. |
Каждый контейнер с семенами опечатывается таким образом, чтобы его невозможно было вскрыть, не оставив видимых следов, указывающих на возможность подмены или изменения содержимого контейнера. |
РСПП РЗС |
Предусматривает необоснованные требования к упаковке семян, предназначенных для реализации. |
Финальное предложение:
Действующая редакция |
Каждый контейнер с семенами опечатывается таким образом, чтобы его невозможно было вскрыть, не оставив видимых следов, указывающих на возможность подмены или изменения содержимого контейнера: мешок (тканевый, бумажный) - зашивается машинным или ручным способом шпагатом по ГОСТ 17308 или нитками по ГОСТ 14961, опечатывается ярлыком или пломбируется; пакеты бумажные, фольгированные и другие - заклеиваются машинным или ручным способом; другие типы контейнеров пломбируются. |
Предлагаемая финальная редакция |
Каждый контейнер с семенами опечатывается таким образом, чтобы его невозможно было вскрыть, не оставив видимых следов, указывающих на возможность подмены или изменения содержимого контейнера. |
Комментарии: Необоснованное требование, которое может повлечь удорожание конечной продукции и создать почву для возникновения коррупционных взаимоотношений с контрольно-надзорными органами.
6. Пункт 4.8 Порядка
Действующая редакция |
Предложение |
Инициатор предложения |
Обоснование |
Ярлыки, соответствующие описанию, данному в главе 5, действительны только при наличии печати поставщика семян. |
Пункт 4.8. исключить. |
"Сингента" |
Для профессионального рынка требование является барьером, так как с момента упаковки семян до их конечной реализации (высева) поставщиком семян выступают поочередно несколько как российских, так и иностранных юридических лиц. В современных рыночных условиях семена могут продаваться десять и более раз, это означает, что их нужно каждый раз переупаковывать и перемаркировывать. Такой подход отрицательно влияет на конечную стоимость семян как отечественного, так и импортного производства и влечет за собой целый шлейф административных правонарушений. Де-факто, данная норма на практике (профессиональный рынок полевых культур) не применяется, но является потенциальным барьером для остановки любой партии семян на усмотрение сотрудников контролирующих структур. |
Финальное предложение:
Действующая редакция |
Ярлыки, соответствующие описанию, данному в главе 5, действительны только при наличии печати поставщика семян. |
Предлагаемая финальная редакция |
Пункт 4.8. исключить. |
Комментарии: Необоснованное требование, которое может повлечь удорожание конечной продукции и создать почву для возникновения коррупционных взаимоотношений с контрольно-надзорными органами.
7. Пункт 5.2 Порядка
Действующая редакция |
Предложение |
Инициатор предложения |
Обоснование |
Форма Ярлыки должны быть прямоугольными, размером не менее 110 х 70 мм. |
Пункт 5.2. исключить. |
АНРСК |
Требования к форме ничем не обоснованы. Между тем влекут за собой определенные расходы и создают почву для контрольно-надзорных органов воспрепятствовать деятельности предпринимателей. Форма ярлыка может быть различной - прямоугольной, овальной, округлой и т.д. Главное, чтобы ярлык был прочным, а информация полная и легко читаемая. |
Финальное предложение:
Действующая редакция |
Форма Ярлыки должны быть прямоугольными, размером не менее 110 х 70 мм. |
Предлагаемая финальная редакция |
Пункт 5.2. исключить. |
Комментарии: Необоснованное требование, которое может повлечь удорожание конечной продукции и создать почву для возникновения коррупционных взаимоотношений с контрольно-надзорными органами.
