В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях", Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 332, Правилами рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 г. N 669, и Административным регламентом предоставления Федеральной службой по тарифам государственной услуги по досудебному рассмотрению споров, связанных с установлением и применением цен (тарифов), регулируемых в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях", утвержденным приказом ФСТ России от 04.06.2012 г. N 372-д, на основании заявления ООО "ТранснефтьЭлектросетьСервис" (регистрационный N 4-1123 от 10.04.2013 г.) о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, рассмотрев представленные ООО "ТранснефтьЭлектросетьСервис" (далее также - Заявитель) и Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее также - Респондент) дополнительные материалы, установлено следующее.
Приказом ФСТ России от 25 июля 2013 г. N 1011/1-д "Об удовлетворении требований, указанных в заявлении ООО "ТранснефтьЭлектросетьСервис" о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере регулирования тарифов естественных монополий, с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (вх. N 4-1123 от 10.04.2013 г.)" органу исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики (которым в 2013 году является Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области) было предписано в установленном порядке принять решение о приведении решений об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для Заявителя на 2013 год в соответствие с законодательством и указанным приказом ФСТ России, при этом учесть при расчете тарифов объём отпуска (передачи) электроэнергии ООО "ТранснефтьЭлектросетьСервис" по уровню напряжения СН II в размере 14 678,00 тыс. кВт.ч (при плановой заявленной мощности 2,186 МВт).
При исполнении приказа ФСТ России от 25 июля 2013 г. N 1011/1-д Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области было допущено нарушение законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере электроэнергетики выразившееся в следующем.
Приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 06.09.2013 г. N 166 "О внесении изменений в приказ министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 24.01.2013 г. N 4 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Самарской области" тарифы на услуги по передаче электрической энергии для Заявителя на 2013 год были пересмотрены, но при расчете тарифов, вводимых в действие с 1 сентября 2013 г., Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области были изменены в сторону увеличения ранее учтенные при установлении для Заявителя тарифов на услуги по передаче электрической энергии значения полезного отпуска электроэнергии потребителям по уровню напряжения СН 1 на 2 490,76 тыс. кВт.ч по сравнению с первоначальным значением, учтенным при установлении тарифов для Заявителя на 2013 год.
Значения полезного отпуска энергии по уровню напряжения СН 1 не являлись предметом рассмотрения досудебного спора, по результатам рассмотрения которого ФСТ России был издан приказ от 25 июля 2013 г. N 1011/1-д, положений, предписывающих Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области изменять иные, ранее учтенные при установлении тарифов показатели, за исключением прямо указанных в упомянутом приказе, не содержалось.
Согласно п. 7. Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Правила регулирования), цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев.
Изменение ранее учтенных при расчете и установлении тарифов технико-экономических показателей, в том числе значения полезного отпуска, влечет также и изменение расчетных значений числового значения тарифов.
Из вышеизложенного следует, что Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области были превышены свои полномочия при принятии приказа от 06.09.2013 г. N 166.
Следствием вышеуказанного нарушения законодательства является то, что ООО "ТранснефтьЭлектросетьСервис" при осуществлении регулируемой деятельности в 2013 году и расчетах по установленным приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 06.09.2013 г. N 166 образуется недополучение в выручке 2013 года финансовых средств при осуществлении регулируемой деятельности и недосбор установленной на 2013 год НВВ (у Заявителя возникает разница между размером полученными от сбытовых и иных сетевых компаний денежных средств от оказания услуг по передаче и оплаченными в пользу иных сетевых компаний платежей по индивидуальным тарифам, которая меньше установленного для Заявителя Респондентом размера необходимой валовой выручки 2013 г.), что противоречит положениям пункта 49 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 г. N 20-э/2.
Из вышеприведенного следует, что требование ООО "ТранснефтьЭлектросетьСервис", указанное в заявлении о досудебном рассмотрении спора о признании того, что установленные приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 06.09.2013 г. N 166 тарифы установлены с нарушением законодательства подлежит удовлетворению.
При этом не подлежат удовлетворению требования ООО "ТранснефтьЭлектросетьСервис", указанные в заявлении о досудебном рассмотрении спора об отмене приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 06.09.2013 г. N 166, предписании Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области учесть при установлении тарифов на 2013 год расчетный недополученный доход за 2013 год в размере 27211,0 тыс. руб. (без учета покупки потерь электрической энергии на технологические цели) в связи со следующим.
Порядок принятия решений об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии установлен Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. N 1178.
Принятие решения органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) Самарской области об установлении тарифов на 2013 год в соответствии с законодательством без нарушения установленного порядка принятия таких решений не представляется возможным.
При этом Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. N 1178, предусмотрена возможность учета экономически обоснованного и документально подтвержденного недополученного дохода при установлении тарифов на следующий период.
Из вышеизложенного следует, что недополученный вследствие принятия Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области приказа от 06.09.2013 г. N 166 с нарушением законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике может быть учтен при установлении тарифов в следующем периоде регулирования, в том числе и при установлении тарифов на 2014 год, однако окончательный расчет данного недополученного дохода будет возможен только при установлении тарифов на 2015 год, так как итоговая бухгалтерская и статистическая отчётность за полный 2013 год может быть представлена со стороны Заявителя в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области не ранее, чем в 1-ом квартале 2014 г., то есть после установления тарифов на 2014 год.
Учитывая результаты анализа представленных сторонами материалов по существу спора, которые подробно изложены в пояснительной записке Контрольно-ревизионного управления ФСТ России, а также результаты рассмотрения данного спора на заседании Контрольной комиссии ФСТ России (протокол от 11.12.2013 г. N ДС-97), приказываю:
1. Удовлетворить требования ООО "ТранснефтьЭлектросетьСервис", указанные в заявлении о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере деятельности естественных монополий, с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.
Признать, что установленные приказом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 06.09.2013 г. N 166, установлены с нарушением законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике.
В удовлетворении остальных требований ООО "ТранснефтьЭлектросетьСервис" - отказать.
2. Органу исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики:
- в установленном законодательством порядке провести анализ представленных ООО "ТранснефтьЭлектросетьСервис" для установления тарифов обосновывающих материалов и учесть экономически обоснованный и документально подтвержденный недополученный доход, возникший у ООО "ТранснефтьЭлектросетьСервис" вследствие принятия Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области решений об установлении индивидуальных тарифов для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2013 год учесть при установлении тарифов на 2014-2015 гг.;
- об исполнении настоящего приказа в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в абзаце втором настоящего пункта решений об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, но не позднее 20 января соответствующего календарного года, следующего за календарным годом принятия решения, проинформировать Федеральную службу по тарифам, представив в Контрольно-ревизионное управление ФСТ России надлежащим образом заверенные копии:
1) решения органа исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которого предписано пунктом 2 настоящего приказа;
2) протокола заседания правления органа исполнительной власти Самарской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на котором принималось вышеуказанное решение.
Руководитель Федеральной |
С. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по тарифам от 11 декабря 2013 г. N 1580-д "О частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении ООО "ТранснефтьЭлектросетьСервис" о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере деятельности субъектов естественных монополий, с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области"
Текст приказа опубликован в Информационном бюллетене Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 48