8. Пункт 5.3 Порядка
Действующая редакция |
Предложение |
Инициатор предложения |
Обоснование |
Цвет Ярлыки должны иметь следующий цвет: оригинальные семена - фиолетовый; элитные семена - белый; репродукционные и гибридные семена 1-го поколения - голубой; репродукционные семена 2-го и последующих поколений - красный; смесь семян - зеленый. Соответствующий номер поколения отмечается на всех красных ярлыках. |
Пункт 5.3. исключить. |
АНРСК |
Если на пакетах имеется информация о категории семян, то не ясно, для чего делать ярлыки разного цвета. Это дополнительные затраты, которые повлекут удорожание конечной продукции. Кроме того, это препятствует проведению рекламных кампаний, в которых используются другие привлекательные цвета или оттенки. |
Финальное предложение:
Действующая редакция |
Цвет Ярлыки должны иметь следующий цвет: оригинальные семена - фиолетовый; элитные семена - белый; репродукционные и гибридные семена 1-го поколения - голубой; репродукционные семена 2-го и последующих поколений - красный; смесь семян - зеленый. Соответствующий номер поколения отмечается на всех красных ярлыках. |
Предлагаемая финальная редакция |
Пункт 5.3. исключить. |
Комментарии: Необоснованное требование, которое может повлечь удорожание конечной продукции и создать почву для возникновения коррупционных взаимоотношений с контрольно-надзорными органами.
9. Пункт 6.2.6 Порядка
Действующая редакция |
Предложение |
Инициатор предложения |
Обоснование |
Происхождение семян Указывается наименование и адрес организации, реализующей семена, и ее регистрационный номер. |
Происхождение семян Указывается наименование и адрес организации-производителя семян. |
АНРСК "Сингента" "КВС РУС" |
С момента упаковки семян до их конечной реализации (высева) организацией, реализующей семена, выступают поочередно несколько как российских, так и иностранных юридических лиц. Допускает двоякое толкование в части понимания, кого считать компанией, реализующей семена. Регистрационный номер - приемлемо только для российских компаний. |
Финальное предложение:
Действующая редакция |
Происхождение семян Указывается наименование и адрес организации, реализующей семена, и ее регистрационный номер. |
Предлагаемая финальная редакция |
Происхождение семян Указывается наименование и адрес организации-производителя семян. |
Комментарии: Необоснованное требование, которое может повлечь удорожание конечной продукции и создать почву для возникновения коррупционных взаимоотношений с контрольно-надзорными органами.
10. Пункт 6.2.9 Порядка
Действующая редакция |
Предложение |
Инициатор предложения |
Обоснование |
Наименование и номер документа, удостоверяющего сортовые и посевные качества семян. |
Пункт 6.2.9 исключить. |
АНРСК "Сингента" |
Является дополнительным требованием, кроме установленных в Федеральном законе N 149-ФЗ (статья 30). |
Финальное предложение:
Действующая редакция |
Наименование и номер документа, удостоверяющего сортовые и посевные качества семян. |
Предлагаемая финальная редакция |
Пункт 6.2.9 исключить. |
Комментарии: Противоречие действующему законодательству.
11. Пункт 6.2.11 Порядка
Действующая редакция |
Предложение |
Инициатор предложения |
Обоснование |
Класс Указывается класс посевного стандарта, которому соответствует качество семян. |
Пункт 6.2.11 исключить. |
АНРСК |
ГОСТ Р 52171-2003, ГОСТ Р 52325-2005 деление семян на классы посевного стандарта не предусматривается. |
Финальное предложение:
Действующая редакция |
Класс Указывается класс посевного стандарта, которому соответствует качество семян. |
Предлагаемая финальная редакция |
Пункт 6.2.11 исключить. |
Комментарии: Противоречие действующему законодательству.
12. Пункт 7.1 Порядка
Действующая редакция |
Предложение |
Инициатор предложения |
Обоснование |
Пакетики с семенами, предназначенные для розничной торговли внутри страны, должны содержать следующую официальную информацию: наименование, адрес и телефон организации (фирмы) - продавца семян; название культуры, сорта в точном соответствии с Реестром; обозначение стандарта (ТУ) на сортовые и посевные качества; номер партии; масса (в граммах) или количество (штук) семян в пакетике; срок реализации. Срок реализации устанавливается для семян, упакованных в бумажные одинарные пакетики от даты упаковки текущего года до конца последующего года. Для семян, упакованных в двойную упаковку и только с применением фольгированных и иных воздухонепроницаемых материалов, - от даты упаковки текущего года до конца второго года реализации. К примеру: использовать до 12.2000 - для упакованных в бумажные пакетики; до 12.2001 - для упакованных в двойные пакетики. При истечении срока реализации пакетики с семенами выводят из торгового оборота, подвергают дополнительному контролю, перемаркировывают или уничтожают. |
Пакетики с семенами, предназначенные для розничной торговли внутри страны, должны содержать следующую официальную информацию: наименование, адрес и телефон организации (фирмы) - продавца семян; название культуры, сорта в точном соответствии с Реестром; обозначение стандарта (ТУ) на сортовые и посевные качества; номер партии; масса (в граммах) или количество (штук) семян в пакетике; срок реализации. Срок реализации устанавливается для семян, упакованных в бумажные одинарные пакетики от даты упаковки текущего года до конца последующего года. Для семян, упакованных в двойную упаковку и только с применением фольгированных и иных воздухонепроницаемых материалов, - от даты упаковки текущего года до конца четвертого года реализации. К примеру: использовать до 12.2000 - для упакованных в бумажные пакетики; до 12.2004 - для упакованных в двойные пакетики. При истечении срока реализации пакетики с семенами выводят из торгового оборота, подвергают дополнительному контролю, перемаркировывают или уничтожают. |
АНРСК РСПП РЗС "Сингента" |
Если семена не были реализованы в течение указанного срока, продавец обязан вывести пакетики с семенами из торгового оборота, за свой счет провести дополнительный контроль, который включает повторное определение посевных качеств семян и по результатам исследований, перемаркировать или уничтожить всю партию семян. Установленное указанным пунктом требование вводит избыточные административные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской деятельности, которые способствуют возникновению у них необоснованных расходов в связи с тем, что семена являются специфическим товаром и их фактические характеристики могут меняться в течении продолжительного времени. Исходя из биологических особенностей культур хранение не всегда ухудшает их посевные качества. У одних культур, всхожесть, например, может снижаться с каждым годом хранения, у других наоборот повышаться. Поэтому, срок реализации должен быть дифференцирован в зависимости от культуры. Для фольгированных упаковок он должен быть не менее 3-4х лет. |
Финальное предложение:
Действующая редакция |
Пакетики с семенами, предназначенные для розничной торговли внутри страны, должны содержать следующую официальную информацию: наименование, адрес и телефон организации (фирмы) - продавца семян; название культуры, сорта в точном соответствии с Реестром; обозначение стандарта (ТУ) на сортовые и посевные качества; номер партии; масса (в граммах) или количество (штук) семян в пакетике; срок реализации. Срок реализации устанавливается для семян, упакованных в бумажные одинарные пакетики от даты упаковки текущего года до конца последующего года. Для семян, упакованных в двойную упаковку и только с применением фольгированных и иных воздухонепроницаемых материалов, - от даты упаковки текущего года до конца второго года реализации. К примеру: использовать до 12.2000 - для упакованных в бумажные пакетики; до 12.2001 - для упакованных в двойные пакетики. При истечении срока реализации пакетики с семенами выводят из торгового оборота, подвергают дополнительному контролю, перемаркировывают или уничтожают. |
Предлагаемая финальная редакция |
Пакетики с семенами, предназначенные для розничной торговли внутри страны, должны содержать следующую официальную информацию: наименование, адрес и телефон организации (фирмы) - продавца семян; название культуры, сорта в точном соответствии с Реестром; обозначение стандарта (ТУ) на сортовые и посевные качества; номер партии; масса (в граммах) или количество (штук) семян в пакетике; срок реализации. Срок реализации устанавливается для семян, упакованных в бумажные одинарные пакетики от даты упаковки текущего года до конца последующего года. Для семян, упакованных в двойную упаковку и только с применением фольгированных и иных воздухонепроницаемых материалов, - от даты упаковки текущего года до конца четвертого года реализации. К примеру: использовать до 12.2000 - для упакованных в бумажные пакетики; до 12.2004 - для упакованных в двойные пакетики. При истечении срока реализации пакетики с семенами выводят из торгового оборота, подвергают дополнительному контролю, перемаркировывают или уничтожают. |
Комментарии: Данные поправки обоснованы биологическими особенностями сельскохозяйственных культур снижать или повышать свою всхожесть в процессе хранения.
<< Приложение 2. Сводная таблица |
>> 13. Раздел Х Порядка |
|
Содержание Заключение Министерства экономического развития РФ от 18 декабря 2013 г. "Об экспертизе приказа Минсельхозпрода России... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.